Югославcкая война

Hetzer

Активный участник
Сообщения
2.626
Адрес
Украина
...Переходя к изучению югославского военного опыта, стоит предварительно определиться с названием самой войны, ныне то разделяемой, то соединяемой по этапам различными названиями. Без сомнения, существует вполне реальное единство всех боевых действий ведшихся на территории Югославии от начала 1991 года по конец 1995 года (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина) и никакого иного названия кроме как югославская война здесь не подобрать.
В какой-то мере и события 1998–99 годов с партизанской войной на Косово и Метохии и нападениями на югославскую границу из Албании и, наконец, авиаударами НАТО по Югославии в марте-июне 1999 года так же, являются, составной частью югославской войны. Они были бы невозможны, закончись та благоприятно для сербов. Все же эти события практически они весьма четко разделялись по времени, условиям и по пространству, и их все же следует отделить от югославской войны 1991–95 годов, тем более, что и сам их опыт менее богат и менее изучен. Югославская война является наиполным примером войны Запада против определенного народа, в данном случае сербского в соответствии с его военными доктринами. Такая война официально признана уставом американской армии FM — 100, в которой, первоначальное главенство «воздушно-наземной» наступательной операции в версиях 1982 и 1984 годов, в 1993 году, в версии FM — 100/5 приспособленно к тактическим действиям «миротворческих» контингентов, как правило ранга батальона-бригады, имеющим однако стратегические цели. Воздушно-наземная операция конечно не исчезла, но применялась лишь как поддержка миротворческим операциям. Естественно, в этом уставе не указывается то, что и миротворческие операции были лишь логическим завершением долгой политико-пропагандистской компании, в которой десятки лет использовались методы «тайной войны»...
http://militera.lib.ru/research/valetsky/01.html
 

Lavrenty

Активный участник
Сообщения
6.325
Адрес
Москва
Историю конфликта лучше прослеживать с 1918 г., когда сербы на правах победителей в Первой Мировой войне, создали объединенное королевство с другими народами региона. Уже тогда у этих народов был весьма внушительный набор претензий друг к другу.
 

Hetzer

Активный участник
Сообщения
2.626
Адрес
Украина
Lavrenty написал(а):
Историю конфликта лучше прослеживать с 1918 г...
Так давайте отследим :OK-)

Добавлено спустя 7 минут 21 секунду:

Уважаемые камрады у кого есть фото, инфа про сей конфликт не стесняйтесь выкладывайте.
 

Protector

Активный участник
Сообщения
1.385
Адрес
Дикое поле, Шарукань
Hetzer написал(а):
Так давайте отследим
Если хошь посмотреть хронологию:
http://www.hrono.ru/1900yu.html
А так, что говорить маленькое подобие Советского Союза. Сербы - титульная нация. Пока был сильный лидер - была сильная страна. Ну вообщем можно продолжить. Да и распалась Югославия как-то похоже.
 

Lavrenty

Активный участник
Сообщения
6.325
Адрес
Москва
А кто был этот сильный лидер?! Тито - хорват!!! Пока он был жив Хорватия еще мирилась с нахождением в составе ненавистной им федерации, созданной когда-то сербами. После его смерти я не знаю, что бы могло удержать хорватский сепеаратизм.
 

Врач

Активный участник
Сообщения
1.825
Адрес
Россия, Москва
Lavrenty написал(а):
А кто был этот сильный лидер?! Тито - хорват!!! Пока он был жив Хорватия еще мирилась с нахождением в составе ненавистной им федерации, созданной когда-то сербами. После его смерти я не знаю, что бы могло удержать хорватский сепеаратизм.
Распад Югославии положили совсем не хорваты, а словенцы, а дальше пошло-поехало.
 

Lavrenty

Активный участник
Сообщения
6.325
Адрес
Москва
Врач написал(а):
Распад Югославии положили совсем не хорваты, а словенцы, а дальше пошло-поехало.

Эта федерация/конфедерация (по конституции 1970-х гг. было уже толком непонятно что это) была обречена. Народы ее составлявшие, во-первых, не имели общего исторического прошлого, во-вторых, всегда относились друг к другу с глубокой враждебностью, в-третьих, их не связывал вместе какой-либо серьезный общий интерес. Держать эту миниимперию под контролем могли только политики типа короля Александра или Тито. Но их власть не могла длиться бесконечно.

Распад СФРЮ (1989-1991)

В конце 1989 г. под воздействием событий в Восточной Европе и все более явственных кризисных явлений в самой стране, справиться с которыми традиционными средствами не удавалось, югославские власти решились провести выборы на многопартийной основе. В тех условиях противиться таким выборам было уже явным анахронизмом. Кроме того, они надеялись, что, дав возможность различным силам открыто выразить свои цели, задачи и намерения, им удастся ослабить остроту политического противостояния. Сначала в Словении, а затем и в других республиках начали образовываться различные политические партии, которым после сорока лет единоличного правления СКЮ предстояло взять на себя часть ответственности за дальнейшую судьбу федерации. В подавляющем большинстве эти организации возникали на национальной основе, некоторые вели свою родословную от довоенных партий.
Так, в Сербии возникли Демократическая партия и Сербская радикальная партия, в Хорватии - Хорватская партия права и Хорватская крестьянская партия, в Македонии - Всемакедонская революционная организация - Демократическая партия македонского национального единства (ВМРО-ДПМНЕ). Занялись своей реорганизацией и республиканские коммунистические партии. В Словении и Хорватии компартии фактически перешли на социал-демократические позиции и стали называться Союз коммунистов Словении - Партия демократического обновления и Союз коммунистов Хорватии - Партия демократических перемен. О трансформации в социал-демократическую партию принял решение и Союз коммунистов Боснии и Герцеговины. В Сербии после объединения республиканского Союза коммунистов с Социалистическим союзом трудового народа (организация, выросшая из послевоенного Народного фронта) была образована Социалистическая партия. А в Черногории еще два года в прежнем виде продолжал существовать республиканский Союз коммунистов.
В течение весны – осени 1990 г. в СФРЮ прошли первые многопартийные выборы. За исключением Сербии и Черногории, победу на них всюду одержали оппозиционные партии.
В конце 1990 г. на заседании Президиума СФРЮ было решено провести в начале 1991 г. переговоры представителей всех республик об изменении федеративного устройства страны. Параллельно с ними происходили двусторонние встречи республиканских делегаций. Но все эти шаги не дали результата, не удалось согласовать две концепции. Одну, сохранения и обновления федерации, выдвигали Сербия и Черногория. Другую концепцию – преобразования СФРЮ в конфедерацию – отстаивали Словения и Хорватия. Промежуточную позицию занимали Босния и Герцеговина, а также Македония. Впрочем, идея конфедеративного устройства (уже фактически существовавшего в стране) использовалась ее сторонниками главным образом лишь для того, чтобы замаскировать истинные цели - отделение от Югославии.
В апреле 1991 г. Словения оповестила, что в соответствии с результатами проведенного в республике плебисцита она намерена «стать самостоятельным, суверенным и независимым государством». Представители Хорватии также заявили, что в случае, если не удастся подписать договор о союзе суверенных государств, они предпримут шаги для выхода из Югославии.
В своей борьбе за сохранение единого государства Сербия (не считая маленькой Черногории) все больше оставалась в одиночестве. Действия ее руководства объяснялись тем, что, если другие народы Югославии при распаде федерации по существовавшим административным границам образовывали свои национальные государства, то сербы оказывались разделенным народом. Около трети всех сербов проживало за пределами своей республики, преимущественно в Боснии и Герцеговине, а также в Хорватии. Сербия соглашалась на образование хорватами и словенцами собственных национальных государств лишь при условии признания за сербским народом аналогичного права и включения в ее состав всех территорий с преобладанием сербского населения. То есть, речь шла об отказе Белграда признать административные границы союзных республик в качестве будущих государственных границ. Таким образом, цели Сербии и северо-западных республик Югославии были противоположными. Никто из них не собирался идти на компромисс, в политике и средствах массовой информации республик безраздельно господствовали националистические настроения.
Будущее Югославии зависело прежде всего от состояния отношений, которые складывались между Сербией, Хорватией и находящейся между ними Боснией и Герцеговиной. Именно по оси Белград - Сараево - Загреб и возникло основное противостояние после поражения коммунистов на первых альтернативных выборах и прихода к власти в республиках сепаратистки настроенных лидеров.
Распад Югославии начался в июне 1991 г., когда парламенты Словении и Хорватии провозгласили независимость и приняли решения о выходе из состава единого государства. Окончательно же Социалистическая Федеративная Республика Югославия прекратила существовать спустя полгода, в январе 1992 г., когда независимость Словении и Хорватии признали страны Европейского сообщества. В начале апреля 1992 г. международное признание получила Босния и Герцеговина. Раздел территории без предварительных договоренностей таил в себе серьезную угрозу войны. Это понимали все – и желающие покинуть федерацию югославские республики, и мировое сообщество, не готовое противодействовать начавшемуся процессу распада СФРЮ.

Югославянский кризис
Распад федеративного государства, межэтническое противостояние и войны в бывшей Югославии вошли в историю под именем югославского кризиса. В его развитии выделяются два самостоятельных процесса. С одной стороны, это попытки Югославской народной армии (ЮНА), в которой большинство составляли сербы, силой остановить распад единого государства. При отсутствии у вновь возникающих государств собственных вооруженных сил их функцию взяли на себя быстро создававшиеся из гражданского населения военизированные формирования. Подобные формирования создавало и сербское население в Хорватии, а затем в Боснии и Герцеговине. Начавшееся противоборство вылилось в вооруженную борьбу в Словении (июль 1991 г.) и две межэтнические войны - хорватскую (1991-1995) и боснийскую (1992-1995). К тому же конфликту следует отнести 78-дневную натовскую агрессию против Союзной Республики Югославия в связи с событиями в Косово в 1999 г. И, наконец, в 2001 г. в результате усиления албанского сепаратизма в вооруженный конфликт на несколько месяцев погрузилась и Македония.
Второй процесс, протекавший на территории бывшей СФРЮ, порожден интернационализацией югославского кризиса, т.е. вмешательством в него извне. Поспешное, с нарушением норм международного права признание западными странами новых государств (первой это сделала Германия), явное покровительство одним участникам конфликта в ущерб другим и т.п. во многом и спровоцировали десятилетие войн на постъюгославском пространстве. Такие действия были частью общего процесса расширения НАТО на Восток, в свою очередь тесно связанного с еще более общим процессом ― формированием новой модели международной безопасности после краха биполярной модели мира. Именно прямое вмешательство Запада в югославский кризис принципиально отличает его от всех других конфликтов на постсоциалистическом пространстве в Европе.
Наконец, у югославского кризиса есть еще один аспект – спровоцированный им рост албанской экспансии. В настоящий момент албанцы, без сомнения, самый активный, быстро растущий численно и стремящийся к консолидации в границах единого государства балканский этнос. Учитывая то, что, кроме собственно Албании, албанцы проживают в Сербии, Черногории, Македонии и Греции, это чревато новыми потрясениями. Порох в балканском погребе еще не выгорел до конца. За экспансией албанцев просматриваются и более общие негативные для судеб мира процессы, она хорошо вписывается в так называемую «южную дугу нестабильности», которая как раз на Балканах вторгается в Европу.
Словения и Хорватия уже преодолели проявления югославского кризиса и вступили в фазу стабильности. Но этого нельзя с уверенностью сказать про Боснию и Герцеговину, Сербию и Черногорию, Македонию. В этих трех государствах еще возможны его рецидивы. Мир здесь во многом покоится на иностранном военном присутствии, прежде всего в Боснии и Герцеговине и Косово.


ТРУДНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ ЮГО-СЛАВЯНСКИХ ГОСУДАРСТВ

СЛОВЕНИЯ
Политическое развитие Республики Словения

Первые многопартийные выборы в Словении после долгих лет коммунистической монополии на власть состоялись в апреле 1990 г. На них убедительную победу (около 55% голосов) одержал блок оппозиционных партий - Демократическая оппозиция Словении (ДЕМОС), в который входили Словенский демократический союз, Социал-демократический союз Словении, Словенское христианско-социальное движение, Словенский крестьянский союз и партия «зеленых». В парламент также прошли Партия демократического обновления (бывшие коммунисты), Либерально-демократическая и Социалистическая партии. Все партии апеллировали исключительно к словенским национальным ценностям. Премьер-министром Словении стал деятель правого толка Лойзе Петерле от Словенского христианско-социального движения, а Председателем Президиума республики (президентом) – бывший коммунистический функционер, известный своими либеральными взглядами, сторонник выхода Словении из состава федерации Милан Кучан.
Словенское руководство последовательно проводило курс на обретение республикой полной самостоятельности. Новоизбранный парламент принял декларацию о суверенитете и независимости Словении, затем был проведен плебисцит, 88% участников которого заявили о желании выйти из федерации. 25 июня 1991 г. парламент провозгласил независимость Словении. Одновременно руководство республики приказало своим войскам занять таможенные и погранично-пропускные пункты, а также обозначить собственными пограничными знаками и флагами Словении ее границы с Италией, Австрией и Венгрией.
На следующий день правительство Югославии признало эти действия незаконными и приказало частям Югославской народной армии взять ситуацию в Словении под контроль. Однако эта акция федеральных властей потерпела неудачу. Руководство Словении сумело мобилизовать 35 тыс. добровольцев и силы так называемой «территориальной обороны». В длившихся 10 дней вооруженных столкновениях погибло несколько словенских ополченцев и десятки военнослужащих ЮНА, сотни были ранены. Не готовая вести военные действия на своей территории, армия не сумела решить поставленную перед ней задачу. В конфликт вмешалось Европейское сообщество, делегация которого сумела организовать переговоры конфликтующих сторон. 3 июля стороны заключили перемирие. Словенцы обязались на три месяца отложить реализацию декларации о независимости, а федеральные власти обязались вывести свои войска с территории республики, что они и сделали 29 июля. Это открывало руководству Словении возможность проводить полностью самостоятельную политику. В октябре 1991 г. оно установило контроль над границами и ввело национальную валюту, в декабре была принята новая конституция. В январе 1992 г. независимость Словении была признана государствами Европейского сообщества (после подписания в 1992 г. Маастрихтского договора оно стало называться Европейским союзом), а затем и другими странами. Ее государственными границами стали внутренние административные рубежи СФРЮ.
На момент обретения первой в истории словенского народа независимости население страны площадью 20 273 тыс. км. кв., насчитывало 1 976 тыс. человек. Среди государств, возникших на территории бывшей Югославии, она была наиболее однородной по этническому составу: Около 90% населения составляли словенцы, исповедующие католицизм. Во многом именно моноэтничность и моноконфессиональность предопределили почти бескровный выход республики из состава СФРЮ.
Согласно конституции 1991 г. Словения – парламентская республика. Парламент состоит из двух палат: государственного собрания и государственного совета. Они различаются компетенциями и сроком полномочий. Законодательным органом является государственное собрание в составе 90 депутатов, избираемых в ходе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании сроком на 4 года от политических партий. По одному мандату зарезервировано для представителей итальянского и венгерского национальных меньшинств. Государственное собрание формирует правительство и контролирует его деятельность, принимает законы.
Государственный совет состоит из 40 депутатов, избираемых на 5 лет. В его обязанности входит выражение социальных, экономических, профессиональных и локальных интересов всех членов словацкого общества без различия политической или национальной принадлежности. В связи с этим в нем заседают 4 представителя от работодателей, 4 – от наемных работников, 4 – от крестьян, ремесленников и лиц свободных профессий, 6 – от нехозяйственных областей жизни. Эти 18 депутатов избираются в многоступенчатых выборах. 22 депутата, представляющие локальные интересы, избираются в прямых, всеобщих выборах.
Право законодательной инициативы принадлежит правительству, депутатам обеих палат парламента и группам граждан, числом не менее 5 тыс. человек. Законы, включая конституцию, могут приниматься как парламентом, так и на общенациональном референдуме.
Глава государства - президент, избираемый в прямых, всеобщих выборах сроком на пять лет, не более двух раз подряд. Он является главнокомандующим Сил обороны Словении, назначает выборы в парламент, может распустить его досрочно, если государственное собрание не сможет сформировать правительство, а также имеет право издавать полномочные указы в том случае, когда законодательный орган не может собраться по не зависящим от него причинам (война, чрезвычайное положение).
На первых парламентских выборах в независимой Словении в декабре 1992 г. относительное большинство голосов получила Либерально-демократическая партия. Ее глава Янез Дрновшек возглавил коалиционное левоцентристское правительство. В прошлом финансист и дипломат, он показал себя мастером компромиссов при создании различных партийных коалиций. С небольшим перерывом в 2000 г., когда у власти находилась правоцентристская коалиция, Я. Дрновшек и президент страны М. Кучан сохраняли за собой главные государственные посты на протяжении всего первого десятилетия независимости Словении (М. Кучан был единственным республиканским лидером, встретившим распад Югославии в этом качестве и остававшимся в нем до начала XXI в. Его избрание в 1998 г. на третий срок стало возможным потому, что в 1990 г. Словения еще была в составе СФРЮ).
В конце 2002 г., в связи с тем, что М. Кучан согласно конституции уже не мог баллотироваться, новым президентом страны был избран Я. Дрновшек. Правительство возглавил член Либерально-демократической партии Антон Роп. На парламентских выборах в октябре 2004 г. относительное большинство голосов избирателей завоевала Словенская демократическая партия Янеза Янши, известного диссидента, организатора вооруженного отпора ЮНА в 1991 г. Либеральные демократы оказались вторыми. Правительство сформировал Я.Янша, сумевший заключить коалиционное соглашение с блоком «Новая Словения» — Христианско-народная партия, Словенской народной партией и Демократической партией пенсионеров.
Экономическое развитие
Словения была наиболее развитой из всех республик СФРЮ. На ее долю приходилось 30% экспорта в конвертируемой валюте и 60% совокупного экспорта страны. После обретения независимости Словения добилась самых больших успехов в экономике среди постюгославских государств. Особенностью проводимых в стране реформ в годы правления левоцентристских кабинетов являлись их невысокие темпы. Правительство сознательно придерживалось именно такой стратегии, чтобы избежать социальной напряженности в обществе. И это им полностью удавалось, все социальные конфликты в Словении имели отраслевой или локальный характер, ни один из крупных профсоюзных центров за все это время не организовывал общегосударственные акции протеста.
По уровню своего развития страна достигла уровня многих западноевропейских государств. В марте 2004 г. Всемирный банк признал Словению первой на бывшем постсоциалистическом пространстве Восточной Европы развитой страной.
Внешняя политика Словении
Особенностью современной истории Словении является не только высокая стабильность внутреннего положения, что делает ее привлекательной и для туристов, и для зарубежных бизнесменов, но и отсутствие серьезных колебаний во внешней политике. С самого начала внешний курс был сориентирован на тесное сотрудничество с Западом. Усилия Любляны по обретению суверенитета были активно поддержаны государствами Европейского сообщества. Страна без проволочек была принята в ООН, а также в ряд других международных организаций, в том числе и региональных. Так, она присоединилась к Центральноевропейскому соглашению о свободной торговле (ЦЕССТ), Центральноевропейской инициативе (ЦЕИ), Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы и др.
После обретения независимости словенские власти в числе первых на постсоциалистическом пространстве взяли курс на интеграцию в общеевропейские институты. Достичь этой цели было не так и просто из-за позиции Италии, блокировавшей заключение соглашения об ассоциации Словении с Европейским союзом. Причиной этого были неурегулированная проблема компенсации за собственность, оставленную 350 тыс. итальянцами, вынужденными в послевоенные годы под давлением режима Тито покинуть Истрию и Далмацию и эмигрировать в Италию. Эту проблему с помощью Брюсселя удалось урегулировать только в 1996 г. В 2004 г. Словения первой из республик бывшей Югославии вступила в НАТО и Европейский союз.
Но при этом, в отличие от некоторых других славянских государств, она понимает потенциальную опасность потери своей культурной самобытности. Весьма показательно, что именно Словения стала инициатором создания Форума славянских культур, учредительная конференция которого состоялась в 2004 г. Участниками этого Форума стали 10 славянских стран: Белоруссия, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Польша, Россия, Сербия и Черногория, Словения, Хорватия, Украина. Словакия и Чехия имеют статус наблюдателя.


ХОРВАТИЯ
Борьба за границы

В Хорватии первые многопартийные выборы прошли в два тура в апреле и мае 1990 г. Находившиеся у власти коммунисты их проиграли. Убедительную победу одержала радикально настроенная национальная партия Хорватское демократическое содружество (ХДС). Она получила абсолютное большинство мест в парламенте. Лидер этой партии Франьо Туджман (1922-1999) и был избран председателем Президиума Хорватии.
Ф. Туджман ― участник партизанского движения в годы Второй мировой войны, комиссар партизанской бригады. После войны стал самым молодым генералом в Югославской народной армии. После отставки в 1961 г. занимался историей, принимал участие в движении хорватов за расширение прав национальных республик в 1971 г. В связи с этим был исключен из КПЮ. Дважды отбывал тюремное заключение. В большую политику вернулся в 1989 г., основатель партии Хорватское демократическое содружество.
Предвыборная программа ХДС включала требование независимости республики. При этом не предусматривалось предоставление каких-либо прав и тем более автономии сербскому меньшинству, составлявшему около 11 % из 4,5-миллионного населения республики.
В конце 1990 г. была принята новая конституция Хорватии (т.н. «рождественская»), которая провозгласила ее унитарным «национальным государством хорватского народа» (до этого республика определялась как государство хорватского и сербского народов). Согласно основному закону в Республике Хорватия (РХ) вводилась сильная президентская власть. Президент избирался всеобщим голосованием сроком на пять лет, не более чем на два срока. Он был наделен полномочиями определять дату проведения парламентских выборов и референдумов, назначать и отправлять в отставку премьер-министра, а по предложению последнего - его заместителей и членов правительства, распускать парламент.
Высшая законодательная власть принадлежала сабору, состоявшему из палаты представителей (от 100 до 160 депутатов) и менее влиятельной палаты жупаний, то есть областей (68 депутатов до 2000 г., затем их число было сокращено до 65). Депутаты палаты представителей избирались на основе всеобщего и равного избирательного права путем прямых выборов при тайном голосовании, для представителей национальных меньшинств выделялось 5 мест, при этом адресно полагалось по одному депутату сербского, итальянского и венгерского меньшинств. Чешское и словацкое меньшинства выбирали одного общего представителя, также делали австрийское, немецкое, русинское, украинское и еврейское население Хорватии. Состав палаты жупаний определялся в ходе всеобщего голосования в каждой области.
После принятия основного закона Хорватии ее руководители некоторое время воздерживались от разрыва с федерацией, но активно вели подготовку к этому шагу. В частности, ими было закуплено в Венгрии несколько десятков тысяч автоматов для организуемых вооруженных формирований. Это до крайности накалило отношения между хорватской и сербской общинами. С марта 1991 г. между хорватскими военными формированиями и сербскими ополченцами, которых поддерживали добровольцы из Сербии, начались столкновения, в том числе и вооруженные.
19 мая 1991 г. в Хорватии был проведен референдум по вопросу об отделении от Югославии. Более 90% его участников высказалось за самостоятельное государство. Сербское население Хорватии референдум бойкотировало. 25 июня 1991 г. парламент принял декларацию о провозглашении суверенитета и независимости Хорватской Республики. В январе 1992 г. Хорватию под сильным нажимом Германии признали страны Европейского сообщества.
Федеральные власти попытались пресечь сепаратистские действия хорватского руководства (парадоксальность ситуации заключалась в том, что в это время именно представители Хорватии занимали посты премьера и президента СФРЮ). Югославской народной армии был отдан приказ восстановить в республике конституционный порядок. Подразделения ЮНА быстро овладели районами Хорватии с компактным проживанием сербов (Краина, Восточная и Западная Славония) и остановились в 40 км от Загреба. Хорватское руководство вначале согласилось приостановить действие декларации о независимости, что позволило ему выиграть время, необходимое для создания собственных вооруженных сил. 8 октября хорватский парламент принял окончательное решение о выходе из состава Югославии. В ответ на это 19 декабря 1991 г. сербы в Хорватии провозгласили создание собственного государственного образования - Республики Сербская Краина (РСК), в которой сохранялось действие конституции Югославии. В РСК сложилась однопартийная система власти, исполнительную власть и парламент возглавляла Сербская демократическая партия.
Межэтническая гражданская война в Хорватии прошла несколько стадий. С марта по август 1991 г. происходили вооруженные столкновения между военизированными формированиями хорватов и краинских сербов. Затем в войну вступили регулярные войска Хорватии и ЮНА. Этот период характеризовался большими разрушениями и жертвами, особенно среди мирного населения. Он закончился 20 ноября 1991 г. взятием сербами города Вуковара в Восточной Славонии. После заключения под международным давлением соглашения о прекращении огня между армией РХ и ЮНА в марте 1992 г. в Хорватию были введены миротворческие силы ООН. Длившееся до мая 1995 г. затишье на фронте было использовано хорватской стороной для накопления сил и активной обработки мирового общественного мнения в благожелательном для себя духе.
В период затишья международными посредниками был разработан специальный план «Загреб-4» («З-4»), предусматривавший предоставление автономии части территорий с сербским населением. Однако обе стороны были настроены непримиримо и этот план отвергли. В мае и августе 1995 г. хорватская армия, не обращая внимания на присутствие международных миротворческих сил, провела две масштабные операции против хорватских сербов, приведших к фактической ликвидации Республики Сербская Краина. Сотни сербов были убиты, десятки тысяч бежали в сербскую часть Боснии и далее ― в Сербию. «Реинтеграция» в состав Хорватии последней сербской территории в Восточной Славонии было делом времени. Об этом было заключено в Эрдуте специальное соглашение между Хорватией и сербскими властями Восточной Славонии.
Война, названная в Хорватии «отечественной», унесла жизни более 30 тыс. человек. Материальный ущерб от военных действий оценивался в 18,7 млрд долларов. Внешний долг Хорватии превысил за это время более 10 млрд долларов, безработица достигла уровня 20%. Война полностью перекроила этническую карту Хорватии, ее покинуло около 280 тыс. сербов. Фактически эта бывшая югославская республика стала моноэтническим государством, в котором сербов осталось не более 4%.
Становление парламентского режима
В годы войны в Хорватии сложился режим личной власти Ф. Туджмана, а правящее Хорватское демократическое содружество полностью слилось с органами государственного управления. Такое положение сохранялось и в первые послевоенные годы. В 1997 г. Ф. Туджман, ставший харизматическим лидером, в третий раз (повторно в независимой Хорватии) был избран президентом страны. Применявшиеся им авторитарные методы правления, а также склонность к национализму не прибавляли Хорватии авторитета на международной арене, вызывали постепенно недовольство в обществе и самой правящей партии. В 1994 г. в Хорватском демократическом содружестве произошел первый раскол.
Одновременно интеграционные процессы наблюдались в лагере оппозиции. В 1998 г. было заключено коалиционное соглашение между Социал-демократической партией Хорватии и Хорватской социально-либеральной партией, к которому присоединились и некоторые региональные партии. Целью коалиции была победа на парламентских выборах осенью 1999 г. Но в связи с тяжелой болезнью президента Ф. Туджмана они были перенесены на январь 2000 г.
Заметные изменения в политической жизни Хорватии начались только после смерти Ф. Туджмана в декабре 1999 г. Кончина бессменного лидера оказалась для ХДС тяжелым ударом, его поддержка избирателями существенно сократилась. На парламентских выборах 2000 г. победила оппозиционная коалиция, обойдя ХДС почти на 17% мандатов. В состав коалиционного правительства большинства вошли 5 партий, что обеспечило ему поддержку 90 из 151 депутата сабора. Его возглавил лидер социал-демократов Ивица Рачан. Президентские выборы выиграл Стипе Месич, в свое время последний президент СФРЮ и до 1994 г. один из лидеров Хорватского демократического содружества. К моменту выборов он с ним разорвал и возглавлял небольшую Хорватскую народную партию.
Основное внимание коалиционное правительство обратило на проведение необходимых реформ в экономике, чтобы окончательно придать ей рыночный характер, а также в политике. Целью политических преобразований стала замена президентской системы правления парламентской. Парламентом были подготовлены и приняты в ноябре 2000 г. многочисленные поправки к конституции 1990 г., существенно ограничивавшие права президента в пользу палаты депутатов. К числу его прямых полномочий теперь относятся объявление выборов в парламент и созыв его первого заседания, поручение миссии формирования правительства лицу, пользующемуся необходимой поддержкой сабора, помилование осужденных и награждение государственными знаками отличия. Вместе с правительством он участвует в определении направлений и проведении внешней политики, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, по решению парламента объявляет войну и заключает мир. Президент обладает ограниченным правом роспуска парламента в случае вынесения им вотума недоверия или неспособности в течение 120 дней утвердить государственный бюджет. В марте 2001 г. была упразднена палата жупаний. Представительство от национальных меньшинств в саборе было увеличено с 5 до 9 человек.
На парламентских выборах в ноябре 2003 г. вновь победило Хорватское демократическое содружество, которое к этому времени претерпело заметную эволюцию и отошло от прежних радикальных позиций в национальном вопросе. Правительство сформировал лидер ХДС Иво Санадер. В январе 2005 г. в Хорватии прошли очередные, уже четвертые в независимом государстве, президентские выборы. Во втором туре победу вновь одержал 70-летний С. Месич.
Экономическое развитие Хорватии
Движение в направлении парламентской республики и развития демократических институтов положительно сказалось на инвестиционном климате Хорватии и привело к повышению интереса западных компаний к инвестициям в ее экономику. По-прежнему большой популярностью, особенно в Германии и России, пользуются хорватские курорты. Международный туризм – одна из наиболее прибыльных отраслей хорватской экономики. Страна переживает период экономического роста, постепенно повышается благосостояние граждан.
Внешняя политика Хорватии
Как и большинство стран региона, хорватское руководство уже в период борьбы за независимость стало однозначно ориентироваться на государства Запада и США. Особую роль в международно-правовом признании Хорватии сыграла Германия, в нарушение норм международного права признавшая ее независимость в декабре 1991 г. В начале 1992 г. это сделали и другие государства ЕС. Война, многочисленные преступления против гражданского населения, совершенные хорватскими военными, несколько охладили эти отношения. На похороны Туджмана в декабре 1999 г. не приехал ни один из лидеров стран Евросоюза. С приходом к власти правительства И. Рачана курс на вступление Хорватии в общеевропейские институты был заметно облегчен. В 2000 г. она стала членом натовской программы «Партнерство ради мира», являющейся своеобразным «подготовительным классом» для вступления в НАТО. В 2005 г. Загребу разрешили начать переговоры о вступлении в Европейский союз. Хорватия присоединилась к Центральноевропейской инициативе, Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы, является членом ООН, ОБСЕ и ряда других международных организаций. В последнее время ее руководителями уделяется много внимания налаживанию добрососедских отношений с соседними государствами, в том числе с Сербией.


БОСНИЯ И ГЕРЦОГОВИНА
В огне межнациональной войны

Босния и Герцеговина (БиГ) являлась единственной республикой в СФРЮ, созданной по географическому, а не этническому принципу. К 1991 г. мусульманское население республики (с середины 90-х годов их стали называть боснийцами или бошняками) составляло около 44%; сербское ― 32% и хорватское ― 17%.
Первые многопартийные выборы в Боснии и Герцеговине прошли в ноябре 1990 г. На них победила хрупкая коалиция оппозиционных национальных партий – представлявшая боснийских мусульман Партия демократического действия (ПДД), Сербская демократическая партия (СДП) и Хорватское демократическое содружество (ХДС). После выборов лидеры этих партий сформировали правительство во главе с хорватом Юре Пеливаном. Парламент возглавил серб Момчило Краишник. Председателем Президиума Боснии и Герцеговины стал лидер боснийских мусульман Алия Изетбегович (1925-2003). В отличие от других лидеров государств и государственных образований, возникших на территории бывшей Югославии, он никогда не был членом КПЮ или СКЮ. Более того, за сотрудничество с немецкими оккупантами Изетбегович после войны был приговорен к тюремному заключению. Во второй раз его осудили в 1983 г. за сочинение «Исламской декларации», призывавшей к созданию в Боснии исламского государства.
Однако коалиция трех партий основных национальных общин Боснии распалась уже в начале 1991 г., в том числе и из-за начавшейся войны в соседней Хорватии. В октябре 1991 г. мусульманские депутаты республиканского парламента обвинили югославские власти в развале федерации и провозгласили независимость Боснии и Герцеговины. Сербские депутаты в знак протеста покинули парламент и созвали «скупщину сербского народа в БиГ». В ноябре в сербских общинах Боснии был проведен плебисцит. Абсолютное большинство его участников (92%) высказались за сохранение обновленного югославского государства. 9 января 1992 г. боснийские сербы провозгласили создание собственного государственного образования ― Республики Сербской (РС). Ее президентом был избран врач-психиатр и поэт Радован Караджич.
Мусульманские и хорватские депутаты скупщины БиГ также приняли решение провести референдум, но уже с вопросом о суверенитете и независимости Боснии. В голосовании, проходившем 29 февраля и 1 марта 1992 г., участвовало 63,4% избирателей. Более 60% из них высказались за суверенную Боснию и Герцеговину. Боснийские сербы референдум бойкотировали. Сразу же после подсчета голосов руководство Боснии и Герцеговины во главе с А. Изетбеговичем фактически провозгласило независимость этой республики и обратилось к Европейскому сообществу с просьбой о ее признании.
В феврале 1992 г. на конференции под патронатом Европейского сообщества в Лиссабоне лидеры всех трех боснийских общин начали переговоры, завершившиеся 18 марта 1992 г. подписанием «Основных принципов конституционного устройства БиГ». Предполагалось, что Босния останется единым государством с тремя административными единицами, созданными по национальному признаку. Однако 6 апреля 1992 г. последовало неожиданное признание странами ЕС Боснии и Герцеговины как по сути унитарного государства под управлением мусульман. Этот акт перечеркнул все планы политического урегулирования назревающего межэтнического конфликта.
Представители боснийских мусульман, решив главную для себя задачу, покинули Лиссабонскую конференцию. Это делало вооруженный межнациональный конфликт неизбежным. Уже с начала марта 1992 г. происходили спорадические вооруженные стычки на национальной почве в местах смешанного проживания мусульман, сербов и хорватов. Кроме того, мусульманские военизированные формирования начали блокировать дислоцированные в Боснии гарнизоны Югославской народной армии, нападать на военные колонны, покидавшие республику. В апреле военные действия охватили всю территорию Боснии и Герцеговины.
В начале июля 1992 г. хорватское население республики (концентрировавшееся главным образом в Западной Герцеговине) также провозгласило создание своего государственного образования – Хорватской республики Герцег-Босна. Ее президентом стал лидер хорватской общины Крешимир Зубак.
Боевые действия в Боснии и Герцеговине велись между боснийскими сербами и мусульманами, боснийскими хорватами и мусульманами, боснийскими сербами и хорватами (в меньшей степени) и даже между различными группировками боснийских мусульман. Отношение всех сторон к противнику и мирному инонациональному населению отличалось крайней жестокостью. В мае 1992 г. правительство Югославии под давлением Запада вывело из БиГ все подразделения ЮНА. С этого времени прямая военная помощь боснийским сербам Югославией официально не оказывалась. Тем не менее, 30 мая 1992 г. в наказание за участие ЮНА в военных действиях в Боснии и Герцеговине против сербов были введены международные экономические и политические санкции.
Первый период боснийской войны, пришедшийся на 1992-1993 гг., характеризовался крупномасштабными боевыми действиями. Чересполосный характер проживания национальных общин БиГ привел к тому, что главным в военных планах их руководителей стало соединение национальных районов и насильственное изгнание с контролируемых территорий представителей других национальностей. Международная общественность назвала подобные действия «этническими чистками». Успех сопутствовал боснийским сербам, довольно успешно решавшим свои задачи. Они смогли установить контроль над 70% территории, связанной между собой узким, пятикилометровым Посавинским коридором (в долине реки Сава на севере Боснии, в районе города Брчко). Сумела не только сохранить, но даже расширить свои довоенные позиции и хорватская община.
Больше всех возникшим территориальным размежеванием были недовольны боснийские мусульмане, выступавшие за превращение Боснии в унитарное государство. И если формально доминирование мусульман в Боснии соблюдалось (международное сообщество в качестве центральных признавало органы власти, созданные мусульманами), то на практике все выглядело по-иному. После периода крупномасштабных военных действий боснийские мусульмане контролировали лишь 1/5 территории Боснии и Герцеговины. Кроме того, на западе Боснии возникла не подчинявшаяся Сараево область боснийских мусульман во главе с Фикретом Абдичем - так называемая «Цазинская краина».
Босния и Герцеговина первоначально не входила в мандат миротворческих сил ООН. Туда было послано лишь 100 военных наблюдателей. Затем миротворцы стали помогать в осуществлении поставок гуманитарной помощи и постепенно оказались втянутыми в войну. Боснийский конфликт оказался в центре внимания НАТО, особенно американцев. В октябре 1992 г. ВВС альянса приступили к операции по наблюдению и контролю над соблюдением режима запретов на полеты над Боснией. С июня 1993 г. началась новая операция – по принудительному выполнению режима санкций и эмбарго на поставку оружия. Для этого в Адриатическом море было сконцентрировано беспрецедентное количество военных кораблей. С начала 1994 г. вооруженные силы НАТО активизировали свои действия против боснийских сербов. 27 февраля в небе над Баня-Лукой два американских F-16 сбили 4 устаревших сербских самолета (это был первый бой НАТО за всю ее историю), а 10 и 11 апреля самолеты альянса нанесли бомбовые удары по позициям боснийских сербов около города Горажде. Боснийская война вступила в свой второй этап.
18 марта 1994 г. в Вашингтоне при непосредственном участии американцев было провозглашено создание Федерации Босния и Герцеговина, объединившей территории, контролируемые боснийскими мусульманами и хорватами, и получившей в обиходе название Мусульманско-хорватской федерации (МХФ). Вторым крупным шагом американской дипломатии стало инициирование создания международной Контактной группы по урегулированию в Боснии и Герцеговине из представителей США, Германии, Великобритании, Франции и России (позже, во время косовского конфликта, в нее вошли также представители Италии).
Контактная группа разработала очередной международный план мирного урегулирования для Боснии. Он касался территориального разграничения между Мусульманско-хорватской федерацией и Республикой Сербской. Разработчики плана исходили из необходимости предоставления 51% территории Боснии и Герцеговины мусульманам и хорватам и 49% - боснийским сербам. Однако боснийские сербы, контролировавшие на тот момент большую часть территории БиГ, фактически отклонили это предложение Контактной группы. На их решение повлияло и то, что Контактная группа не предоставила им проекта конституционного устройства будущей Боснии и Герцеговины.
В ночь на 30 августа 1995 г. началась операция «Освобожденная сила»: самолеты НАТО, взлетавшие с авиабазы в Италии и авианосцев в Адриатическом море, наносили воздушные удары по позициям боснийских сербов. Фактически самый мощный в современном мире военный блок начал войну против маленькой Республики Сербской, все население которой, включая стариков, женщин и детей, насчитывало немногим более 1 миллиона человек. Опираясь на натовскую поддержку, против боснийских сербов перешли в наступление объединенные силы мусульманско-хорватской коалиции и подразделения регулярной армии Республики Хорватии. Вскоре они смогли овладеть значительными районами на западе Боснии, а контролируемая ими территория даже превысила искомые 51 процент.
1 ноября 1995 г. на американской военной авиабазе близ города Дейтон в США начались заключительные переговоры по боснийскому урегулированию. В них принимали участие президенты Сербии С. Милошевич, Хорватии Ф. Туджман и Боснии А. Изетбегович, официальные представители стран-участниц Контактной группы, а также три сопредседателя - от США, России и ЕС. 21 ноября трехнедельные переговоры, проходившие под жестким давлением США, завершились подписанием соглашений, определившими конституционное устройство и территориальное разграничение Боснии и Герцеговины.
Согласно достигнутым договоренностям, формально единое государство делилось на два равноправных государственных образования - Республику Сербскую (49% территории) и Федерацию Босния и Герцеговина (51%). Хорватская республика Герцег-Босна была ликвидирована. Общим органом являлся строго ограниченный в своих полномочиях Президиум Боснии и Герцеговины в составе трех членов (представители сербской, боснийской и хорватской общин). Было решено, что первый состав Президиуму будет избран на два года, а последующие – на четыре. Пост председательствующего замещался по принципу ротации. Все решения Президиум принимал на основе консенсуса. Создавался также общий двухпалатный парламент, для утверждения решений которого было необходимо согласие депутатов от каждой из трех национальных общин. Кроме нескольких центральных министерств (иностранных дел, внешнеэкономических сношений, финансов, юстиции и по делам беженцев), все остальные вопросы были отнесены к ведению государственных образований. Они получали свои законодательные органы и правительства (в РС избирается еще и президент), вооруженные силы, а также право самостоятельно решать все внутренние вопросы.
Было также решено, что политический и военный лидеры боснийских сербов Р. Караджич и Ратко Младич оставят свои посты и предстанут перед Международным трибуналом по расследованию преступлений, совершенных в бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге, созданным по решению ООН в мае 1993 г.
14 декабря 1995 г. парафированные в Дейтоне мирные соглашения были подписаны в Париже. Дейтонские соглашения остановили войну, которая была самой разрушительной в Европе за последние полвека. В ней погибло более 200 тыс. человек, свыше 2 млн. сербов, боснийцев и хорватов из-за военных действий стали беженцами, многие из них покинули территорию республики. Довоенное население Боснии уменьшилось почти на миллион и в настоящее время составляет примерно 3,5 млн. (около 2,5 млн. проживает в Федерации и около миллиона в Республике Сербской). После войны и Республика Сербская, и обе национальные части мусульманско-хорватского образования стали фактически моноэтническими. В Республике Сербской представителей несербской национальности осталось не более 10%. Боснийцы на контролируемых ими землях составляли 80-85% населения, а хорваты в своей части Федерации - около 98%.
После подписания Дейтонских договоренностей в Боснию и Герцеговину был направлен 60-тысячный контингент многонациональных миротворческих сил под руководством НАТО. В него до середины 2003 г. входил и военный контингент из России. Эти международные силы несколько раз сокращались, а в конце 2004 г. руководство над ними перешло от НАТО к Евросоюзу. Политический контроль над Боснией и Герцеговиной международное сообщество осуществляет через Верховного представителя ООН. Фактически с декабря 1995 г., учитывая широкомасштабное внешнее военное и политическое присутствие, Босния и Герцеговина превратилась в международный протекторат.
Дейтоновская БиГ
В целом курс западных держав в Боснии и Герцеговине направлен на сокращение прав и полномочий Республики Сербской. Еще не просохли чернила над Дейтонскими соглашениями, как раздались требования их пересмотра и создания унитарной Боснии и Герцеговины. В 1999 г. Посавинский коридор был выведен из-под управления властей РС и передан под международный надзор. Задача постепенной ревизии Дейтонских соглашений решалась поочередно всеми Верховными представителями ООН. Дейтонские договоренности не наделяли этого представителя чрезмерными властными полномочиями. Однако уже в 1997 г. началось их последовательное увеличение, в том числе и явочным путем. Так, в 1999 г. вопреки Дейтонским соглашениям решением Верховного представителя со своего поста был смещен новый президент Республики Сербской Н. Поплашен. И это был далеко не единичный случай.
Первые послевоенные парламентские выборы в Боснии и Герцеговине состоялись в сентябре 1996 г. с участием 39 партий. Попытка Запада поддержать умеренные силы провалилась. Национальные общины Боснии отдали свои голоса тем партиям и лидерам, которые возглавляли их во время войны. В Федерации БиГ победили правящая мусульманская Партия демократического действия (54,4% голосов) и Хорватское демократическое содружество (23,4%), а в Республике Сербской - Сербская демократическая партия (54,9%). Представители этих партий получили большинство мест в выборных органах всех уровней. Членами первого Президиума Боснии были избраны лидеры победивших на выборах партий - босниец А. Изетбегович, серб М. Краишник и хорват К. Зубак. Президентом Республики Сербской была избрана Биляна Плавшич, бывшая прежде заместителем Р. Караджича. Поддержка населением Боснии партий, придерживавшихся однозначно национальных программ, сохранялась и в дальнейшем. Ее не изменил даже добровольный уход в отставку в середине 2000 г. по состоянию здоровья А.Изетбеговича.
Последние по времени выборы во все органы власти Боснии и Герцеговины состоялись в октябре 2002 г. В их преддверии Западом вновь была проделана огромная работа с тем, чтобы создать во всех национальных общинах этого государства политически умеренные силы, способные выиграть выборы. Однако избиратели вновь отдали предпочтение национально ориентированным партиям, их позиции даже усилились. В Республике Сербской на всех уровнях лидировала Сербская демократическая партия. Ее кандидат, бывший президент Республики Сербской Мирко Шарович, вошел в Президиум БиГ от сербской общины, а новым президентом РС был избран бывший вице-президент, также кандидат от СДП Драган Чавич. В 2003 г. М. Шарович, председательствовавший тогда в Президиуме БиГ, подал в отставку под давлением Верховного представителя ООН в Боснии и Герцеговине.
В боснийской части Федерации БиГ победу одержала Партия демократического действия, которая вернулась к власти после двухлетнего перерыва. Ее представитель Сулейман Тихич занял место представителя боснийской общины в Президиуме БиГ. Наконец, в хорватской части Федерации убедительную поддержку получило Хорватское демократическое содружество. Членом Президиума БиГ от хорватов стал представитель этой партии Драган Чович.
В 2002 г. в Боснии и Герцеговине фактически была проведена конституционная реформа. В ее результате Республика Сербская перестала быть только сербским образованием, теперь она считается «образованием сербов, боснийцев, хорватов и других народов». Населению РС запретили проведение референдумов, в том числе и по вопросу о самоопределении. У президента РС и спикера парламента появились заместители – босниец и хорват, в правительстве РС было зарезервировано 5 мест для боснийцев и 3 места для хорватов.
Той же цели ограничения автономных прав РС послужили военная и полицейская реформы. Под угрозой ликвидации Республики Сербской лидеров боснийских сербов заставили согласиться на общие с Федерацией БиГ армию и полицию. Наконец, 22 ноября 2005 г. представителями всех основных боснийских партий после встречи с госсекретарем США К. Райс была подписана Вашингтонская конституционная декларация о первой фазе новых конституционных изменений. Через 10 лет после их подписания Дейтонские соглашения неузнаваемо изменились.
Экономическое развитии Боснии и Герцеговины
Гражданская война нанесла серьезный ущерб экономике Боснии и Герцеговины. Около 80% предприятий легкой промышленности, которая преобладала в экономике республики, были повреждены или разрушены. Уровень безработицы достиг самых высоких показателей после Второй мировой войны, в конце 1996 г. она составила 180 тыс. человек. В том же году импорт товаров более чем в 10 раз преобладал над экспортом.
Определенные надежды на изменение экономической ситуации связывались с Дейтонскими соглашениями и отменой эмбарго против Республики Сербской. И они в существенной мере оправдались. Благодаря международной программе реконструкции БиГ получила в 1996-2000 гг. кредиты на сумму более 5 млрд долларов. Эти средства существенно облегчили процесс восстановления экономики. Удалось стабилизировать национальную финансовую систему, ввести собственную валюту и обеспечить ее конвертируемость, реструктуризировать внешний долг. Принятие закона о приватизации положило начало реструктуризации промышленности.
Однако последствия межэтнического конфликта до сих пор продолжают оказывать негативное влияние на развитие Боснии и Герцеговины, довоенный уровень развития экономики не достигнут. Во многом это объясняется тем, что на территории этой республики находилась значительная часть военной промышленности СФРЮ, спрос на продукцию которой сейчас не велик. Конверсия предприятий оборонного профиля требует значительных инвестиций, которых в государстве нет. Пока что БиГ не является привлекательной для иностранных туристов, как соседние Хорватия, Словения и Черногория.
Внешняя политика
До подписания Дейтонских соглашений каждая из боснийских национальных общин искала для себя собственных союзников. Республика Сербская – в Сербии и частично в России, мусульмане - на Западе и в мусульманском мире, хорваты – в Хорватии и на Западе. После Дейтонских соглашений говорить о единой и тем более самостоятельной внешней политики Боснии и Герцеговины по-прежнему трудно. Тем не менее, главными внешнеполитическими партнерами БиГ стали США и страны ЕС. В настоящее время государство стремится присоединиться к программе «Партнерство ради мира», а в будущем надеется стать членом и НАТО, и ЕС. В конце 2005 г. Евросоюз принял решение о начале процесса сближения этого государства с объединенной Европой.


СЕРБИЯ И ЧЕРНОГОРИЯ
Союзная Республика Югославия

В Сербии на первых выборах на многопартийной основе в 1990 г. победу одержала Социалистическая партия Сербии (СПС). Ее лидер Слободан Милошевич (1941-2006), избранный председателем Президиума Сербии, был сторонником сохранения югославской федерации, а в случае невозможности этого - объединения в одном государстве земель с преимущественно сербским населением. Как и в других республиках, конкуренцию бывшим коммунистам составили правые и центристские партии. В Сербии к их числу относились прежде всего Сербское движение обновления и Демократическая партия.
Одной из острейших проблем, вставших перед сербским руководством в условиях начавшегося процесса распада федерации, было недопущение его распространения на территорию республики в связи с набиравшими силу сепаратистскими устремлениями албанского населения Косово. В принятой в 1990 г. новой конституции Сербии были, в частности, закреплены все произведенные в предшествующие годы изменения в статусе этого края. Одновременно с Косово атрибутов государственности, полученных в 1974 г., лишалась и Воеводина, они вновь становились лишь территориальными автономиями. После этого в Косово и Метохии (так вновь стал называться автономный край Косово) произошла вспышка никогда не прекращавшегося там албанского сепаратизма. В ответ сербские власти ввели на территорию края дополнительные полицейские и воинские подразделения. Но это не привело к успокоению ситуации. Более того, в условиях фактического военного положения в Косово, лидеры албанцев, составлявших уже около 90% населения, провели несанкционированный Белградом референдум. Его участники высказались за независимость Косово от Югославии. «Подпольным» президентом края был избран литератор Ибрагим Ругова.
В отличие от других республик СФРЮ в Черногории коммунисты шли на выборы 1990 г. под старым названием – Союз коммунистов Черногории (СКЧ). Им удалось добиться весьма убедительной победы и остаться у руля руководства республики. Председателем Президиума Черногории стал лидер СКЧ Момир Булатович. Лишь спустя два года СКЧ был переименован в Демократическую партию социалистов Черногории (ДПСЧ).
В условиях распада СФРЮ руководство Черногории приняло решение о проведении референдума о дальнейшей судьбе республики. 1 марта 1992 г. черногорские избиратели в подавляющем большинстве проголосовали за то, чтобы остаться с Сербией в одном государстве. В конце апреля 1992 г. было объявлено о создании федерации Сербии и Черногории, претендовавшей на право быть правопреемницей распавшейся СФРЮ. 27 апреля скупщины этих республик приняли конституцию нового государства ― Союзной Республики Югославии (СРЮ). Население СРЮ составляло 10 867 тыс. человек, в том числе в Черногории 654 тыс., а в Сербии – 10 213 тыс. Население двух автономных сербских краев составляло 3 700 тыс. человек, из них около 2 млн проживали в Воеводине.
На состоявшихся вскоре выборах в парламент СРЮ наибольшего успеха добились социалисты С. Милошевича и Сербская радикальная партия Воислава Шешеля. Ведущие демократические оппозиционные силы - Демократическая партия и Сербское движение обновления - выборы бойкотировали. Первым президентом СРЮ союзная скупщина избрала известного писателя Добрицу Чосича, премьер-министром стал американский бизнесмен сербского происхождения Милан Панич. Однако реальная власть в стране принадлежала президенту Сербии С. Милошевичу. Вскоре по его настоянию Д. Чосич был отстранен от должности. Новым президентом СРЮ стал послушный Милошевичу социалист Зоран Лилич.
Становление нового государства проходило с большим трудом, прежде всего из-за введенного против него в мае 1992 г. режима международных санкций. Они предусматривали запрет на торговлю, включая нефть и нефтепродукты, замораживание научно-технического сотрудничества и культурных обменов, сокращение штатов посольских и консульских представительств Югославии за рубежом, запрет на участие в международных спортивных состязаниях, блокирование воздушного сообщения и замораживание югославских авуаров в зарубежных банках. Вскоре было приостановлено членство СРЮ в ООН и других международных организациях. В 1993 г. в стране началась гиперинфляция. С ней удалось справиться только в 1994 г.
Давление Запада и обрушившиеся на страну экономические трудности грозили превращением СРЮ в страну-изгоя. Милошевич стал постепенно отходить от прежней безоговорочной поддержки борьбы хорватских и боснийских сербов за их право на самоопределение вплоть до присоединения к Сербии. Поводом для решительного разрыва между ними стал отказ лидеров боснийских сербов от предложенного Контактной группой плана урегулирования межнационального конфликта. Белград не только прервал все связи с Республикой Сербской, но и присоединился к ее экономической блокаде. Руководителям боснийских сербов был запрещен въезд в Югославию.
На переговорах в Дейтоне в 1995 г. позиция С. Милошевича по вопросам урегулирования конфликта нередко не совпадала с мнением представителей боснийских сербов. Это ухудшило позицию Республики Сербской, но позволило разрядить обстановку вокруг Союзной Республики Югославия. В частности, с нее были сняты санкции. Но западные и особенно американские политики и СМИ по-прежнему относились к Милошевичу с подозрением, в том числе и из-за его достаточно независимой политики.
В 1997 г. произошли некоторые кадровые перестановки в руководящих эшелонах СРЮ. Главой союзного государства стал сам С. Милошевич, который не мог больше баллотироваться в президенты Сербии. Президентом Сербии в конечном счете был избран социалист Милан Милутинович. На практике Милошевич сохранил за собой ведущие позиции и в союзном, и в сербском руководстве.
В Черногории в 90-е гг. ведущие позиции занимала Демократическая партия социалистов. Президентом республики был лидер этой партии М. Булатович. Ситуация изменилась в 1997 г., когда на главную роль в республике стал претендовать глава правительства Мило Джуканович. Борьба президента и премьера привела к расколу правящей партии: прежнее название – Демократическая партия социалистов – осталось за М. Джукановичем, сторонники М. Булатовича взяли себе новое – Социалистическая народная партия.
Президентские выборы в октябре 1997 г. раскололи черногорское общество. После первого тура М. Булатович опережал своего соперника на 2,3 тыс. голосов. Во втором туре с минимальным перевесом победил М. Джуканович. Союзные власти и Булатович (ставший в 1998 г. премьером правительства СРЮ) победу Джукановича не признали. В ответ новое руководство Черногории под предлогом того, что режим Милошевича тормозит необходимые реформы, повело политику, по существу направленную на выход республики из СРЮ. В качестве первого шага была введена в обращение «собственная» валюта ― немецкая марка.
Косовский кризис и агрессия НАТО
С 1998 г. стал резко набирать обороты конфликт в Косово и Метохии. Относительно умеренные албанские политики во главе с И. Руговой были оттеснены от руководства албанской общиной лидерами так называемой Освободительной армии Косово (ОАК) во главе с полевым командиром Хашимом Тачи. ОАК, стремясь во что бы то ни стало добиться независимости Косово, фактически подняла вооруженный мятеж против центральной власти. Она активно использовала тактику партизанской борьбы, втягивала в свои действия и гражданское население.
Как в свое время хорваты и боснийские мусульмане, албанские сепаратисты сумели привлечь на свою сторону большую часть мирового общественного мнения. Ответные действия сербской полиции и спецназа, пытавшихся восстановить конституционный порядок в крае и защитить сербское население от преследований со стороны албанцев, расценивались на Западе как неоправданно жестокие и стали поводом для оказания нового давления на СРЮ. В октябре 1998 г. Белград после долгих переговоров был вынужден согласиться на патрулирование воздушного пространства над Косово натовскими самолетами-разведчиками, размещение в крае 2 тыс. наблюдателей ОБСЕ и вывод из него сербского спецназа. Эти решения не привели к стабилизации обстановки, а только облегчили и активизировали действия сепаратистов.
Поиску выхода из углубляющегося конфликта были посвящены навязанные Белграду переговоры с представителями косовских албанцев, начавшиеся в феврале 1999 г. во Франции в замке Рамбуйе под эгидой Контактной группы. Переговоры закончились безрезультатно, так как югославская сторона решительно возражала против ввода в Косово войск НАТО. Аналогичным образом завершился и второй тур переговоров в марте 1999 г.
Тем временем ситуация в Косово продолжала накаляться. В ответ на боевые действия косовских албанцев в край был введен 40-тысячный сербский воинский контингент. Военнослужащие совместно с полицией приступили к ликвидации баз ОАК. В ходе акции по умиротворению края были неизбежные в условиях борьбы с нерегулярными вооруженными формированиями жертвы среди мирного населения. Многие албанские семьи покинули край и перебрались в Албанию и Македонию, где были развернуты специальные лагеря беженцев, бежали в Италию. Не дожидаясь формального окончания переговоров в Рамбуйе, страны НАТО, прежде всего США приступили к подготовке ракетно-бомбовых ударов по территории Союзной Республики Югославия.
Агрессия НАТО против СРЮ под кодовым названием «Союзническая сила» началась 24 марта 1999 г. и продолжалась 98 дней. Ударам с воздуха подвергалась вся территория страны, включая Белград и другие крупные города. Были разрушены многие предприятия, линии электропередач, больницы, мосты и др. объекты военного и гражданского назначения. Пострадало даже посольство Китая в Белграде. Погибло более 2 тыс. югославских граждан, в том числе стариков и детей, а общий ущерб от бомбардировок и ракетных обстрелов, по некоторым данным, составил около 100 млрд. долларов. Не будучи в состоянии противостоять агрессии самой сильной военной группировки современности, руководство СРЮ было вынуждено вывести свои войска из Косово и дать согласие на ввод туда около 50 тыс. военнослужащих многонациональных международных сил, по преимуществу укомплектованных военнослужащими государств-членов НАТО. В состав этих сил до июля 2003 г. входил и российский контингент.
В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1244, Косово фактически оказалось под протекторатом международных вооруженных сил, прежде всего войск НАТО, а также гражданской миссии ООН в Косово. Вновь, как и в случае с Республикой Сербской в составе БиГ, проявился односторонний подход мирового сообщества к сербам. Если от Белграда требовали безусловного выполнения всех постановлений резолюции СБ ООН, то албанские боевики до конца так и не были разоружены. ОАК лишь была переименована в Косовский защитный корпус. В результате в Косово имелись многочисленные случаи насилий, бесчинств, убийства мирных жителей, поджогов и грабежей имущества неалбанского населения, разрушению подверглись культурно-исторические памятники сербского народа. Более 220 тыс. жителей неалбанского происхождения, в большинстве своем сербы, были вынуждены покинуть край.
Падение режима С. Милошевича
В июле 2000 г. парламент СРЮ принял ряд поправок к конституции страны, в частности, изменил порядок избрания президента страны. Теперь он должен был избираться не парламентом, а в ходе всенародного голосования. Эти поправки к конституции открывали С. Милошевичу путь к переизбранию на пост президента Югославии, а также резко ослабляли позиции маленькой Черногории по сравнению с Сербией.
Очередные президентские и парламентские выборы в СРЮ состоялись в сентябре 2000 г. Главными конкурентами были Сербская социалистическая партия С. Милошевича и Демократическая оппозиция Сербии (ДОС), объединение 18 партий различной направленности, выдвинувшее своим кандидатом в президенты лидера Демократической партии Сербии Воислава Коштуницу. В знак протеста против изменения конституции Черногория выборы бойкотировала.
Итоги выборов оказались сенсационными. Демократическая оппозиция Сербии обогнала правящий блок на выборах в парламент СРЮ. Относительно результатов президентских выборов было объявлено, что лидирующий в них Коштуница не набрал 50% голосов избирателей, в связи с чем необходим второй тур. Оппозиция немедленно заявила о фальсификации выборов. 5 октября 2000 г. начались массовые выступления в Белграде и других городах, называемые иногда «октябрьской революцией». Они закончились отстранением С.Милошевича от власти. Последовало также заявление Центризбиркома, что В. Коштуница победил уже в первом туре, набрав 50,24% голосов против 37,15% поданных за С. Милошевича. 7 октября 2000 г. В. Коштуница был назван президентом СРЮ.
События 5 октября 2000 г. имели двойственный характер. С одной стороны, они завершили этап «бархатных революций» 1989 года, приведших к смене коммунистических режимов в Восточной Европе. С другой – положили начало череде электоральных «цветных революций». По сербскому сценарию вскоре произошла смена власти в Грузии и на Украине.
В конце декабря 2000 г. состоялись выборы в парламент Сербии. Они принесли безоговорочную победу объединенной оппозиции. Премьер-министром Сербии был назначен теневой лидер ДОС и председатель Демократической партии Зоран Джинджич.
В июне 2001 г. правительство Сербии вопреки сербскому законодательству выдало Гаагскому трибуналу по бывшей Югославии арестованного ранее С. Милошевича (В 2006 г. С. Милошевич, которому трибунал отказал в просьбе о выезде в Москву на лечение, умер в тюрьме). За его «голову» СРЮ было обещано более 1 млрд долларов финансовой помощи. Выдача недавнего лидера союзного государства не получила единодушной поддержки в стране. Более того, этот шаг правительства спровоцировал внутренний кризис. О несогласии с ним заявил, в частности, глава государства В. Коштуница, а возглавляемая им Демократическая партия Сербии вышла из парламентской фракции ДОС. Этот конфликт был отражением имевшего место соперничества за единоличное лидерство между В. Коштуницей и З. Джинджичем. В конечном счете, оно привело к выходу министров от Демократической партии Сербии из сербского правительства, а самой этой партии – из ДОС.
Государственное объединение Сербия и Черногория
Одним последствием агрессии НАТО против СРЮ стало усиление сепаратизма черногорского руководства. На политику М. Джукановича не повлияла «октябрьская революция» в Белграде в 2000 г. и приход к власти в СРЮ и Сербии демократической оппозиции. В ноябре 2002 г. М. Джуканович подал в отставку с поста президента Черногории и возглавил правительство. Президентом Черногории в мае 2003 г. был избран соратник Джукановича, председатель парламента Филип Вуянович. Оппозиция своего кандидата на этих выборах не выдвигала.
 

Hetzer

Активный участник
Сообщения
2.626
Адрес
Украина
Lavrenty написал(а):
Эта федерация/конфедерация (по конституции 1970-х гг. было уже толком непонятно что это) была обречена. Народы ее составлявшие, во-первых, не имели общего исторического прошлого, во-вторых, всегда относились друг к другу с глубокой враждебностью, в-третьих, их не связывал вместе какой-либо серьезный общий интерес. Держать эту миниимперию под контролем могли только политики типа короля Александра или Тито. Но их власть не могла длиться бесконечно.
Но по моему мению если бы не Германия, США, Нато процес развала мог бы быть более мирным.
Одного понять не могу почему руководство Ю. вело себя так не решительно с сепаратистами?
Из выше написаного можно сделать вывод, что больше всего пострадали в ходе развала Югославии сербы.
 
J

Jordan

Guest
Но по моему мению если бы не Германия, США, Нато процес развала мог бы быть более мирным.

Ну для тебя еще бы!
Там влюбом случай все войной закончилс бы. Война был неизбежна.

Из выше написаного можно сделать вывод, что больше всего пострадали в ходе развала Югославии сербы

Немного про больше всех пострадали сербов :спецално на руском языке http://kontury.info/news/2008-07-22-169

Осада Сараево, проводившаяся Югославской Народной Армией и силами самопровозглашенной на территории Боснии и Герцеговины Республики Сербской с 5 апреля 1992 по 29 февраля 1996 года, стала самой продолжительной осадой в истории современных войн и центральным эпизодом Боснийской войны, которую сербы вели против малочисленных и плохо вооруженных сил правительства бывшей югославской республики Босния и Герцеговина. Целью этой войны было уничтожение государства Босния и Герцеговина и создание на его территории Республики Сербской как части Великой Сербии.

В ходе осады Сараево, которую многие в то время сравнивали с осадой Ленинграда гитлеровской армией, город был едва ли не полностью разрушен сербской артиллерией. Погибло свыше 12 тысяч жителей города, около 50 тысяч было ранено. Более 85 процентов жертв составили мирные жители.
 

Lavrenty

Активный участник
Сообщения
6.325
Адрес
Москва
Hetzer написал(а):
Но по моему мению если бы не Германия, США, Нато процес развала мог бы быть более мирным.
Одного понять не могу почему руководство Ю. вело себя так не решительно с сепаратистами?
Из выше написаного можно сделать вывод, что больше всего пострадали в ходе развала Югославии сербы.

Я думаю, что сербы стали источником раздражения для всего "цивилизованного" мира по нескольким причинам: внешне именно они выглядели поджигателями войны, поскольку стремились сохранить то, что сохранить было нельзя. В глазах европейского обывателя все было просто: разделите федерацию на несколько моноэтничных государств и проблема будет решена сама собой. Для сербов же (которые парадоксальным образом не являлись этническим большинством даже в собственной республике) такой сценарий был заведомо неприемлем. Народ, некогда создавший Югославию, оказывался героем сказки про "заюшкину избушку", поскольку даже в Сербии сербам требовалось "потесниться". Естественно, именно они первыми схватились за оружие, естественно, именно они казались "западу" наиболее упрямыми и непримиримыми, естественно, именно они вызывали наибольшее раздражение, как главный мотор всем надоевшей войны.

Добавлено спустя 6 минут 22 секунды:

Теперь по поводу "нерешительности". У правительства Югославии банально не было средств, чтобы вести себя решительно. Конституцией 1974 г. Тито, по-сути, превратил страну в конфедерацию. Налоги оседали в республиках. Общегосударственного бюджета де-факто не существовало. Общегосударственные армия и полиция также были слабы. А ресурсов одной Сербии (которая сама сидела на двух пороховых бочках в виде несербского населения Косово и Воеводины) никак не могло хватить на то, чтобы силой удержать федерацию от распада.
 

Protector

Активный участник
Сообщения
1.385
Адрес
Дикое поле, Шарукань
Lavrenty написал(а):
А кто был этот сильный лидер?! Тито - хорват!
И шо? Сталин - грузин например и ему это не мешало.
Hetzer написал(а):
почему руководство Ю. вело себя так не решительно с сепаратистами?
О каких сепаратистах идет речь?
 

Lavrenty

Активный участник
Сообщения
6.325
Адрес
Москва
Protector написал(а):
И шо? Сталин - грузин например и ему это не мешало.

Удельный вес Хорватии в Югославии был неизмеримо выше, чем удельный вес Грузии в составе СССР. Грузия к своему членству в составе союзного государства относилась гораздо спокойнее, чем Хорватия к своему нахождению в составе Югославии.
 

Protector

Активный участник
Сообщения
1.385
Адрес
Дикое поле, Шарукань
Hetzer написал(а):
Да о всех которые были - словенцы , хорваты и т.д.
И против них нерешительно? Война - это нерешительное средство?
Lavrenty написал(а):
Удельный вес Хорватии в Югославии был неизмеримо выше, чем удельный вес Грузии в составе СССР. Грузия к своему членству в составе союзного государства относилась гораздо спокойнее, чем Хорватия к своему нахождению в составе Югославии.
Это вы к чему?
 

Lavrenty

Активный участник
Сообщения
6.325
Адрес
Москва
Protector написал(а):

Это я к тому, что хорваты могли терпеть Югославию только до тех пор, пока ей руководит хорват Тито. Серб в качестве общегосударственного лидера, со времен Александра Карагеоргиевича, для них фигура неприемлемая.
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
41.833
Адрес
Москва
Lavrenty написал(а):
Это я к тому, что хорваты могли терпеть Югославию только до тех пор, пока ей руководит хорват Тито.
Мало кто так нагибал хорватов, как Тито. Особенно под лозунгом их участия в ВОВ на стороне Гитлера.
 

Lavrenty

Активный участник
Сообщения
6.325
Адрес
Москва
студент написал(а):
Мало кто так нагибал хорватов, как Тито. Особенно под лозунгом их участия в ВОВ на стороне Гитлера.

Бывших четников гнули не меньше, чем бывшех усташей А. Павелича.
 

Protector

Активный участник
Сообщения
1.385
Адрес
Дикое поле, Шарукань
Lavrenty написал(а):
Это я к тому, что хорваты могли терпеть Югославию только до тех пор, пока ей руководит хорват Тито. Серб в качестве общегосударственного лидера, со времен Александра Карагеоргиевича, для них фигура неприемлемая.
По-моему определяющий фактор - талант правителя, а не его национальность. :think:
 
Сверху