Шведский истребитель "Грипен"

Можно ли считать SAAB JAS 39 "Грипен" истребителем 5го поколения?

  • да

    Голосов: 0 0,0%
  • нет

    Голосов: 27 100,0%

  • Всего проголосовало
    27

Rand0m

Активный участник
"Громовая утка" над Швецией.

Последней, наиболее совершенной модификацией "Виггена" стал всепогодный истребитель-перехватчик JA-37 (37301-37449), неофициально называемый "Яктвиггеном" ("Виггеном-охотником"). Машина, к исследованию облика которой приступили во второй половине 1960-х гг., предназначалась для обеспечения ПВО территории Швеции совместно с ЗРК "Хоук" и "Бландхаунд". Первоначально создание истребителя-перехватчика третьего поколения не было поддержано МО Швеции - считалось, что для борьбы с бомбардировщиками противника (при нейтральном статусе страны ни для кого, впрочем, не было секретом, что под потенциальным противником понимался, в первую очередь, Советский Союз) могут быть с успехом использованы модернизированные сверхзвуковые перехватчики "Дракен". Однако к началу 1960-х гг. "картина угрозы" радикально изменилась - вместо самолетов типа МиГ-17, Ил-28, Су-7Б и Як-28 в СССР появились более мощные тактические ударные машины МиГ-23Б, Су-17 и Су-24, способные эффективно действовать на предельно малых высотах. Это потребовало и "адекватного ответа", заключающегося в первую очередь в создании нового высокоэффективного маловысотного истребителя-перехватчика.
Разработка перехватчика началась в октябре 1972 г. При создании JA-37 была усилена конструкция планера (что было обусловлено повышенными требованиями к возможности ведения ближнего маневренного воздушного боя с высокими перегрузками). В частности, конструкторы увеличили жесткость крыла перехватчика. Были применены более мощные приводы элевонов.
Применение более мощного пушечного вооружения, а также более тяжелой БРЛС обусловило возрастание взлетной массы (в конфигурации для ведения воздушного боя) почти на 1 т. Для самолета был создан новый, более мощный двигатель, конструкция которого обеспечила предотвращение появления помпажа во всем диапазоне "штатных" полетных режимов.
Для ведения ближнего маневренного воздушного боя фирма СААБ вела работы по созданию ракеты СААБ 372, снабженной тепловой головкой самонаведения (ТГС) с блоком цифровой обработки сигналов. Однако в дальнейшем предпочтение было отдано американской ракете AIM-9L "Сайдуиндер".
Вместо аналогового на истребителе-перехватчике был применен цифровой автопилот с одним процессором, а вместо доплеровской навигационной системы была применена инерциальная навигационная система (ИНС), позволяющая существенно повысить точность и помехоустойчивость навигации.
Информационно-управляющее поле кабины летчика, контроль за работой которого осуществлялся посредством цифрового процессора, включало три основных компонента: индикатор на лобовом стекле (ИЛС), радиолокационный индикатор, а также монохромный индикатор тактической обста-новки на ЭЛТ, выдающий информацию на фоне электронной карты местности. Самолет было решено оснастить аппаратурой передачи данных в цифровой форме, с помощью которой осуществлялось автоматическое наведение на цель по командам с земли. В системе связи БЦВМ осуществляла автоматический просмотр всех частотных каналов с целью обнаружения одного из них, обеспечивающего наилучшие условия приема.
Первый полет опытного охотника, переоборудованного из AJ-37, состоялся 4 июня 1974 г. На машине были установлены усовершенствованный двигатель RM8B с тягой, увеличенной на 10%, увеличенный киль от Sk.37, усовершенствованное БРЭО и вооружение. Основным внешним отличием самолета стало то, что он получил складывающийся на земле киль.
Первый предсерийный JA-37 поднялся в воздух 15 декабря 1975 г., а серийная машина совершила первый полет 4 ноября 1977 г. Поставки самолетов ВВС Швеции начались в 1979 г. и завершились в июне 1990 г. ВВС Швеции получили 149 истребителей этого типа.
Для оснащения "Яктвиггена" в 1978 г. Швеция подписала контракт стоимостью 60 млн. фунтов стерлингов на приобретение ракет класса "воздух-воздух" средней дальности "Скайфлэш" (в английских ВВС эти ракеты поступили на вооружение истребителей-перехватчиков "Торнадо" АDV). По оценке шведских специалистов, во второй половине 1970-х гг. "Скайфлэш" являлась наиболее совершенной УР в своем классе на Западе. Подписанию контракта предшествовали двухлетние работы по интеграции истребителя JA-37 и ракеты. В соответствии с контрактом фирма СААБ стала субподрядчиком ВАЕ, производя некоторые компоненты УР. В то же время поставку моноимпульсных головок самонаведения обеспечивала английская фирма Маркони.
JA-37 получил и более мощное пушечное вооружение - 30-мм орудие "Эрликон" КСА, обеспечивающее снаряду массой 360 г начальную скорость 1050 м/с при скорострельности 1350 выстр./мин.
К началу 2001 г. ВВС Швеции располагали 48 истребителями-бомбардировщиками, 47 разведчиками, 134 истребителями-перехватчиками и 15 УТС типа "Вигген".
В ходе испытаний и эксплуатации самолеты типа "Вигген" продемонстрировали высокие характеристики управляемости и маневренности во всем диапазоне скоростей полета, при всех вариантах внешних загрузок. Во всех вариантах боевого применения истребитель имеет длину разбега и пробега не более 1000 м. Под-готовка к повторному вылету занимает не более 10 минут, трудоемкость обслуживания составляет 20-23 чел/ч на один час полета.
В отличие от своих "сверстников" по третьему поколению - МиГ-23 и "Мираж" F-1 - "Виггену" не довелось принять участия в вооруженных конфликтах. Самым крупным "сражением" было его участие в международном конкурсе 1974-1975 гг. в рамках НАТО - ВВС Бельгии, Дании, Норвегии и Нидерландов требовался новый многоцелевой истребитель для замены самолета Локхид F-104G "Старфайтер". Экспортный вариант самолета JA-37 получил обозначение 37Е "Еврофайтер". Ему противостояли самолеты Дассо "Мираж"F-1Е и Дженерал Дайнэмикс F-16А (последний существовал тогда лишь в виде опытно-демонстрационной машины, на которой еще отсутствовали комплекс вооружения и другое оборудование). По итогам конкурса, проходившего весьма драматично, предпочтение было отдано американской машине.
Однако первой попыткой продвинуть, ."Вигген." на международный рынок стали контакты с министерством обороны Великобритании о возможности закупки ."Виггена.". На ."англизированном." варианте ."Виггена.", имеющем увеличенные размеры, предполагалось установить двигатель Роллс-Ройс ."Эвон." или Бристоль Сиддли ."Олимп." (обеспечивающий достижение скорости, соответствующей 2.5М) и разместить дополнительные топливные баки. Рассматривалась возможность постройки новых истребителей на английских предприятиях или возможность их совместного производства с окончательной сборкой в Швеции. Однако планы приобретения "Виггена" для ВВСВеликобритании не получили дальнейшего, развития. Приоритет был отдан реализации программы Панавиа "Торнадо".
В 1968 г. "Вигген" был предложен и силам самообороны Японии (ранее полностью ориентировавшимся на американскую технику). Применительно к возможному японскому контракту в аэродинамической трубе фирмы СААБ была осуществлена продувка модели самолета с фюзеляжем, длина которого была увеличена на 1 м. Увеличение длины позволяло сформировать дополнительные топливные баки, обеспечивающие повышение дальности полета без сколько-нибудь существенного ухудшения ВПХ.
Другой попыткой выхода на внешний рынок стали переговоры с Индией, выразившей намерение закупить 40 самолетов AJ-37, а также лицензию на производство еще 130 истребителей-бомбардировщиков данного типа. Однако здесь все усилия шведов были блокированы действиями американцев. 2 августа 1978 г. правительство США официально запретило экспорт за пределы Швеции ТРДДФ Флюгмотор RM8A, так как ряд его компонентов был изготовлен в Соединенных Штатах. Политическая подоплека решения была очевидна - гражданский прототип этого двигателя с 1960-х гг. широко экспортировался без всяких ограничений. В результате индийские ВВС пополнились истребителями МиГ-23МФ и истребителями-бомбардировщиками МиГ-23БН (в данном случае американцы поступили, аналогично той самой "собаки на сене", ладно хоть бы сами что нибудь продали, так еще и рынок сбыта отдали СССР).
В 1986 г. самолет получил систему предупреждения о столкновении с землей TERNAV, в 1987 г. - контейнеры с ИК-ловушками, новые ракеты класса "воздух-воздух" Rb.74 (лицензионный вариант американской УP AIM-9L "Сайдуиндер") и аппаратуру приема команд целеуказания с земли в автоматическом режиме.
В 1990 г. импульсно-доплеровская БРЛС Эрикссон PS-46A подверглась доработке, направленной на повышение помехозащищенности. В процессе модернизации изменениям поверглось свыше 40% программного обеспечения. Кроме того, станции придана возможность одновременного сопровождения нескольких воздушных целей. Усовершенствована и система управления БРЛС (в соответствии с концепцией HOTAS все переключатели станции вынесены на РУД).
В 1992 г. министерство обороны Швеции приняло крупнейшую в истории королевства программу модернизации самолетного парка военно-воздушных сил, известную как программа "Свенска Флюгвапнет 2000". В ее рамках, параллельно с оснащением ВВС истребителями нового поколения JAS-39 "Грипен", ведутся работы по модернизации ранее построенных истребителей JA-37 "Вигген" (мод. D), известных также под неофициальным названием "Яктвигген". Планируется, что первый доработанный по полной программе самолет военно-воздушные силы Швеции получат 1 января 2001 г., а последний - в 2007 г.
Рассматривалась возможность снижения ЭПР самолета, но стоимость этого мероприятия оказалась слишком дорога.
JA-37D несет 30-мм пушку Эрликон, с начальной скоростью полета снаряда 1.200 м/сек. В целях расширения боевых возможностей пушечного вооружения истребителя JA 37 с известным аэродинамиком профессором Хербстом (Herbst) в 1983 г. был заключен контракт на разработку автоматизированной системы управления самолетом в процессе пушечной стрельбы. Первые летные испытания этой системы были начаты в 1989 г., а в 1992 г. она начала устанавливаться на серийных истребителях.
На JA-37D устанавливается система избегания столкновения самолета с землей, разработанная СААБ совместно Локхид Мартин. Также самолет получил так называемую "паническую кнопку", применявшуюся до этого на F-16, которая в случае потери летчиком пространственной ориентировки при ее нажатии выводит самолет в горизонтальный полет. Необходимые функции - в программном обеспечении управления полетом.
В 1995 г. был автоматизирован и процесс выброса тепловых ловушек. В ходе очередного этапа модернизации самолет "Яктвигген" должен получить на вооружение ракету класса "воздух-воздух" средней дальности с активным радиолокационным конечным самонаведением AIM-120B (Rb.99) и контейнер постановки активных радиолокационных помех U95.
Уже 13 лет JA-37 входит в состав системы ПВО Швеции - STRIC. Система управления позволяет истребителям не выдавать свое местоположение, производя сопровождение цели наземными средствами. Возможно при нацеливании только одного самолета на цель, поддерживать пилотов всех остальных самолетов в курсе событий. Также "земля" может считывать показания остатка топлива, состояние вооружения, не прибегая к помощи пилота и передавать текстовые команды на борт самолета (введено в 1995 г.).
Используя базу данных топографии Швеции, находящейся в компьютере, навигационные данные и радиолокационный высотомер, пилот получает звуковое предупреждение и световое, если летит слишком низко. Дальнейшее развитие этой системы, получившей название TERNAV, разработанной СААБ Дайнемикс, позволило использовать ее для комплексной навигации и системе посадки на "Грипене". По сравнению с первоначальной инерционно-гироскопической системой JA-37, TERNAV имеет точность 50 м, по сравнению с 300х500 м предшественника.
Модернизация самолета проходит в несколько этапов и по нескольким направлениям. 60 истребителей JA-37 получают усовершенствованное программное обеспечение бортовой ЭВМ. Последняя версия программного обеспечения, установка которой на самолеты начата в августе 1999 г., обеспечивает возможность применения новой системы постановки активных радиолокационных помех U95, а также ракет класса "воздух-воздух" средней дальности AIM-120B AMRAAM (шведское обозначение - Rb.99).
Испытания ракеты RB.99 начаты на полигоне Видсел (север Швеции) в августе 1998 г. Швеция - единственная страна, которой США разрешили проводить собственные испытания и доработки ракеты AMRAAM. До 2000 г. было произведено четыре испытательных пуска ракеты. Также на базе "крыла" F17, расположенного в Роннеби был создано тактическое подразделение TU37 (TaktiSk. Utprovning), призванное отработать возможности применения JA-37D.
Также к испытаниям привлекается "крыло" F16, в Уппсала. Именно здесь разрабатывается тактика и возможности применения ракеты AIM-120, с привлечением Sk.60 в качестве мишеней.
На самолете будет установлена аппаратура автоматизированного распределения тактической информации TARS (аналог американской системы JTIDS и подобная система стоит на МиГ-31), а также новый центральный бортовой компьютер CD 207 (лицензионный вариант компьютера Сингер Керфотг CD 107), имеющий в 10-20 раз большую, чем у его предшественника, производительность и в 100 раз больший объем памяти.
Подвергнется очередной модернизации и БРЛС истребителя. Существенные изменения в ходе модернизации JA 37 претерпит и информационно-управляющее поле кабины самолета - всю правую часть приборной доски займет новый жидкокристаллический крупноформатный (6x8 дюймов) многофункциональный экранный индикатор TI-237, аналогичный устанавливаемому на самолетах JAS-39 "Грипен" последних серий. На дисплей будет выводиться разнообразная информация (тактическая обстановка, цифровая карта местности и т.п.).
Также самолет получит систему автоматическую систему перевода метрической системы на дисплеях, в английскую, и наоборот, которая входит в единую концепцию оборудования кабины самолетов, стран состоящих в НАТО. С новой УКВ станцией, с частотой 8.33 Мгц самолет будет практически полностью совместим с самолетами НАТО, за исключением системы опознавания свой-чужой.
Предполагается модернизировать 60 самолетов JA-37, которые будут находиться в строю по меньшей мере до 2010-х гг. Истребители-бомбардировщики AJ-37 в следующем десятилетии планируется заменить многоцелевыми истребителями "Грипен".
Шведские военно-воздушные силы имеют два подразделения для выполнения заданий за пределами страны - в которые входят C-130 и AJS-37. Задачей AJS-37 является фоторазведка в районе вооруженного конфликта.
В 2000 г. соединение было готово к полетам через 90 дней после принятия решения, в 2001 г. уже через 30 дней, и передовая группа готова к вылету через. 15 дней. В 2004 г. "Вигген" будет заменен на JAS-39 "Грипен".
yIYK79n2suU.jpg
N8gEKNWkETg.jpg
FXNCn5_HP3Q.jpg
6Pv0aj0HKaA.jpg
YTtnKODJjd4.jpg
k4cUq3hkC20.jpg
x4CpaO1mXqs.jpg
8AOu20ua-_M.jpg
4psGq1Va8Nw.jpg
 

Rand0m

Активный участник
Швеция предлагает «Грипены» Филиппинам.

В конце 2016 года компания Saab откроет офис в Маниле (Филиппины) для продвижения своего истребителя JAS 39 Gripen, сообщает «Военный Паритет».
Об этом решении было объявлено во время работы выставки Asian Defence and Security 2016 (ADAS 2016), которая проходит в Маниле. ВВС Филиппин к 2028 году должны закупить 12 многоцелевых истребителей. Шведская компания решила побороться в этом тендере и считает себя сильным конкурентом, сообщает Jane’s.
«Сааб» заявляет, что ее предложение для Филиппин в основном аналогично тому, которое было сделано для Таиланда. ВВС этой страны закупили 12 истребителей Gripen C/D двумя партиями в 2008 и 2010 годах, поставки были завершены в 2013 году.
Кроме того, компания предлагает Филиппинам корабельные радары управления огнем и системы наземной ПВО.
dwpYH8IZWng.jpg


http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?pid=164300#p164300
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.368
Адрес
Саратов
Швеция предлагает «Грипены» Филиппинам.

В конце 2016 года компания Saab откроет офис в Маниле (Филиппины) для продвижения своего истребителя JAS 39 Gripen, сообщает «Военный Паритет».
Об этом решении было объявлено во время работы выставки Asian Defence and Security 2016 (ADAS 2016), которая проходит в Маниле. ВВС Филиппин к 2028 году должны закупить 12 многоцелевых истребителей. Шведская компания решила побороться в этом тендере и считает себя сильным конкурентом, сообщает Jane’s.
«Сааб» заявляет, что ее предложение для Филиппин в основном аналогично тому, которое было сделано для Таиланда. ВВС этой страны закупили 12 истребителей Gripen C/D двумя партиями в 2008 и 2010 годах, поставки были завершены в 2013 году.
Кроме того, компания предлагает Филиппинам корабельные радары управления огнем и системы наземной ПВО.
dwpYH8IZWng.jpg


http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?pid=164300#p164300

ИМХО, для такого островного государства как Филиппины, вытянутого с севера на юг на 1500 км, радиуса действия "Грипена" будет недостаточно с учетом неразвитой инфраструктуры аэродромов на Филиппинских островах.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.368
Адрес
Саратов
Сага истребителя Saab Gripen E - гимн шведским нищебродам и рационализаторам.

Как сообщает Antony Angrand в статье «Suède : controverse autour du Gripen», опубликованной французским журналом "Air&Cosmos", в Швеции разворачивается небольшой скандал относительно производства новых истребителей Saab JAS-39E Gripen (Gripen NG). Новые истребители должны содержать комплектующие, снятые с находящихся в составе ВВС Швеции истребителей модификаций JAS-39C и D. Шведы задаются вопросом, имеет ли смысл каннибализировать имеющийся парк истребителей для производства новых самолетов.

3581179_original.jpg

Круговорот Saab JAS-39 Gripen в природе: предыдущее поколение становится донором запчастей для своего потомка (с) gripenblogs.com

Этот вопрос породил множество протестов, так как стоящие на вооружении истребители Gripen проходят модернизацию, причем ее стоимость высока. Истребитель JAS-39C в последней версии [стандарт MS20] оснащен новым оборудованием и может применять новейшие ракеты «воздух-воздух» Meteor разработки концерна MBDA, самолеты этой модификации были
переданы ВВС Швеции полтора года назад. Многие считают, что процедура каннибализации JAS-39C/D для постройки машин JAS-39E представляет собой хищение в особо крупных размерах, причем одновременно дорогостоящее и бесполезное. Некоторые считают, что имеющиеся самолеты могут быть перепроданы в другие страны. Глава либеральной партии Ян Бьерклунд (Jan Björklund) также присоединился к дебатам, высказав мнение, что в будущем шведские ВВС будут эксплуатировать сто истребителей – закупив 60 Gripen E и добровольно сохранив 40 Gripen C и D. По мнению Берклунда, идеальным вариантом было бы сохранение всех имеющихся Gripen, а численность ВВС могла бы составить 160 истребителей.

Однако новые данные о состоянии ВВС Швеции демонстрируют тот факт, что без использования комплектующих с имеющихся самолетов для Gripen E программа выходит очень дорогой, и настаивают на том, что Gripen C и D были также выпущены с использованием деталей самолетов предыдущей модификации – JAS-39А и В.

Однако на этот раз масштаб использования б/у комплектующих намного шире. Новый Gripen E отличаются большими размерами, у него новый бортовой процессор, у которого нет ничего общего с предыдущим вариантом, новый комплекс РЭБ и намного больше новых деталей.

Определенное число деталей всегда может быть вновь использовано. Их стоимость оценивается в 20% от цены нового Gripen. А это позволяет говорить о том, что в обратном случае – когда старые Gripen не станут донорами запчастей, а новые Gripen E будут выпущены исключительно из комплектующих нового производства, стоимость программы вырастет на 820 млн евро.

Первые серийные экземпляры истребителя Gripen E должны быть выпущены в 2019 году. Начиная с этого времени ежегодно должно производиться от пяти до десяти самолетов в период до 2026 года. Чтобы выдержать график поставок, Saab должна начать разборку имеющихся самолетов начиная с 2017 года. Таким образом, итоговое решение должно быть принято самое позднее до конца текущего года.

Если шведы решать не пускать "на органы" свои нынешние истребители, вырастут дополнительные расходы, так как Gripen E в значительной степени унаследовал детали от своих предшественников, но это не значит, что он не сильно будет от них отличаться. А это приведет к тому, что стоимость эксплуатации двух разных модификаций самолета будет выше.

Наконец, дополнительное число самолетов означает большее число летчиков, новые авиабазы, больший объем обслуживания и ремонта, а это тоже приводит к дополнительным расходам.

http://bmpd.livejournal.com/2156786.html
 
Сверху