США: "четвертый Рим"?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

shmak

Активный участник
Сообщения
5.574
Адрес
United States
Перенесено из другой темы

Smog написал(а):
shmak написал(а):
ФРГ, ЮК и Япония выйграли от союза с Америкой
Не союз оккупация. И последовательное выделение денег для удержания оккупированных территорий.
Тут у нас противоположная точка зрения. Вы называете оккупацией, а я зову ненасильственным присутствием вплоть до союза. Восстаний против американцев вроде не было, хотя даже против советских войск мирные чехи выступали. Если до того не дошло на американской стороне - значит что-то те правильно делали. И как это не называй... выйграли эти страны от оккупации-присутствия-союза.


Smog написал(а):
shmak написал(а):
вы до сих пор расхлёбываете былые ошибки, в том числе то что не сумели решить национальные проблемы за 70 лет.
Я думаю их было бы удобнее решать если бы всякие ребята со звездно полосатым флагом не лезли. А может они бы и не возникли. Кстати зачем США так целеноправлено лезут в Крым если видят что там им ну прямо скажем не рады.
Да ладно вам... как будто до "полосатых" была дружба между народами (как нацмен я эту дружбу видел только на бумаге, а в жизни - совсем другая картина). Просто пока в ежовых рукавицах страну держали, то это всё было под скатертью, а как кулачок отпустили, то всё и прорвалось. Надо было за 70 лет эти проблемы решать - не имели бы сейчас головной боли... и никакие полосатые ничего бы не сделали.
А СШа лезут в Крым не так уж целенаправлено... во всяком случае не более целенаправлено чем русские строящие реактор в Иране. Американцы пытаются просачиться, потому что любая новая территория для них - это новые рынки, новые возможности. Пока они пытаются закрепиться потому что знают что если придут русские, то они просто выкинут всех и точка. Вы называете "лезут", а я называю "конкурируют". Если не можете конкурировать на равных, то не надо плакаться в жилетку - наращивайте потенциал и возвращайтесь сильными конкурентами и вышвырните нас в конкурентной борьбе.


Smog написал(а):
shmak написал(а):
если вы серьёзно верите в опасность НАТО.
Вот положа руку на сердце не верю, столько лет про вероятного противника и невероятного союзника слышу что не верю. Были бы такие опасные давно бы вцепились. А так с базами около наших границ можно что нить придумать. На крайняк купить пару чинуш в сопредельных гос-вах. Они не то что базы нато выкинут, они еще и свои армии распустят. Были бы деньги.
Ну и чудненько. Пилите... то есть копите деньги, Шура :-D
 

Melot

Участник
Сообщения
9
Адрес
Ростовская обл
Пламен написал(а):
Я не знаю можно ли считат православная ето руская вера,у вас как и охоте рибалки, и баня ,так тоже ест и особенности руской националной вере.
Она не похож на другие.С етом преклонение перед "батюшки",е етом толко правостояние,с хоровое пение,с етим много юродствуйших.
Я не знаю можно ли считат ето чистое православие,ето похож болше на рускославие.
Скажу толко одно,в церкве все надо участвоват в службе,все надо попробоватся пет(а не толко хор),ето руские взяли от католицизме,и не от модерном католицизме,а от старом тридентский католицизм.

Не прав, национальная религия и есть православие. Ничего из другого мы не брали, если и есть что-то от язычества то это есть в любой страны с длинной историей.

В церкви поёт только хор, ты не обязан, и более того в моей церкви это вообще не приветствуется.. Преклонение перед батюшкой, хех где ты это видел, нет никакого преклонения, с батюшкой можно поговорить по душам это да а о преклонение это вообще чушь. Вообще у нас никто и батюшкой священника не называет и даже если ты его так в разговоре назвал, он тут же тебя поправляет говорит я не батюшка а отец Иоан.
Православие если и изменилось от времён Византии то незначительно, каноны иконописи сохранились и свобода в вере сохранена, ты можешь не ходить в храм и не носить креста но если ты сам считаешь себя православным, то ты православный, наша религия не похожа на секту фанатиков Католицизма.

Так или иначе Московский Рим держится на вере.
Но а если ты далёк от духовного, то это твои проблемы.
---

Ну а Россия никогда не была могущественна что бы кому-то что-то диктовать, но и никогда не была слаба, всегда была той страной с которой нужно было считаться.

Единственное что мешает нам стать сильней Америке это мы сами, такой уж мы народ
К гегемонии не стремимся, умирать ради гос-ва не торопимся, но как говорится «кто к нам с чем и зачем тот от того и таво»

А вот Крым территория наша, отданная по глупости и малодушию, но и у Украины отбирать её мы не намерены, но Америка мутит воду в региона, это не очень хорошо, мы с украинцами братья но после вмешательства США украинцев просто не узнать.
А насчет конкуренции, пускай конкурируют, пускай инвестируют экономику и получают прибыль, но зачем базы строить и навязывать нам под бок свой ВМФ, я не понимаю, это непохоже на конкуренцию, или в США нормально конкурировать используя военное давление?? Видимо да.
 

eklmn

Активный участник
Сообщения
227
США это есть империя зла, которая должна и будет уничтожена всем миром в нанешнем столетии.
 

Пламен

Активный участник
Сообщения
1.927
Адрес
ЕU
Melot написал(а):
Не прав, национальная религия и есть православие. Ничего из другого мы не брали, если и есть что-то от язычества то это есть в любой страны с длинной историей.

В церкви поёт только хор, ты не обязан, и более того в моей церкви это вообще не приветствуется..

Православие если и изменилось от времён Византии то незначительно, каноны иконописи сохранились и свобода в вере сохранена, ты можешь не ходить в храм и не носить креста но если ты сам считаешь себя православным, то ты православный, наша религия не похожа на секту фанатиков Католицизма.

Melot,я не говорил о язичество,а о то что назъйваете православие.
Оно не совсем похож на другие,руская традиция ето собственой пут.
"В церкви поёт только хор, ты не обязан, и более того в моей церкви это вообще не приветствуется.. "
Ето очен не правилно,все людей в храме если ест возможност,надо участвоват в Литургии, ето самое важное для каждаво православного християнина.
Самое имя "литургия" в перевод ето обшее дело,там в храме все участвоват,не толко презвитеръй и дяконъй,не хор,а все.
И то что въй ето не приветствуете,ето нормално для вас,но не нормално для сущност православие.
Понял?
 

edgar71

Активный участник
Сообщения
4.256
Адрес
Литва
Бред какой-то вы несете дорогой Пламен о русском православии. Ничего в этом не понимая. Если кто-то не поет в церкве у нас, то это скорее от того что не знает как петь, или не умеет. Перед священником никто не покланяется, его уважают.
 

Пламен

Активный участник
Сообщения
1.927
Адрес
ЕU
edgar71 написал(а):
Бред какой-то вы несете дорогой Пламен о русском православии.
Бред?
Скажи одну другое государство где люди ушли жит в землянки,ожидат конца света.А там что произходило,не буду писат.

Если кто-то не поет в церкве у нас, то это скорее от того что не знает как петь, или не умеет.
Да нет,не ето,сам не знаете,а мнение у вас ест :)
Структура у вас такая,в греческий мир,в древная церков нет хор,ест протопсалт(если знаете что ето).
Кроме того у вас все правъй стоят... :) ето смешно.

Что не бъйл голословнъй,смотри етот филм,на банках где люди стоят в литургии,ест все книги,все текстов для все песни которъй нужно певат в церков.

http://www.youtube.com/watch?v=8qCyNW9mc8k&feature=related
 

edgar71

Активный участник
Сообщения
4.256
Адрес
Литва
Ну в америке разве что не прячутся в землянки там все не много культурней, а сектантов там целая куча. правда к теме наверное это мало относится
 

Пламен

Активный участник
Сообщения
1.927
Адрес
ЕU
edgar71 написал(а):
Ну в америке разве что не прячутся в землянки там все не много культурней, а сектантов там целая куча. правда к теме наверное это мало относится
Taм сектантов другие,например
http://blog.relevantchurch.com/2008/07/02/the-30-day-sex-challenge-book-is-here/

Но ето не меняет факт что у вас ошибки тоже очен много.
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Пламен написал(а):
Ето очен не правилно,все людей в храме если ест возможност,надо участвоват в Литургии, ето самое важное для каждаво православного християнина.

Ну тогда предел ваших мечтаний видимо негритянские блюзовые пения в американских церквях... :-D И подстанцовкой в зале. Рок-опера во славу Божию).

Вы не путайте плиз веру и символы веры. А то до сих пор остолопы рядят как лучше креститься, с какой стороны встать, сколько раз лбом о землю стукнуться в поклоне и прочее.
 

Пламен

Активный участник
Сообщения
1.927
Адрес
ЕU
ГЕРКОН32 написал(а):
Ну тогда предел ваших мечтаний видимо негритянские блюзовые пения в американских церквях...
Сказал раз,скажу два, тъй пример на человек без знания,на человек которъй ест мнения без знания.
Ето нормално?
Нет,ето не нормално,можно ест мнения но толко когда ест и знания.

Тъй пример для таких "руских" от которъй ваша страна страдает,ничего не понимаеш,но говориш :grin:

А афроамериканцъй здес не пример,в вес мир знает что "Литургия" ето обшее дело,в нем надо участвоват все.
Если у тебе слабая култура,то не могу помоч.
 

edgar71

Активный участник
Сообщения
4.256
Адрес
Литва
Пламен написал(а):
Если у тебе слабая култура,то не могу помоч.
Это можно сказать и о вас. Потому как вы совсем не разбераетесь в русском православии. Пытаетесь судить по тому что видите в телевизоре? Там в России по вашему медведи ходят по улицам? Все дикие
 

Пламен

Активный участник
Сообщения
1.927
Адрес
ЕU
edgar71 написал(а):
русском православии. Пытаетесь судить по тому что видите в телевизоре? Там в России по вашему медведи ходят по улицам? Все дикие

Угадал,все от TV знаю :grin:
Но въй основа на вере не знаете,поетому и ваши смешнъйе слова.
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Пламен написал(а):
Нет,ето не нормално,можно ест мнения но толко когда ест и знания.

Тъй пример для таких "руских" от которъй ваша страна страдает,ничего не понимаеш,но говориш

Мнения...знания.... Вы о чем вообще добродий...
Про историю православия меня лечить не нужно, просто разводить тут вопросы богословия на 50 страниц дабы вбить что то вам в голову уж увольте не имею желания.

Что вы вообще можете знать о нашей стране, если все ваши познания все одно сворачивают в одну дынь - даешь буглгарское царство в границах хазаского каганата надцатого века. А все остальное вокруг неправильно, ибо лежит за пределами концепции. Скушно право...
 

Пламен

Активный участник
Сообщения
1.927
Адрес
ЕU
ГЕРКОН32 написал(а):
Что вы вообще можете знать о нашей стране, если все ваши познания все одно сворачивают в одну дынь - даешь буглгарское царство в границах хазаского каганата надцатого века. А все остальное вокруг неправильно, ибо лежит за пределами концепции.
???
м'да,линия на ваши слова,въсказанъй без понимание продолжает.
 

viktorko

Активный участник
Сообщения
2.421
Адрес
Москва
ГЕРКОН32 написал(а):
...
Вы не путайте плиз веру и символы веры. А то до сих пор остолопы рядят как лучше креститься...

Символы веры - это не обряды, а краткое изложение догматов конфессии. Т.е. они описывают основу того, во что, собственно, верит человек, называющий себя приверженцом той или иной религии, а вовсе не то, как он это должен делать.
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
Пардон, камрады, но вашу хренотень читать не могу. Ознакомьтесь, пжл, с тем, что хранится за этим метафорическим термином-"Третий Рим"
При чем здесь США -протестантско-католическая страна? С кучей сектантских отклонений? Хоть ознакомьтесь с историей ....Скажите, что "Китай-третий Рим", смысла будет ни чуточки не больше..... Порете, извините, хню всякую.....
P.S. Аргументированно доказать свою позицию, извините, не могу....Все на эмоциях.....
Ув. Геркон! Закрывайте этот флудняк нафиг....Верующих людей это только оскорбляет. Причем - ЛЮБЫХ!
P.P.S. Ув. Пламен! Ваши своеобразное мировоззрение, мягко говоря, не слишком понятно. Не знаю, чем это объяснить, может превратностями перевода, может разностью представлений о духовном?. Это слишком личное, давайте об отвлеченном: Тырнет не то место, где можно говорить о сокровенном.....
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Barbudos написал(а):
метафорическим термином-"Третий Рим"

Вот посколько он метафорический, то толкований у него более чем одно, вы можете верить в то, что вам боле по вкусу. Конечно можете ограничится словарем Брокгауза.

Barbudos написал(а):
Ув. Геркон! Закрывайте этот флудняк нафиг....Верующих людей это только оскорбляет. Причем - ЛЮБЫХ!

Что вас оскорбило как верующего? Только конкретно, без общих фраз.
 

Теодоре

Активный участник
Сообщения
4.655
Адрес
Балашиха, МО
shmak написал(а):
1. Не путайте милитаризацию с личным вооружением как частью личной свободы. ...В Америке вооружение населения проходит через Конституцию как самозащита личности - в том числе и от своего правительства.
1. А это и есть одно и то же. Если у тебя есть оружие и ты намерен им пользоваться- ты привыкаешь решать проблемы силой. Если какая-то группа, каждый член которой привык решать свои личные проблемы посредством оружия, чуствует себя ущемленной- она тоже будет прибегать скорее к насилию. Следовательно, вся страна, как самая большая группа, будет решать проблемы скорее насилием. Что и наблюдается фактически по всей истории США, начиная с войны за независимость.
А если требуется перманентная пропаганда среди населения, это значит как раз обратное- население не очень милитаризовано и не горит желанием быть милитаризованым.
shmak написал(а):
В Германии была всеобщая гитлерюгендизация детей, чего в Америке вы не найдёте.
Все подобные организации 20-30 гг. были срисованы со скаутов. Просто с небольшими национальными особенностями(пионеры: +"мировая революция", гитлерюгенд: +"поклонение кайзеру") А скауты- это где?..
shmak написал(а):
2. Капитал всегда имел ВЛИЯНИЕ в политике, но КОНТРОЛЬ (во всяком случае некоторый) был за людьми, в частности за счёт свободы прессы, в том числе либеральной, которая всегда клевала правительство и капитал. Контроля народа над Гитлером не было практически никакого - все инструменты контроля у них забрали.
"Кто девушку ужинает- тот её и танцует"
Контроль народа в "западных демократиях" в огромной степени эфемерен, как раз потому, что пресса сообщает народу, что и где ему "контролировать". А прессу "ужинает" капитал... Разделение на "либеральную клюющую" и "консервативную защищающую" просто создает иллюзию политической борьбы.
shmak написал(а):
3. Всегда есть категории лидей которым интересно слышать непопулярные мнения и для них есть издания которые печатают эти мнения... В Германии те кто открывал рот отправлялись прямиком в лагерь.
Согласитесь, что слова, за которые отправляют в лагерь(было ли такое в Германии- это еще вопрос, ИМХО единичные случаи) оцениваются как гораздо более значимые и опасные, чем те, на которые "плюют", потому что большинство не способно и не хочет их воспринимать.
shmak написал(а):
4. Но бывают системы которые дают лидеру практически всю власть без работающей системы контроля в правительстве (потому что система контроля зависела от прихоти лидера). В Германии не было системы контроля над фюрером поскольку сам фюрер был системой. В Америке разные структуры власти имеют большую долю независимости друг от друга.
Не путайте независимость структур друг от друга и их независимость в целом. Друг от друга они вполне могут быть(или казаться) независимыми, но быть зависимыми от третьей стороны(капитал). Соответственно, их независимость эфемерна.
В Германии фюрер казался независимым. А, косвенно, его зависимость проявлялась постоянно.(Дюнкерк, например)
shmak написал(а):
5. В Вермахте все солдаты и офицеры приносили клятву верности ЛИЧНО фюреру. А после оболванивания масс (те солдат) сами генералы потеряли контроль над своей армии. Идеалогия проникла в армию через систему образования и приказы фюрера. В Америке военными клятва приносится Конституции.
Все правильно. Немцы так привыкли- присягать кайзеру. Англичане, например, королеве до сих пор присягают и какого-нибудь "оболванивания масс" в этом не видно. А вот как можно присягать не персоне, не родине- а "бумажке"(если я правильно понял)- это я даже не знаю...
А Вы приказы фюрера читали? А для армии их и не было- были "обращения". Обычное дело в любой воюющей армии мира. Причем, из всех подобных обращений эти были самые "доходчивые".
shmak написал(а):
Генералы мало что решали - у них забрали даже военные решения в пользу фюрера.
Это послевоенная сказка. Фюрер- главнокомандующий? Да! Вот он и исполнял функции главнокомандующего- не больше, но и не меньше. Как и любой другой.
shmak написал(а):
Ну вы уж очень за уши притягиваете. Рузвельт сделал исключение из ТРАДИЦИИ из-за своей популярности (что произвело некоторый шум)... а уже после Рузвельта 2 срока закрепили конституцией в 1947г. Так что Рузвельт законов не нарушал
Законы бывают тоже разные. Писаные- и неписаные. Вот Англия живет полностью "по традициям". И не Рузвельт сделал исключение, а для Рузвельта сделали исключение. И не из-за популярности а потому что он был еще нужен.

Добавлено спустя 8 минут 16 секунд:

Barbudos написал(а):
Пардон, камрады, но вашу хренотень читать не могу. Ознакомьтесь, пжл, с тем, что хранится за этим метафорическим термином-"Третий Рим"
При чем здесь США -протестантско-католическая страна? С кучей сектантских отклонений? Хоть ознакомьтесь с историей ....Скажите, что "Китай-третий Рим", смысла будет ни чуточки не больше..... Порете, извините, хню всякую.....
Теодоре написал(а):
В чем причина "возвышения" США, реально ли её доминирование в современном мире и к чему оно приведет, если действительно имет место.
???
Ознакомтесь с началом...
 

Zed_7

Активный участник
Сообщения
1.112
Адрес
Россия
США теряют лидирство в мире в сфере научно-технических исследований, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на доклад Национального научного совета страны.

По мнению помощника директора Управления научно-технической политики Белого дома Кейя Коидзуми, по своему значению новый документ - своего рода отчет "о положении страны" в области науки, техники, инженерии и математики. По закону подобные оценки представляются администрации и Конгрессу США раз в два года.

"Данные начинают отражать тревожную картину, - заявил он на презентации доклада. - Доминирование США серьезно ослаблено".

Американцы считают, что дело прежде всего в том, что конкуренты опережают США по масштабам вложений в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Если в Америке такие расходы растут в последние 10 лет в среднем на 5-6% в год, то в ряде стран Азии темпы роста вдвое, втрое, а порой и в четыре раза выше.

В результате в процентах от ВВП США сейчас отстают по размерам вложений в НИОКР не только от Японии, но и от Южной Кореи, вырвавшейся в мировые лидеры.

Еще один ключевой показатель, на который обратили внимание составители доклада, - публикация отчетов о новых научно-технических исследованиях. США остаются мировым лидером в этой сфере, но им наступают на пятки другие страны, прежде всего Китай. Сейчас на долю КНР приходится 8% таких публикаций против всего 2% в 1995 году.

Наконец, и в области патентной защиты авторских прав на изобретения и открытия в США к таким традиционным лидерам, как сама Америка, ЕС и Япония в последнее время все чаще присоединяются Тайвань и Южная Корея.

http://old.k2kapital.com/news/fin/823301.html


США остаются мировым лидером в этой сфере, но им наступают на пятки другие страны, прежде всего Китай. Сейчас на долю КНР приходится 8% таких публикаций против всего 2% в 1995 году.
Интересно, а какова доля российских публикаций? И вообще, серьезные научные статьи на русском выходят?

Добавлено спустя 7 минут:

Хорошая статья!

http://www.apn.ru/publications/article19285.htm#_ftn5


Американской философии часто отказывают во внимании, обосновывая это трояко.

Во-первых, отрицается само существование какой бы то ни было «американской философии», особенно на фоне достижений философии европейской или даже восточной. Предполагается, что в Америке нет сколько-нибудь значительных философов, а те, что известны под именем таковых — в лучшем случае университетские преподаватели (если, конечно, не считать выписанных из Парижа европейских знаменитостей, вояжирующих по Новому Свету с лекционными курсами).

Между тем, подобный снобизм необоснован. Джеймс [1], Сантаяна, Дьюи, или даже Ричард Рорти вполне могут быть названы оригинальными мыслителями.

Во-вторых, «американская философия» — в том случае, если ее существование все-таки признается — третируется на том основании, что она не имеет никакого влияния даже в собственной стране, и является досужей игрой ума нескольких профессоров, неспособных повлиять даже на убеждения собственных студентов, и уж тем более не имеющие никакого веса в глазах американского общества.

Эта картина отчасти верна: непосредственного влияния американской философии на американское общество нет. Однако, философия — это не продукт массового спроса, особенно в Америке, являющейся классическим образцом сегментированного общества с хорошо выраженными стратами. Американской мыслью интересуется прежде всего американская элита, публика же приучена довольствоваться популярным фрейдизмом и тому подобной овсянкой. В очень редких случаях философские симпатии «больших людей» становятся предметом внимания широкой публики (как, например, в случае Дж. Сороса, активно рекламирующего воззрения К.Р. Поппера), но такие примеры нехарактерны. Сочинения философов интересны лицам, принимающим решения, а не лицам, исполняющим эти решения, и уж тем более — являющимся объектом исполнения чужих решений.

В-третьих, даже те, кто замечают существование какой-то «американской мысли» и признают ее значимость, зачастую склонны рассматривать ее только как продукт для внутреннего потребления, то есть как что-то наподобие бейсбола: да, есть такая забавная игра, в которую играют американцы, но какое отношение это имеет к нам?

Что ж, это, опять же, не лишено смысла. Но, поскольку Америка сейчас безраздельно правит миром и это положение дел не изменится в обозримом будущем, «внутренние» дела этой страны являются крайне важными для «внешнего» мира — причём, как правило, куда более важными, чем внутренние. Всё, происходящее в Америке, проходя через увеличительную линзу её гипермирового величия, приобретает гигантские размеры. Достаточно сравнить информационный отклик от американских и неамериканских событий. Рождение бегемота в провинциальном американском зоопарке — более значимое событие для мира в целом, чем смерть десятков тысяч людей в Индонезии или Бирме. Любой американский третьесортный романчик весит на мировых весах больше, чем вся «русская классика» — сравните хотя бы тиражи и доходы. А уж решения американской элиты имеют несоизмеримо большой вес, чем попискивание наших президентиков, премьерчиков и прочих политических и духовных недомерков — а значит, интеллектуальные конструкции, что влияет на решения этих сверхлюдей, тоже имеет огромный, ни с чем не сравнимый вес. Несоизмеримый, по крайней мере, с весом безмазовой болтовони каких-нибудь, скажем, «европейских поцмодернистов», которых у нас до сих пор с наслаждением нюхают. Американцы, впрочем, тоже иногда не прочь разлакомиться духовитым французским сырком и поразвлекаться смешным фуканьем интеллектуальных вояжёров, но относятся к этому именно как к баловству: попробовать можно, но это же не еда. Настоящая еда — это старое доброе жареное мясо. Так и здесь: по-настоящему умны и башковиты только американцы, недаром же они Намба Ван и правят миром, не так ли? Значит, в серьёзных случаях надо думать своей американской головой. Как именно думают американские головы — это вопрос, бесконечно важный для мира в целом. Потому что как они решат — то с нами и сделают. А нам важно, что с нами сделают американцы, раз уж мы перестали быть субъектами действия (а мы ими быть перестали, проиграв историю[2]). Значит, надо ловить ветер и читать с хозяйского лица, что у него, у хозяина, сегодня на уме — и что у него будет на уме завтра…

Нельзя сказать, что этого не понимают. Понимают, ещё как. Но при всём том по отношению к американской политической, философской и религиозной культуре у нас царит странное безразличие.

Например, практически никто не интересуется религиозными взглядами Президента США и его ближайшего окружения. Теологическая доктрина диспенсационизма (обосновывающая богоизбранность еврейского народа с христианской точки зрения) практически неизвестна российскому интеллектуальному сословию, которое продолжает жевать жвачку про «либеральные ценности» (или, для совсем замшелых — про «бездуховную материалистическую идеологию Запада»). Между тем, именно диспенсационизм сделал возможным уникальный иудео-христианский союз, на котором, собственно, и базируются многие американские политические, экономические и культурные реалии…

Но это в сторону. Для начала следует заучить азы, а потом уж читать по складам. Займёмся самыми азами американской интеллектуальной культуры.

В качестве учебного пособия — этакого букварика для умственно отсталых, каковыми мы все являемся по отношению к американцам — мы возьмём маленькую, давно опубликованную (в 1998 году, ровно десять лет назад) и неоднократно отрецензированную книжку Ричарда Рорти, великого американского философа-прагматиста. Забегая вперёд — великого прежде всего тем, что он американец: напомним ещё раз, что американцам свойственно величие по дефиниции, ибо американцы сами определяют масштабы своего величия.

Книжка была спущена со стапелей «под войну в Югославии» (ещё ту, первую, когда кто-то копошился и возмущался, хи-хи), и ориентирована — что для нас ценно — именно на американскую аудиторию [3]. Которой обычно говорят больше, чем аудитории внешней: в конце концов, каждый американец может стать Президентом, а поэтому он не должен пребывать совсем уж в неведении о том, в какой удивительной стране он живёт и к каким деяниям имеет честь быть причастным в качестве её гражданина. В тот момент приоткрыть эту завесу было нужно — чтобы напомнить среднеобразованному американцу о тех ценностях, которыми живёт алмазное сердце Сияющего Града На Холме.

Повторимся: серьёзная американская мысль обращена к элите, не к массам (пусть и сверхпривилегированным массам полноправных господ-американцев). Поэтому особых откровений в этой книжке мы не найдём. Но отблеск того сияния, которое озаряет души избранных Внутреннего Круга, слушателей закрытых лекций Лео Штрауса или иных столпов американской мысли, в ней всё ж можно разглядеть — хоть контуром, хотя бы тонкой, тающей линией. Большего мы недостойны.

Называется книжка просто и веско, как всё американское: «Обретая нашу страну: политика левых в Америке в XX веке».

* * *

Ричард Маккей Рорти — американский философ-неопрагматист. Он прожил долгую и успешную, как сама Америка, жизнь. Родился он 4 октября 1931 года в Нью-Йорке, и был единственным ребёнком в семье. Его мать, Винифред Рорти, была дочерью известнейшего американского баптистского теолога Уолтера Раушенбуша, автора социальной концепции современного баптизма и ключевой фигуры в Евангелическом социальном движении США. Немецкие корни, кстати — хороший тон для американского мыслителя; некоторые из величайших американских умов были импортированы прямо из Германии. Лучшие из них были, конечно же, немецкими евреями, как Поппер или Штраус: святая кровь в стране святой крови — Америка может быть уподоблена золотому кольцу, оправе, в которой в качестве бриллианта сияет Избранный Народ. Но «просто немецкая кровь» — тоже неплохо: Америка, в сущности, очень немецкая страна, несмотря на язык. Надо сказать, для понимающих людей вопросы крови — самые важные вопросы в мире; вопросы теологии — тоже. Кровь и Бог — вот то, чем следует интересоваться в первую очередь, всё остальное глубоко вторично…

Разумеется, отец его был троцкистом.

Рорти сделал обычную для американского интеллектуала карьеру — образование в Чикаго, PhD в Йеле, потоптался на ниве традиционных для американского интеллектуала темах, пережил пару переворотов во взглядах. От радикального марксизма, унаследованного от отца, он, так сказать, взял лучшее. Профессорствовал в Университете Вирджинии, потом занимался сравнительным литературоведением в Стенфорде.

Как мыслитель он был эффективен. Его первая книга, заслужившая внимание публики — «Философия и зеркало природы» — вышла в 1979 году и довольно часто именуется «наиболее важным вкладом в метафилософию со времен Канта». Понятно, что это преувеличение, сделанное в коммерческих целях, но оно внушало доверие. К тому же, напоминаем ещё раз, книгу написал американец, а всё, отмеченное печатью американского гения, превосходит всё неотмеченное просто по определению.

Если отвлечься от этого обстоятельства (от которого отвлекаться, повторяю ещё раз, нельзя, но всё-таки сыграем разок в пошлую игру «незаинтересованного рассмотрения интеллектуального содержания»), вся новизна сочинения состояла в удачно выбранных образах — философского ума как зеркала, подлежащего беспрестанной шлифовке, чтобы отражать феномены, и философии как бесконечного судебного заседания (слегка кафкианского), которое судит те или иные мысли, явления культуры и так далее, чтобы их разрешить или отвергнуть. Образ, кстати, при всей своей пошлости (для неамериканца) точный: философия Канта и в самом деле построена на перенесении юридических процедур в область чистой мысли. Кант, правда, не очень хорошо разбирался в юриспруденции, что роковым образом отразилось на его философии, а также и на философии вообще. Ибо именно кантианство было принято за эталон философствования как дисциплины — о чём Рорти и рассуждает, и весьма остроумно. В дальнейшем он пришёл к выводу, что кантианство всё же имеет смысл, одно плохо, что засудили не того подозреваемого — кантовские вопросы нужно было задавать не опыту, а языку.

Дальнейшая карьера привела Рорти на страницы американских газет — а это очень высокая честь для высоколобого. Он пользовался славой «модного профессора», публичного интеллектуала, которую тщательно пестовал, не забывая развлекать публику (занятие не столь малопочтенное, как представляется иным «мыслящим людям»). Рорти, например, занимался философией Хайдеггера — и написал эссе на тему того, что было бы, если бы Хайдеггер в своё время женился на еврейке и как изменилась бы от этого его философская позиция. Как нетрудно догадаться, Рорти вообще много писал и говорил на эти темы. 8 июня 2007 года он умер от рака, успев до того опубликовать множество интервью, выступлений по разным вопросам, представляющим интерес для самых широких слоёв понятно чего.

Философию он полагал родом литературной критики, но не слишком на этом настаивал. Себя считал иронизирующим либералом и прагматистом.

О прагматизме как истинно американском мировоззрении можно говорить бесконечно. Прагматизм и бихевиоризм — это суть американского способа побеждать, то есть мыслить. Ибо американец мыслит, чтобы побеждать — что крайне неестественно, ибо мышление как таковое всегда является уделом проигравших. Мышление, особенно теоретическое, родилось как психотерапевтическое средство, как способ самоутешения, как способ пережить свою ничтожность, не сходя с ума и не поедая себя изнутри. Философия — это утешение (Боэций, последний античный философ, впрямую назвал то, что было всегда), а утешение нужно лузерам. Это видно хотя бы из того, что философское мышление начинается с идеи иного — то есть иного мира, такого, в котором мыслитель (будучи лузером) занимал бы позицию альфы. Воображение себе такого приятственного мира и является первотолчком к теоретическому мышлению. Разумеется, такой мир невозможен: лузер останется лузером даже в парадизе, а в шоколаде будут правильные люди, всегда и везде одни и те же, ибо такова их природа. Но по ходу попыток вымыслить прекрасный мир, где лошки из подворотни («мыслители», мля) оказались бы на коне, теоретизирующий (то есть компенсирующий, хе-хе) разум приходит к ряду интересных побочных результатов. Пользуются ими, правда, не мыслители (ещё раз: всякий теоретик — лузер, иначе он не стал бы теоретизировать), а всё те же победоносные альфа-самцы, а ещё точнее — их обслуга, ибо альфа-самцы не думают вовсе: их ведёт безошибочный инстинкт удачника и выигрывателя, который не имеет ничего общего с мышлением. Америка — страна-победитель, страна-гегемон, и поэтому она не мыслит, более того — она блокирует теоретическое мышление, чтобы оно не испортило победительный инстинкт американской элиты, её свирепый нюх.

Однако определённые формы мышления всё-таки необходимы. Так вот, прагматизм, в том числе и философский — это и есть мышление победителя, мышление винера, мышление Важной Персоны,VIP-мышление.

Коснёмся же его — с подобающей случаю бережностью.

* * *

Начнём с цитаты, вводящей нас сразу в самую суть дела. Она взята из рассуждения Рорти об Уолте Уитмене, великом американском поэте. Напоминаем ещё и ещё раз, что величие Уитмена есть величие американца, ибо иные достоинства у Уитмена обнаружить нелегко, да они ему и не нужны, он и без них велик.

Но к сути. Рорти пишет по поводу политической философии Уитмена (этот великий человек ещё и философствовал):

Уитмен недвусмысленно говорил, что будет употреблять слова ‘Америка’ и ‘Демократия’ как взаимозаменяемые термины.

Что ж. Надо сказать, что именно так — как взаимозаменяемые термины — понимают эти слова большинство американцев. Тем более, это тождество является принадлежностью американского политического дискурса.

Существенно здесь то, что это именно взаимозаменяемые термины, то есть точные синонимы. В этом смысле, например, словосочетание «интересы демократии» эквивалентно словосочетанию «американские интересы». Строго говоря, нельзя даже сказать, что существуют какие-то «демократии» помимо американской. Америка и Демократия — это одно. Двух «демократий» быть не может. Конечно, существуют «демократические страны», но это ведь надо понимать правильно: «демократическими» в Америке называют «американские страны», то есть «страны, принадлежащие Америке, контролируемые Америкой». Разумеется, это предполагает определенную степень структурного подобия: «демократическая страна» — среди всего прочего — должна «равняться на Америку», стараясь уподобиться ей в тех отношениях, которые удобны американцам. Например, жители «демократической страны» должны открыть свой рынок для американских товаров и услуг, изучать разговорный английский, и т.п. — не говоря, разумеется, о том очевидном факте, что вся внешняя и внутренняя политика такого государства должны определяться американскими советниками. Такое уподобление предполагает, среди всего прочего, копирование американских политических институтов — разумеется, неработающих (демократическому государству и не нужно иметь работающие политические институты, коль скоро им прекрасно управляют из Сияющего Града На Холме), но воздвигнутых в честь Америки-Демократии, как некие трофеи. Раньше победители ставили на площадях покорённых городов столпы, теперь там ставят здания парламентов, «белые дома» и т.п.

Это объясняется отнюдь не циничным политиканством (в стиле «это сукин сын, но это наш сукин сын»). Да, американские власти неоднократно именовали «демократическими» государства, где у власти находились отнюдь не «демократические» (формально) режимы. Но всё же, даже самые «объективно полезные» для американских геополитических целей, но неамериканизированные внутри себя страны и народы, никогда не вызывали у народа и правительства Соединенных Штатов настоящей симпатии и доверия. А сейчас Америка настолько всесильна, что может себе позволить требовать от мира именно полной и абсолютной покорности, в том числе и в этом вопросе. Трофеи должны стоять на подобающих местах [4].

Однако, не следует впадать в крайности. «Демократия» не является синонимом исторических Соединенных Штатов Америки, точно так же, как «советский строй» не являлся синонимом «российских порядков». «Демократия» — это самоназвание определенного исторического проекта, монопольным правом на реализацию которого обладают Соединенные Штаты и только они одни.

Тем не менее это именно проект, то есть, как-никак, нечто идеальное, обращенное в будущее. Демократия — это имя Американской Мечты, совпадающей с реальной Америкой только частично.

Об Американской Мечте Рорти пишет так:

Дьюи и Уитемен хотели, чтобы американцы продолжали чувствовать себя исключительными, но при этом и тот, и другой хотели отбросить всякое упоминание о божественной милости или гневе.

В дальнейшем выясняется, что под отвергаемым «божественным» понимается отнюдь не только (и даже не столько) христианский Бог, сколько вообще любая, какая бы то ни было, инстанция, за которой признавалось бы право судить американцев за их поступки. Демократия состоит в непризнании никакого «высшего суда» над Америкой и американцами.

Америка —

«первое национальное государство, не угождающее никому, кроме себя, даже Богу».

Бог тут понимается, конечно, как символ любого авторитета. Америка отвергает любые попытки судить ее «отвлеченными идеями» (наподобие, скажем, идеи «морального долга», перед которой готовы склониться немцы, или «совести», так хорошо поимевшей русских). Америка не знает и знать не желает никаких «хорошо» и «плохо», «честно» и «нечестно», «свято» и «кощунственно», «благородно» и «подло», «согласно с совестью» и «несогласно с совестью».

Единственным побуждением для каких бы то ни было поступков американцев являются их желания, а единственным ограничителем — несогласованность этих желаний.

Моральная проблема Америки — единственная, но очень важная — состоит в том, что разные американцы хотят разного. Разрешение этой — единственной, повторяю, других нет — американской моральной проблемы и возлагается на демократические институты. Надо все время иметь в виду, что целью демократических процедур является отнюдь не выяснение того, кто из американцев (или сообществ американцев) «прав» (поскольку не существует никакой инстанции, которая вправе указывать американцу, прав он или не прав), а в нахождении способов удовлетворить возможно большее количество разнообразных желаний разных американцев. При этом, разумеется, никакой классификации американских желаний (с моральной, эстетической, какой угодно другой точки зрения) не производится, более того — такая постановка вопроса недемократична (то есть является антиамериканской).

Никто не смеет спрашивать у Америки отчета в ее действиях и планах. Америка творит сама из себя, что хочет, как счастливый ребёнок с неограниченными возможностями — в этом-то и состоит суть Демократии.

Ту энергию, которые общества прошлого тратили на выяснение желаний Бога, американцы будут расходовать на выяснение желаний друг друга. Они будут любопытны к другим американцам, а не к тому, что утверждает над Америкой авторитет.

Итак, Америка является Своим собственным Богом.

Об этом прямо и недвусмысленно и говорит великий американский мыслитель:

Мы сами занимаем место бога: суть наша в существовании, а наше существование в будущем. Другие нации мыслили себя гимном во славу Бога. Мы переопределяем Бога как будущее наших самостей.

Казалось бы, ничего особенно оригинального в подобной претензии нет. Самопоклонничество в разных его формах — весьма старое явление с почтенной историей. Из наиболее известных примеров можно привести классический иудаизм как форму этнопоклонничества, или, скажем, гегелевскую философию как форму поклонения государству определенного типа. Кстати, тень Гегеля возникает здесь не случайно: сова Миневры оставила свою каплю и на плече статуи Свободы. Гегель сочувственно писал об Америке как о «стране будущего»; Уитмен, большой поклонник Гегеля [5], писал, что труды прусского соловья было бы недурно сплести в один том и издать под названием «Размышления о предназначении Северной Америки и демократии в ней» [6]. Однако, все эти старые идолы — «народ», «государство» (и уж тем более «религия» или «культура») — неполны, половинчаты, несовершенны, еще не полностью порывают со старой метафизикой. Они слишком легко отделяются от своих поклонников, становясь уже не формами самоугождения, а внешними, абстрактными «регулятивными идеями», которым люди начинают служить, вместо того, чтобы служить себе и только себе.

И только в Америке самопоклонение достигает логического завершения, стяжает венец венцов: предметом культа оказывается ни «государство», ни «культура», даже ни «народ» (представьте себе, даже ни «народ»!), а сама претензия на самопоклонение.

Основой самопревознесения Америки являются не её добродетели, и даже не её победы (хотя и того и другого у неё в достатке), а тот факт, что она решилась на такое самопревознесение. Восхищаться Америкой следует потому, что она осмелилась на такое откровенное самолюбование и самопочитание; Америка имеет право на всё, потому что она свободно отвергла все ограничения, вольно и отважно присвоила себе все мыслимые и немыслимые права; это и есть Образцовая Демократия, то есть страна,

ничего не принимающая в качестве авторитета, кроме свободного консенсуса между таким широким разнообразием граждан, которого только можно достичь.

Разумеется, никакие химеры «совести», «исторической памяти» и прочего, не должны вставать на пути этого культа. И не встанет, уж будьте покойны.

Рорти пишет с бесконечной любовью обо всех, абсолютно всех деяниях американцев. В том числе и о таких, которые в других, неамериканских, неполноценных культурах могли бы стать предметом национального самоедства. Это, впрочем, понятно: лузерки комплексуют по поводу своих маленьких смешных грешков. Смешные, жалкие уродцы! Не то Америка, которая если уж грешит, то с размахом, вкусно, с удовольствием, а главное — находя в любом своём грехе лишний повод полюбоваться собой.

Гордость американцев… совместима с памятью о расширении наших границ путем истребления племен, что мы не сдержали слова, данного в договоре Гваделуп Идальго, и что только наша задиристость мачо [7] повинна в смерти миллионов вьетнамце».

Конечно, даже американская нация может совершить зло. Но ведь «зло было неудачной попыткой воображения выйти за свои собственные пределы», то есть, по сути дела, любое совершенное американцами деяние — это всего лишь полезный обучающий опыт, заслуживающий восхищения уже тем, что он был сделан. Восхитительно всё, абсолютно всё, если это американское. Что касается истребления племён и всего подобного — да, и такой, моя Америка, ты всех краёв дороже мне, говорит Рорти. Впрочем, нет — Америку он любит не «и такой», а именно такой, и именно за эту прекрасную «задиристость». Гордость американца не просто совместима с его преступлениями, она питается ими.

Вот окончательный вердикт Рорти, американца, по праву сильного — господина над господами и философа над философами:

Ничто из того, что совершила нация, не мешает конституционной демократии вернуть самоуважение.

Слышите, человеческие вши? Ничто! Нет такого деяния, уже совершённого или замысленного к совершению, которое может помешать американцам вернуть себе самоуважение, как только оно им вдруг зачем-нибудь понадобится.

Пожалуй, единственный грех, который может совершить американец (против себя самого и Америки в целом, других грехов нет) — это уделять слишком много времени неконструктивным переживаниям по поводу какого-нибудь неудачного поступка. Но таких там успешно лечат. С химерой совести американцы сразились всерьёз — и победили её не на словах, но на деле.

Совершенно замечательные образцы Американского Подхода к Делу демонстрирует тот же Рорти в трогательной заметке про американских левых. Описывается известная коллизия: приступ так называемого «антикоммунизма», война во Вьетнаме, подъем антивоенного движения, военное поражение и отвод войск. По идее, хоть какое-нибудь из этих действий автор должен был бы осудить, ибо они противоречат друг другу [8].

Как бы не так. Вы не знаете американской философии, господа!

Ричард Рорти благодушно — нет, победительно, торжествующе — объясняет и оправдывает все эти эпизоды разом. Война во Вьетнаме была начата по весьма благородным причинам: это была война с коммунистами. Война во Вьетнаме была закончена по не менее благородным причинам: это был героический акт морального негодования. Всё остальное тоже прекрасно, а всё вместе — раскрывает разные грани прекрасной американской души…

Вот то-то.

Нет, конечно, в Америке есть преступники, есть правосудие, а плохие парни должны быть наказуемы — но только за то, что они помешали другим американцам осуществлять свои желания. Или, что не менее преступно, мешали договориться американцам между собой о совместном осуществлении таковых — именно это ставится в вину тем американцам, которые время от времени пытаются осудить Америку как таковую, а не ее «отдельные недостатки».

Из всего этого, между прочим, следует, что Соединенные Штаты отнюдь не присягали «политической демократии» и «капитализму» в их нынешнем виде. Конечно, Америка никогда не примет некоторые заведомо неудобные ей политические, экономические или идеологические системы — например, никогда не станет теократией, или там марксистским государством. Но если возникнет общественная система, более привлекательная, нежели нынешний «капитализм» (который, впрочем, и без того мало напоминает капитализм классический), американцы могут использовать эту систему — почему нет? Америка не присягала никому и ничему, кроме собственной бесконечной наглости.

Тут я остановлюсь и специально напомню, что Рорти считается левым интеллектуалом. То есть интеллектуалом «критическим». Надеюсь, теперь всем понятно, каковы американские правые, особенно неоконы, и что они о себе думают?

Впрочем, затурканному российскому сознанию это практически невозможно вообразить.

Поэтому остановимся. Перед нами приоткрылась солнечная душа Америки, её Упоительная Наглость. Это волшебное слово максимально точно описывает предмет и форму «американского культа». Тяжелые слова наподобие «гордыни» здесь не подходят, а «избыточной уверенностью в себе» подобное поведение можно назвать разве что из вежливости. Америка есть Демократия, а Демократия есть Упоительная И Упоённая Наглость, Мать Всех Понтов, она и цель, и средство достижения цели, она есть альфа и омега, первая и последняя, она венец и солнце американства. Даже Сила и Богатство, будучи типичными американскими идолами, на самом деле всего лишь слуги, вассалы Короля-Солнца, Дяди Сэма, и его вечной супруги, Её Высочества Всепобеждающей Наглости, ибо только для неё и в ней они сущи. И да будет стыдно тому, кто дурно об этом подумает.

И таки да:стыдно — будет. Да чё там, херовато будет. Ибо солнце американского господства взошло, похоже, навсегда. Во всяком случае, в современном мире нет и не может быть силы, равной силе американцев, вечно молодых и вечно пьяных, но в то же время трезво расчётливых, бесконечно распонтовывающихся, растопыривающихся над миром, но хладнокровных, как змии, и умных, как дьяволы. Кто может противостоять мощи медяных мышц этих задиристых мачо, мощи, настоянной, как спирт на хрене, на сладком кураже наглолюбья? Никто, ничто, никогда. Оставь надежду, всяк противящийся этой мощи.

* * *

Впрочем, посмотрим.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху