Сравнение истребителей 2 мировой

Тема в разделе "ВВС", создана пользователем Bosun, 12 мар 2008.

  1. Bosun

    Bosun Модератор Команда форума

    Регистрация:
    11.12.06
    Сообщения:
    6.811
    Симпатии:
    37
    Адрес:
    Klaipeda
    Предлагаю обсудить достоинства и недостатки истребителей ВОВ. Можно самых массовых или самых достойных самолётов того времени.
    Как сравнивать самолеты Второй мировой войны. /К. Косминков, "Ас" №2,3 1991г./
    Сравнение истребителей Второй мировой войны. /«Крылья Родины» №5 1991 Виктор Бакурский/
    Гонка за призраком скорости. Выпавший из гнезда. /«Крылья Родины» №12 1993 Виктор Бакурский/
    Немецкий след в истории отечественной авиации. /Соболев Д.А., Хазанов Д.Б./
    Три мифа о "мессере" /Александр Павлов "авиАМастер" 8-2005./
    История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
    Рассказы авиаконструктора" /А.С. Яковлев/
    :flag:
    Як-3
    Истребитель
    ОКБ Яковлева



    1943 год стал для КБ А.С. Яковлева годом наиболее плодотворной работы. Именно в это время там были спроектированы многие модификации Як-9, а также один из лучших советских истребителей периода войны - Як-З.
    Если развитие Як-9 в первой половине 1943 г. шло главным образом в направлении усиления его вооружения и увеличения дальности, то проектирование нового Як-З было ориентировано в первую очередь на резкое повышение летных данных, чтобы обеспечить ему решающее превосходство в воздушных боях с истребителями противника. Поскольку в начале 1943 г. новых мощных моторов, подходящих для истребителя и выпускавшихся серийно, еще не было, то главное внимание конструкторов сосредоточилось на повышении аэродинамического и весового совершенства проектируемого самолета. За основу взяли истребитель Як-1. Ощутимое снижение аэродинамического сопротивления было достигнуто уменьшением размеров крыла и улучшением отдельных элементов компоновки. Не меньшее внимание уделялось и весовому анализу конструкции. В итоге вес Як-З по сравнению с Як-1 уменьшился почти на 200 кг. Помогли и моторостроители. Они провели второе форсирование мотора М-105ПФ, увеличив мощность на 80 л.с. Новый мотор М-105ПФ-2 (с 1944 г. ВК-10 5ПФ-2) пошел в серию.
    Комплекс проведенных мероприятий дал отличные результаты. В 1943 г. на испытаниях Як-З (под маркой Як-1М) продемонстрировал превосходную горизонтальную и особенно вертикальную маневренность, высокую скорость. Он был устойчивым и легкоуправляемым самолетом. С 1944 г. Як-З начали выпускать серийно.
    Действия авиационных частей, имевших на вооружении этот самолет, отличались большой эффективностью. На Як-З сражались французские летчики полка "Нормандия-Неман", высоко оценившие этот истребитель.
    Конечно, в плане тактического использования Як-З не заменял другие истребители с большей дальностью и мощным вооружением, но прекрасно дополнял их, воплощая в себе идею легкой, скоростной и маневренной боевой машины. Як-З, идеально подходивший для условий войны на советско-германском фронте, оставил яркий след в истории мирового самолетостроения периода Второй мировой войны как один из лучших образцов истребителя для завоевания превосходства в воздухе.
    В 1991 году между ОКБ им Яковлева и Музеем летания в Санта - Монике заключен договор, предусматривающий поставку нескольких самолетов, вновь построенных на заводе а Оренбурге с использованием чертежей, оснастки и шаблонов времен Второй мировой войны, но с американским двигателем "Эллисон".
    За 1944-1945 гг. было построено 4560 истребителей Як-З, из них 3550 до мая 1945 г.
    * Энерговооруженность - отношение мощности к весу.

    Истребители ВОВ

    Як-9 Як-9У Як-3 Ла-5 Ла-5ФН Ла-7
    Экипаж, чел. 1 1 1 1 1 1
    Год выпуска 1942 1944 1944 1942 1943 1944
    Геометрия
    Длина самолета, м 8.48 8.5 8.5 8.67 8.67 8.67
    Размах крыла, м 9.74 9.74 9.2 9.8 9.8 9.8
    Площадь крыла, м² 17.15 17.15 14.85 17.5 17.5 17.56
    Массы, кг
    Взлетный вес 2870 3204 2697 3360 3290 3310
    Силовая установка
    Мотор М-105ПФ ВК-107А ВК-105ПФ2 М-82 М-82ФН АШ-82ФН
    Мощность, л.с. 1210 1650 1290 1700 1850 1850
    Лётные данные
    Максимальная скорость, км/ч у земли 520 575 567 509/535* 551/583* 579/613*
    на высоте 599 672 646 580 634 661
    м 4300 5000 4100 6250 6250 6000
    Время набора высоты 5 км, мин 5.1 4.4-5.0 4.5 6.0/5.7* 5.3/4.7* 5.25/4.6*
    Время виража, сек 17-18 19 17 22 19-20 19
    Практический потолок, м 11100 10650 10400 9500 10000 10450
    Дальность полета**, км 660 675 550 660 590 570
    Вооружение
    число пушки 1 1 1 2 2 3
    пулеметы 1 2 2 - - -



    * С использованием 10-минутного форсажа.
    ** На скорости, составляющей 90% от максимальной.

    Добавлено спустя 10 часов 57 минут 50 секунд:

    [​IMG]
     
  2. Bosun

    Bosun Модератор Команда форума

    Регистрация:
    11.12.06
    Сообщения:
    6.811
    Симпатии:
    37
    Адрес:
    Klaipeda
    Споры перед Второй мировой о том, что важнее, большая скорость или лучшая маневренность*, окончательно разрешились в пользу большей скорости. Опыт боевых действий убедительно показал, что именно скорость в конце концов и является определяющим фактором победы в воздушном бою. Летчик более маневренного, но менее скоростного самолета просто вынужден был обороняться, уступая инициативу противнику. Однако при ведении воздушного боя, такой истребитель, имея преимущество в горизонтальной и вертикальной маневренности, сможет решить исход боя в свою пользу, заняв выгодную позицию для стрельбы.
    Перед войной долгое время считалось, что для увеличения маневренности самолет должен быть неустойчив, недостаточная устойчивость самолета И-16 стоила жизни не одному летчику. Изучив перед войной немецкие самолеты, в отчете НИИ ВВС отмечалось: «…все немецкие самолеты резко отличаются от отечественных своими большими запасами устойчивости, что также значительно повышает безопасность полета, живучесть самолета и упрощает технику пилотирования и освоения строевыми летчиками низкой квалификации.» К слову сказать, разница между немецкими самолетами и новейшими отечественными, которые в НИИ ВВС КА испытывали практически параллельно, была столь разительна, что заставила начальника института генерал-майора А.И.Филина обратить на это внимание И.В.Сталина. Последствия оказались драматичными для Филина: его арестовали 23 мая 1941 г. :???:

    В середине 1943 г В НИИ ВВС были проведены совместные испытания советских и немецких самолетов. Так, в августе попытались сравнить новейшие Як-9Д и Ла-5ФН в учебных воздушных боях с Bf 109G-2 и FW 190A-4. Акцент сделали на летно-боевые качества, в частности, на маневренность истребителей. Сразу семь летчиков, пересаживаясь из кабины в кабину, проводили учебные бои сначала в горизонтальной, а затем в вертикальной плоскостях. Преимущества по приемистости определялись разгоном машин со скорости 450 км/ч до максимальной, а свободный воздушный бой начинался с встречи истребителей при лобовых атаках.
    После «боя» с «трехточечным» «мессером» (его пилотировал капитан Кувшинов) летчик-испытатель старший лейтенант Масляков писал: «Самолет Ла-5ФН до высоты 5000 м обладал преимуществом перед Bf 109G-2 и мог вести наступательный бой как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. На виражах наш истребитель заходил в хвост противнику через 4-8 виражей. На вертикальном маневре до 3000 м «лавочкин» имел явное преимущество: он за боевой разворот и горку набирал «лишние» 50-100 м. С 3000 м это превосходство уменьшалось и на высоте 5000 м самолеты становились одинаковыми. При наборе высоты 6000 м Ла-5ФН несколько отставал.
    На пикировании «лавочкин» также отставал от «мессершмитта», но при выводе самолетов снова его догонял, за счет меньшего радиуса кривизны. Этот момент необходимо использовать в воздушном бою. Надо стремиться сражаться с немецким истребителем на высотах до 5000 м, применяя комбинированный маневр в горизонтальной и вертикальной плоскостях.»
    Сложнее оказалось «сражаться» с германскими истребителями самолету Як-9Д, Относительно большой запас горючего отрицательно сказывался на маневренности «яка», особенно, вертикальной. Поэтому их летчикам рекомендовалось вести схватки на виражах.
    Строевым летчикам были выданы рекомендации по предпочтительной тактике боя с тем или иным вражеским самолетом с учетом применявшейся немцами схемы бронирования. В подписанном начальником отдела института генералом Шишкиным заключении говорилось: «Серийные самолеты Як-9 и Ла-5 по своим боевым и летно-тактическим данным до высоты 3500-5000 м превосходят немецкие истребители последних модификаций (Bf 109G-2 и FW 190А-4) и при правильной эксплуатации самолетов в воздухе наши летчики с успехом могут вести борьбу с машинами противника.»
    Ниже приводится таблица характеристик советских и немецких истребителей по материалам испытаний в НИИ ВВС. (Для отечественных машин приведены данные опытных экземпляров).

    Сравнение самолетов в НИИ ВВС

    Самолет Як-9 Ла-5ФН Bf 109G-2 FW190A-4
    Полетный вес, кг 2873 3148 3023 3989
    Максимальная скорость, км/ч у земли 520 562/595* 524 510
    на высоте 570 626 598 544
    м 2300 3250 2750 1800
    на высоте 599 648 666 610
    м 4300 6300 7000 6000
    Мощность СУ, л.с. 1180 1850 1475 1730
    Площадь крыла м² 17,15 17,50 16,20 17,70
    Удельная нагрузка
    на крыло, кг/м² 167,5 180,0 186,6 225,3
    Удельная нагрузка
    на мощность, кг/л.с. 2,43 1,70 2,05 2,30
    Время набора 5000 м, мин 5,1 4,7 4,4 6,8
    Время виража на 1000м, сек 16-17 18-19 20,8 22-23
    Набор высоты за боевой разворот, м 1120 1100 1100 730


    *С использованием форсированного режима
     
  3. Eagle

    Eagle Новый участник

    Регистрация:
    04.02.08
    Сообщения:
    2.033
    Симпатии:
    1
    Адрес:
    Украина, Днепропетровск.
    Однозначно лучший наш самолет Ла7, а лучший самолет зарубежья и ВОВ в целом Spitfire.
     
  4. акулыч

    акулыч Активный участник

    Регистрация:
    04.04.07
    Сообщения:
    8.951
    Симпатии:
    74
    Адрес:
    Москва
    Служба:
    1990-1992, ВВС, РТВ
    А я бы со "Спитом" поспорил...ИМХО - "Корсар"...
     
  5. Eagle

    Eagle Новый участник

    Регистрация:
    04.02.08
    Сообщения:
    2.033
    Симпатии:
    1
    Адрес:
    Украина, Днепропетровск.
    У Корсара оружие более слабое, он менее маневреный и медленее, но имеет больший запас топлива.
    А вы про какую версию Корсара? Я про версию спитфайра Mk.V. Да и показали в войне себя спиты очень и очень и очень хорошо...
     
  6. СтепАНыч

    СтепАНыч Активный участник

    Регистрация:
    07.01.08
    Сообщения:
    1.390
    Симпатии:
    18
    Адрес:
    Зеленоградск
    Ну против деревянных самолётов - не сложно.
     
  7. Eagle

    Eagle Новый участник

    Регистрация:
    04.02.08
    Сообщения:
    2.033
    Симпатии:
    1
    Адрес:
    Украина, Днепропетровск.
    СтепАНыч большинство не было деревяными.
     
  8. Bosun

    Bosun Модератор Команда форума

    Регистрация:
    11.12.06
    Сообщения:
    6.811
    Симпатии:
    37
    Адрес:
    Klaipeda
    Официально поступление "спитфайров" в СССР началось весной 1943 года. (Это были первые поставки их из Великобритании за границу). К нам тогда прибыли модификации F.Mk.VB. Они уже изрядно послужили в Королевских ВВС и перед отправной из Англии прошли капитальный ремонт, в ходе которого заменялась часть оборудования и вооружение. Все самолеты приводились к единому варианту "В". В этой партии СССР получил 143 машины.

    Первыми "спитфайры" осваивали летчики 57-го гвардейского истребительного полка, "пересевшие" на них с И-16. После сравнительно короткого периода переучивания (что говорит о доступности английского самолета летчикам средней квалификации) полк в конце апреля был брошен в кубанскую "мясорубку". И уже в начале мая полк уничтожил 26 немецких самолетов, что было отличным показателем: ведь в воздухе над Кубанью дрались элитные эскадры люфтваффе. В одном из боев летчик С. Азаров сбил несколько самолетов противника и прикрыл своим "Спитфайром" истребитель командира полка подполковника А. Осипова, спасая его. С. Азаров погиб, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Вскоре полк вывели в тыл на доукомплектование и перевооружили истребителями Р-39 "Аэрокобра".
    Пилоты, летавшие на F.Mk.VB, отмечали, что самолет прост и "летуч", доступен летчикам со средним уровнем подготовки, а зачастую и ниже. Двигатель "Мерлин-46" сохранял мощность 1165 л.с. и на высоте 5800 м, а наш М-105А, например, имел максимум 1050 л.с. уже на 4000 м. Самолет был цельнометаллический, что делало его прочным и живучим. Прекрасная аэродинамика и малая нагрузка на крыло делали F.Mk.VB маневренным на горизонталях и обеспечивали хорошие взлетно-посадочные характеристики. По мощи секундного залпа (3,54 кг/с) F.Mk.VB превосходил все советские истребители до конца 1943 года.

    Среди недостатков, которые решили судьбу "пятерки", была (помимо их малого количества на фронте) неустойчивость при рулежке на слабоподготовленных фронтовых аэродромах (самолет строился из расчета на бетонированные полосы). Не приняли наши летчики и разнесенное по крылу вооружение: тяжело было в скоротечном воздушном бою, да еще на коротких дистанциях, учитывать сходимость огневых трасс бортового оружия (точку параллакса). Ну а главное - F.Mk.VB впервые пошли в бой весной 1941 года, когда они превосходили Bf 109Е и не уступали Bf 109F. А в 1943 году на Восточном фронте немцы уже широко использовали истребители Bf 109G-2 и G-4, а также Fw 190A-4, с которыми "пятеркам" было тягаться значительно тяжелей, как по максимальной скорости (проигрыш составлял 50-100 км/ч), так и по маневру на вертикали
    :cool:
    Относительный неуспех "спитфайров" на советско-германсном фронте, помимо причин, перечисленных выше, объясняется просто: самолет создавался для средних и больших высот - именно на них истребителям Королевских ВВС приходилось отражать налеты люфтваффе на Британию. Советская же истребительная авиация работала в основном на малых высотах (до 3000-4000 м), прикрывая свои наземные войска и сопровождая фронтовые бомбардировщики и штурмовики. Таким образом, британские и советские истребители создавались для совершенно разных боевых задач.

    В СССР в ходе войны "Спитфайр" не оставил такого яркого следа, как, например, американский истребитель Р-39 "Аэрокобра". Однако в конце войны и в первые послевоенные годы он стал единственным высотным истребителем в системе ПВО страны, а также во многом способствовал подготовке пилотов, летавших на нем, к переходу на реактивные истребители первого поколения. :cool:
     
  9. Eagle

    Eagle Новый участник

    Регистрация:
    04.02.08
    Сообщения:
    2.033
    Симпатии:
    1
    Адрес:
    Украина, Днепропетровск.
  10. Bosun

    Bosun Модератор Команда форума

    Регистрация:
    11.12.06
    Сообщения:
    6.811
    Симпатии:
    37
    Адрес:
    Klaipeda
    ЯК-3 — САМЫЙ ЛЕГКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ

    «Лейтенант Александр Ершов на фронте всего месяц, летает на Як-3. За этот месяц он провел шесть воздушных боев и сбил десять самолетов противника... Однажды на восемь наших истребителей налетело тридцать «фокке-вульфов».

    В этом бою Ершов плоскостью своего Яка отрубил хвост одному «фоккеру», а другой сбил пулеметно-пушечным огнем. На следующий день он летел вдвоем, взлетело шестнадцать «фокке-вульфов», в завершающем воздушном бою он сбил три истребителя».

    Этот отрывок из письма, полученного от фронтовиков, приводит в книге «Цель жизни» генеральный конструктор Александр Сергеевич Яковлев. :cool:


    Д. А. Алексеев, воевавший на «Лавочкине» в 1944 году, сравнивает советскую машину с основным на то время противником - Bf 109G-6. «По скороподъемности Ла-5ФН превосходил «Мессершмитт». Если «месс» пытался уйти от нас вверх, догоняли. И чем круче «мессер» уходил вверх, тем легче его было догнать.
    По горизонтальной скорости Ла-5ФН был чуть-чуть быстрее «мессера», а преимущество «Ла» в скорости над «фоккером» было еще больше. В горизонтальном полете ни «мессер», ни «фоккер» от Ла-5ФН уйти не могли. Если у немецких летчиков не было возможности пикировать, то мы их, рано или поздно, догоняли.
    Надо сказать, что немцы свои истребители постоянно совершенствовали. Была у немцев модификация «мессера», которая Ла-5ФН по скорости даже превосходила. Появилась она тоже под конец войны, где-то к концу 1944-го. Мне с этими «мессерами» встречаться не приходилось, а вот Лобанов встретился. Хорошо помню как Лобанов сильно удивлялся, что попались ему такие «мессеры», которые от его Ла-5ФН ушли на кабрировании, а он не смог их догнать».
     
  11. Слон

    Слон Активный участник

    Регистрация:
    12.10.07
    Сообщения:
    4.014
    Симпатии:
    6
    Адрес:
    Москва
    Спитфайр великолепен. Но слабенькое шасси и крыльевое оружие несколько его портили.
    А в пилотажных качествах до 5000м Як-3 ему не уступит, а может даже и превзойдет. Но у Як-3 запас топлива меньше.
     
  12. Eagle

    Eagle Новый участник

    Регистрация:
    04.02.08
    Сообщения:
    2.033
    Симпатии:
    1
    Адрес:
    Украина, Днепропетровск.
    Такие вещи зависят не от машины, а только от умения летчика.
    А Ла-7 их мало того что превосходил, он их рвал как тузик грелку.

    Добавлено спустя 2 минуты 12 секунд:

    Незабывайте про большое количество пулеметов в крыльях и двух пушках...
     
  13. Bosun

    Bosun Модератор Команда форума

    Регистрация:
    11.12.06
    Сообщения:
    6.811
    Симпатии:
    37
    Адрес:
    Klaipeda
    А вот очень точная характеристика истребителя Як-3, опубликованная в английском авиационном журнале: «Главным назначением самолетов Як-3 было взаимодействие с наземной армией. Они поддерживали войска во время наступления Красной Армии, атакуя все самолеты противника, бомбя или обстреливая из пулеметов части противника на фронте».

    Як-3 выполнял также функции истребителей сопровождения, эскортируя бомбардировщики Пе-2 или штурмовики. Кроме того, за десять минут до появления Пе-2 или штурмовиков над вражеским аэродромом Як-3 пролетали над этим районом и уничтожали самолеты противника на земле, сбивали их в воздухе или препятствовали их взлету. А затем, когда появлялись бомбардировщики, Як-3 прикрывали их от нападения истребителей противника.

    Еще одной задачей был перехват. Летчики должны сидеть в самолетах в состоянии боевой готовности и взлетать всякий раз, когда они видят самолеты противника или когда по радиотелефону им сообщат о появлении этих самолетов. Для решения этих задач требовался именно такой самолет, каким являлся Як-3, скороподъемный и скоростной перехватчик для малых высот. Атакуя самолеты «Фокке-Вульф-190», он обычно не поднимался значительно выше 5 тыс. м. На этой высоте Як-3 имел наилучшие качества. Вблизи от земли Як превосходил противника, и многие немецкие летчики теряли скорость и разбивались, пытаясь следовать за ним в крутом вираже.

    Добавлено спустя 5 минут 52 секунды:


    Еще одной модификацией, поставлявшейся в СССР из Великобритании, стал "Спитфайр" Мк. IX. Конструктор фирмы" "Супермарин" Дж. Смит, сменивший на посту руководителя проекта Митчелла после его смерти в 1937 году, учитывая опыт эксплуатации "пятерок", устранил некоторые их недостатки в новом самолете. Были усилены стойки шасси, а сами колеса выдвинуты вперед, что уменьшило склонность "Спитфайра" к капотированию. Установка более мощного двигателя и ряд других усовершенствований аэродинамического и конструктивного характера выдвинули "девятку" в ряд лучших по скороподъемности истребителей на период 1943-1944 годов. Одновременно подтянулись и остальные летные характеристики.

    Не приняли наши летчики и разнесенное по крылу вооружение: тяжело было в скоротечном воздушном бою, да еще на коротких дистанциях, учитывать сходимость огневых трасс бортового оружия (точку параллакса)
     
  14. Eagle

    Eagle Новый участник

    Регистрация:
    04.02.08
    Сообщения:
    2.033
    Симпатии:
    1
    Адрес:
    Украина, Днепропетровск.
     
  15. СтепАНыч

    СтепАНыч Активный участник

    Регистрация:
    07.01.08
    Сообщения:
    1.390
    Симпатии:
    18
    Адрес:
    Зеленоградск
    У японцев то?
     
  16. Eagle

    Eagle Новый участник

    Регистрация:
    04.02.08
    Сообщения:
    2.033
    Симпатии:
    1
    Адрес:
    Украина, Днепропетровск.
    Японцы то другое дело - камикадзе же, и то не все самолеты у них деревянные.
     
  17. Bosun

    Bosun Модератор Команда форума

    Регистрация:
    11.12.06
    Сообщения:
    6.811
    Симпатии:
    37
    Адрес:
    Klaipeda
    Про самолет Ил-2 столько написано и столько снято фильмов, и даже создана компьютерная игра, что говорить еще что-либо кажется излишним. Самолет для нашей страны поистине легендарный и, не побоюсь этого слова, харизматический.
    http://www.rcdesign.ru/articles/avia/el ... ircrafts_4
     
  18. Слон

    Слон Активный участник

    Регистрация:
    12.10.07
    Сообщения:
    4.014
    Симпатии:
    6
    Адрес:
    Москва
    Eagle
    Большое - это два пулемета и две пушки?
    А проблема крыльевого размещения в сложности прицеливания. В "Ил-2" играли? Можно стрелять в упор и не попадать...
    Bosun
    Могу ошибаться, но вроде бы на ЯК-3 подвесок для бомб не было. Англичане скорее путают с ЯК-9, тот был побольше и мог кое-чего под крыльями нести. А Як-3 это специально созданый "идеальный" истребитель, "обжатый" Як-9, где все для одной цели, у него даже бронестекла спереди не было.
     
  19. СтепАНыч

    СтепАНыч Активный участник

    Регистрация:
    07.01.08
    Сообщения:
    1.390
    Симпатии:
    18
    Адрес:
    Зеленоградск
    Ла 7 рулит. Если судить по Ил-2, то амерские самолёты легко уходят в сваливание.
     
  20. Eagle

    Eagle Новый участник

    Регистрация:
    04.02.08
    Сообщения:
    2.033
    Симпатии:
    1
    Адрес:
    Украина, Днепропетровск.
    Скажем что компьютерная игра про все самолеты нашего фронта, а не только про Ил-2 ;)
    Он как-то не втему он же штурмовик.
    :cool: :cool: :cool:
     
Загрузка...

Поделиться этой страницей