Самолеты ДРЛО (АВАКСы)

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.368
Адрес
Саратов
Самолет ДРЛОиУ Gulfstream G550 AEW с израильским радиолокационным комплексом ВВС Сингапура на авиавыставке Singapore Airshow 2016:

2847707_original.jpg
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.368
Адрес
Саратов
В продолжение поста #72

AWACS по британски, или как дорого съесть кактус (часть 2)

127526_original.jpg


Катавасия с последним собственно британским ржавым поршневым АВАКСом «Шеклтоном AEW» (стоявшим на вооружении аж до 1991 года!) это еще цветочки по сравнению с рождением Нимрода, так и не попавшего на вооружение королевских ВВС. В нем история британских АВАКСов получила забавное продолжение. Вышел тот еще детектив!

"Дешевая" замена

В начале 60-х по выдвинутым флотом требованиям NAST 6166 начинается работа по новому перспективному авиационному AEW-комплексу корабельного базирования.

Но, пришедшие к власти лейбористы, неожиданно решают выполнить одно из своих предвыборных обещаний... и сокращают военный бюджет, урезая кучу программ. Они отправляют в утиль последние авианосцы и отказываются от нового атомного авианосца CVA-01. А через некоторое время и от программы NAST 6166.

Вместо этого военно-морского великолепия для защиты британских интересов в разных уголках мира было решено приобрести в США в качестве «бюджетной альтернативы» полсотни оперативно-тактических истребителей-бомбардировщиков F-111K. Американцы обещали поставить Королевским ВВС эти машины по весьма доступной цене, но... вскоре после отказа англичан от авианосной программы цена «сто одиннадцатых» ВНЕЗАПНО стала стремительно расти, и очень скоро оказалась неподъёмной для урезанного лейбористами бюджета.

Планировавшиеся к закупке в рамках той же программы американские самолёты ДРЛО E-2 «Хокай» тоже не удалось получить — союзники свернули их производство в 1967 г., просто «позабыв» о британских планах. В итоге Англия осталась и без авианосцев, и без F-111, и без самолётов ДРЛО. Оперативно оснащённые допотопными радарами «Шеклтоны» были, по сути, попыткой хоть как-то прикрыть фантастических масштабов конфуз в оборонной политике и «сохранить лицо» — но обмануть кого-либо, как и решать серьёзные задачи, они не могли.

Рождение Нимрода

В 1968 г британское минобороны инициировало исследования по концепции создания авиационного AEW-комплекса уже берегового базирования, а в 1969 г "ЭллиотБразерс" получает контракт на разработку РЛС FMICW (Frjquency Modulated Intermittent Continuous Wave system).

Британцы решили выпендриться и сделать АВАКС не как у всех. Характерной особенностью нового AEW-комплекса должно было стать размещение антенны РЛС не в обтекателе на верхней части фюзеляжа, что было уже традиционным для самолетов аналогичного назначения (ЕС-121, Е-2А «Хокай» и Ту-126), а в двух обтекателях в носовой и хвостовой частях фюзеляжа (схема «нос-хвост») По мнению специалистов фирмы «Эллиот», такая компоновка существенно снижала массу всей системы, улучшала аэродинамику самолета и, главное, исключала наличие зон затенения от фюзеляжа, что было неизбежно при «плавниковой» и «грибообразной» форме обтекателя антенны РЛС. Правда уже в 1970 разработка прекращена "ввиду очень высоких финансовых и технических рисков".

Прогресс в развитии микроэлектроники и техники быстрой передачи информации позволил преемнице «Эллиот» фирме МЕАS (Marconi-Elliott Avionic Systems) в 1973 году разработать цифровой индикатор движущихся целей и оснастить им «Шеклтоны». Это существенно снизило влияние погоды и помех на работу РЛС и увеличило дальность обнаружения. МЕАS получила поддержку военных и начала проработку концепции создания AEW-комплекса на базе принятого на вооружение в 1969 г. «Нимрода» MR.1.

123006_original.jpg

Nimrod MR.1

Но в 1974–1975 гг. у английских военных пропал интерес к собственной разработке и появилась решимость вместе с другими странами НАТО прикупить в США Е-3 АВАКС, поднявшийся в воздух в феврале 1975 г. Дискуссии по поводу совместной закупки Е-3А начались в НАТО в июне 1976 года, но на правительство Англии усилили давление профсоюзы и промышленники, и неудавшаяся попытка договориться на встрече представителей НАТО в Брюсселе 25 марта 1977 г., по сути, благословила программу «Нимрода» с новой РЛС фирмы МЕАS (позже МЕА).

Основой «британского АВАКСа» должен был стать самолёт ДРЛО на базе основного патрульного «Нимрода» (созданного, в свою очередь, на базе пассажирской «Кометы»). Американцы предложили было свой E-3 — но, наученные горьким опытом, гордые островитяне к 1977 году решили-таки доводить Nimrod AEW Mk.3 (тем более что родной авиапром начал потихоньку помирать от отсутствия заказов).

Конструкторский потенциал в Британии пока ещё сохранялся, и машина проектировалась довольно передовая: хорошая аэродинамика за счёт необычного расположения антенн РЛС, высокий уровень автоматизации бортовых систем, высокая устойчивость оборудования к радиоэлектронному противодействию... Ожидалось, что «Нимрод» сможет конкурировать с E-3 на мировом рынке — чем чёрт не шутит?
Начать поставки самолетов Королевским ВВС предполагалось в 1981-1982 гг., а закончить в 1984 г. - практически в те же сроки, когда ожидались поставки Е-3А для стран НАТО.

Самый глубокий (и, как оказалось, роковой) овраг выкопало правительство Её Величества. Вместо одного генерального подрядчика (чего требовала сложившаяся практика, основы менеджмента и просто здравый смысл) было назначено два. За самолёт как таковой отвечала свежеобразованная корпорация «Бритиш Эйрспейс» (ВАе), за электронику — «Маркони Авионикс» (уже вышеупомянутая МЕАS).

В результате ВАе усиленно переоборудовала планеры самолетов, которые никому не были нужны, "Маркони Авионикс", переоценившая свои силы, безрезультатно пыталась довести до ума БРЭО, a минобороны активно мешало и тем и другим, постоянно уточняя исходные требования (к примеру, с 1977 г. количество функций, возлагаемых на операторов комплекса возросло с 200 до 600).

По этому поводу один из представителей GEC (очередное новое наименование "Маркони Авионикс") заявил: "Любой может дать добро и любой - наложить вето, но никто не хочет отвечать. В результате стоимость растет в дополнительных статьях, вину за которые предъявить некому."

Итог оказался печальным: ВАе своё дело сделала - переработав 11 самолетов в "Нимроды" AEW. А "Маркони" с своей задачей не справилась, причём — по всем направлениям: ни РЛС, ни бортовые ЭВМ, ни системы связи не удалось довести до кондиции. Как обычно, "у семи нянек — дитя без глазу" (с).

123244_original.jpg

Nimrod AEW Mk.3

Весной 1982 года разразился Фолклендский военный конфликт, в котором флот Её Величества понёс непропорционально высокие потери от слабо вооружённых ВВС Аргентины из-за отсутствия современной воздушной системы обнаружения низколетящих целей, хотя к этому времени «Нимрод» уже должен был стоять на вооружении.

Тут бы по-хорошему программу и закрыть, но во-первых жалко кучу потраченных денег, во-вторых удар по национальному престижу, а в-третьих возмутились английские профсоюзы (переживавшие за потерю рабочих мест вследствие закрытия программы), заявившие: "Закрытие программы "Нимрода" AEW будет актом вандализма и означает полный захват Америкой еще одной высокотехнологичной области".

Плюс разрабатываемый британцами электронный комплекс планировали приобрести французы для установки на свои самолеты ДРЛО.

В итоге - Британия объявила тендер на самолет, к финалу которого пробились в итоге "Нимрод" АEW.3 и американский Е-3А от Боинга.
К моменту подведения итогов конкурса "Нимрод" все-таки допилили до необходимых требований, но ребята из Боинга, почуявшие возможность отщипнуть кусок британского пирога и завалить конкурента тоже на месте не сидели.

В руководстве "Боинг" прекрасно понимали, что сила "Нимрода" АEW.3 вовсе не его характеристиках, а в национальных чувствах англичан, не желающих уступать США еще одну высокотехнологичную область. Поэтому основной удар "Боинг" направила именно в этом направлении, начав поиск фирм в Соединенном Королевстве, которых можно было бы привлечь на свою сторону, отдав им часть работ по созданию английской версии Е-3А.

124658_original.jpg

Boeing E-3А Sentry

Представители Боинга объявили, что в случае их победы в тендере, английские производители получат контракты на сумму, равную 35% стоимости контракта по Е-3 (так называемая 35-процентная офсет-программа). А уже в августе 1986 г. было объявлено о подписании соглашений между "Боинг" и несколькими английскими разработчиками авиационного радиоэлектронного оборудования и компьютеров, фирмами "Плесси", "Феррэнти" и "Рэкал", по которому последним предлагались контракты, стоимостью около 10% от стоимости возможного заказа Е-3. Кроме того, "Боинг" пообещала этим фирмам подключение к ее программе разработки перспективной РЛС, систем дистанционно управляемых ЛА и тренажеров, а также к работам по программе СОИ.

При этом продажную цену Е-3 снизили до невероятно низкой отметки - всего по 65 млн.$ за штуку (хотя другие страны НАТО за свои последние самолеты заплатили по 184 млн.$, а Саудовская Аравия вообще выложила по 240 млн.$ за самолет).

Классический пример экономической войны.

Плюс ко всему - британские разработчики получили удар в спину от французов, которые отказалась от английского AEW-комплекса в пользу покупки Е-3 у США.

Окончание этой "детективной" истории вышло не очень радужным для англичан:
к 1985 году ВВС Великобритании лишились 11 базовых патрульных самолётов, но зато приобрели 11 небоеспособных «Нимродов» AEW. И все это за деньги, которых хватило бы, пожалуй, на два авианосца с полными авиакрыльями на борту.

А 18 декабря 1986 г. министр обороны Джордж Янгер объявил о выборе в качестве базы для английского AEW-комплекса Е-3А и закрытии программы "Нимрода" AEW.3. Таким образом, 9,5 лет работы и почти 1 млрд. фунтов стерлингов (930 млн. фунтов стерлингов с учетом последнего контракта с GEC "Авионикс" плюс стоимость закрытия работ), потраченные на его разработку, были фактически выброшены псу под хвост.

P.S.

Правда продали американцы свои АВАКСы не по обещанной суперцене, а "чутка" дороже. :)
В феврале 1987 г. был подписан контракт на поставку шести самолетов типа AWACS общей стоимостью 860 млн. фунтов стерлингов...

А чуть позже выяснилось, что поставляемые в Англию самолеты не способны работать в промежуточной системе связи IJMS (Interim JTIDS message standart)... Это означало, что америкаснкие АВАКСы еще, по меньшей мере, на протяжении полутора лет не смогут выполнять одну из основных своих функций - наводить на обнаруженные цели перехватчики "Торнадо"Р.З, уже оснащенные этой системой. Это так же означало и необходимость выделения англичанами дополнительных средств доработку полученных E-3D.

Что же касается широко разрекламированных офсет-программ, то в 1988 г. минобороны Британии провело аудиторскую проверку выполнения этих соглашений, в ходе которой выяснилось, что из 53 фирм, с которыми "Боинг" якобы заключил контракты до конца 1987 г., 24 ничего об этом не слышали. Более того, "янки" включили в стоимость английской офсет-программы работы, которые к оборонным технологиям вообще отношения не имели - например, оснащение ее лайнеров двигателями "Роллс-Ройс".

Эй, кто там хвалил британский менеджмент?
При этом Англия считается образцом для подражания в плане этого самого менеджмента, а британские школы управления невероятно популярны...

http://judgesuhov.livejournal.com/95723.html
 

КС

Модератор
Команда форума
Сообщения
18.076
Адрес
г. Коломна МО
Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК, входит в госкорпорацию «Ростех») до конца года планирует передать Минобороны РФ четвертый модернизированный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) А-50У.
Подробнее: Минобороны получит модернизированный самолет А-50У до конца года | Еженедельник «Военно-промышленный курьер»
 

Ромыч

Активный участник
Сообщения
2.622
Адрес
Кубань
Встречал такое на просторах сети. Самолет ДРЛОиУ мог бы наводить на цель дальнобойные ЗУР, при наличии на них соответствующего приемника. Ракета выводится в район вкючения своей АРГСН и далее сама находит цель.
 

Rand0m

Активный участник
:(:(:( Оперативно-тактический самолёт дальнего радиолокационного обнаружения Ан-71

Разработка Ан-71 начата в 1982 году с подачи военных, которые потребовали от промышленности самолёт ДРЛО аналогичный американскому Е-2С. Головным предприятием по созданию комплекса был назначен Киевский механический завод (занимавшийся выпуском самолётов, разработанных ОКБ Антонова), разработчиком же электроники было назначено Московское НПО "Вега". Первый полёт самолёт Ан-71 совершил 12-го июля 1985 году. Испытания самолёта продолжались до 1990 года, когда, в связи с сокращением финансирования, их пришлось свернуть. К моменту сворачивания программы, два опытных самолёта уже успели налетать около 1 000 часов налёта
ZbaL9xdla2k.jpg
gUG7CfkPoU4.jpg
JQlqRBeEx_w.jpg
VgTeZMM9Ezw.jpg
7uLB00b7p1o.jpg
AE7NDkM_Yuc.jpg
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.368
Адрес
Саратов
Четвертый модернизированный самолет А-50У.

22 октября 2016 года на ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» (ТАНТК им. Г. М. Бериева) в Таганроге состоялся день открытых дверей, в ходе которого, в числе прочего на аэродроме предприятия был продемонстрирован самолет радиолокационного дозора и наведения А-50, завершивший модернизацию по варианту А-50У и получивший собственное название "Таганрог" (бортовой номер "41 красный", регистрационный номер RF-94268, заводской номер 0083483499, серийный номер 63-05, борт постройки 1988 года). Это четвертый модернизированный борт А-50У для Министерства обороны России.

3660652_original.jpg

Модернизированный ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» самолет радиолокационного дозора и наведения А-50У (собственное название "Таганрог", бортовой номер "41 красный", регистрационный номер RF-94268, заводской номер 0083483499, серийный номер 63-05). Таганрог, 22.10.2016 (с) Maxo Davion / vk.com

Модернизация данного самолета серийный номер 63-05 была осуществлена ТАНТК, видимо, по государственному контракту от апреля 2014 года на выполнение работ по ремонту с модернизацией одного изделия А-50 для Министерства обороны Российской Федерации в 2014-2016 годах.

Ранее АО "Концерн радиостроения "Вега" (головной подрядчик по программе модернизации А-50У) выполнило контракт на поставку для Министерства обороны России первых трех модернизированных А-50У. Непосредственные работы по модернизации выполнялись ТАНТК.

Первым переоборудованным в модификацию А-50У на ТАНТК еще в середине 2000-х годов в качестве прототипа модернизации по данной программе стал самолет А-50 с бортовым номером "37 красный" (заводской номер 0073476298,
серийный номер 58-05). Акт о завершении Государственных испытаний данного опытного образца А-50У был подписан 26 ноября 2009 года, после чего самолет использовался в Таганроге для дальнейший испытаний и отработок, и только 25 марта 2014 года был формально передан ВВС России, получив собственное название "Сергей Атаянц" в честь авиаконструктора, непосредственно руководившего созданием А-50.

Первым серийно модернизированным самолетом А-50У стала машина с бортовым номером "47 красный" (регистрационный номер RF-92957, заводской номер 0043453577, серийный номер 40-05), по завершении модернизации на ТАНТК переданная ВВС России 31 октября 2011 года. Вторым серийно модернизированным самолетом А-50У стал борт "33 красный" (заводской номер 0043454618, серийный номер 41-05), переданный ВВС России по окончании модернизации в апреле 2013 года.

В составе ВВС России все строевые самолеты серии А-50 входят в состав дислоцированной на аэродроме Иваново-Северный авиационной части, которая с 2010 года именуется авиационной группой боевого применения самолётов дальнего радиолокационного обнаружения 610-го Центра боевого применения и переучивания летного состава (авиационного персонала военно-транспортной авиации) 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний. По известным данным, в составе части сейчас имеется 14 самолетов А-50 (из них минимум девять летных) и три первых А-50У, не считая минимум двух самолетов А-50, находящихся на хранении.

Работа по модернизации стоящих на вооружении ВКС России А-50 будет продолжена. В марте 2014 года представитель АО "Концерн радиостроения "Вега" сообщил РИА Новости, что ВВС (ВКС) России располагают суммарно 22 самолетами А-50, включая находящиеся на хранении.

199366.jpg


http://bmpd.livejournal.com/2203567.html
 

RIMYCH

Активный участник
Сообщения
607
Адрес
Саратов
Самолет-лаборатория А-100ЛЛ для перспективного межвидового авиакомплекса радиолокационного дозора типа AWACS совершил первый полет, сообщил РИА Новости генеральный директор концерна "Вега" (входит в Объединенную приборостроительную корпорацию "Ростеха") Владимир Верба.
https://ria.ru/arms/20161026/1480024637.html
 
Сверху