Общие вопросы космонавтики II

SkyLab

Заблокирован
Сообщения
4.240
Адрес
Москва
Успехи отечественной лунной программы - Виртуальная высадка на реальную 3D модель Луны
 

Ё-МАЁ

Активный участник
Сообщения
3.360
Адрес
Сергиев Посад
Двадцать лет - полёт пока нормальный

Между тем, как-то не заметно прошёл юбилей довольно значимого события. Двадцать лет назад в эти дни началась, можно сказать, новая эра. 20 ноября 1998 года с космодрома Байконур в Казахстане стартовала тяжелая советская ракета "Протон-К" с первым компонентом Международной космической станции (МКС). Модуль "Заря" должен был обеспечивать электропитанием и возможностью поддерживать высоту орбиты начальные элементы станции, которой предстояло вырасти в то, что сегодня стало крупнейшим искусственным спутником Земли и самым сложным инженерным достижением в истории цивилизации.
12-xx-zaryalaunch.jpg

Старт "Протона-К" с модулем "Заря" c Байконура 20 ноября 1998 года. Фото: NASA

В тот день 20 ноября 1998 года через несколько часов после вывода на орбиту высотой 250 миль (400 км) со склонением в 51,6 градуса к экватору, развернулись солнечные батареи "Зари". Ещё через две недели состоялся запуск шаттла Endeavor с первым построенным в США элементом МКС - модулем Unity. "Заря", известная также как Функциональный Грузовой Блок, должна была выступать в качестве соединителя между российским сегментом станции (ROS) и американским орбитальным сегментом (USOS). Дружба-жвачка Востока и Запада в космосе, начавшаяся в ноябрьский день двадцать лет назад, преодолела многолетние экономические трудности и политические разногласия и не раз стояла на грани краха.
11-xx-zarya.jpg

Модули "Заря" (нижний) и Unity (сверху) во время сборочных операций на STS-88 в декабре 1998 года. Фото: NASA

История началась 25 января 1984 года, когда тогдашний президент Рональд Рейган официально объявил, что Соединенные Штаты построят постоянную космическую станцию "и сделают это в течение десятилетия". Рейган, конечно, подробно обсудил ранее эту концепцию с директором NASA Джимом Беггсом. Через несколько недель, в апреле 1984 года, бывший руководитель полетов NASA Нейл Хатчинсон был назначен первым руководителем программы Космической станции в Космическом центре Джонсона (JSC) в Хьюстоне. Именно под его руководством появились на свет первые чертежи и проекты того, что сегодня летает у нас над головами.

Эти ранние проекты были довольно впечатляющими по своим масштабам и возможностям. При суммарном жилом объеме в 31 тысячу кубических футов (878 кубических метров) станция с рабочим названием "Power Tower" должна была собираться на околоземной орбите членами экипажей нескольких шаттлов. В апреле 1984 года проект "Power Tower" описывал станцию, состоящую из длинной центральной фермы с группой жилых и научных модулей на одном конце и мощным набором солнечных батарей и сервисным отсеком на другом. В начале 1985 года были заключены контракты на предварительное проектирование. Ожидалось, что строительство начнется в 1992 году.
03-xx-powertower.jpg

Концепция "Power Tower", представленная в апреле 1984 года, была самым ранним воплощением того, что позже стало космической станцией Freedom. Рисунок: NASA

Но после катастрофы шаттла Challenger весной 1986 года дизайн станции изменился, она стала похожа на катамаран с группой модулей в центре, чтобы разместить центр тяжести в наиболее удобное для исследования микрогравитации место. В это же время количество американских научных модулей уменьшилось до одного, поскольку европейское и японское космические агентства захотели иметь собственные модули на станции. В сентябре 1986 года строительство такой станции с "двумя килями" оценивалось в $14,5 млрд, а использование шаттлов для сборки станции откладывалось на непонятный срок. Все эти издержки вызвали обеспокоенность в Конгрессе и NASA было вынуждено рассматривать другие возможные проекты, начиная от монолитной станции типа Skylab и заканчивая сборной конструкцией, планируемую стоимость которой удалось уменьшить примерно до $12,2 млрд.

В августе 1988 года, накануне возобновления полётов шаттлов президент Рейган объявил, что станция будет называться Freedom ("Свобода"). Спустя месяц NASA подписало десятилетние контракты, чтобы начать работу над станцией и в межправительственном соглашении распределило ресурсы между США и европейскими, японскими и канадскими партнерами. Согласно протоколу этого соглашения, NASA получало 97% ресурсов американской космической лаборатори, оставшиеся 3% отходили Канаде в обмен на канадский роботизированный кран Canadarm. Европа и Япония имели по 51% своих модулей, США - 46% и Канада - 3%. С точки зрения численности экипажа ожидалось, что у Freedom первоначально будет американский штат из четырех астронавтов, работающих посменно по 90-120 дней. Позднее экипажи станции должны были увеличиваться до восьми человек: шести американцев и двух международных астронавтов из Европы, Японии или Канады.
05-xx-freedom1991design.jpg

По словам Рональда Рейгана, станция Freedom должна была стать воротами в дальний космос. Рисунок: NASA

В это время болтуны в Конгрессе начали выступать против создания станции Freedom, поскольку страна испытывала серьёзный бюджетный дефицит. Конгресс уменьшил ассигнования NASA в 1988 году с $767 млн до $525 млн и фактически сократил их вдвое на 1989-й год по сравнению с тем, что просило космическое агентство. Дальнейшие сокращения произошли в 1990 году, и к этому же времени возникли опасения, что масса станции Freedom станет на 23% больше планируемой, а энергетическое обеспечение будет покрывать лишь 66% потребности в электроэнергии. Группа экспертов оценила необходимость наземной поддержки и обслуживания станции в диапазоне от 2,280 до 3,280 часов в год, вместо 500 часов, первоначально запланированных NASA, что удорожало стоимость всего проекта.

Новые изменения произошли в последующие месяцы в ответ на продолжающееся сокращения бюджета. В марте 1991-го года NASA обнародовало новый дизайн станции Freedom с уменьшенными лабораторными и жилыми модулями. Станция сокращалась на 40% по размерам, упрощалась солнечная батарея и уменьшалось количество рейсов шаттлов для сборки. Массивные солнечные батареи и должны были бы предварительно многократно испытаны на Земле, чтобы сократить вдвое предсказанное количество часов их обслуживания на орбите. "Мы сократили затраты, упростили дизайн и уменьшили сложность проекта", - рассказывал бывший астронавт Билл Ленуар, заместитель руководителя полётов NASA.
04-xx-freedom1991.jpg

Одна из версий Freedom после редизайна в марте 1991 года. Рисунок: NASA

Согласно новому плану, строительство станции должно было начаться в 1996 году, что позволило бы ей стать обитаемой к середине 1997 года, когда астронавты могли бы уже начать проводить научные исследования примерно в течение двух недель, покуда очередной шаттл был пристыкован к станции с очередной сменой её строителей. Ожидалось, что к концу тысячелетия Freedom, оснащенная модулями США, Европы, Японии, канадской роботизированной рукой-краном и тремя комплектами солнечных батарей с производительностью 65 киловатт, была бы постоянно занята штатом из четырех астронавтов. Обсуждались варианты добавления еще одного американского модуля и еще одного набора солнечных батарей, чтобы увеличить их общую мощность до 75 киловатт, что позволило бы комфортно увеличить экипаж до восьми человек.

В июне 1992 года новоиспеченный администратор NASA Дэн Голдин выступил перед Национальным космическим клубом и разочарованно сообщил, что создание станции снова затягивается. Однако уже в декабре 1992 года были успешно проведены наземные тесты силовых модулей станции, что позволило Дику Корсу, руководителю программы станции в штаб-квартире NASA в Вашингтоне, заметить: "Freedom больше не является бумажной станцией".

Но 1993-й год стал краеугольным камнем в создании станции, поскольку именно в этот год весь проект оказался на грани закрытия. В конце января 1993 года состоялась инаугурация нового президента, одним из предвыборных обещаний которого было уничтожить "затраты на пустые траты". Первым делом Билл Клинтон рапорядился сократить бюджет NASA на 15 процентов для уменьшения федерального дефицита и уже через две недели в феврале 1993-го года агентство получило указание из Белого Дома полностью изменить дизайн станции Freedom с целью уменьшить её размеры, снизить стоимость, сократить затраты на строительство, ограничить обслуживание и свести к минимуму количество необходимых полётов шаттлов. Полностью уничтожить проект Клинтон не мог, пытаясь сохранить обязательства Соединенных Штатов перед международными партнерами, а разработчики NASA, чертыхаясь, начали штопать скукоженный тришкин кафтан для Freedom.

В течение следующих нескольких месяцев правительству были представлены три новых варианта строительства резко сокращенной во всех смыслах станции, в одном из которых предполагалось привлечь Россию в международный проект с целью ускорить дело. Глава комитета Конгресса по науке и технике сообщил Клинтону, что США уже обсудили ситуацию с космическими агентствами Канады, Японии и Европы и готовы совместно работать над привлечением "советских активов" в процессе реорганизации Freedom. Россия, со своей стороны, сама без мыла пыталась влезть в международный проект, так как запуск собственной новой станции "Мир-2" откладывался на неопределённые сроки из-за полного развала космической отрасли и прекращения финансирования старых советских космических проектов. Стало ясно, что обе стороны - NASA и Роскосмос - нуждаются друг в друге, чтобы позволить своим космическим программам выжить.

В июне 1993 года в Консультативный комитет Белого дома по перепроектированию (!) космической станции были представлены три варианта, которые, по словам администратора NASA Дана Голдина, были "технически жизнеспособны, полно и точно описывали все издержки и обеспечивали их покрытие". Во всех трёх вариантах предполагалось использовать комбинацию из уже спроектированных американских модулей Freedom, а также сертифицированных элементов от других участников проекта. Во всех трех случаях российский космический корабль "Союз ТМ" должен был обеспечивать гарантированную возможность возвращения экипажа станции в случае непредвиденных ситуаций.

Но Клинтон не унимался, по его рекомендации в этом же июне в нижней палате Конгресса прошло голосование о поправке к законопроекту об ассигнованиях NASA, в которой рассматривалось исключение финансирования космической станции. Однако принятие поправки потерпело неудачу с перевесом всего в ОДИН ГОЛОС. В начале августа ещё одна клинтоновская поправка о закрытии проекта Freedom была отклонена Конгрессом и, таким образом, Станция была спасена.

К августу 1993 года Голдин объявил о выборе Boeing в качестве Генерального подрядчика. В конкурсе NASA участвовали еще две компании из Южной Калифорнии: McDonnell Douglas и Rockwell International Rocketdyne. К слову, уже в 1997 году через четыре года после выигрыша тендера на постройку станции, Boeing купил обоих своих конкурентов со всеми потрохами. В качестве Генерального подрядчика мерилин-монровская фабрика отвечала за проектирование, разработку, строительство и интеграцию элементов Freedom, а также за техническую и консультативную помощь NASA в ежедневной работе станции. На мерилин-монровских фабриках Boeing построил все основные американские элементы Freedom. Компания также готовила каждый компонент орбитальной станции на космодроме в Центре имени Кеннеди к отправке на орбиту на своих шаттлах.

К весне 1994 года у NASA сформировалась новая окончательная концепция станции и в январе 1995 года был подписан контракт с Boeing на $5.63 млрд для проектирования и строительства. К этому временем Россия была официально включена в программу "Freedom", которую переименовали в "Международную космическую станцию" (МКС). МКС должна была использовать около 75% аппаратного обеспечения, запланированного для Freedom, чтобы сохранить уже сделанные первоначальные инвестиции в проект. Станция должна была включать в себя интегрированную структуру ферм для монтирования на них солнечных батарей и радиаторов, лабораторные и жилые модули США, европейские и японские лаборатории, канадскую робот-кран Canadarm и российский энергетический функциональный грузовой Блок, который позже был назван "Заря", ставший первым элементом МКС для сборки всей станции.

Первоначальные планы предполагали, что "Зарю" запустят с помощью ракеты "Протон-К" с Байконура в ноябре 1997 года, после чего экипаж шаттла прибудет для доставки соединительного модуля США, известного как "Узел-1" (позже - Unity). Затем в начале 1998 года на орбиту доставят российский сервисный модуль "Звезда", обеспечивающий первые экипажи системой жизнеобеспечения, за которым последует основная часть остальных компонентов станции. По предварительным оценкам, на всё строительство потребовалось бы 55 месяцев. Окончательная миссия по сборке станции должна была состояться в середине 2002 года после 13 российских полётов и 16 рейсов шаттлов. Ожидалось, что стоимость всех затрат составит около $17.4 млрд.
02-xx-sts-88a.jpg

Вид из грузового отсека шаттла Endeavour STS-88 на первые состыкованные элементы МКС: Unity (нижний) и "Заря" Фото: NASA

В декабре 1994 года началось строительство модуля "Заря" в научно-производственном центре имени Хруничева в Москве. В начале следующего года руководитель программы космической станции NASA Рэнди Бринкли и заместитель руководителя полётов Роскосмоса Борис Остроумов подписали протоколы правительственного уровня для покупки агентсвом NASA модуля "Заря" за $190 млн. А в августе 1995 года Boeing подписал договор с Хруничевым о доставке "Зари" на орбиту. Строительство модуля было завершено к декабрю 1996 года, чтобы через год отправить его на орбиту. В США модуль Unity был тоже построен и доставлен в Космический центр Кеннеди во Флориде в июне 1997 года. Однако третий критический элемент на этой стадии строительства отставал от графика. Готовность российского сервисного модуля "Звезда" с необходимыми для экипажей системами жизнеобеспечения откладывалась на восемь месяцев с марта 1998 года до декабря.

Несмотря на задержку, прогресс продолжался. К октябрю 1997 года в KSC для интеграции была пара интерфейсов, которые должны быть установлены на обоих концах Unity и Россия заверила NASA в том, что сервисный модуль будет готов к полёту в декабре 1998 года. Это обещание Россия также не смогла сдержать, новая дата для старта "Звезды" была перенесена на апрель 1999 года. NASA пыталось преуменьшить потери из-за задержек, но эти события лишь подчеркнули, насколько аккуратнее и серьёзнее следует быть при выборе партнёров из России для сложных совместных научных и технических проектов.
14-xx-zarya1.jpg

Сергей Крикалев (слева) и командир STS-88 Боб Кабана читают инструкцию как попасть в "Зарю". Фото: NASA

К концу 1998 года стало ясно, что работа по сборке станции, наконец, начинается. Командир экспедиции шаттла, Endeavour STS-88 Боб Кабана, пилот Рик Стaрков и специалисты Джерри Росс, Нэнси Керри и Джим Ньюман тренировались уже два года. К ним присоединился в июле ветеран российской космонавтики Сергей Крикалев, ранее объявленный как член первой длительной экспедиции на МКС. "Заря" вышла на орбиту 20 ноября 1998 года, 4 декабря стартовал шаттл Endeavour с Unity в грузовом отсеке, а 10 декабря, на восьмой день работы экипажа шаттла, соединявшего два модуля, именно Кабана и Крикалёв распахнули дверку из Unity в "Зарю" и стали первыми людьми на МКС.
01-xx-Station-after-undocking-of-STS-132.jpg

MKC в июне 2010 года после отчаливания одной из последних сборочных миссий шаттла STS-132. Фото: NASA
 

SkyLab

Заблокирован
Сообщения
4.240
Адрес
Москва
Более половины россиян (57%) не верят, что в 1969 году американские астронавты высадились на Луне, и полагают, что власти США фальсифицировали материалы об экспедиции. Об этом свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМа, поступившие в РБК.

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b5ad7939a794784dfd90172
 

Wann

Модератор
Команда форума
Сообщения
7.110
Адрес
Волгоград

buterbrod2

Активный участник
Сообщения
5.946
Адрес
Казахстан
"Почему «Роскосмос» не догонит NASA"
Может, не в коня корм? Потребности всей науки всего СЭВа в последний период ограничивались всего 6-7ю тоннами научного оборудования в год. В смысле, в чистом виде на орбите. Трудно представить нынешние потребности- если они вообще есть? А наноспутники- ребятки играются, тренируются. Остаются телекоммуникации и дальний космос- но тут Запад форева. Се-ля-ви.....
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
Потребности всей науки всего СЭВа в последний период ограничивались всего 6-7ю тоннами научного оборудования в год.
А кау спросишь любого астронома, так ему Око Ра будет маловато за Плутоном развернуть. И тд
Просто привязывание хотелок к возможностям. Больше нет ну и не хотелось
 

МистерКотик

Активный участник
Сообщения
1.347
Адрес
Москва
Роскосмос пожаловался на санкции и демпинговые цены Илона Маска
Конкурентоспособность космической техники России на мировом рынке упала из-за демпингующей деятельности компании SpaceX, которую возглавляет предприниматель Илон Маск. Кроме того, планы госкорпорации по проведению запусков не удалось осуществить из-за санкций и ослабления курса рубля.

Согласно плану, доля российского экспорта ракетно-космической техники должна была по итогам прошлого года составить 24,5% мирового рынка, но в реальности этот показатель составил лишь 8,5%.

"Выход частных фирм США при содействии государства на мировой рынок пусковых услуг с демпинговыми ценами космических запусков (в частности, фирмы SpaceX с семейством РН Falcon)", - говорится в опубликованном отчете о деятельности ГК "Роскосмос" за 2017 год.

Кроме того, показатели упали из-за препятствий по оснащению российских космических аппаратов высококачественной импортной аппаратурой, что обусловлено санкционной политикой западных государств. Негативно на состоянии отрасли также сказалось падение курса рубля по отношению к мировым валютам.

"В настоящее время в отрасли принимаются меры по импортозамещению и сокращению операционных затрат", - говорится в отчете.

Несмотря на все трудности доходы ГК "Роскосмос" от доставки американских астронавтов на орбиту в прошлом году составили 225,5 миллионов долларов.
https://rg.ru/2018/11/30/roskosmos-mask.html

Что они несут то? Всем известно, что санкции не действуют, слабый рубль только на пользу, илон маск мошенник, лук у нас очень дешевый.

А тут такая зрада от Роскосмоса . Главное менеджмент у Роскосмоса очень хороший и задачи по «мерам по импортозамещению и сокращению операционных затрат" будут выполнены в полном объёме. Результаты мы и так видим.


ee13db8e6aff119604855bd388d0a196.jpg
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
index.php

Ну и немного про идиотов в Роскосмосе :-D Лучший вариант для лунного заговора
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
SpaceX наконец расчехлились и собираются в запустить уже дважды летавшую ступень. В качестве груза массив из мелочи.
 
  • Like
Реакции: Wann

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново

Череда удачных посадок прервалась, ступень при посадке закрутило. Ждём видос
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
Дополнение.
Дракон успешно выведен на орбиту и летит на МКС.
Первая ступень похоже успела перенацелиться и упала в море. Жду потверждений
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
Свежие данные, ступень плавает на воде с неё идёт телеметрия
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
Похоже если бы система не перенацеливалась, могла бы и успешно сесть. Ну и теперь ждать расследования о причинах проблемы
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
Недолго ждать первых данных пришлось
Grid fin hydraulic pump stalled, so Falcon landed just out to sea. Appears to be undamaged & is transmitting data. Recovery ship dispatched.
Гугл перевод
Гидравлический насос решетки остановился, поэтому Сокол высадился прямо в море. Кажется неповрежденным и передает данные. Корабль восстановления отправлен
 
Сверху