Ринат
Военный лётчик
- Сообщения
- 8.466
- Адрес
- Санкт-Петербург
Этот рассказ не про авиацию и полеты.
Это рассказ об охоте на гуся, в далеких от Питера Кировских угодьях.
И так, читаем:
Казалось бы, зачем ездить за тридевять земель, когда есть охота на гуся дома, и не хуже, чем там?
Но охотничья голова ногам покоя не дает, и понесло нас с Андреем и Николаем за тридевять земель и 1400 км., в Кировскую губернию, Яранский уезд, лаптем щи хлебать, гусиные чучела ставить, в манки дудеть, из ружей стрелять.
И чтобы было что вспомнить, и кого поминать лихом, понесла нас нелегкая не простой Вологодской дорогой (оно ж понятно, нормальные герои всегда идут в обход), а понесло нас по Московскому тракту, где через каждые десять км. надо держать в деревнях скорость 60 км/час. А потом великий и могучий врун-балбес по имени Гугл занес нас на Костромскую не то, чтобы дорогу, а на хрен знает что.
И эта, «не то, чтобы дорога» простиралась до самой Кировской области на четыреста километров. Отбивая на кочках свои седалищные мозоли, мы от души вспоминали и Платона, и Ротенберга вместе с их мамами, мамами их мам, и всех вороватых чиновников Российской «недороги». Это творение рук человеческих при хорошей фантазии, можно было даже назвать шоссе, и мы-даже слышали об ней ужасное, но все равно попали на нее, ведомые великим блудилой Гуглом, мать его ети.
Это сама Кострома:
В общем дорога представляла собой направление, состоящее из сплошной асфальтовой заплатки и выбоин, состоящих из тех же заплаток. Езда по такой "дороге" незабываема. Жестокая тряска выносила весь наш воинственный дух, напрочь.
Выход был один, убраться с этой трясучки куда угодно. А пока великий блудила Гугл искал нам обходные пути, Андрей вспомнил формулу: «Больше скорость - меньше кочек» и с задушевными словами «ах же твою Платона мать» утопил педаль газа в пол.
В целом это решало проблему кочек, но местами «на этой типа дороге» случались особо выдающиеся выбоины, и на них новехонький, последней модели Паджеро-спорт вместе с прицепом, груженным чучелами и разным скарбом, делал то же самое, что делает вздорный жеребец, желая сбросить наездника. Машина на выбоинах подлетала, и за продолжительную фазу полета успевала дважды взбрыкнуть задним мостом, мы весело бодали головами потолок, уворачиваясь от взлетавших по вольным траекториям термосов и другого твердого имущества. Привязные ремни несколько решали проблему взлета к потолку, но они же усложняли маневрирование по уклонению от взлетающих термосов. На каждой такой выбоине наш прицеп вдруг, стал иметь свое особое хунвейбинское мнение о том, куда должен ехать автомобиль и идти сидящий за рулем водитель. Он всячески заявлял о своем особом пути, и на каждой выбоине водителю, находясь еще в фазе полета, приходилось поглядывать в зеркало на эту своевольную железную скотину, блокируя её взбрыкивания.
Так мы и ехали, пока вконец офигевший от тряски Гугл не "глюканул", предложив повернуть направо, в чистое поле, через канаву и забор.
Не слабо его тряхнула костромская дорога!
Мы ожидали, что хуже уже ничего не будет.
Но мы предполагали, и Бог располагал!
Хе-хе, сказала дорога.
И пошел снег.
И не пошел, а повалил.
Через пол часа толщина снега на этой «типа дороге» стала с полметра. Понятно, снег с дороги никто и не думал убирать, тем более посыпать дорожку песком с солью.
Наша скорость снизилась, невидимые под снегом ледяные колеи мотали наш автомобиль от одной обочины до другой. Но ход машины стал более плавным, что сильно затруднило полеты термосам и прицепу. Со снегом время в пути заметно возросло.
Мы ехали в глубокой ночи сквозь буран, разметая снежные заносы и переметы, по каким-то узким, глухим и извилистым дорогам и старым деревянным мостам.
Можете не верить, но мы синхронно, не приняв ни грамма, не помня всех слов тихо запели: «Степь да степь кругом».
Вот ведь, что может сделать на скверной дороге нерусские Рот-тен-берговские колдобины с двумя русскими парнями и одним российским татарином.
За рулем мы сменялись, Андрей пилотировал больше всех, но все равно все очень устали.
И вот, наконец, почти утро пятницы - Яранск!
Мы приехали!
С потерями.
В пути прицеп потерял один мой утепленный сапог, второй был на месте, но вы понимаете, теперь он был не нужен. Хороший был сапог!
Хозяин, Александр Арипов, старый товарищ нашего Николая ждал нас. Он с порога сообщил, что вчера еще, до снега, гусей было много. Что с ними теперь, остались ли они, или улетели в более теплые края он не знает. В душе у каждого из нас поселилась тревога за охоту, нам не хотелось проехав такой сложный путь не увидеть гусей.
Александр и Николай старые друзья по охотничьему увлечению, оба заводчики русских гончих и матерые гусятники. Дружат много лет, отсюда и родилось приглашение приехать к ним на охоту.
Радушная хозяйка накрыла стол к нашему приезду. Быстро пьем, едим, и хозяева в первую ночь кладут нас спать у себя дома, в дальнейшем мы поселились в удобном охотничьем домике, с баней (для любопытных - бесплатно).
Сон в наши планы особо не входил.
Спали мы не более двух с половиной часов, так как солнце в Яранске заходит поздно, а встает рано. В три часа уже светло, как у нас в семь.
Путевки нам уже купили. Цена - пятьсот рублей с каждого за два дня.
Едва рассвело, мы поднялись на ноги, быстро позавтракали и двинулись в угодья искать гусей.
Надо сказать, что место охоты было уже определено: это разливы на реке Яран. Но хотелось осмотреть места, которые мы еще не видели, и потому Александр повез нас на своей «Буханке» в пока еще морозные, занесенные толстым слоем снега поля.
Посмотреть было на что.
Яранская местность холмистая, пересечена небольшими перелесками и лесочками, изобилует обработанными полями, интересными для гусей. На этих полях есть естественные низины, места, в которых может скапливаться талая вода.
Снег в полях лежал полуметровым слоем, и нам не верилось, что в таких суровых условиях могут еще оставаться гуси. Прогноз погоды обещал стремительное потепление, и мы предполагали, что тающий снег, стекаясь в огромные лужи в сочетании с скошенными пшеничными и картофельными полями обеспечит прилетающим гусям отличные условия для отдыха и кормежки.
Мы осмотрели несколько таких полей, Александр подробно описывал нам достоинства каждого заинтересовавшего нас места. И совсем неожиданно, в морозном небе мы увидели летящую низко над снегом, метрах на двадцати, большую, штук полтораста стаю гусей. Они прошли, не набирая высоты над автотрассой и молодым еще низеньким лесом, и на наших глазах, не делая кругов сели за пригорком. Значит там есть гуси.
Мы воодушевились, охота будет!
Александр предложил осмотреть еще одно поле, где вчера сидела огромная стая гусей. Это поле находилось рядом с разливом, на котором нам предстояло охотиться.
Мы подъехали к нему.
По центру большого поля, представляющего собой ровную наклонную плоскость, на девственно белом снегу виднелось множество шевелящихся черных точек. Это были почти полностью занесенные снегом гуси. Торчали лишь их головы, изредка поднимавшиеся над снегом. Поодаль, на большом отшибе от стаи, на кочке возвышался огромный серый гусак. Это был явный сторож. Стая, сотни три или четыре гусей, тех, что мы могли разглядеть издали, беззаботно спала. Возможно, их было больше, и некоторых из них полностью занесло снегом.
Не было видно, что гуси испытывают какие-то неудобства от снега и мороза или страдают от голода. Они явно были, если можно так сказать, в хорошем расположении духа, и было видно, что такая обстановка их ничуть не угнетает.
Хоть мы всякое видели, но нам было странно наблюдать столько гусей под снегом.
Мы решили осмотреть разливы Ярана, на которых, как я сказал выше, планировали охотиться на открытие, они находились примерно в километре от этого поля. Мы подъехали к ним, и стали рассматривать их с дороги. Пока что на морозе разливы представляли собой засыпанное толстым слоем снега, поросшее очагами кустарника поле. Под снегом угадывались канавы, пересекающие поле в разных направлениях. Пока суть да дело, солнце поднялось уже высоко, стало теплеть и было понятно, что пройдет немного времени, и это поле превратится в озеро.
Не успели мы толком осмотреть разливы, как множество гусиных стай стали налетать и садиться на них, прямо на лед и снег. Присело не менее полутысячи гусей. Пришлось, не сгоняя их присмотреть вероятное место установки скрадка, и удалиться для того, чтобы обсудить детали предстоящей охоты, привезти инструменты, чучела и надувные лодки, необходимые для форсирования предстоящего множества водно-снежно-ледяных преград.
Получалось, что охотиться мы будем всемером. Правда остальные участники еще не подъехали, были в пути. Семеро - удачная цифра, хотя гусиная охота не очень любит более двух участников. Ну поглядим, что у нас получится в этот раз.
Вообще, местные охотники охотятся не так, как это принято у нас, в Питере. Разливы Ярана обычно очень обширнее и полноводнее, чем мы увидели в этом году. И местные парни, не сильно мудрствуя, заплывают на разливы просто на надувных лодках, причаливая к кустам и слегка маскируя их. Свои чучела «Спортпласт», штук шесть-семь, они устанавливают на каких-либо кочках или на колышках. Лежа в лодках они манят гусей и стреляют их в большом количестве. Полноводные разливы очень популярны у пролетающих гусей.
В этом году разливы были гораздо менее полноводны, посмотрим, что у нас получится в таких условиях.
Но вернемся к нашей охоте.
Открытие охоты завтра. А сегодня мы подождали до часа дня, чтобы на разливах оставалось минимум гусей. Потом загрузили в две накачанные лодки чучела и весь необходимый скарб, и потянули их по снегу и появлявшимся лужам к месту предполагаемого скрадка. Воздух сильно потеплел. Во встречающихся глубоких канавах под снегом была вода и приходилось форсировать их вплавь, влезая на лодки.
Гуси на разливе долго не хотели взлетать. Они недовольно гоготали, перебегали от нас подальше. Но нам надо было в самый центр их присады, и мы несгибаемо продвигались вперед по лужам, снегу и льду.
Наконец они поднялись.
Их было около тысячи.
Картина воодушевляла.
Осмотр присады показал, что придется делать один скрадок. Изготовление двух скрадков могло повлечь несогласованность в стрельбе и вытекающие из этого разногласия.
Удобное для такого скрада место было. Скрадок сделали в протяженных низкорослых кустах. Стволы и ветки из середины мы спилили и повтыкали их по периметру скрадка. Одну из лодок внесли внутрь скрадка, вторую оставили для возможных путешествий по воде за сбитыми гусями и выезда домой.
Из веток сделали раму скрадка и подготовили к обтягиванию маскировочными сетками со всех сторон. Сверху тоже. Осмотрели скрад со стороны, маскировка получилась удачной.
Вышло, что для стрельбы верх скрадка легко открывался. Места для удобной стрельбы семерых человек было достаточно. Одну из лодок оставили в скрадке накачанной.
Чучел мы привезли много, так что Спортпласт не было нужды использовать. Присаду приходилось делать, проламывая лед ногами, разнося и втыкая ножки чучал в дно разлива и появившиеся проталины. У нас было немало и плавающих чучалок, и для них приходилось делать «ноготворные» озера, разламывая лед ногами на больших площадях, поближе к наметившимся проталинам. Чучела устанавливали с учетом прогнозируемого на завтра ветра. Из-за льда и тонкой полосы проталины расстановка вышла у нас длинной около ста метров. Но ничего, с таянием снега расстановку мы изменим.
При выезде из дома на охоту мы знали, что по прогнозу в Яранске выпадет снег, и прихватили с собой белые маск-костюмы. Местные охотники в такую погоду всегда используют их.
Пока мы с Андреем делали присаду, остальные парни уже ушли, чтобы не пугать лишний раз рассерженных гусей. Улетевшие стаи стали возвращаться, они нагло налетали на нас, недовольными голосами предлагая нам убраться и поскорее. Гуси становились все настойчивее, налетая все ниже и ближе, и мы, закончив дела, поспешно, почти бегом ретировались.
Вторую лодку оставили у ближней к машинам переправы через канавы, чтобы на завтра в темноте не тащить её издали.
Все было готово.
Что-то будет завтра!
Это рассказ об охоте на гуся, в далеких от Питера Кировских угодьях.
И так, читаем:
Казалось бы, зачем ездить за тридевять земель, когда есть охота на гуся дома, и не хуже, чем там?
Но охотничья голова ногам покоя не дает, и понесло нас с Андреем и Николаем за тридевять земель и 1400 км., в Кировскую губернию, Яранский уезд, лаптем щи хлебать, гусиные чучела ставить, в манки дудеть, из ружей стрелять.
И чтобы было что вспомнить, и кого поминать лихом, понесла нас нелегкая не простой Вологодской дорогой (оно ж понятно, нормальные герои всегда идут в обход), а понесло нас по Московскому тракту, где через каждые десять км. надо держать в деревнях скорость 60 км/час. А потом великий и могучий врун-балбес по имени Гугл занес нас на Костромскую не то, чтобы дорогу, а на хрен знает что.
И эта, «не то, чтобы дорога» простиралась до самой Кировской области на четыреста километров. Отбивая на кочках свои седалищные мозоли, мы от души вспоминали и Платона, и Ротенберга вместе с их мамами, мамами их мам, и всех вороватых чиновников Российской «недороги». Это творение рук человеческих при хорошей фантазии, можно было даже назвать шоссе, и мы-даже слышали об ней ужасное, но все равно попали на нее, ведомые великим блудилой Гуглом, мать его ети.
Это сама Кострома:
В общем дорога представляла собой направление, состоящее из сплошной асфальтовой заплатки и выбоин, состоящих из тех же заплаток. Езда по такой "дороге" незабываема. Жестокая тряска выносила весь наш воинственный дух, напрочь.
Выход был один, убраться с этой трясучки куда угодно. А пока великий блудила Гугл искал нам обходные пути, Андрей вспомнил формулу: «Больше скорость - меньше кочек» и с задушевными словами «ах же твою Платона мать» утопил педаль газа в пол.
В целом это решало проблему кочек, но местами «на этой типа дороге» случались особо выдающиеся выбоины, и на них новехонький, последней модели Паджеро-спорт вместе с прицепом, груженным чучелами и разным скарбом, делал то же самое, что делает вздорный жеребец, желая сбросить наездника. Машина на выбоинах подлетала, и за продолжительную фазу полета успевала дважды взбрыкнуть задним мостом, мы весело бодали головами потолок, уворачиваясь от взлетавших по вольным траекториям термосов и другого твердого имущества. Привязные ремни несколько решали проблему взлета к потолку, но они же усложняли маневрирование по уклонению от взлетающих термосов. На каждой такой выбоине наш прицеп вдруг, стал иметь свое особое хунвейбинское мнение о том, куда должен ехать автомобиль и идти сидящий за рулем водитель. Он всячески заявлял о своем особом пути, и на каждой выбоине водителю, находясь еще в фазе полета, приходилось поглядывать в зеркало на эту своевольную железную скотину, блокируя её взбрыкивания.
Так мы и ехали, пока вконец офигевший от тряски Гугл не "глюканул", предложив повернуть направо, в чистое поле, через канаву и забор.
Не слабо его тряхнула костромская дорога!
Мы ожидали, что хуже уже ничего не будет.
Но мы предполагали, и Бог располагал!
Хе-хе, сказала дорога.
И пошел снег.
И не пошел, а повалил.
Через пол часа толщина снега на этой «типа дороге» стала с полметра. Понятно, снег с дороги никто и не думал убирать, тем более посыпать дорожку песком с солью.
Наша скорость снизилась, невидимые под снегом ледяные колеи мотали наш автомобиль от одной обочины до другой. Но ход машины стал более плавным, что сильно затруднило полеты термосам и прицепу. Со снегом время в пути заметно возросло.
Мы ехали в глубокой ночи сквозь буран, разметая снежные заносы и переметы, по каким-то узким, глухим и извилистым дорогам и старым деревянным мостам.
Можете не верить, но мы синхронно, не приняв ни грамма, не помня всех слов тихо запели: «Степь да степь кругом».
Вот ведь, что может сделать на скверной дороге нерусские Рот-тен-берговские колдобины с двумя русскими парнями и одним российским татарином.
За рулем мы сменялись, Андрей пилотировал больше всех, но все равно все очень устали.
И вот, наконец, почти утро пятницы - Яранск!
Мы приехали!
С потерями.
В пути прицеп потерял один мой утепленный сапог, второй был на месте, но вы понимаете, теперь он был не нужен. Хороший был сапог!
Хозяин, Александр Арипов, старый товарищ нашего Николая ждал нас. Он с порога сообщил, что вчера еще, до снега, гусей было много. Что с ними теперь, остались ли они, или улетели в более теплые края он не знает. В душе у каждого из нас поселилась тревога за охоту, нам не хотелось проехав такой сложный путь не увидеть гусей.
Александр и Николай старые друзья по охотничьему увлечению, оба заводчики русских гончих и матерые гусятники. Дружат много лет, отсюда и родилось приглашение приехать к ним на охоту.
Радушная хозяйка накрыла стол к нашему приезду. Быстро пьем, едим, и хозяева в первую ночь кладут нас спать у себя дома, в дальнейшем мы поселились в удобном охотничьем домике, с баней (для любопытных - бесплатно).
Сон в наши планы особо не входил.
Спали мы не более двух с половиной часов, так как солнце в Яранске заходит поздно, а встает рано. В три часа уже светло, как у нас в семь.
Путевки нам уже купили. Цена - пятьсот рублей с каждого за два дня.
Едва рассвело, мы поднялись на ноги, быстро позавтракали и двинулись в угодья искать гусей.
Надо сказать, что место охоты было уже определено: это разливы на реке Яран. Но хотелось осмотреть места, которые мы еще не видели, и потому Александр повез нас на своей «Буханке» в пока еще морозные, занесенные толстым слоем снега поля.
Посмотреть было на что.
Яранская местность холмистая, пересечена небольшими перелесками и лесочками, изобилует обработанными полями, интересными для гусей. На этих полях есть естественные низины, места, в которых может скапливаться талая вода.
Снег в полях лежал полуметровым слоем, и нам не верилось, что в таких суровых условиях могут еще оставаться гуси. Прогноз погоды обещал стремительное потепление, и мы предполагали, что тающий снег, стекаясь в огромные лужи в сочетании с скошенными пшеничными и картофельными полями обеспечит прилетающим гусям отличные условия для отдыха и кормежки.
Мы осмотрели несколько таких полей, Александр подробно описывал нам достоинства каждого заинтересовавшего нас места. И совсем неожиданно, в морозном небе мы увидели летящую низко над снегом, метрах на двадцати, большую, штук полтораста стаю гусей. Они прошли, не набирая высоты над автотрассой и молодым еще низеньким лесом, и на наших глазах, не делая кругов сели за пригорком. Значит там есть гуси.
Мы воодушевились, охота будет!
Александр предложил осмотреть еще одно поле, где вчера сидела огромная стая гусей. Это поле находилось рядом с разливом, на котором нам предстояло охотиться.
Мы подъехали к нему.
По центру большого поля, представляющего собой ровную наклонную плоскость, на девственно белом снегу виднелось множество шевелящихся черных точек. Это были почти полностью занесенные снегом гуси. Торчали лишь их головы, изредка поднимавшиеся над снегом. Поодаль, на большом отшибе от стаи, на кочке возвышался огромный серый гусак. Это был явный сторож. Стая, сотни три или четыре гусей, тех, что мы могли разглядеть издали, беззаботно спала. Возможно, их было больше, и некоторых из них полностью занесло снегом.
Не было видно, что гуси испытывают какие-то неудобства от снега и мороза или страдают от голода. Они явно были, если можно так сказать, в хорошем расположении духа, и было видно, что такая обстановка их ничуть не угнетает.
Хоть мы всякое видели, но нам было странно наблюдать столько гусей под снегом.
Мы решили осмотреть разливы Ярана, на которых, как я сказал выше, планировали охотиться на открытие, они находились примерно в километре от этого поля. Мы подъехали к ним, и стали рассматривать их с дороги. Пока что на морозе разливы представляли собой засыпанное толстым слоем снега, поросшее очагами кустарника поле. Под снегом угадывались канавы, пересекающие поле в разных направлениях. Пока суть да дело, солнце поднялось уже высоко, стало теплеть и было понятно, что пройдет немного времени, и это поле превратится в озеро.
Не успели мы толком осмотреть разливы, как множество гусиных стай стали налетать и садиться на них, прямо на лед и снег. Присело не менее полутысячи гусей. Пришлось, не сгоняя их присмотреть вероятное место установки скрадка, и удалиться для того, чтобы обсудить детали предстоящей охоты, привезти инструменты, чучела и надувные лодки, необходимые для форсирования предстоящего множества водно-снежно-ледяных преград.
Получалось, что охотиться мы будем всемером. Правда остальные участники еще не подъехали, были в пути. Семеро - удачная цифра, хотя гусиная охота не очень любит более двух участников. Ну поглядим, что у нас получится в этот раз.
Вообще, местные охотники охотятся не так, как это принято у нас, в Питере. Разливы Ярана обычно очень обширнее и полноводнее, чем мы увидели в этом году. И местные парни, не сильно мудрствуя, заплывают на разливы просто на надувных лодках, причаливая к кустам и слегка маскируя их. Свои чучела «Спортпласт», штук шесть-семь, они устанавливают на каких-либо кочках или на колышках. Лежа в лодках они манят гусей и стреляют их в большом количестве. Полноводные разливы очень популярны у пролетающих гусей.
В этом году разливы были гораздо менее полноводны, посмотрим, что у нас получится в таких условиях.
Но вернемся к нашей охоте.
Открытие охоты завтра. А сегодня мы подождали до часа дня, чтобы на разливах оставалось минимум гусей. Потом загрузили в две накачанные лодки чучела и весь необходимый скарб, и потянули их по снегу и появлявшимся лужам к месту предполагаемого скрадка. Воздух сильно потеплел. Во встречающихся глубоких канавах под снегом была вода и приходилось форсировать их вплавь, влезая на лодки.
Гуси на разливе долго не хотели взлетать. Они недовольно гоготали, перебегали от нас подальше. Но нам надо было в самый центр их присады, и мы несгибаемо продвигались вперед по лужам, снегу и льду.
Наконец они поднялись.
Их было около тысячи.
Картина воодушевляла.
Осмотр присады показал, что придется делать один скрадок. Изготовление двух скрадков могло повлечь несогласованность в стрельбе и вытекающие из этого разногласия.
Удобное для такого скрада место было. Скрадок сделали в протяженных низкорослых кустах. Стволы и ветки из середины мы спилили и повтыкали их по периметру скрадка. Одну из лодок внесли внутрь скрадка, вторую оставили для возможных путешествий по воде за сбитыми гусями и выезда домой.
Из веток сделали раму скрадка и подготовили к обтягиванию маскировочными сетками со всех сторон. Сверху тоже. Осмотрели скрад со стороны, маскировка получилась удачной.
Вышло, что для стрельбы верх скрадка легко открывался. Места для удобной стрельбы семерых человек было достаточно. Одну из лодок оставили в скрадке накачанной.
Чучел мы привезли много, так что Спортпласт не было нужды использовать. Присаду приходилось делать, проламывая лед ногами, разнося и втыкая ножки чучал в дно разлива и появившиеся проталины. У нас было немало и плавающих чучалок, и для них приходилось делать «ноготворные» озера, разламывая лед ногами на больших площадях, поближе к наметившимся проталинам. Чучела устанавливали с учетом прогнозируемого на завтра ветра. Из-за льда и тонкой полосы проталины расстановка вышла у нас длинной около ста метров. Но ничего, с таянием снега расстановку мы изменим.
При выезде из дома на охоту мы знали, что по прогнозу в Яранске выпадет снег, и прихватили с собой белые маск-костюмы. Местные охотники в такую погоду всегда используют их.
Пока мы с Андреем делали присаду, остальные парни уже ушли, чтобы не пугать лишний раз рассерженных гусей. Улетевшие стаи стали возвращаться, они нагло налетали на нас, недовольными голосами предлагая нам убраться и поскорее. Гуси становились все настойчивее, налетая все ниже и ближе, и мы, закончив дела, поспешно, почти бегом ретировались.
Вторую лодку оставили у ближней к машинам переправы через канавы, чтобы на завтра в темноте не тащить её издали.
Все было готово.
Что-то будет завтра!
Последнее редактирование: