Самая большая атомная бомба.

Космополит

Активный участник
Сообщения
8.487
Адрес
Германия, +54°40' +67°09'
vlad2654 написал(а):
кубический корень из отношений мощности ББ.

Выходит радиус спрлошных разрушений у 20Мт всего в 1,42 раза меньше 57Мт (хотя ЕМНИП только "статическое давление" убывает кубически, а сущесвует еще составляющая некого"динамического давления" убывающего по другой степени).
vlad2654 написал(а):
К тому же этот моноблок стол нв вооружении всего 7 лет (с 1977 по 1984 год), только на первом варианте РС-20А (15А14) и в количестве (максимум) 36 единиц. На более поздних модификациях РС-20Б и РС-20В (15А18 и 15А18М) моноблоки не устанавливались, хотя и разрабатывались
Значит военный смысл мощных моноблоков все-таки был? :think:
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Космополит написал(а):
Значит военный смысл мощных моноблоков все-таки был?
В какое-то время - да. Обычно мощные ББ были в то время, когда КВО было слишком большим.

Космополит написал(а):
Выходит радиус спрлошных разрушений у 20Мт всего в 1,42 раза меньше 57Мт
В 1,52 раза меньше. чем у 100 Мт заряда.
 

Космополит

Активный участник
Сообщения
8.487
Адрес
Германия, +54°40' +67°09'
vlad2654 написал(а):
В 1,52 раза меньше. чем у 100 Мт заряда.

1,52³=3,511808 1/x * 100Мт = 28,475Мт. :???:
Причем здесь 28 и 100 Мт?

57Мт - Царь-бомба, у моноблочной РС-20 я решал с 20Мт, как это предложили Вы.
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Космополит
Я разумеется отталкивался от фразы, "что жаль, что никто не видел взрыва 100 мт бомбы.
Но тем не менее. Если взять за эталон 1 Мт заряд и 2.9 км сполошного разрушения при наземном взрыве, то у 20 мт радиус будет 2.9 км * на корень третьей степени из отношения мощностей (20/1). Корень третьей степени из 20 = 2,45. 2,45*2,9 = 7,12 км.
соответственно отношение 57 Мт к 20 - это 2,85. Корень третьей степени из этой величины - 1,37. соответственно радиус сплошных поражений - 7,12*1,37 = 9,75 км. Т.е. величина 1,37 - это разница в зонах спошного поражения. Но если 20 Мт заряд мог транспортироваться, то 57 - увы, этоне боевой, а политический заряд
 

Космополит

Активный участник
Сообщения
8.487
Адрес
Германия, +54°40' +67°09'
vlad2654
Математике я в школе учился.:OK-) Я просто немножко недоумеваю откуда вы взяли 1,52 раза меньше. чем у 100 Мт заряда, ибо 100/1,52³=28.

Хотя если учесть

57 Мт к 20 - это 2,85. Корень третьей степени из этой величины - 1,37

то Вам следовало бы проверить свой калькулятор, ибо 1,37 из 2,85 можно получить лишь корнем 3,327 степени, но никак не третей.:-D
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Космополит
Откройте на компе калькулятор с убедитесь сами. К тому же что кубический корень их Х, что Х в степени 1/3 - одно и тоже. А разделив 1 на 3 и получим те самые 0,333333....
А откуда полтора я обяснил. Я брал 100 и 25 мегатонн. Отношение 4. кубический корень из 4 - 1,52, если брать 100 и 20 Мт - 1,62. Все просто.
 

Слон

Активный участник
Сообщения
4.014
Адрес
Москва
А калькуляторы-то оказывается у всех разные! :-D
vlad2654 написал(а):
Отношение 4. кубический корень из 4 - 1,52
Я вот не пойму, если кубический корень из 4 - 1,52, то 1,52 в кубе должно быть равно 4? А оно не равно... :-D
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Слон
Каюсь, виноват, больше не повторится... :-D
Чисто машинально возводил в степень 0,3, а не в 0,33 или 0,333. В результате и получилось в 1,52 вместо 1,58
 

КС

Модератор
Команда форума
Сообщения
18.076
Адрес
г. Коломна МО
Прикольно за ошибку в 5% (стат. погрешность ), целую страницу "насмерть рубились".
 

Korniko

Новый участник
Сообщения
4
Адрес
г. Петрозаводск
Вот чуть более подробная информация по этому взрыву:

Испытание проводилось на площадке Д-II СИПНЗ на полуострове Сухой Нос в 15 км от губы Митюшиха севернее пролива Маточкин Шар. Выбор района испытаний определялся необходимостью проведения взрывов такой большой мощности в условиях, обеспечивающих безопасность населенных пунктов, расположенных на материке. Для проведения испытаний было оборудовано опытное поле с комплексом приборных сооружений и стендов, в которых размещалась измерительная аппаратура.

Проведению испытаний предшествовала значительная работа по прогнозированию возможных характеристик воздействия взрыва и проведение мероприятий по обеспечению безопасности участников испытаний и населения в пунктах, расположенных на материке и островах Северного Ледовитого океана. Специальное внимание было уделено слабому воздействию ударной волны на больших расстояниях от места взрыва и связанному с ним разрушению остекления.

Особое внимание также уделялось прогнозированию погоды, которое осуществлялось большой группой синоптиков метеослужбы страны во главе с Ю.А.Израэлем и метеослужбы Новоземельского полигона. На основании благоприятного прогноза погоды на 29-30 октября Государственная комиссия приняла решение о проведении испытании и получила разрешение из Москвы.

На испытания прибыли К.С.Москаленко - Маршал Советского Союза, заместитель Министра обороны СССР, главнокомандующий ракетными войсками, и Е.П.Славский - Министр среднего машиностроения. Они специально прилетели из Москвы, где участвовал в работе XXII съезда КПСС.

Взрыв 30.10.61 был произведен в 11 часов 33 минуты на высоте Н = 4000 м над целью (Н = 4200 м над уровнем моря). Приведенная высота взрыва над поверхностью составила H1= 108,5 м/кт1/3, что представляет собой типичную величину для воздушных взрывов.

Фактические метеорологические условия на время проведения взрыва характеризовались следующими параметрами. Толщина слоя облаков составляла 4000 м при высоте нижней кромки облаков 300 м. Видимость - 10 км. Ветер у поверхности земли был юго-западный с азимутом а = 60° (направление а = 0 соответствует направлению ветра с юга на север) и скоростью U = 3 м/сек. "Средний" ветер в слое Ж 0-16 км имел западное направление (азимут а = 99°) при скорости U = 14 м/сек.

Баллистический корпус "царь-бомбы" (длина ~8 м, диаметр ~2,1 м, вес ~26 т) и бортовая автоматика подрыва были разработаны во ВНИИТФ; физическая схема и конструкция заряда - во ВНИИЭФ.

Авторами-разработчиками термоядерного заряда были физики-теоретики ВНИИЭФ: В.Б.Адамский, Ю.Н.Бабаев, А.Д.Сахаров, Ю.Н.Смирнов и Ю.А.Трутнев.

Для доставки термоядерного заряда к цели использовался самолет-носитель ТУ-95. Подготовка заряда к испытаниям, подвеска его к фюзеляжу самолета, взлет и посадка самолета-носителя производились на аэродроме "Олений" на Кольском полуострове. Экипаж самолета-носителя ТУ-95 №5800302 состоял из 9 человек:
ведущий летчик испытаний майор Дурновцев Андрей Егорович;
ведущий штурман испытаний майор Клещ Иван Никифорович;
второй летчик капитан Кондратенко Михаил Константинович;
штурман-оператор радиолокатора ст. лейтенант Бобиков Анатолий Сергеевич;
оператор радиолокатора капитан Прокопенко Александр Филиппович;
бортинженер капитан Евтушенко Григорий Михайлович;
ст. стрелок-радист ст. лейтенант Машкин Михаил Петрович;
КОУ, стрелок-радист капитан Снетков Вячеслав Михайлович;
стрелок-радист ефрейтор Болотов Василий Яковлевич.


Самолет-носитель ТУ-95 был изготовлен в составе серийного выпуска 1955 года, доработан в 1956 году, проходил эксплуатацию в 1957-1961 годах и прошел специальную подготовку в августе-октябре 1961 года к проведению испытаний 30.10.61. Оборудование самолета-носителя включало в себя бомбардировочную установку, обеспечивающую подвеску бомбы под фюзеляжем самолета, систему управления автоматики, средства защиты экипажа от светового воздействия взрыва.

Для увеличения времени падения бомбы использовалась специальная парашютная система с основным парашютом площадью 1600 м2.

Самолет-лаборатория ТУ-16А №3709 являлся серийным самолетом, специально оборудованным для проведения летных испытаний ядерных зарядов. Экипаж самолета-лаборатории ТУ-16А №3709:
ведущий летчик испытаний подполковник Мартыненко Владимир Федорович;
второй летчик ст. лейтенант Муханов Владимир Иванович;
ведущий штурман майор Григорюк Семен Артемьевич;
штурман-оператор радиолокатора майор Музланов Василий Тимофеевич;
стрелок-радист ст. сержант Шумилов Михаил Емельянович.


При подготовке экипажей самолетов к выполнению задания был проведен специальный комплекс тренировок. При этом экипаж самолета-носителя провел 16.10.61 один полет с проведением подобных испытаний с зарядом большой мощности.

Командиром авиационной группы, самолеты которой непосредственно использовались в ядерных испытаниях, был генерал-майор Е.И.Шапошников.

Подготовка самолетов к летным испытаниям и подготовка контрольно-измерительной аппаратуры, установленной на самолетах, производились накануне дня испытаний.

Установка изделия под самолет производилась на 40-тонном прицепе МАЗ-5208 с 3 часов 15 минут до 4 часов 15 минут 30 октября 1961 г.

Подвеска изделия на самолет производилась из котлована глубиной 1,4 м, шириной 4,5 м, длиной горизонтальной площадки дна 14,5 м и длиной наклонной части 22,7 м. Спуск изделия в котлован производился с помощью лебедки тягача АТ1-1. Провоз изделия по горизонтальной части котлована осуществлялся тягачом ЯАЗ-210Д с помощью 50-метрового троса.

После установки изделия в котловане производилось накатывание самолета-носителя. Подвеска и подготовка изделия производилась с 4 часов 15 минут до 7 часои 30 минут.

Высота полета самолета-носителя над уровнем цели составляла Н1= 10,5 км, а высота полета самолета-лаборатории Н = 10,25 км. Для уменьшения уровня воздействия светового и пучения на самолет-лабораторию был предусмотрен дополнительный уход самолета-лаборатории от места взрыва по сравнению с самолетом-носителем на L = 12 - 15 км. Время полета самолетов до момента сбрасывания заряда составило 2 часа 3 минуты.

Время падения заряда в составе парашютной системы торможения до момента подрыва составило 188 сек.

Удаление самолета-носителя от места взрыва к моменту взрыва составило около 39 км, а удаление самолета-лаборатории ~53,5 км.

По наблюдению членов экипажей самолетов, процесс развития облака взрыва продолжался около 40 минут. К моменту времени t = 45 сек. после взрыва верхняя граница облака взрыва достигла высоты Н = 30 км, после чего облако развивалось в основном в поперечном направлении. Через 35 минут после взрыва облако имело двухъярусную структуру с диаметром верхнего яруса 95 км и диаметром нижнего яруса 70 км. Облако взрыва очень долго сохраняло свою форму и было видно на расстоянии до 800 км.

В момент взрыва появилась яркая вспышка, которая длилась 30 сек. Общее световое воздействие длилось 70 сек. В процессе светового воздействия ощущалась повышенная температура. Фронт ударной волны догнал самолет на удалении 115 км через 8 минут 20 секунд после сбрасывания заряда. Воздействие ударной волны ощущалось в виде слабого встряхивания, без фактического изменения режима полета самолета.

Самолет-лаборатория находился к моменту прихода ударной волны через 13 минут 45 сек. после сбрасывания боезаряда на расстоянии 205 км от места взрыва.

Взрыв наблюдался в различных точках побережья на островах Северного Ледовитого океана. В губе Белушья (около 280 км от места взрыва) была отмечена яркая вспышка. Отраженные ударные волны различной интенсивности регистрировалось в течение времени более 40 минут.

На острове Диксон в промежутке времени 12 часов 13 минут - 12 часов 23 минуты были слышны звуки, подобные артиллерийской канонаде. К востоку от острова Диксон слабые звуковые раскаты слышали сотрудники ряда станций.

По результатам работы радиационной разведки наблюдалось незначительное радиоактивное загрязнение опытного поля радиусом 2-3 км в районе эпицентра с уровнями интенсивности γ-дозы не более 1 мР/час при времени t = 1 час после взрыва.

Прогнозируемое направление оси следа облака взрыва составило 100°. Радиационная разведка, проведенная через 2 суток после взрыва по Карскому побережью Новой Земли, не обнаружила загрязнения территории, обусловленного взрывом 30.10.61. По данным измерений радиоактивное загрязнение в результате взрыва практически не представляло опасности для участников испытаний, населения районов, прилегающих к полигону, а также для промысловых районов рыбного лова.

Проведение испытаний боезаряда столь большой мощности при относительно низком воздействии на окружающую среду следует рассматривать как крупное технологическое достижение того времени.
 

vtsp1

Активный участник
Сообщения
1.242
Адрес
Минск
Неделю назад на канале Росатома был выложен в открытый доступ 40-минутный рассекреченный фильм об испытаниях супербомбы:
 
Сверху