Фронтальная ЭПР бомбардировщика B-2

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Breeze написал(а):
Попробуйте иногда не скатываться на уровень "простого здравомыслящего парня с улицы", несолидно.
Дядь Миша, вот именно это самое я хотел бы пожелать Вам --- особенно когда Вы пишете пространные рассуждения на тему как поступают инженеры и главные конструкторы в той или иной ситуации и как они взаимодействуют с заказчиком :grin: --- место которым в разделе "юмор", а никак не в авиационном :grin: . Хочу напомнить также, что не менее несолидно (более того, дурной тон) --- давать в качестве аргумента ссылки на другие форумы и на никому не известных форумных персонажей. Ни один здравомыслящий человек такие "аргументы" всерьёз расматривать не станет --- максимум на что это тянет --- "информация к размышлению" либо версия от "ОБС" :grin:

Breeze написал(а):
Всего 15 дБ. Между тем все прочие источники говорят о диапазоне уровней ЭПР для любых ЛА (в т.ч. малозаметных) порядка 30...40 дБ минимум.
- Пошлите их "на три русских буквы" и перечитайте ещё разок, что говорит ветеран F-117 в совершенно частной беседе, "один-на-один", без телекамер...
О том, что он ветеран Ф-117, можно судить в лучшем случае лишь с его собственных слов, а в худшем --- со слов анонимного участника форума. А окажись вдруг он даже и реальным "ветераном Ф-117" --- не вижу ни на грамм, какая-такая мотивация у него могла бы быть говорить правду потенциальному противнику. Так что данную ссылку отношу к категориям, упомянутым выше. Как информация к размышлению в "копилку сплетен" --- ради Бога, давно принято и оприходовано, а вот как аргумент --- идите с такими аргументами в детский сад, если не ещё подальше :grin:

Хотя, повторю, даже этот Ваш "ветеран" говорит об очень большом диапазоне значений ЭПР Ф-22 ("от почти полного нуля до величины, значительно большей, чем у Ф-117" --- дословно искать лень, но с точностью до смысла примерно как-то так).

Что до источников, которые Вы неосмотрительно предлагаете послать на три буквы --- Во-первых, это разные источники, друг с другом не связанные, во-вторых как минимум часть из них независимы, и в-третьих --- те, которые зависимы, не переходят грань дозволенного (то бишь не треплются подозрительно много). В-четвёртых, как минимум часть из них имеет известное имя. В-пятых --- уровень их аргументов многократно превышает уровень форумных баек. В-шестых --- их результаты вполне согласуются и с физикой, и со здравым смыслом. Хотя, при всём при этом, я не считаю, что их следует рассматривать в качестве истины в последней инстанции и брать на веру (как Вы берёте на веру слова любых форумных персонажей, если они согласуются в Вашим чисто субъективным ИМХО) --- наоборот, я с удовольствием рассмотрю любые достойные аргументы против этих источников --- если это будут в самом деле аргументы, а не религиозные постулаты, изречённые пророками, коие предполагается принять на веру :grin: .

Breeze написал(а):
- Я рад Вашему решению не уподобляться инженю в полной мере... :)
Не имею привычки уподобляться кому-либо вообще. Предпочитаю думать своей головой и иметь собственное мнение. Но не выдёргивайте мою фразу из контекста. Я сказал именно то, что сказал --- заявление Вашего "источника" и его цыфирьки давным-давно приняты к сведению в качестве информации к размышлению и одной из возможных версий, но вменяемые доказательства которой на сегодняшний день отсутствуют. При том, что есть достаточно оснований считать и сам этот источник, и версию происхождения цыфирек полной липой. Иными словами, называя именно такие цифры, он вполне мог попасть пальцем в небо (скажем так, вероятность такого попадания не равна нулю с десятью нулями после запятой) --- но вот что цыфирьки эти были взяты военным лётчиком из секретки --- расскажете детишкам в песочнице :grin: ИМХО.

Breeze написал(а):
- Но иногда Вы действительно странно представляете себе военную реальность.
Да куда уж мне, со свиным рылом-то, да в калашный ряд? Дядь Миша, нескромный вопрос --- Вам доводилось когда-нибудь во время Вашей службы кататься на велосипеде внутри хранилища с ядрёными боеголовками? :-D --- А мне вот во время моей доводилось :-D .

Breeze написал(а):
В семилетнюю мою бытность на кафедре в ЧВВАКУШ, мне приходилось в нашу училищную секретку заходить четыре раза в день, утром - взять свой чемоданчик (в который я мог набить штук 15 книжек с грифами Секретно и Сов. секретно), перед обедом его туда сдать, после обеда получить, а вечером, по окончании рабочего дня, сдать до следующего утра. Некоторые книги, которые не выдавались "на руки" (нужны были часто многим сразу), можно было взять, там же пройти в читальный зальчик и там читать - до упаду, пока глаза на лоб не полезут, любую литературу, что там была в каталогах...
Разве я высказывал сомнения, что военный лётчик (тем более преподаватель училища) имеет доступ к секретной информации и, более того, обязан периодически чуть ли не в принудительном порядке с ней знакомиться? :grin: Да ни в коей мере! :grin: Мои сомнения и скепсис лежат в несколько иной плоскости --- в том что любой форумный персонаж неизвестного происхождения , знакомый с матчастью и умеющий это продемонстрировать в правдоподобном виде на словах, является военным лётчиком, а также в том, что военный лётчик, не желающий поиметь на службе проблем и взысканий, может запросто растрепать на форуме, который читают все кому не лень, информацию, взятую им в секретке --- да ещё при этом позволить другим форумным персонажам на себя ссылаться и тиражировать свои высказывания по всему инету --- чуть ли не на десятках самых разных инет-ресурсов :grin: .

Breeze написал(а):
- Ваши представления о реальном доступе к подобной информации в армии просто ничего общего с реальностью не имеют...
Само собой, откуда мне? Вот Ваше представление о реальном доступе к закрытой информации в армии --- самое правильное. Поэтому с Ваших слов так и запишем --- "Секретка --- это место, где любой желающий может взять закрытую информацию с целью растиражировать её по всему инету и прочим общедоступным местам --- и подобные действия с его стороны нарушением не являются --- более того, наоборот, они являются с точки зрения любого особиста либо командира совершенно правильными и подлежащими поощрению." :grin: :grin: :grin:

Breeze написал(а):
- Аргументировать тут легко: В-2 был предназначен для захода на территорию СССР и полёта в воздушном пространстве СССР на больших высотах (по топливу) - 12-15 км. Откуда радиогоризонт до ближайших РЛС был 380-420 км. Самой распространённой РЛС системы ПВО страны в те годы была П-14 (метрового, кстати, диапазона):
http://pvo.guns.ru/rtv/nitel/p14.htm#5
Отсюда совершенно естественные требования к ЭПР этого самолёта - они должны были обеспечить проход, выполнение задания и возвращение - на больших высотах.
Он и обеспечивает --- ровно в той мере, в которой позволяют законы физики и уровень развития технологий, что наглядно видно из полученных расчётным путём зависимостей уровня ЭПР. Так что то, что Вы назвали аргументом, в качестве аргумента не принято. Это не аргумент, а всего лишь Ваши измышлизьмы. Аргументом в данном случае было бы техническое обоснование, какая именно часть графика не соответствует действительности и в чём именно не соответствует, из каких конкретно особенностей формы ЛА это следует, и на основе каких способов анализа отражающих свойств поверхности ЛА (и как именно) это было Вами определено. Аргументом бы являлась также ссылка на другие результаты моделирования --- такие, которые бы аргументированно доказывали правильность Вашей точки зрения. Аргументом также бы являлась ссылка на опубликованные где-либо результаты измерений либо натурных экспериментов. А всё остальное --- туда же, куда и "аргументы" в виде ссылок на форумы...

Breeze написал(а):
Ну я ж Вам там же и объяснил, почему "скорей всего" в данном случае соответствует вероятности 99,9999999%. Ещё раз:

--- Логарифмическая шкала специально придумана для того, чтобы можно было без потери информации наблюдать величины, диапазон изменений которых в линейном выражении очень велик --- в линейном масштабе при этом просто не будет видно минимальных и средних значений. Во всех остальных случаях нужды в логарифмической шкале нет.

--- Будь там небольшой диапазон изменений (соответствующий цене деления ощутимо меньше 10 дБ), авторы воспользовались бы линейной шкалой (то бишь рисовали бы графики в квадратных метрах или сантиметрах)

--- Приведите хоть один подобный график зависимости ЭПР для какого угодно объекта сложной формы и сколь угодно малозаметного, у которого бы диапазон изменений уровня ЭПР в зависимости от угла был бы значительно меньше 30 дБ

--- Вариант цены деления более 10 дБ не рассматриваем, т.к. он по определению против Вашей версии о малом диапазоне значений ЭПР.

Breeze написал(а):
- Но мы же не можем сказать, какой там перепад в численном выражении и какие там абсолютные значения ЭПР!
Мы видим на этой замечательной нортроповской картинке, что при проектировании предполагалась разность между средними круговыми значениями и четырьмя ярко выраженными пиками почти в 6 единиц, а в ходе испытаний выяснилось, что она лишь только в три единицы! Гип-гип урря американскому самолётостроению!.. Если считать цену деления в -10 dBsm, тогда реальная разность там -30 dBsm. Мы, правда, не знаем, от чего же нам "плясать", откуда отсчёт ведётся? От -40, или от -30, или (о, ужас!) от -20?
Мы с Вами, опять повторю, применительно к этой картинке говорили лишь об относительных колебаниях уровня ЭПР, а не об абсолютных значениях. Глядя на неё, мы можем судить, что диапазон, в котором может гулять уровень ЭПР данного ЛА в зависимости от угла --- 1000000...1000 раз (60...30 дб). Всё, более из данной картинки мы никаких цыфирей извлечь не можем (и не пытаемся, и никогда не пытались). За привязкой этого графика к абсолютным значениям мы должны топать к другим источникам --- тем, которые обоснованно сумеют назвать одно из трёх значений --- верхнее, нижнее или среднее.

Breeze написал(а):
- Отнюдь-с. Всё зависит от профиля ВУЗа/НИИ. Дядьки там исследуют домотканые модели.
Дядьки взятую ими модель описали более чем подробно и обосновали, почему она точнее других --- и почему она пригодна для анализа объектов произвольной формы, а не заточена под какую-то единственную упрощённую форму. Физики-математики такие навороты умеют моделировать как никто другой --- так что с профилем порядок. Более специализированные заведения чаще работают с более прикладными вещами --- используя результаты этих физиков-математиков как готовый продукт и не заморачиваясь при этом, как эти результаты были выведены. Разделение труда-с. Доказательства теорем --- не то, чем должен заниматься инженер.

Breeze написал(а):
- Ха-ха! Если член-корр Погосян вместе с член-корром Лагарьковом в своей статье "не моргнув глазом" утверждали, что ЭПР F-22 0.3 м2!
Во-первых, Погосян есть лицо, заинтересованное в продвижении продукции собственной фирмы.
Во-вторых, он может давать целенаправленную дезу, т.к. имеет самое прямое отношение к секретной разработке.
В-третьих, есть ненулевая вероятность, что ЭПР Ф-22 в самом деле на некоторых ракурсах составляет величины порядка того, что назвал дядюшка По. Зная, что ЭПР малозаметного ЛА может колебаться минимум на 30 дБ, имеем диапазон возможных колебаний от 0,3 до 0,0003 дБМ2 --- что увязывается со многими источниками (и даже заявлению Вашего "форумного ветерана" с Ф-117 не противоречит (особенно если диапазон колебаний ЭПР принять не 30дБ, а более реальных 60дБ ( --- получим диапазон от 0,3м2 до 0,0000003м2).

Breeze написал(а):
- Я читал её где-то больше года назад, не перечитывал, ни о каком проникновении ВОВНУТРЬ обшивки B-2 там "и лапоть не звенит". Обсасывается сугубо ФОРМА.
Да, я прочитал её вчера --- в самом деле речь только о моделировании влияния формы --- и это объясняет высокие абсолютные значения ЭПР на графиках. А раз там голая железяка без РПМ --- то относительный диапазон колебаний ЭПР там даже занижен по сравнению с реальными --- использвание РП материалов этот диапазон сдвигает вниз, но непропорционально --- нижняя граница уезжает сильнее, чем верхняя (кстати, этот эффект хорошо виден на первой из выкладывавшихся моделей (на которой по два графика --- просто для железяки, и для железяки с учётом РП материалов)). Связано с тем, что в зависимости от угла облучения, сигнал в толще поглотителя проходит путь разной длины, прежде чем достигнуть ближайшей отражающей поверхности --- по нормали путь кратчайший, по касательной --- максимальный.

Breeze написал(а):
Только чисто внешнюю ЭПР и даёт, как будто это цельнолитой полированный образец соответствующих размеров, облучаемый волнами соответствующей длины.
Дык форма планера именно на неё и влияет --- а они и исследуют зависимость ЭПР от формы (да и Вы в предыдущих сообшениях говорили именно о влиянии формы). А всё прочее --- глобально сам характер картинки не меняет, а по большей части сдвигает картинку в сторону меньших уровней, причём нижнюю границу --- сильнее, чем верхнюю. В противном случае никто бы не парился с мудрёной стелс-формой, делали бы обычный планер из поглощающих материалов с поглощающими покрытиями, и все дела (да и на модельке, загадочным образом из инета испарившейся, мы видим то же самое --- РПМ неравномерность ЭПР значительно усиливают).

Breeze написал(а):
- Мы видим изменение на 3 единицы шкалы, цены деления которой мы не знаем.
Предполагая, что цена деления -10 dBsm, имеем в сумме разность в 30 dBsm. Но мы не знаем, это окончательный вариант, или один из промежуточных??
А смысл делать модификации именно в части ЭПР, если результат именно в части ЭПР удовлетворяет ТЗ с хорошим запасом? Наоборот, с целью улучшить ЛТХ или удешевить производство и обслуживание (или подправить какие-нибудь другие слабые места проекта), могли впоследствии что-либо касающееся ЭПР упростить. Но, хочу заметить, подобный вариант я не рассматриваю --- оставим его Оптимистам.

Breeze написал(а):
Возможно, после доработок возникла следующая сигнатура, после следующей доработки - ещё одна и т.д.
Возможно, но давайте опираться на факты. А факты наличия такого рода модификаций пока что не подтверждают. Когда будут подтверждать --- тогда и рассмотрим их.

Breeze написал(а):
О большом диапазоне колебаний ЭПР говорит даже Ваш форумный лётчик с припаркованного на Авиабазе Ф-117 :grin: .
- И наш сердешный друг Alex_Alex это подтвердил! :OK-)
Ваш сердешный друг назвал величину диапазона всего в 15 дБ и очень маловероятный характер поведения усреднённой кривой. Может угадал, а может и нет :grin: --- доказательств ноль. А вот за то, что не угадал как минимум по величине этого диапазона, говорят все прочие источники, имеющие графики самых различных зависимостей ЭПР для самых разных ЛА. В то, что один самолёт по общему характеру поведения кривой ЭПР (а не по конкретной форме или средним значениям) принципиально отличается от всех остальных (причём самых разных, и с по-разному получеными кривыми ЭПР), поверить без наличия вменяемых обоснований --- крайне проблематично :grin: . Верить в чудеса лично я не склонен --- как в чудеса российского происхождения, так и заокеанские или любые другие :grin: .


Breeze написал(а):
А насчёт абсолютных значений --- что Вы имеете против, например, данных от мистера Ричардсона? :grin: Как минимум всё, что нарисовано выше Б-1, попадает тютелька в тютельку --- если он указал данные для этих ЛА правильно, с чего бы ему вдруг ошибаться насчёт остальных? Он человек вольный, за ним 1-й отдел по пятам не ходит...
- А там экстраполяция не работает. там точно знать надо.
А никто и не предлагал экстраполировать. Просто если первых N цыфирек совпадает с реальностью, то велика вероятность, что и оставшихся М тоже совпадёт --- поскольку мы видим, что человек как минимум неплохо осведомлён о том, о чём пишет.

Breeze написал(а):
Всё, что выше - м-р Ричардсон со товарищи мог пойти и измерить, а всё, что ниже - там охрана с собаками, часовые с М-16, системы слежения... Когда в воздух отправдяют, какую-то фигню под фюзеляж присобачивают... :grin: Всё против исследований м-ра Ричардсона & Ko...
Я думаю, что мистер Ричардсон вообще никуда не ходил и ничего не мерил --- просто у него достаточно друзей в американских ВВС (реальных, а не из форума), которые частенько ходят в секретку по месту службы и читают там всякие полезные вещи. А потом за рюмкой чаю мистеру Ричардсону рассказывают некоторые занятные моменты из того, что прочитали (то, что им не запрещено рассказывать). А ещё у мистера Ричардсона есть много друзей среди физиков-математиков, умеющих моделировать ЭПР, и среди инженеров-испытателей, занимающихся натурными измерениями --- которые (и одни, и другие) тоже иногда ему чё-нить рассказывают --- что позволяет ему, сопоставив данные из всех источников, отделить зёрна от плевел. А потом рассказать в своих произведениях из этого ту капельку, которую ему не запрещено в них рассказать. Например, судя по его комментарию, он видел полностью графики ЭПР и для Ф-117, и для Б-2 --- но вместо них (и даже вместо численных значений границ диапазона имеющих место значений) он называет лишь одну-единственную усреднённую цыфирьку.

Как Вам такая версия? :grin: ИМХО выглядит намного правдоподобнее версии с утечкой из секретки российских ВВС :grin:

Кстати, когда речь шла о возможностях БРЛС, то, если мне не изменяет память, ссылаться на труды мистера Ричардсона Вы нисколько не гнушались :grin: А ведь там речь шла о святая-святых --- разрешающей способности при работе с максимальных дистанций по наземным целям, засекреченной вдоль и поперёк :-D .

Breeze написал(а):
- Но была же статья, и в серьёзном авиационном журнале, а не "в жёлтой прессе". про то, что фирма ЛМ хвастается, что разработчики ТЗ дали им задание сделать фронтальную ЭПР F-22 не хуже -30 dBsm, а они поднатужились, и сделали её не хуже -40 dBsm!
У Вас ведь с памятью хорошо и заметку эту Вы читали...
Ну дык она ничему и не противоречит --- это в равной степени может быть и максимальная фронтальная ЭПР, и средняя фронтальная ЭПР, и минимальная фронтальная ЭПР (если в статье чётко не указано, какая именно из них) --- в рамках одной и той же зависимости ЭПР от угла. И она вполне может отличаться от значений ЭПР на других ракурсах в очень больших пределах как в плюс, так и в минус, в зависимости от угла --- и скорей всего именно так и есть --- тут уже приводили цитату из какого-то официального доклада, что янки наиболе важной считают именно фронтальную ЭПР (и потому, надо полагать, в первую очередь минимизируют именно её).

Добавлено спустя 29 минут 50 секунд:

Breeze написал(а):
to Реалист

Кстати: на приведённой Вами картинке цена деления не 10 dBsm, а только 5 dBsm... :-D :)
http://www.aerospaceweb.org/question/el ... -polar.jpg

Ну значит бывает и когда по 5 дБ :-D . Но, заметьте, диапазон колебаний --- всё тот же, 35 дБ --- и это усреднённый диапазон --- на той страничке, откуда эта картинка, есть и другой график, без усреднения --- там диапазон ЕМНИПть ещё поболее.

ЗЫ. А на картинке от Нортропа разница между максимумом и минимумом вообще-то не меньше 5 клеточек по эксперименту и около 8 клеточек расчётных --- а не три клеточки по эксперименту и 6 клеточек по расчёту, как Вы говорили :grin:
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
- Ваш скепсис, месье Реалист местами просто зашкаливает. Поэтому, пожалуйста, найдите дружбана из лётного/инженерного состава ВВС, зашлите его к военным справочникам и пусть он Вас ознакомит с цифирками в них по F-117/B-2/F-22/F-35.
И будет всем нам щастье!
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Breeze написал(а):
- Ваш скепсис, месье Реалист местами просто зашкаливает.
Ну я ж Реалист, а не Оптимист --- поэтому мне и положено быть скептиком :grin: . И не Пессимист --- поэтому не принимаю на веру и различных страшилок типа мызавтравсеумрёмпораложиццаштабелямиубуржуеввундерваффеаунасхренирукикривые :grin: Истина где-то посередине :grin:
 

nk789

Активный участник
Сообщения
135
Адрес
Череповец
Подскажите пожалуйста в какой теме Alex_Alex давал ЭПР F-22?
А то пролистал все его сообщения- ничего не нашел :-(
 

nk789

Активный участник
Сообщения
135
Адрес
Череповец
Я, по простоте душевной полагаю, что лучше будет если наши конструкторы и вояки примут буржуйскую ЭПР 0,00...0м2, а в реале она окажется 0,3 м2, нежели наоборот.
Недооценка потенциального противника- дело опасное.
 

inf1kek

Активный участник
Сообщения
2.847
Адрес
Россия
Конструкторы как раз таки приняли, то что нужно.
А мы тут на форуме гадаем.
 
Сверху