Перспективы развития промышленного производства в России

viktorko

Активный участник
Сообщения
2.421
Адрес
Москва
С подачи Экономиста :)! предлагаю делиться здесь своими соображениями и идеями о том, что, как и почему мы должны стараться производить в России. Причем гражданского или «двойного» назначения (производство военной техники категория во многом «не экономическая», т.е. большую роль играют факторы, далекие от экономической целесообразности, сиречь прибыли).

При этом предлагаю абстрагироваться от субъективных факторов (например, бездарности и вороватости [значительной части] «правящей элиты»), а учитывать именно внутренние и внешние экономические реалии. Особый интерес (лично у меня) вызывают проекты, подъемные малым и средним бизнесом, как основой экономической, да и социальной стабильности в стране.

Мне кажется, что вполне реально серьезно развить легкую промышленность (производство одежды), потому что:
1) Мы производили, производим или вполне можем производить значительную часть сырья (вискоза, лен, натуральный мех).
2) Многие виды остального сырья (хлопок, [частично] шерсть) являются «биржевыми» товарами, т.е. их стоимость примерна одинакова, что для нас, что для тех же китайцев.
3) Значительная часть этой самой одежды уже производится на условиях ODM, т.е. дизайнерская, конструкторская, да и технологическая часть работы производится здесь нашими специалистами, а китайцы и прочие вьетнамцы/индусы просто шьют то, что им говорят. Это вызвано «коллекционностью» одежды (т.е. как минимум два раза в год надо создать законченную и целостную коллекцию, и закупить ее as is «с миру по футболке» не получится. Дальше будет больше (с отмиранием «черкизонов» и расширением федеральных и региональных сетей, специализирующихся на собственных ТМ).
4) У нас (как ни странно) есть много хороших специалистов (тех же конструкторов, дизайнеров и технологов одежды), причем это не бабки, а девчонки до 30. И как специалисты они много лучше основной массы своих восточно-азиатских коллег.
5) У нас до сих пор остались кадры в «городах невест» и не только в них. И стоят эти кадры не дорого. Да и стоимость многих вещей (в первую очередь трикотажа, процентов на 80-90% определяется стоимостью сырья, а не рабочей силы, т.е. см . пп. 1 и 2).
6) «Повидал я белый свет, Жозефин и Генриетт» (т.е. всяких Алтын и Цзинь Хуа, в смысле всяких разных турецких и китайских текстильных фабрик). Абсолютно ничего особенного и заумного. Лизинг и/или закупка оборудования (при необходимости) при грамотном подходе тоже вещи вполне подъемные (почему-то мне кажется, что этого оборудования в мире все равно избыток).

Начинать в нынешней ситуации стоит с вершины айсберга (готового продукта), а сопутствующие отрасли (производство высокотехнологичных тканей, расходных частей к оборудованию, а потом и самого оборудования) потом, даст Бог, подтянутся.
Самое обидное, что это уже начиналось в начале века, а потом в результате высокого рубля и прочих факторов пошло на спад. :-(

Подозреваю, что похожая ситуация и в производстве повседневной кожаной обуви. Лично эту отрасль не знаю, но «спираль развития» является косвенным подтверждением: сначала обувь была из Европы, потом «вся эта Италия» в значительной части стала шиться здесь, потом уже открыто стали писать «сделано в России», а сейчас все больше на тех же лейблах «сделано в Китае» (и качество сразу упало, ибо китайцы нормальную кожаную обувь делать так почему-то и не научились). Так что всего то и надо – вернуться лет на 5 назад.

В общем, высказывайтесь, граждане, о «своих» отраслях.
 

Катафракт

Активный участник
Сообщения
1.171
Адрес
г. Москва
Паршев в своей книге довольно отчетливо показал, почему обычная продукция, произведенная в России, становится неконкурентноспособной. это все затраты на перевозку на большие растояния и расходы на холодный климат. посему следует развивать отрасли высокотехнологичные, где на первый план выходит не климат, а "гений ума" :-D

оружие, точное приборостроение, машистроение, производство судов и авиатехники, строительство электростанций. отдельным пунктом надо отметить строительсто дорог, а то до Хабаровска по-моему еще нормальной дороги нет.
 

aurora

Активный участник
Сообщения
636
Катафракт написал(а):
Паршев в своей книге довольно отчетливо показал, почему обычная продукция, произведенная в России, становится неконкурентноспособной. это все затраты на перевозку на большие растояния и расходы на холодный климат. посему следует развивать отрасли высокотехнологичные, где на первый план выходит не климат, а "гений ума" :-D

оружие, точное приборостроение, машистроение, производство судов и авиатехники, строительство электростанций. отдельным пунктом надо отметить строительсто дорог, а то до Хабаровска по-моему еще нормальной дороги нет.
не ну чем чем а хавчиком экологически чистым мы то должны себя обеспечивать, не ввозить же всякую хрень.
и про нефть и газ вы забыли :-D
 

Слон

Активный участник
Сообщения
4.014
Адрес
Москва
Катафракт написал(а):
Паршев в своей книге довольно отчетливо показал, почему обычная продукция, произведенная в России, становится неконкурентноспособной. это все затраты на перевозку на большие растояния и расходы на холодный климат.
Паршев - это лженаука. Почему Канада не Америка? :-D Почему Россия не Нигерия? :-D
Все там у него за уши притянуто. Расходы на отопление, на транспорт - это считанные проценты в себестоимости. Снизить НДС на эти 2-3 процента и все уравнялось. А лучше вообще отменить. Берутся изначально не самые сильные факторы и раздуваются до неимоверных проблем.
Вот сколько знаю управленцев с заводов жалуются на что угодно, только не на климат и не на расстояния. :-D
Высокие технологии - это хорошо, но по большому счету любое производство в России в состоянии быть и прибыльным и конкурентоспособным. При условии некоторых, даже не очень больших, льгот со стороны государства. Ну и желания конечно.
 

Экономист

Активный участник
Сообщения
9.171
Адрес
РФ, Москва
Слон написал(а):
Вот сколько знаю управленцев с заводов жалуются на что угодно, только не на климат и не на расстояния.
Кстати, да! :-D А транспортникам расстояния - наоборот, то, что нужно! :)
 

Катафракт

Активный участник
Сообщения
1.171
Адрес
г. Москва
aurora написал(а):
не ну чем чем а хавчиком экологически чистым мы то должны себя обеспечивать, не ввозить же всякую хрень.

это безусловно, такие отрасли, как с/х быть должны, и покрывать большую часть потребностей россиян. но больше не надо, т.к. нерентабельно. еще фармацевтику забыли...
 

Экономист

Активный участник
Сообщения
9.171
Адрес
РФ, Москва
студент написал(а):
Ж/д транзит - золотое дно, если Транссиб до ума довести.
Я даже не беру такие глобальные материи как ж/д- и авиатранспорт.
Ты только посмотри, сколько людей в России и в мире занимается транспортом автомобильным! Сколько людей кормится с дороги (ДПС здесь не в счет).
Сколько по стране колесит ИПшников, который сам себе и хозяин и водитель.
Это ж рабочие места! А сколько людей могло бы заниматься строительством, ремонтом и обслуживанием дорог! Сколько бы жизней для страны и ее экономики бы сберегли (см. смертность на дорогах)...
 

Слон

Активный участник
Сообщения
4.014
Адрес
Москва
Экономист написал(а):
Кстати, да! А транспортникам расстояния - наоборот, то, что нужно!
Ну в самом деле, фура из Московской области и ближних областей в Москву при 200-300км плече стоит 8000р., а фура при 1000км плече стоит 16000р. Разве это проблема? Смотря что везти, конечно, но при грузе средней стоимости разница отнюдь невеликая.
студент написал(а):
Ж/д транзит - золотое дно, если Транссиб до ума довести.
А вот это не факт. Да, идея неплоха, но морским транспортом сейчас эти перевозки делаются без проблем и по божеским тарифам. При жд транзите выигрыш только в сроках. Но на самом деле для таких первозок сроки не самый важный показатель.
 

SHITZ

Активный участник
Сообщения
3.211
Адрес
МОСКВА
Экономист написал(а):
(ДПС здесь не в счет).

Ну , почему же ? Они заработанные деньги потом не в кубышку же положат . А купят на них что-нибудь , построят ... Т.е. , будут стимулировать спрос :-D

Слон написал(а):
При жд транзите выигрыш только в сроках.

:? Для доставки груза в отдалённые части страны этот срок может составлять ГОД , в связи с навигацией
 

Экономист

Активный участник
Сообщения
9.171
Адрес
РФ, Москва
Слон написал(а):
Ну в самом деле, фура из Московской области и ближних областей в Москву при 200-300км плече стоит 8000р., а фура при 1000км плече стоит 16000р. Разве это проблема? Смотря что везти, конечно, но при грузе средней стоимости разница отнюдь невеликая.
Проблема в том, что чем больше работы, тем лучше. Основные деньги делаются именно на междугородных перевозках. Да и перевезти на расстояние 200-300 км - это не уровень серьезного автотранспортного предприятия, которое, скажем, имеет парк рефов или специальных платформ для перевозки негабаритов.
Предлагаю также вспомнить про международные перевозки. ;)
А ведь бывают еще пассажирские перевозки.

Добавлено спустя 2 минуты 52 секунды:

SHITZ написал(а):
Ну , почему же ? Они заработанные деньги потом не в кубышку же положат . А купят на них что-нибудь , построят ... Т.е. , будут стимулировать спрос
Черт, я должен был об этом догадаться! :dostali:
Слон написал(а):
При жд транзите выигрыш только в сроках.
Да на ж/д, пока груз будет идти, скажем, от Москвы до Барнаула его двадцать раз сп...дят и скажут, что так и было.
Кроме того, для каждого вида груза и каждой задачи существует свой вид транспорта. Эти виды мало конкурируют между собой.
 

Слон

Активный участник
Сообщения
4.014
Адрес
Москва
SHITZ написал(а):
Для доставки груза в отдалённые части страны этот срок может составлять ГОД , в связи с навигацией
Мы говорим о перевозках Европа-Азия, снабжение районов Крайнего Севера не в тему.
Что касается Крайнего Севера, то там жд не оправдывает капвложений. Грузопоток слишком мал, чтобы строить жд. Вот и обходятся авиа и водным транспортом в период навигации.
Экономист написал(а):
Да на ж/д, пока груз будет идти, скажем, от Москвы до Барнаула его двадцать раз сп...дят и скажут, что так и было.
Это уже давно не актуально. Так же и фуры на дорогах, бывает, грабят. Все это крайне редкие случаи. Ну, если особо ценный груз, можно застраховать.
Дело в том, что при перевозках на близкие и средние расстояния автотранспорт предпочтительней жд. А на дальние расстояния с жд конкурирует уже морской транспорт. Жд быстрее при той же, примерно, стоимости. С другой стороны, жд перевозка Европа-Азия будет занимать примерно 20 дней. А перевозка морским транспортом сейчас занимает 40 дней. Но так ли уж важны эти 20 дней разницы?
 

edgar71

Активный участник
Сообщения
4.256
Адрес
Литва
У вас это уже не тема промышленности а транспорта :-D
Слон написал(а):
Жд быстрее при той же, примерно, стоимости. С другой стороны, жд перевозка Европа-Азия будет занимать примерно 20 дней. А перевозка морским транспортом сейчас занимает 40 дней. Но так ли уж важны эти 20 дней разницы?
И если нам надо из какой-нибудь Читы перевезти что-нибудь в какой-нибудь Волгоград, мы повезем это морским транспортом вокруг Азии?
 

viktorko

Активный участник
Сообщения
2.421
Адрес
Москва
Слон написал(а):
...С другой стороны, жд перевозка Европа-Азия будет занимать примерно 20 дней. А перевозка морским транспортом сейчас занимает 40 дней. Но так ли уж важны эти 20 дней разницы?

Ну, Европа - Азия (или обратно) по морю меньше 40 дней (до "основных европейских портов" недели три, с учетом фидеров - дней 30-35 максимум). Кроме того, в мире сейчас явный избыток контейнеровозов (подозреваю, и сухогрузов - тоже). Так что Ж/Д транзит через РФ действительно не очень выгоден (хотя, по крайней мере, несколько лет назад практиковалась экзотика типа: Китай - Финляндия (по ж/д!!) - Москва :-D ). А вот снабжение по ж/д самой России из Китая - вполне нормально.
 

Экономист

Активный участник
Сообщения
9.171
Адрес
РФ, Москва
Слон написал(а):
Дело в том, что при перевозках на близкие и средние расстояния автотранспорт предпочтительней жд. А на дальние расстояния с жд конкурирует уже морской транспорт.
Дальние - это какие? Я работаю с транспортниками, которые регулярно ходят в Сибирь (Иркутск, Красноярск, Барнаул, Кемерово и т.д.) и Казахстан. Это достаточно далеко? Причем часто возят грузы из-за рубежа.
Все зависит от специфики грузоперевозки. Не везде подходит ж/д.
Слон написал(а):
А на дальние расстояния с жд конкурирует уже морской транспорт.
Ну море и реки то есть не везде. :)
edgar71 написал(а):
И если нам надо из какой-нибудь Читы перевезти что-нибудь в какой-нибудь Волгоград, мы повезем это морским транспортом вокруг Азии?
Смотря что. А далее принимается решение: авто, ж/д или авиа.
viktorko написал(а):
Так что Ж/Д транзит через РФ действительно не очень выгоден (хотя, по крайней мере, несколько лет назад практиковалась экзотика типа: Китай - Финляндия (по ж/д!!) - Москва Улыбаюсь ). А вот снабжение по ж/д самой России из Китая - вполне нормально.
Кстати, в свое время предприятия Совтрансавто выполняли рейсы на Китай, а также в Монголию. А уж про Турцию и Иран вообще разговоров нет - это было обычное дело. :-D
 

Кирилл СПб

Активный участник
Сообщения
1.555
Адрес
Санкт-Петербург
Катафракт написал(а):
Паршев в своей книге довольно отчетливо показал, почему обычная продукция, произведенная в России, становится неконкурентноспособной. это все затраты на перевозку на большие растояния и расходы на холодный климат. посему следует развивать отрасли высокотехнологичные, где на первый план выходит не климат, а "гений ума" :-D

оружие, точное приборостроение, машистроение, производство судов и авиатехники, строительство электростанций. отдельным пунктом надо отметить строительсто дорог, а то до Хабаровска по-моему еще нормальной дороги нет.

Географический детерминизм это хорошо, но что мешает сосредотачивать производства на юго- западе, северо-западе? Вопрос климата и расстояний больше характерен и осязаем для бюджета государства в целом (соотв. сказывается на уровне налогов), а не для отдельного производителя. Тем более, что такие товары как микрочипы не сильно вырастают в цене от длительной перевозки.

Дороги, это хорошо конечно, но их строительство возможно только при изменении всей структуры российской экономики и общества (это как градусник).

На оборонку ставок делать не стоит, по той простой причине что выхлоп с нее (даже в США) небольшой, а продвинутые частники смогут если будет спрос сами без программ и указаний выскочить на рынок вооружений.

Мое мнение такое, развивать надо, в первую очередь:
-рекреационные зоны
-сельское хозяйство, особенно выделяю
- легкую промышленность
- пищевку
- наукоемкие производства (в некоторых отраслях биологии, химии, возможно, физики сможем перескочить один-два этапа профуканные в 70-90).
- альтернативная энергетика
- космические программы
- отд. выделю рыбную промышленность
- дереводобыча и дер.обработка
- КАЧЕСТВЕННАЯ разработка нефтегазовых месторождений, чего нет у нас, КПД убогий, экология вообще в минусах
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
41.682
Адрес
Москва
Кирилл СПб написал(а):
-сельское хозяйство
На предмет поесть самим - согласен, но в мировом масштабе - не факт, поскольку вся Россиия находится в зоне рискованного земледелия.
Кирилл СПб написал(а):
- отд. выделю рыбную промышленность
Но это - узкая специализация для Дальнего Востока и Севера. А большинство промышленности все-таки будет внутри материковой части России.

Кирилл СПб написал(а):
- альтернативная энергетика

Кирилл СПб написал(а):
- КАЧЕСТВЕННАЯ разработка нефтегазовых месторождений,
Не боитесь, что войдут в противоречие?
 

Слон

Активный участник
Сообщения
4.014
Адрес
Москва
edgar71 написал(а):
И если нам надо из какой-нибудь Читы перевезти что-нибудь в какой-нибудь Волгоград
А большой грузопоток на этом направлении? Он оправдывает строительство жд?
Везите автотранспортом.
Экономист написал(а):
Дальние - это какие? Я работаю с транспортниками, которые регулярно ходят в Сибирь (Иркутск, Красноярск, Барнаул, Кемерово и т.д.) и Казахстан. Это достаточно далеко? Причем часто возят грузы из-за рубежа.
Все зависит от специфики грузоперевозки. Не везде подходит ж/д.
Близкие - это до 500км.
Средние - это 500-3000км.
Дальние - это трансконтинентальные, свыше 3000км.
Хотя, согласен, у автотранспорта есть огромный плюс - он привозит прямо туда, куда надо, не нужно иметь свою жд ветку, не нужно забирать с ближайшей станции тем же автотранспортом, и машина везет, как правило, груз только для одного получателя, отсюда все происходит быстрее и четче. Тоже знаю примеры, когда люди возят грузы из Сибири в европейскую часть именно автотранспортом, жд не устраивает из-за неоперативности.
Но, если брать регулярные масштабные перевозки, без особых требований к оперативности, на расстояниях больше 3000км жд выигрывает по стоимости.
Экономист написал(а):
Ну море и реки то есть не везде.
Это понятно. Поэтому жд и развивали в свое время.
Но, если посмотреть в глобальном масштабе, большинство мировых крупных промышленных центров находятся на побережьях морей или очень недалеко.
 

Экономист

Активный участник
Сообщения
9.171
Адрес
РФ, Москва
Кирилл СПб написал(а):
Мое мнение такое, развивать надо, в первую очередь:
Все же настаиваю на включении в этот список инфраструктуры. В частности, автодорог и железных дорог. Без решения транспортной проблемы Россия будет обречена на изоляцию регионов друг от друга.
Слон написал(а):
Близкие - это до 500км.
Средние - это 500-3000км.
Дальние - это трансконтинентальные, свыше 3000км.
Поверь дружище, транспортники работают во всех указанных тобой диапазонах. Причем одинаково успешно.
Из того же Питера, скажем, до Челябинска, Перми, Екатеринбурга уйма грузов. Там, правда, менее 3000 км, но очень близко к этому.
Если же шагнуть дальше, за Урал, то 3000 км - это уже не предел. А уж сколько возили в Казахстан, так это "не выдоишь за день - устанет рука"! Причем довольно активными были прибалтийский перевозчики и белорусские.
Слон написал(а):
Хотя, согласен, у автотранспорта есть огромный плюс - он привозит прямо туда, куда надо, не нужно иметь свою жд ветку, не нужно забирать с ближайшей станции тем же автотранспортом, и машина везет, как правило, груз только для одного получателя, отсюда все происходит быстрее и четче. Тоже знаю примеры, когда люди возят грузы из Сибири в европейскую часть именно автотранспортом, жд не устраивает из-за неоперативности.
Конечно! Транспорт - это от двери до двери (условно).
Слон написал(а):
Но, если брать регулярные масштабные перевозки, без особых требований к оперативности, на расстояниях больше 3000км жд выигрывает по стоимости.
Это и ежику понятно. Вопрос лишь в том, что это это за груз, как его много и какие требования к доставке.
Кстати, иногда транспортники доставляют сборные грузы.

Слон написал(а):
Но, если посмотреть в глобальном масштабе, большинство мировых крупных промышленных центров находятся на побережьях морей или очень недалеко.
Да. Это наследие старины глубокой! :-D
 

Катафракт

Активный участник
Сообщения
1.171
Адрес
г. Москва
Кирилл СПб написал(а):
но что мешает сосредотачивать производства на юго- западе, северо-западе?

опять же, география. почему у нас алюминий выплавляется в Южной Сибири, и с Кольского полуострова везут сырье на огромные расстояния? почему не разрабатываются богатейшие угольные запасы Якутии? расстояния...
та же шняга и с с/х. мясо из Южной Америки дешевле, чем свое.

Кирилл СПб написал(а):
Тем более, что такие товары как микрочипы не сильно вырастают в цене от длительной перевозки.

в том и дело, что производить нужно именно такие товары.

Кирилл СПб написал(а):
На оборонку ставок делать не стоит, по той простой причине что выхлоп с нее (даже в США) небольшой, а продвинутые частники смогут если будет спрос сами без программ и указаний выскочить на рынок вооружений.

продвинутые частники в 90-е резали ракеты от с-300 на золотосодержащиеся части. их нужно рассматривать только в комплексе с государственным сектором. стрелковое оружие и прочую "мелочь" они потянут, а вот крупные тяжелые заводы должны быть за государством. только рядом с чиновниками местными надо будку завести с чекистом, чтоб работали.

студент написал(а):
На предмет поесть самим - согласен, но в мировом масштабе - не факт, поскольку вся Россиия находится в зоне рискованного земледелия.

Студент, есть все-таки стратегические отрасли, и нельзя всюду подходить с позиций рентабельности. в Дании за выращивание коров доплачивают, а если пастушка будет и в национальном костюме - то и еще. серьезно :-D

студент написал(а):
Но это - узкая специализация для Дальнего Востока и Севера.

а они и есть самые больные районы :-(

Экономист написал(а):
Слон писал(а):
Но, если посмотреть в глобальном масштабе, большинство мировых крупных промышленных центров находятся на побережьях морей или очень недалеко.

Да. Это наследие старины глубокой! Улыбаюсь

почему Вы так считаете? близость моря и доступ к дешевым транспортным перевозкам дорогого стоит. только в России в силу географии это мало прокатывает.

Добавлено спустя 6 минут 37 секунд:

иногда бесят высказывания руководства страны о "прожектах". например, хотят сделать рубль СКВ. формально он и есть такой, только для того, чтобы он появился в обменниках мира, нужно пробивать, пробивать и еще раз пробивать. а у нас непрозрачные схемы, коррупция, Кадыров, бедняжка, на 5ке катается. одной из самых необходимых задач считаю уменьшение срока регистрации и создание "безоткатной" системы функционирования малого бизнеса. а чтобы через него не отмывали деньги, нужны грамотные проверки и аудиторы.
 
Сверху