ВВС США могут надолго остаться без основного истребителя, обеспечивающего господство в воздухе, – McDonnell Douglas (теперь Boeing) F-15 Eagle моделей A–D. Запрет на любые (кроме боевых) полеты истребителей этого типа был введен 2 ноября после того, как в ходе тренировочного полета самолет развалился прямо в воздухе. С проблемами могут столкнуться и союзники США.
Запрет на полеты F-15 Eagle был введен после того, как F-15С, принадлежащий Национальной гвардии, в ходе тренировочного полета над Миссури развалился в воздухе на три части, как считается – из-за усталостных разрушений планера.
В ходе последующей инспекции дефекты, способные привести к катастрофе, были обнаружены еще на ряде машин, в частности на самолетах Национальной гвардии Орегона, а в минувший четверг – на японской авиабазе Кадена, сообщает газета Herald Tribune со ссылкой на различные источники.
Запрет на полеты частично отменили 21 ноября, но после выявления новых опасных дефектов он был продлен на неопределенный срок, как минимум до тех пор, пока все находящиеся в эксплуатации самолеты не будут подвергнуты осмотру. Но даже после этого, согласно информации представителей USAF, полеты не будут возобновлены «до полного устранения всех выявленных дефектов».
Всего на земле оказались 495 самолетов этого типа из примерно 600, состоявших на вооружении ВВС и Национальной гвардии США. Запрет пока не распространяется на ударную модификацию самолета F-15E Strike Eagle – эти машины имеют усиленную конструкцию и построены в более поздние сроки, чем чисто истребительные версии F-15. Последний «чистый» истребитель F-15С был продан заказчику предположительно в 1992 году.
Появившиеся более 80 лет назад как специализированное средство борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе, истребители со временем стали ключевым компонентом боевой авиации. Их основная задача – завоевание и удержание господства в воздухе. В ходе боевых действий они привлекались и, по всей вероятности, в дальнейшем будут привлекаться к авиационной поддержке войск.
Очевидно, что для эффективного выполнения истребителем разнородных задач требуется совмещение в нем крайне противоречивых требований. Неоднократно предпринимавшиеся в прежние годы как в США, так и в СССР попытки создания подлинно многоцелевого истребителя (F-4 и МиГ-23 соответственно), в равной мере эффективного при решении задач «воздух – воздух» и «воздух – земля», не имели большого успеха.
Совершенство ударного самолета определяется возможностью выполнения боевой задачи с минимумом потерь и напрямую не связано с характеристиками самолетов противника. Истребители же вступают в бой непосредственно друг с другом, и победителем здесь может быть только лучший.
При «второсортных» технических характеристиках истребителя завоевание господства в воздухе (достижение такого положения в воздушном пространстве на ТВД, при котором своим сухопутным войскам, ВМС и авиации обеспечивается возможность выполнять возлагаемые на них боевые задачи, не встречая организованного и серьезного противодействия противника в воздухе) невозможно. Господство в воздухе определяется техническим превосходством истребителя.
Прекращение полетов Eagle теоретически грозит Вашингтону и политическими последствиями, ведь, кроме США, F-15 состоят на вооружении таких стратегических союзников американцев, как Саудовская Аравия, Израиль, Япония (где самолеты производятся по лицензии) и Южная Корея, причем производство 40 самолетов F-15K корейского заказа продолжается до сих пор.
Потенциально аналогичные проблемы могут возникнуть у израильтян, получивших первые 18 самолетов модификации F-15 A/B еще в 1976–1979 годах и дополнительные 20 машин тех же модификаций в 1990-м: эти самолеты, принадлежавшие Национальной гвардии Луизианы, США решили оставить на Ближнем Востоке после операции «Буря в пустыне», загнав союзникам по дешевке за полцены.
Но израильтяне относятся к своей авиатехнике очень бережно, американские самолеты, прежде чем поступить на вооружение Хэль Х’авир (ВВС), проходят глубокую «послепродажную подготовку» в специальных модернизационных центрах. Возможно, израильтяне, активно эксплуатировавшие парк этих самолетов в боевых условиях, столкнулись с этими проблемами раньше и устранили их, не придавая огласке.
Примерно то же можно сказать и о саудитах, по крайней мере относительно 62 самолетов F-15C/D (еще 72 машины, состоящие на вооружении ВВС этой страны, принадлежат к более поздним сериям на базе планера модификации F-15E).
Такие ситуации, когда на приколе оказывалось большое количество самолетов одного типа, далеко не новы. История авиации знает десятки подобных примеров, причем иногда выявленные дефекты в рамках существующей конструкции устранить было невозможно и целые эскадрильи и полки порой только что построенных самолетов шли под автоген. И не всегда им находилась адекватная замена.
А порой, несмотря на выявленные проблемы, эксплуатация дефектных машин продолжалась с теми или иными ограничениями. Как пример можно привести Lockheed F-104 Starfighter, который Вашингтон протолкнул как основной истребитель стран НАТО.
В результате этот самолет, прозванный «летающим гробом» и «вдоводелом» (Witwenmacher, Widowmaker), стал самым аварийным самолетом в истории: некоторые эксплуатанты потеряли до половины самолетов этого типа в авариях и катастрофах.
Как сообщает Flight Global, по состоянию на 29 ноября комплексную инспекцию (Time Compliance Technical Orders, TCTO) прошло 195 из 445 машин F-15 модификаций A–D. Между тем газета «Асахи Синбун» со ссылкой на командование Сил самообороны Японии сообщает, что тщательный осмотр более 200 самолетов типа F-15J никаких проблем с прочностью конструкции не выявил.
Пока неизвестно, какие меры примут в США для ликвидации смертельно опасных дефектов и смогут ли устранить их до конца. В любом случае подобные ЧП подрывают веру летного состава в свои самолеты, что, естественно, не может не сказаться на эффективности их боевого применения.
Непонятно, как скажутся эти события на планах продления срока службы 179 наименее изношенных F-15 до 2025 года, – ведь альтернативы им пока не видно: закупки аналогичного по назначению истребителя пятого поколения F-22A Raptor ограничены по финансовым причинам, а сроки испытаний (и, соответственно, поставок) истребителей F-35 Lightning II, которые отчасти помогли бы (так как относятся к другому классу – многоцелевым истребителям), постоянно переносятся на более поздние сроки.
http://www.vz.ru/society/2007/12/7/130205.html
Что уважаемые знатоки авиации могут сказать по этому поводу?
Запрет на полеты F-15 Eagle был введен после того, как F-15С, принадлежащий Национальной гвардии, в ходе тренировочного полета над Миссури развалился в воздухе на три части, как считается – из-за усталостных разрушений планера.
В ходе последующей инспекции дефекты, способные привести к катастрофе, были обнаружены еще на ряде машин, в частности на самолетах Национальной гвардии Орегона, а в минувший четверг – на японской авиабазе Кадена, сообщает газета Herald Tribune со ссылкой на различные источники.
Запрет на полеты частично отменили 21 ноября, но после выявления новых опасных дефектов он был продлен на неопределенный срок, как минимум до тех пор, пока все находящиеся в эксплуатации самолеты не будут подвергнуты осмотру. Но даже после этого, согласно информации представителей USAF, полеты не будут возобновлены «до полного устранения всех выявленных дефектов».
Всего на земле оказались 495 самолетов этого типа из примерно 600, состоявших на вооружении ВВС и Национальной гвардии США. Запрет пока не распространяется на ударную модификацию самолета F-15E Strike Eagle – эти машины имеют усиленную конструкцию и построены в более поздние сроки, чем чисто истребительные версии F-15. Последний «чистый» истребитель F-15С был продан заказчику предположительно в 1992 году.
Появившиеся более 80 лет назад как специализированное средство борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе, истребители со временем стали ключевым компонентом боевой авиации. Их основная задача – завоевание и удержание господства в воздухе. В ходе боевых действий они привлекались и, по всей вероятности, в дальнейшем будут привлекаться к авиационной поддержке войск.
Очевидно, что для эффективного выполнения истребителем разнородных задач требуется совмещение в нем крайне противоречивых требований. Неоднократно предпринимавшиеся в прежние годы как в США, так и в СССР попытки создания подлинно многоцелевого истребителя (F-4 и МиГ-23 соответственно), в равной мере эффективного при решении задач «воздух – воздух» и «воздух – земля», не имели большого успеха.
Совершенство ударного самолета определяется возможностью выполнения боевой задачи с минимумом потерь и напрямую не связано с характеристиками самолетов противника. Истребители же вступают в бой непосредственно друг с другом, и победителем здесь может быть только лучший.
При «второсортных» технических характеристиках истребителя завоевание господства в воздухе (достижение такого положения в воздушном пространстве на ТВД, при котором своим сухопутным войскам, ВМС и авиации обеспечивается возможность выполнять возлагаемые на них боевые задачи, не встречая организованного и серьезного противодействия противника в воздухе) невозможно. Господство в воздухе определяется техническим превосходством истребителя.
Прекращение полетов Eagle теоретически грозит Вашингтону и политическими последствиями, ведь, кроме США, F-15 состоят на вооружении таких стратегических союзников американцев, как Саудовская Аравия, Израиль, Япония (где самолеты производятся по лицензии) и Южная Корея, причем производство 40 самолетов F-15K корейского заказа продолжается до сих пор.
Потенциально аналогичные проблемы могут возникнуть у израильтян, получивших первые 18 самолетов модификации F-15 A/B еще в 1976–1979 годах и дополнительные 20 машин тех же модификаций в 1990-м: эти самолеты, принадлежавшие Национальной гвардии Луизианы, США решили оставить на Ближнем Востоке после операции «Буря в пустыне», загнав союзникам по дешевке за полцены.
Но израильтяне относятся к своей авиатехнике очень бережно, американские самолеты, прежде чем поступить на вооружение Хэль Х’авир (ВВС), проходят глубокую «послепродажную подготовку» в специальных модернизационных центрах. Возможно, израильтяне, активно эксплуатировавшие парк этих самолетов в боевых условиях, столкнулись с этими проблемами раньше и устранили их, не придавая огласке.
Примерно то же можно сказать и о саудитах, по крайней мере относительно 62 самолетов F-15C/D (еще 72 машины, состоящие на вооружении ВВС этой страны, принадлежат к более поздним сериям на базе планера модификации F-15E).
Такие ситуации, когда на приколе оказывалось большое количество самолетов одного типа, далеко не новы. История авиации знает десятки подобных примеров, причем иногда выявленные дефекты в рамках существующей конструкции устранить было невозможно и целые эскадрильи и полки порой только что построенных самолетов шли под автоген. И не всегда им находилась адекватная замена.
А порой, несмотря на выявленные проблемы, эксплуатация дефектных машин продолжалась с теми или иными ограничениями. Как пример можно привести Lockheed F-104 Starfighter, который Вашингтон протолкнул как основной истребитель стран НАТО.
В результате этот самолет, прозванный «летающим гробом» и «вдоводелом» (Witwenmacher, Widowmaker), стал самым аварийным самолетом в истории: некоторые эксплуатанты потеряли до половины самолетов этого типа в авариях и катастрофах.
Как сообщает Flight Global, по состоянию на 29 ноября комплексную инспекцию (Time Compliance Technical Orders, TCTO) прошло 195 из 445 машин F-15 модификаций A–D. Между тем газета «Асахи Синбун» со ссылкой на командование Сил самообороны Японии сообщает, что тщательный осмотр более 200 самолетов типа F-15J никаких проблем с прочностью конструкции не выявил.
Пока неизвестно, какие меры примут в США для ликвидации смертельно опасных дефектов и смогут ли устранить их до конца. В любом случае подобные ЧП подрывают веру летного состава в свои самолеты, что, естественно, не может не сказаться на эффективности их боевого применения.
Непонятно, как скажутся эти события на планах продления срока службы 179 наименее изношенных F-15 до 2025 года, – ведь альтернативы им пока не видно: закупки аналогичного по назначению истребителя пятого поколения F-22A Raptor ограничены по финансовым причинам, а сроки испытаний (и, соответственно, поставок) истребителей F-35 Lightning II, которые отчасти помогли бы (так как относятся к другому классу – многоцелевым истребителям), постоянно переносятся на более поздние сроки.
http://www.vz.ru/society/2007/12/7/130205.html
Что уважаемые знатоки авиации могут сказать по этому поводу?