АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ и выход из неё

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.879
Адрес
Екатеринбург
( из личного опыта) Заполярье. Ночь. Отвратительная погода. Заход по приборам. На глиссаде. Стрелки держим в кулаке. Штурман : "на курсе на глиссаде". Впереди опытный экипаж уходит на второй круг. Руководитель системы посадки : "... вы справа, уклонение.....доворот влево ...." Итак....Что делать? Бросать и выполнять?
 

SarK0Y

Активный участник
Сообщения
4.133
Адрес
RU
( из личного опыта) Заполярье. Ночь. Отвратительная погода. Заход по приборам. На глиссаде. Стрелки держим в кулаке. Штурман : "на курсе на глиссаде". Впереди опытный экипаж уходит на второй круг. Руководитель системы посадки : "... вы справа, уклонение.....доворот влево ...." Итак....Что делать? Бросать и выполнять?
а топливо-то на второй круг имеется???

============================
Вот у меня вопрос: если у самолёта аэродинамические рули заклинило иль гидравлика потекла -- что делать-то??? К примеру, самолёт начинает хронически давать крен.
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.879
Адрес
Екатеринбург
Вот у меня вопрос: если у самолёта аэродинамические рули заклинило иль гидравлика потекла -- что делать-то???
Военный Ту-154 после взлёта после ремонтных работ. В печати это было. Лет пять назад. Рули стали работать наоборот. Штурвал влево - самоль вправо. Они сели.
Мой штурман ушёл на дембель в гражданскую авиацию после МиГ-31. Ту-134. Действительно потекла гидравлика. Шасси выпустить нельзя. Вышел в салон к пьяным пассажирам. Сказал об аварийной ситуации...и... в гидравлическую систему закачали всю жидкость на борту , которая хранилась в чемоданах, баулах, пОртфелях...сели. Штурман получил в числе членов экипажа красивый значок.
Теоретически можно посадить самолёт с заклиненными рулями. Но только нужно сказать : что и на каких углах заклинило. Потом искать полосу ..этак на 6-7 км длиной.
 

LEO

Военный лётчик
Сообщения
592
Адрес
Алтайский край
( из личного опыта) Заполярье. Ночь. Отвратительная погода. Заход по приборам. На глиссаде. Стрелки держим в кулаке. Штурман : "на курсе на глиссаде". Впереди опытный экипаж уходит на второй круг. Руководитель системы посадки : "... вы справа, уклонение.....доворот влево ...." Итак....Что делать? Бросать и выполнять?
идем по своим приборам, до своего минимума, не дергаемся, РП слушаем сравниваем его инфу со своим приборами, ждем полосу если РП был прав значит врут приборы в самолете, выполняем второй заход по его указаниям.
Если погода ниже УМП должны отправить на запасной, если запасных нет, должны поставить прожектора в лоб два с права один с лева...
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.879
Адрес
Екатеринбург
на глиссаде я возмутился. РП : "ВЫПОЛНЯТЬ!"Выполнил. Выволился из облаков. Полоса в другой стороне. (уходить с глиссады уж как было тяжело). Довернулся и .."случайно" сел. Что было : на РСП был сдвинут курсовой локатор. Вот такие дела. В армии надо выполнять. потом обсудим.
 

Supremum

Активный участник
Сообщения
26.435
Адрес
Липецк
Вот у меня вопрос: если у самолёта аэродинамические рули заклинило иль гидравлика потекла -- что делать-то??? К примеру, самолёт начинает хронически давать крен.
Ну если вы Роман Таскаев то есть варианты.
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.879
Адрес
Екатеринбург
Сделайте, пожалуйста, вводные сами и опишите как можно выбраться.
допустим , что при V=400 самолёт не хочет "управляться по крену"в ту или другую строну. Таким образом полёт только при скорости более 400. Заход на скоростях для Vпос.=400 и не менее.
( из личной практики (переучивание на новый тип)....прозевал, что из кессона (бака в крыле) не выработалось топливо. На глиссаде штурвал встал перпендикулярно. Сливать на глиссаде под общий хохот полка или недоумение было нельзя. Сел на несколько повышенной скорости).
 

LEO

Военный лётчик
Сообщения
592
Адрес
Алтайский край
на глиссаде я возмутился. РП : "ВЫПОЛНЯТЬ!"Выполнил. Выволился из облаков. Полоса в другой стороне. (уходить с глиссады уж как было тяжело). Довернулся и .."случайно" сел. Что было : на РСП был сдвинут курсовой локатор. Вот такие дела. В армии надо выполнять. потом обсудим.
Нету времени на пререкания, говоришь понял и делаешь то что считаешь нужным, ну если не лейтенат конечно)))
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.879
Адрес
Екатеринбург
Из личной практики. Взлетал ночью по маршруту с посадкой на другом аэродроме. После посадки и заруливания выключаю двигатели и........все приборы "отказывают" АГД (КПП) авиагоризонт....
Я отстраняю самолёт и говорю замечания. Вопрос : "что отказало"?

Перед взлётом на ЦЗ самолёт был подключён к наземному питанию. Я сел в самолёт и увидел напряжение "земли". После запуска и отключения питания с земли всё оборудование перешло на питание от бортовых генераторов. Таким образом работоспособность аккумулятора было невозможно определить . Если в воздухе произошёл отказ генераторов , то как в автомобиле всё должно подключиться к аккумулятору, который в том случае был разряжен. В итоге возможно катапультирование. Вот такие дела...Когда на земле я отключил двигатели всё должно было перейти на аккумулятор. А Он неисправен. Всё и завалилось.
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
с макс. весом по грузу иль по взлётной массе???
- По максимальному взлётному весу (т.е. по условию нельзя взлетать, недолив топлива, а потом дозаправиться в воздухе, или на ближайшем запасном).
 

SarK0Y

Активный участник
Сообщения
4.133
Адрес
RU
- По максимальному взлётному весу (т.е. по условию нельзя взлетать, недолив топлива, а потом дозаправиться в воздухе, или на ближайшем запасном).
сложная ситуация тогда выходит: у движков по самым разным причинам могут падать моща и взлёт на макс. весе с полным доливом становится практически русской рулеткой вплоть до физ. невозможности. по моему скромному мнению, в реальной ситуации по-любому что-то придётся урезать. Либо топливо, либо груз, а мож обоих.
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
сложная ситуация тогда выходит: у движков по самым разным причинам могут падать моща и взлёт на макс. весе с полным доливом становится практически русской рулеткой вплоть до физ. невозможности. по моему скромному мнению, в реальной ситуации по-любому что-то придётся урезать. Либо топливо, либо груз, а мож обоих.
- Тогда это будет условие другой задачи.
 

Ринат

Военный лётчик
Сообщения
6.270
Адрес
Санкт-Петербург
Как взлетать с ограниченной по длине полосы с максимальным весом ?

Слишком размытые условия.
Ключевой вопрос: Какая длинна полосы и соответственно какая расчетная длина разбега с этим весом и температурой, сколько не хватает?
Важный вопрос: Какая длинна разбега бывает на практике с таким весом и с фактической температурой воздуха на момент взлета?
Насколько рулежка, ширина полосы и угол примыкания рулежки к полосе позволяет начать разбег на рулежке с таким весом?
Какая подстилающая поверхность на дальнем конце полосы, можно ли идти над ней на бреющем, и можно ли, после подрыва с полосы, касаться ее основными стойками, для козления с продолжением взлета?
Какой уклон поверхности полосы, с какого конца есть уклон, позволяющий быстрее разогнаться?

Если допустить, что взлететь можно:
Разбег начинать с убранными закрылками с рулежки, и плавно выворачивать с нее на полосу, чтобы не подломить шасси. Помнить, что с таким весом и на максимале самолет очень не охотно поворачивается из за гироскопического момента (проверено).
Минимально отклонять рули, чтобы минимизировать сопротивление.
Закрылки выпустить во взлетное за пятьсот метров до конца полосы, чтобы стабилизировалось обтекание на крыле.
За триста метров создать взлетный угол, чтобы стабилизировалось обтекание.
На крайних плитах подрывать до отрыва, и убирать шасси сразу(если козлить нельзя). Так как тяги для разгона достаточно, а если оторвался, то уже будет держаться. Помнить, что нельзя уменьшать тангаж, так как сразу уменьшится вертикальная составляющая подъемной силы от тяги.
Если не будет держаться, и будет тенденция к проседанию, выпустить закрылки полностью и продолжать взлет, помня про воздушную подушку и на край про рычаги между ног.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: dron

Ринат

Военный лётчик
Сообщения
6.270
Адрес
Санкт-Петербург
я имел ввиду , что на приборе ноли и двигатели могут встать в любую минуту, далее крутая глиссада "может" спасти за счёт избытка высоты и скорости если они всё-же встанут.

В таком случае нельзя рассчитывать на двигатели.
Я бы убрал на МГ и сделал глиссаду, как без двигателей.
Если будут тянуть до посадки, будет перелет, но это всяко не так опасно, как на глиссаде встанут.
 

Ринат

Военный лётчик
Сообщения
6.270
Адрес
Санкт-Петербург
процессе уборки шасси при открытии створок возрастает сопротивление, а поскольку отрыв происходит на минимальной скорости, это может сказаться роковым образом.

На Ту-16 испытатели проверяли, при отказе одного двигателя сразу после отрыва.
Оказалось лучше убирать сразу.
 

Ринат

Военный лётчик
Сообщения
6.270
Адрес
Санкт-Петербург
Нету времени на пререкания, говоришь понял и делаешь то что считаешь нужным, ну если не лейтенат конечно)))

ИМХО: А первым делом думаешь, почему борт зашедший впереди тебя, выполнявший команды РП, находившийся на курсе и глиссаде вдруг ушел на второй круг.
Тогда при расхождениях показаний приборов и указаний РП сделаешь правильный выбор.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
24.684
Адрес
Саратов
Не совсем по теме... но таки аварийная ситуация и невыход из нее:

2 октября 2015 г. на аэродроме Джалалабада разбился транспортный самолет C-130J-30 «Геркулес» ВВС США. Сразу после взлета самолет пошел свечкой вверх под углом почти в 45 гр., быстро потерял скорость, свалился на нос и все. Весь полет 28 секунд. Погибло 11 человек, ущерб – самолет и груз всего на 58 млн долл. (за что люблю такие сообщения, так за простоту – французам такой же самолет штатники сейчас впаривают за 150 млн долл!)

Причиной катастрофы оказались очки пилота.

Ночные.

Работа по загрузке проводилась ночью, оба пилота надели очки ночного видения. Пилот, чтобы не потерять в темноте кофр от очков, не нашел ничего лучше как подпереть им «рог» колонки управления (колонка соответственно отклонила руль на взлетный режим). Типа, когда будем взлетать – он сразу под рукой, никуда не денется. За время погрузочной суеты в течение часа пилоты про кофр забыли, а в очках ночного видения его за рулевой колонкой не было видно.

getasset.aspx


Ну, вот. Пошли на взлет, оторвались, а руль не отдается! Первое предположение, что вышел из строя триммер руля высоты оказалось ошибочным. На второе предположение времени не было...

«Когда в оазисы Джелалабада, «Геркулес» наш падал...» Номинанты, блин, на премию Дарвина.

http://afirsov.livejournal.com/
 

Rand0m

Активный участник
Лимонадная посадка.
автор Игорь Ильчишин, штурман МИГ-31 и ТУ-134А, г. Архангельск.
В ходе перестройки - в начале 90-х годов, когда нашу армию уважал весь мир, и побаивались наши недруги, - "доморощенные" политики начали ее усиленно разваливать. Наша северная граница была дотоле надежно защищена полками современнейших МиГ-31 и Су-27. С них-то у нас и начали…
Приехал я из отпуска, а меня приглашают в дивизию на собеседование по вопросу сокращения. Было мне тогда 40 лет от роду. 20 лет службы, 40 - выслуги. Не стал я унижаться и доставлять штабникам удовольствия,- написал рапорт и ушел.
Обратился в Архангельское авиапредприятие, и меня без всякой волокиты взяли штурманом на Ту-134А. Прошел переучивание в г. Ульяновске и приступил к полетам. За два месяца налет составлял, как на МиГе - за год. Где только я не побывал за это время: Ташкент и Новосибирск, Баку и Львов, Крым и Прибалтика. Экипаж попался из опытных, порядочных и честных ребят. Все бы ничего, но…
Наступило 7 мая 1994 года. У нас в это время солнце почти не заходит. Предстояло выполнить простой рейс Архангельск-Москва и обратно. Погода с утра-отличная, видимость миллион на миллион.
Из Шереметьева, простучав колесами по бетонным плитам, взяли курс на Архангельск.
Все шло нормально, пока не приступили к снижению и стали выпускать шасси. Рассчитываю курс к третьему развороту, и докладываю Николаю Фишову-нашему второму пилоту,- он управляет кораблем. Жорж Алексеевич Елисеев - командир - за всем на контроле.
Точка выпуска шасси. Теперь работает бортмеханик Юра Биркин. Слышу его доклад: не вышла правая стойка. Ребята пробуют убрать и выпустить еще раз-аналогично.
Доклад командира на землю. Запас топлива позволяет продержаться в воздухе не менее одного часа. Обстановка - спокойная, время есть. Пытаемся разобраться, в чем дело. Вытащили "Руководство по эксплуатации", читаем все по пунктам и действуем - бесполезно.
По инструкции - если шасси не вышло после трех попыток, то оно уже и не выйдет. К этому времени начинаем понимать, что к нашему диспетчеру на земле подъехали "помощники", - поступают команды одна нелепее другой, на что наш умница командир не выдерживает и говорит в эфир:- "Я лечу на Ту-134, а не на Ан-24", в ответ КДП замолкает на некоторое время.
Заставили нас выполнить еще несколько попыток, в результате чего не вышла и не встала на замок также и передняя стойка (выдавили из бачка всю гидросмесь).
А вот теперь дело приняло серьезный оборот. Мгновенно вспыхивает ярость, закипает злость. Что же мы за люди такие-не имеем понятия, а лезем командовать и руководить? Ладно бы на земле - а ведь у нас кроме нас самих - 64 пассажира, и, как всегда, еще и дети!
К этому времени стюардессы уже подготовили пассажиров и салон к аварийной посадке. Люди знают, в чем дело. Командир отправляет меня посмотреть, как дела в салоне. Выхожу. Вижу, что кресла напротив аварийных люков освобождены. Лица у всех сосредоточены, а люди смотрят на меня с надеждой и мольбой. Какая-то женщина взяла меня за руку и говорит: "Постой со мной, мне будет легче". Дальше вижу - сидят в несколько рядов молодые, и, как мне показалось, очень крепкие ребята, и один из них говорит мне: "Командир, иди, занимайся своим делом, здесь будет порядок". Глядя на его мускулистые руки, я понял, что здесь действительно будет порядок, и никакой паники. Оказалось, это были наши гражданские моряки, некоторые летели домой из-за границы. Ну как не гордиться такими ребятами? А самолет летит, топливо тает, гидробачок пустой.
Я прекрасно понимаю, что произойдет после касания самолетом полосы без основной и передней стоек на скорости 190 км/час - мясорубка начнется. Сел я в кабину, одел свою военную кожаную куртку, застегнулся. Это на случай, если начнет нас рвать на части, то чтоб у жены была возможность хоть фрагменты мои собрать. Почему-то подумалось, что похоронят меня на родной Украине возле деда, ведь все знали, что мы с дедом были друзья. Жена, думаю, через пять лет выйдет замуж, сын уже почти взрослый, не пропадет. И стало мне все безразлично, сердце задеревенело. Пролетел очередной круг над полосой, посмотрел на свой балкон, и такой он мне показался чужой и ненужный, а земля - совсем нежеланной. Никого я больше не вспоминал, и не проносилась передо мной прожитая жизнь. Чувства и эмоции пропали. И понял я, что ни себя, ни других мне уже не жаль.
И тут Юра Биркин вдруг предлагает залить в бачок, что за креслом второго пилота, имеющуюся на борту жидкость. Девочки принесли весь лимонад, но этого оказалось недостаточно. Обратились к пассажирам. Люди начали отдавать кока- и пепси-колу, какой-то мужчина принес две бутылки - водку, вино. Юра осмотрел и вежливо, с юмором, ответил, что такую жидкость жалко выливать, а надо бы оставить до лучших времен. Залили, и начали вручную создавать давление, так как автоматика почему-то не работала.
А его надо довести до 240 атм. Работаем поочередно ручкой, чуть ли не до потери сознания, а давления нет и нет. Силы покидают, а еще нервное напряжение! Потом Юра говорит: " Ребята, я забыл закрыть горловину!"
Ну что тут скажешь?
Закрыл, а силы уже не те. И пошел Юра в салон за помощью. Обратился к одному здоровяку, а тот показывает, что по-русски не понимает. "Да на кой мне нужен твой язык?" и пригласил его в кабину. Здоровяком оказался индус - быстро создал нужное давление.
А мы уже на прямой, входим в глиссаду. Керосина осталось, что называется - пару ведер. Еще одна попытка выпустить переднюю стойку- получилось!!!
(Хоть длилось это, кажется, вечность)
Все. Снижаемся. Меня, как и положено в аварийных случаях, убирают из штурманской кабины. Иди-говорит командир, - и если что, расскажешь, как было дело. Я , Игорек, тоже жить хочу…

Обнял я ребят и оставил их одних.
Юра позже будет шутить - "Плохо без штурмана, теперь все битые стекла полетят на меня". Выпускают закрылки. Проходим дальний привод, ближний, ювелирное касание бетонной полосы, пробег. Самолет за счет скорости и подъемной силы еще держится, потом опускается на израненное полукрыло, нас сбрасывает в грязь на запасной полосе и начинает вращать. Носовую стойку срезает моментально от удара об автодорогу. Хорошо, что я уже далеко от своего штурманского места - мне бы там не поздоровилось!
В кабине мгновенно наступает темнота-иллюминаторы забрызганы грязью, и в то же время видно, как самолет обволакивает пена. Это уже работают пожарные. Из салона слышны возгласы:"Ура!" "Живем!" Буквально за полторы минуты самолет опустел. Люди покидали его через основной и запасные выходы быстро и без паники.
Самолет опустел, остались на борту командир и я. Опять обнялись и вышли из самолета.
Первое, что я увидел, это бегущих и всех в грязи, мою жену, и за ней - моих знакомых ребят - офицеров авиаполка, бывших сослуживцев по второй истребительной эскадрилье. Посыпались радостные возгласы, шутки и смех. Такое не забывается.
Почему я об этом говорю? Да потому, что представителей нашего Аэрофлота, к сожалению, никого "в первых рядах" не было. Некоторые из них в это время сопровождали главу администрации Павла Балакшина, который бросил все свои дела и приехал на аэродром. Он-то нас и встретил, обнял и со слезами на глазах благодарил.
А дальше? Дальше пошли объяснительные. Причину отказа шасси обнаружили быстро. Оказывается, заправочный штуцер, который находился в стойке правого шасси, от старости лет оторвало, и эта болванка, под давлением 240 атмосфер, вылетела и перебила трубопроводы с гидросмесью. На второй день наш экипаж отправили в Москву в Шереметьево искать эту болванку. Нашли мы ее. Но наше ли это было дело?
Наградили денежной премией от имени Аэрофлота, пригласили в администрацию области и тоже дали денежное вознаграждение. Всем присвоили звание "Отличник Аэрофлота", а командиру (парадокс!) -повторно.
Дали еще немного полетать и всех подвели под сокращение.
А мы продолжаем встречаться 7 мая и отмечать свой второй день рождения.
Вот и вся история.
http://www.qrz.ru/articles/article49.html
lqPu9E4RY6o.jpg
bEIFTIwqa2s.jpg
 
Сверху