Роль РВСН в системе обеспечения национальной безопасности

DeD

Активный участник
Сообщения
86
Адрес
г. Москва
Роль и место РВСН в складывающейся системе обеспечения стратегической стабильности и национальной безопасности

Современный мир характеризуется высокой динамичностью трансформации системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возникли противоречивые тенденции к формированию многополярного мира и к установлению доминирования одной страны или группы стран. При этом их реализация зачастую базируется на военносиловых способах решения проблем мировой политики, которые идут в разрез с существующими нормами мирового права. Таким образом, ставка на военную силу по-прежнему возглавляет перечень мер разрешения кризисных ситуаций в мире

Россия, как одно из крупнейших государств мира с уникальным геостратегическим положением, многовековой историей и богатыми культурными традициями, обладающее значительным экономическим, научнотехническим и военным потенциалом, не может оставаться в стороне от происходящих мировых процессов. Для достижения своих национальных интересов она заинтересована в сохранении стабильных международных отношений между наиболее мощными в экономическом и военном отношении государствами и стратегической стабильности в целом как в мировом, так и в региональном масштабах. Поэтому в качестве приоритетных направлений обеспечения своей военной безопасности Россия рассматривает усиление комплекса мер по сохранению стратегической стабильности, предупреждению военных конфликтов и предотвращению их эскалации. При реализации этих мер Россия опирается на потенциал сдерживания, главное предназначение которого состоит в предупреждении и пресечении попыток государств или коалиций государств разрешить с помощью военной силы противоречия с Российской Федерацией и ее союзниками посредством убедительной демонстрации решимости и готовности применения силы.

Сегодня Россия обладает достаточной военной мощью. Планом строительства и развития Вооруженных Сил на период до 2005 года предусмотрено их дальнейшее организационное совершенствование и качественное развитие образцов вооружения и военной техники. Однако важная особенность нынешней обстановки такова, что реформирование Вооруженных Сил России пока не завершено. Ряд государств и их союзы получили значительное превосходство в силах общего назначения. В сложившейся экономической ситуации в стране основной реальной военной силой, способной компенсировать потенциальные военные угрозы России, остаются стратегические ядерные силы (СЯС).

Необходимо отметить, что если в начальный период своего существования ядерное оружие рассматривалось как мощное наступательное средство достижения превосходства в войне, то сегодня оно во многом стало политическим средством достижения целей, осуществляя свою функцию сдерживания потенциального агрессора. Поэтому в сложившихся условиях Россия, как это определено в Военной доктрине РФ, рассматривает ракетно-ядерное оружие как один из важнейших факторов сдерживания агрессии, обеспечения своей военной безопасности, поддержания международной стабильности и мира.

Однако сдерживает не только и не столько наличие ядерного оружия, а его реальные боевые характеристики и высокие возможности его боевого применения в любых условиях обстановки. Сегодня СЯС России в наибольшей мере отвечают геостратегическому и экономическому положению страны. Обладая глобальной досягаемостью, огромной разрушительной мощью и не требуя непосильных затрат на содержание, они позволяют обеспечивать с наименьшими затратами функции сдерживания относительно стран, имеющих значительное превосходство в экономических и людских ресурсах, а также в уровне оснащенности войск современным высокоэффективным обычным оружием. Кроме того, наличие СЯС и их высокая боевая готовность дают возможность России провести длительное и экономически тяжелое реформирование Вооруженных Сил и всей военной организации государства.

Ракетные войска стратегического назначения являются одним из трех компонентов СЯС (наряду с морскими и авиационными СЯС). В силу своего геостратегического положения Советский Союз, а затем и Россия приоритет в развитии своих стратегических ядерных сил традиционно отдавали наземной составляющей - Ракетным войскам стратегического назначения. Поэтому и сегодня в их боевом составе сосредоточено примерно 2/3 всех носителей и боезарядов СЯС. Роль РВСН в СЯС определяется не только количественными параметрами, но и присущими им качественными характеристиками, такими как: высокая боевая готовность и живучесть ракетных комплексов, оперативность и устойчивость боевого управления, в том числе и в условиях воздействия противника.

Косвенным подтверждением «весомости» РВСН в СЯС является то, что США на протяжении многих лет считали наземные МБР Советского Союза в качестве средств ядерного поражения, представляющих наибольшую угрозу их национальной безопасности. Именно поэтому в ходе переговоров по СНВ они всегда стремились в большей мере ограничить возможности РВСН. Так, более 80% ограничений Договора СНВ-1 относятся к МБР. Дальнейшее ограничение наземных РК предусмотрено Договором СНВ-2 (ликвидация МБР с РГЧ, специальные процедуры ликвидации тяжелых МБР и их ШПУ). Проектом Договора СНВ-3, так же как и Договорами СНВ-1 и СНВ-2, основные ограничения накладываются на наземную группировку стратегических ракетных комплексов стационарного и мобильного типов базирования.

С 1 июня с.г. РВСН были преобразованы из вида Вооруженных Сил в два самостоятельных, но тесно взаимодействующих рода войск центрального подчинения: Космические войска и Ракетные войска стратегического назначения. В процессе реорганизации РВСН сохранили свои боевые возможности и способность своевременно выполнять поставленные перед ними боевые задачи по ядерному сдерживанию. Как и прежде, Ракетные войска со всей имеющейся ракетно-ядерной группировкой, системой централизованного боевого управления и ранее созданной инфраструктурой остаются боеготовыми и теперь уже как род войск центрального подчинения продолжают выполнение поставленных перед ними задач.

При этом Планом строительства и развития, Вооруженных Сил РФ, разработанным на период до 2005 года, предусматривается качественное развитие РВСН путем перевооружения их на новый ракетный комплекс «Тополь-М» с более совершенными боевыми и техническими характеристиками. Этот комплекс в будущем составит основу группировки Ракетных войск стратегического назначения.

Плановое сокращение группировки РВСН в ближайшие годы будет осуществляться с учетом международных договоренностей по СНВ и истечения сроков эксплуатации соответствующих ракетных комплексов и систем боевого управления.

Исходя из этого, перспективы дальнейшего развития РВСН предусматривают решение двух основных задач:

– гарантированное обеспечение ядерного сдерживания от агрессии против России на минимально достаточном уровне;

– приведение численности РВСН в соответствие с новой организационноштатной структурой и возлагаемыми на них боевыми задачами .

Количественные и качественные параметры перспективной группировки РВСН будут определяться рядом факторов, из которых первостепенное значение имеют следующие:

во-первых, экономические возможности государства. Не секрет, что эти возможности в настоящее время достаточно ограничены. Поэтому выбранный путь обеспечения военной безопасности России с опорой на ядерный потенциал, поддерживаемый на минимально достаточном для решения задач сдерживания уровне, сегодня представляется наиболее целесообразным;

во-вторых, выполнение договорных обязательств. Как известно, в соответствии с Договором СНВ-2 к 2007 году Ракетным войскам предстоит ликвидировать все тяжелые ракеты PC-20 с разделяющимися головными частями и переоснастить ракету PC-18 на моноблочную головную часть, то есть перейти полностью на группировку моноблочных ракет. Таким образом, к этому сроку при вступлении Договора СНВ-2 в силу произойдет существенное изменение состава всей группировки РВСН;

в-третьих, состояние военно-политической обстановки в мире и уровень военных угроз России. Сегодня ситуация такова, что мы не имеем оснований говорить о возможности в обозримой перспективе крупномасштабной агрессии против России в традиционных формах даже при условии поддержания потенциала ядерного сдерживания на более низком уровне. Проведенные оценки экспертов показывают, что в современной военно-политической обстановке задача ядерного сдерживания может решаться при снижении общего количества боезарядов в стратегических ядерных силах до 1500 единиц. С учетом экономической ситуации в стране обоюдное сокращение до этого уровня ядерных потенциалов сторон отвечало бы долгосрочным интересам России.

Естественно, что этот уровень, в качестве достаточного для потенциала ядерного сдерживания, можно рассматривать только в условиях сохранения существующих принципов и основ по сокращению СНВ, при соблюдении положений Договора 1972 года по ПРО.

Дальнейшему снижению уровня военных угроз способствовало бы также включение в сферу ограничений крылатых ракет морского базирования, части высокоточного оружия и подключение к переговорному процессу других ядерных держав.

В этих условиях можно было бы активнее противодействовать расползанию ядерного оружия в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия.

Однако в зависимости от складывающейся военно-политической обстановки и реальных угроз нашей стране темпы сокращения группировки РВСН и направления ее модернизации могут изменяться. РВСН сейчас и в ближайшем будущем сохраняют возможность реализации асимметричных военно-технических мер противодействия в случае выхода США из Договора 1972 года по ПРО. В числе ответных мер противодействия могут рассматриваться, в частности, адекватное количественное наращивание боевого состава группировки РВСН, отказ от ликвидации ракет с разделяющимися головными частями и переоснащения их на моноблочные, оснащение ракет нового комплекса «Тополь-М» разделяющимися головными частями и усовершенствованными средствами преодоления ПРО. Ракетные войска стратегического назначения готовы приступить к реализации этих мер в случае принятия соответствующих политических решений.

Таким образом, несмотря на количественное сокращение группировки РВСН, их ведущая роль в решении задач ядерного сдерживания сохранится и в перспективе.

Ядерный статус Российской Федерации, как историческая реальность и результат существовавшего в период «холодной войны» глобального противостояния двух систем, сохранится и в перспективе. А в сложный период, который переживает сейчас Россия, только опора на ядерное сдерживание позволит обеспечить необходимый баланс сил и запас времени для реформирования и подъема на требуемый уровень боевой мощи наших Вооруженных Сил.




Публикация «Вестника военной информации».
 
Сверху