Полезные цитаты и ссылки на авиационную темактику

Арсений

Активный участник
Сообщения
1.413
Адрес
Санкт-Петербург
Сюда складываем полезные цитаты от разных людей.

Полезные - это которые дают какие-то нетривиальные справочные знания. Табличные значения из секретки, воспоминания летчиков, раскрывающие боевые возможности машин и что-то в этом роде. Думаю, нелишним будет также приводить цитаты с других форумов от людей, осведомленность и компетенция которых не вызывает вопросов.

Сюда складываем полезные ссылки, проливающие свет на настоящее и прошлое ВВС. Лучше если по принципу один пост - одна ссылка, или цитата.

ЗДЕСЬ _НЕ_ ВЕДЕТСЯ ОБСУЖДЕНИЕ ЭТИХ ССЫЛОК! НЕ ЗАХЛАМЛЯЙТЕ ТЕМУ!

Считаю, что тему нужно сделать закрытой, а цитаты пусть вносят модераторы. Это будет правильно.

Начну.
Найди знакомого авиатора, попроси его посмотреть в секретке Рп для ряда российских и зарубежных ракет. Сильно удивишься.
Т-щ подполов...т. е. тьфу подполковник (со званием не напутал?) как младший по званию не смог устоять против такой настоятельной рекомендации. Пошел в "секретку", посмотрел - потом еще раз посмотрел.
Р-73М РМД-2 - 0,91 (условия пуска: ЗПС, цель на режиме работы двигателя максимал, дальность пуска - 0,5Дмах, цель не маневрирует, не ставит помехи).
AIM-9X - 0,94 (условия те же).

P-27ЭР1 - 0,92 (условия пуска: ЗПС, дальность пуска 0,5Дмах, цель не маневрирует, не ставит помехи).
AIM-120C7 - 0,97 (условия те же).
Столь любимая Вами "no escape zone" у AIM-120C7 имеет дальнюю границу не более 0,35 Дмах. А столь любимый акулычем режим HOJ вещь очень полезная, вот только в условиях отсутствия данных по дальности до цели дает Рп~0,38. Что уже не так страшно. ;) Так что кивать на справочники 25 летней давности не есть хорошо. Впрочем, не плачьте. Я сейчас Ваших оппонентов огорчать буду.

С Вашим любимым "летучим звероящером". Конечно, никаких 0,0001м2 там нет. Но и 0,3 о которых любит трындеть Погосян-заде увы тоже. А есть локальный минимум 0,0023м2 в ППС в узком секторе и локальный максимум в 0,078м2 в хвостовых ракурсах. Плюс эту заразу плохо видно в КОЛС. В ЗПС километров с 8-10, в ППС не более 1-3. Но и это не очень страшно. Кое что можно и тут придумать. ;)

Добавлено спустя 2 минуты 53 секунды:

Phaeton написал(а):
Полигонная по неманеврирующей цели почти 100% (конкретно какие ракеты не сказал, я спрашивал про рос. ракеты в целом - Р-73, Р-27, PBB-AE).
По маневрирующей -будет уменьшаться, цифр он естественно не назвал. Вообще тут много факторов, зависящих от ГСН - это одна из самых закрытых информаций.
Это у "пиджаков" она "почти 100%". А начнешь пуски - то она с АПУ не сойдет, то двигатель не отработает, то координатор ГСН дурит и самоликвидатор сработает. Нету на полигоне 100%, увы.
Автор: Alex_Alex
Ссылка

Добавлено спустя 4 часа 32 минуты 1 секунду:

Alex_Alex написал(а):
marinel написал(а):
Alex_Alex написал(а):
А в 75% будут значения, к нему близкие. Уймитесь, сударыня, измышлизмы т-ща п\полковника ближе к истине ,чем Ваши, увы.
Давайте все-таки обсуждать цифры, раз уж вы их сами привели.
Есть минимум и есть максимум, по какому закону вы считаете?
Если взять закон нормально распределения, то тут увы вы неправы т.к. среднеарифметическое значение вполне подойдет.
А я не по закону считаю, а по диаграмме распределения. Прилагательно к основным ракурсам. Вы можете считать что угодно и как угодно. Если Вам нужно значение ЭПР для расчета дальностей обнаружения - можете брать 0,0034 и не париться. Если хотите снова поднять холивар - берите сразу 100, не мелочитесь.
Автор: Alex_Alex
Ссылка
 

Арсений

Активный участник
Сообщения
1.413
Адрес
Санкт-Петербург
1.
Ярослав С. спрасил: -
Вас готовили к войне в условиях массированного применения ядерного оружия?

Ну конечно же готовили. Начиная с училища и продолжая ежегодно в полках. Так требовала в те времена ситуация и обстановка на планете. Несколько раз мир подходил к той тонкой грани, за которой могла бы начаться катастрофа планетарного масштаба. Сначала В-52, потом В-1, В-2 вооружились крылатыми ракетами, которые несли ядерный боезаряд. МиГ-31 легко обнаруживал крылатую ракету в полёте (несмотря на её такой малый коэффициент отражения). Но вот только уничтожать её надо было до первой точки коррекции, т.е. если её пуск был с носителя далеко в океане, то безопасно было уничтожить её ещё до береговой черты, т.к. при первой коррекции происходит её взведение и включается режим "недотрога". Этот режим предусматривает подрыв ядерного боеприпаса при попытке её уничтожения. А это чревато для самолёта, который выполнил пуск по крылатой ракете. Т.е. ударная волна, световое излучение и электромагнитный импульс при подрыве крылатой ракеты на небольшой дальности до самолёта-перехватчика естественно каким-то образом выведет его из строя или просто уничтожит (если дальность пуска по каким-то причинам будет предельно малая). Для этого отрабатывался маневр выхода из атаки после пуска ракет для уничтожения крылатой ракеты.
Но, чтобы не испытывать судьбу, проще уничтожить сам носитель крылатых ракет до рубежа их пуска. Вот для этого и существовали Ту-128 и сейчас стоят на вооружении МиГ-31, способные к довольно длительному барражированию в специальных зонах на направлении возможного подлёта "супостатов", в случае начала развития вооружённого конфликта с возможным применением ядерного оружия.
Ну, а о воздействии факторов ядерного взрыва на различные объекты, и воорудение в том числе, написано немало.
Олег

Автор: Олег Выдренок
Ссылка

2. Маневренные характеристики Су-27
Скан какой-то методички, где проводится сравнение маневреных качеств Су-27 с F-15, F-16 и Торнадо. Достаточно кратко и доступно.

Наибольший интерес представляет эта таблица, где видны режимы в которых имеет превосходство Су-27 либо F-15. Остальных своих оппонентов Су-27 значительно превосходит.

 

Арсений

Активный участник
Сообщения
1.413
Адрес
Санкт-Петербург
Все про ЭПР

1. CANADIAN FORCES COLLEGE / COLLÈGE DES FORCES CANADIENNES

MASTER OF DEFENCE STUDIES RESEARCH PROJECT
PASSIVE MULTISTATIC RADARS IN ANTI-STEALTH AIR DEFENCE

By Lieutenant Colonel Paul E. Hudson, BSc, CD1

Большая, умная, с формулами, и на английском статья о том, как обнаружить стелс, имея несколько разнесенных антенн.

Для тех, кто не знаком с буржуйским, будут интересны данные о ЭПР некоторых самолетов (стр. 9/65):


Тем не менее, ЭПР самолета Рафаль вызывает удивление, поскольку по многочисленным данным, на самолете были предприняты меры по снижению РЛ-заметности. Это было бы логично, потому что соответствует общей тенденции развития боевой авиации, и, вероятно, французская конструкторская мысль и промышленность в силах освоить эти технологии.

Предоставил: Реалист

2. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СТЕЛС-ТЕХНОЛОГИЙ

А.Н. Лагарьков, М.А. Погосян


Краткая и доступная, зачитанная до дыр любителями авиации статья, содержит неплохой обзор методов снижения РЛ-заметности самолетов. Основные нарекания вызывает фраза:
Все описанные выше технологические разработки осуществляются как в нашей стране, так и в передовых зарубежных странах. Продемонстрируем мировую тенденцию изменения радиолокационной заметности сверхзвуковых маневренных самолетов (рис. 6). Если в 1980-х годах самолеты типа F-15 имели ЭПР более 10 м2 то у модернизированного авиационного комплекса ЭПР составляет 1-1.5 м2, а у перспективных авиационных комплексов пятого поколения, таких как F-22, JSF, - 0.3 м2. Еще меньшее значение ЭПР у модернизированного отечественного самолета МиГ-21.

3. А.М. Сотников, Р.Г. Сидоренко, Г.В. Рыбалка
Харьковский университет Воздушных Сил им. И. Кожедуба, Харьков
ОЦЕНКА ОТРАЖАЮЩИХ СВОЙСТВ НАЗЕМНЫХ И ВОЗДУШНЫХ ОБЪЕКТОВ
С ПАССИВНОЙ ЗАЩИТОЙ НА ОСНОВЕ КОМПОЗИТНЫХ
РАДИОИЗОТОПНЫХ ПОКРЫТИЙ


Краткая, доступная статья, содержит моделирование ЭПР танка Т-90, и крылатой ракеты ACLM до и после нанесения РПМ.

Предоставил: inf1kek

4.
Утверждается, что это кусок обшивки самолета f-117, сбитого над Югославией.

5.
Вот занятная картинка, которую я уже приводил:

b2rcsvt2.jpg


Это результаты компутерного моделирования ЭПР Б-2 (правда, неизвестного происхождения :-D ). Смотрим на нижние графики (верхние --- железяка без покрытий). Как видим, правы и те, кто говорит, что ЭПР Б-2 составляет 1м2, и те, кто говорит, что она составляет 0,000001м2 :-D . Если же говорить о средней ЭПР, ИМХО по этим графикам можно её расценивать как 0,0001...0,1м2, в зависимости от ракурса (да и от метода усреднения результат зависеть будет).

Что в этой картинке занятно --- никак не могу найти источник, откуда она была взята (хотя была скачана с инета) --- все следы этого файла в довольно короткий срок загадочным образом испарились --- что наводит на мысли :-D . Имя файла в своё время было сохранено изначальное, однако поисковики дружно молчат…

А вот ещё любопытная картинка:

t33-rcs-polar.jpg


(Источник: http://www.aerospaceweb.org/question/el ... 0168.shtml )

--- ЭПР американского учебного самолёта Т-33 :-D . Как видим, в зависимости от ракурса, ЭПР меняется от 300 (!!!) до 0,1 (!!!) м2 --- в 3000 раз!

Выводы? --- Они просты. Я думаю, что, говоря об ЭПР разных самолётов, в большинстве случаев мы говорим о средней температуре по больнице. А потому более интересны, во-первых, именно сравнительные данные, представленные специалистами (с большой степенью вероятности дающие цыфирьки по разным ЛА, снятые для одних и тех же условий (то бишь с одинаковых углов и при одинаковых методах усреднения результата --- иначе сравнение для специалиста просто бессмысленно)) --- например, труды господ Ричардсона и Хадсона. А во-вторых, результаты моделирования, представленные в виде графиков зависимостей ЭПР от угла облучения, особенно если оно делалось независимыми источниками. Хотя ни в одном из этих двух случаев тоже никто не может ручаться за достоверность.
Автор: Реалист

6. АНАЛИЗ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ СЛОЖНОЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОНФИГУРАЦИИ
Большая умная статья со сложными формулами на русском о рассчете ЭПР сложных объектов.

Предоставил: Barbudos

Там есть любопытная картинка:

Рис. 1. ДОР малозаметного самолета В2. b =15° при a =0° ..90° , b =-15, a =0° ..-90°

7. F-22 Raptor To Make Paris Air Show Debut
Статья в aviationweek, где сказано о том, что ЭПР Раптора составляет -40dBsm, несмотря на то, что в ТЗ на истребитель бала заявлена на порядок большая величина.
The F-22s overperformance includes a radar cross section that is “better” than was contracted for, the company says. That classified requirement has been calculated at a -40 dBsm, about the size of a steel marble. By contrast, the F-35 is thought to be a -30 dBsm, the size of a golf ball.

8. Блог Индуса, который рассказал о том, что ЭПР ПАК ФА = 0,5 м2. Ему об этом якобы поведал источник в минобороны Индии, которому об этом рассказали на КНААПО.

Вот что пишет сам индус про свой источник:
http://ajaishukla.blogspot.com/2010/01/ ... -next.html
The figure that I have is from an MoD source, who has, in turn, heard it from a Sukhoi designer at KnAAPO. I would not bet my life that the figure is entirely accurate.

9.
ГЕРКОН32 написал(а):
ник69 написал(а):
Так огласите же немедленно всю громкую правду про эту выдумку империалистов !!!

Вуаля...)

Вот приобретение последнее:


Куча проекций, фото и описания указанных машин.
Нас там интересуют общии выкладки о 5-м поколении как таковом, собственно Раптор тоже современник указанных машин и далеко не нов уже.

К слову о недавнем высказывании по поводу "больных академиков"... :-D
Автор той, книги, о которой шла речь ранее - академик Е. Федосов, Генеральный директор ГосГИИАС (Государтсвенный научно-исследовательский институт авиационных систем). Один из ведущих специалистов России в области авиационных комплексов и бортовых систем летательных аппаратов. Весьма авторитетная фигура не только у нас, но и за рубежом, его мнение высоко ценится и там.
Посему назвать автора больным параноиком - можно лишь порекомендовать взглянуть в зеркало и задаться вопросом "А судьи хто?"..)

Итак, о пятом поколении вообще или 3-х основных жупелах, так настойчиво продвигаемых в массы:


А это очередное подтверждение цифр, которые я уже устал тут приводить - они есть в ТЗ, озвученны конструкторами нашими 5-го поколения, вот уже пропечатаны открытым текстом для неверующих:


Это обычные СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЕ значения, по которым работают и ПВО и наша авиация. И не только наша, но и вся остальная, как получается.
Честно, если еще кто то начнет всерьез мусолить ЭПР в 0,0000х - это уже даже не остроумно... :???:
 

Арсений

Активный участник
Сообщения
1.413
Адрес
Санкт-Петербург
Боевое применение, воздушные бои

1. Немного разборов воздушных боев янки в Ираке.
Dogfights of desert storm. Рart1
Dogfights of desert storm. Рart2
Dogfights of desert storm. Рart3
Dogfights of desert storm. Рart4
Dogfights of desert storm. Рart5

2. Очень интересные и содержательные статьи об американо-индийских учениях (Коуп-Индия, Рэд Флэг)
Мы встретили врага – и оказалось, что это мы сами
Американский "Орёл" против МиГов и Су

Хронология:

Время: 2004
Место: а/б Гвалиор, Индия
Самолеты: F-15C с РЛС AN/APG-63 с американской стороны и МиГ-21, МиГ-27, Мираж-2000 с индийской
Формат учений: воздушные бои Индийские ВВС против Американских.
Результат учений: Индусы на Миг-21 бизон, используя израильские станции РЭБ, ставили помехи американским F-15, прорывались в зону ближнего воздушного боя, и, используя численное приемущество, нередко побеждали.
Вывод: МиГ-21 бизон по боевой эффективности мало чем уступает F-15C c РЛС AN/APG-63

Время: конец 2005
Место: а/б Калейкунда, Индия
Самолеты: F-16C и МиГ-21 бизон, Су-30МКИ + E3 Sentry
Формат учений: воздушные бои в смешаных эскадрильях при поддержке Аваксов. Потолок был ограничен средними высотами, что снижало дальность пуска AMRAAM, и приводило к большей чувствительности результата учений от маневренных х-к самолетов.
Результат учений: написано только, что Индусы на АВАКС быстро реагировали
Примечания: высокий уровень подготовки индийских пилотов, отсутствие типичной тактики "красных"

Время: 2008
Место: а/б Неллис, США
Самолеты: Су-30МКИ, F-15C
Формат учений: Воздушные бои Су-30МКИ против F-15C.
Результат учений: летчики F-15C смогли успешно противостоять сверхманевренным свойствам Су-30МКИ за счет специальной подготовки по тактике боя со сверхманевренными истребителями. Продемонстрированное преимущество F-15C в ближнем бою, безусловно, является преходящим явлением. Поняв свою слабость в тактическом ведении ближнего воздушного боя с использованием элементов сверхманевренности, индийские летчики, безусловно, найдут со временем приемы, позволяющие им, используя маневренные свойства истребителей Су-30МКИ, противостоять в воздухе истребителям F-15C, пилотируемым летчиками американских ВВС.

Основные выводы и тезисы:
1) Британское агентство DERA, используя моделирование воздушных боев, оценило шансы F-15C с РЛС AN/APG-63 против Су-35 (старого) как 0,8:1
2) В 2003 году по результатам воздушных боев американцами был установлен коэффициент 8,1:1 для F-15C с РЛС AN/APG-63(v)3 (АФАР) против Су-35. Су-35 имитировался при помощи F-16C. Данные получены для дальнего ракетного боя при внедрении системы Централизованного Сетевого Управления для истребителя F-15C (Авакс?)
3) При изъятии системы централизованного сетевого управления коэф-т побед F-15C с РЛС AN/APG-63(v)3 (АФАР) над Су-35 становится 3,1:1
4) Умелая тактика и специальная подготовка летчиков может скомпенсировать техническое превосходство противника.

3. Учебные воздушные бои в Липецком центре боевого применения и переучивания летного состава.
Воздушный бой 1 на 1 Су-27СМ
Воздушный бой 4хСу-27 на 4хМиГ-29 Липецк

Обсуждение этих видео ЗДЕСЬ

4. Некоторые данные о учениях, проводимых с участием F-22

"Рэптор" вышел на боевое дежурство
Статья в НВО.
Апробацией общей концепции авиационных экспедиционных армий стали общевойсковые учения «Норден Эйдж», прошедшие в мае–июне 2006 года на авиабазе ВВС США Эммендорф на Аляске. Для этого были задействованы 12 истребителей F-22 из состава 27-й авиаэскадрильи. В ходе учений этими истребителями было проведено 26 сбросов управляемых бомб JDAM по целям. Все бомбы, имеющие программированное наведение с навигацией от спутниковой системы GPS, поразили заданные цели.
Однако основной задачей, решавшейся «Рэптором», являлась борьба с истребителями «красных», которые имитировались специально выделенными для этого самолетами F-15C, F/A-18C и F/A-18E. Одновременно в воздухе могло находиться до 40 самолетов «красных», которые по имитируемым характеристикам соответствовали самолетам российского производства МиГ-29, Су-30 и Су-24. «Красные» условно использовали в воздушном бою ракеты «воздух–воздух» Р-73 и РВВ-АЕ российского производства и PL-12 китайского производства.

За первые семь дней учений истребители F-22 одержали в воздушных боях 144 условные победы. Из этого количества только три пришлись на ближний воздушный бой с «противником». Во время этих учебных боев истребители F-22 ни разу не прибегали к использованию доступных им элементов сверхманевренности. Летчики отмечали, что наиболее выгодной для них была позиция, занимаемая на высоте около 20 000 м (что на 4500 м выше зоны, где обычно летают истребители четвертого поколения). Там они могли использовать преимущества сверхзвукового крейсерского режима полета, сканируя воздушное пространство и подстилающую местность с помощью бортовой РЛС и пассивных датчиков.

Raptors 144, Bad Guys 0
In the first exercise week, while flying in joint teams with F-15 Eagles and F/A-18 Hornets, the Raptor was able to produce a whopping 144-to-0 kill ratio.

The Raptor in the Real World
Тут много английских букаф, которые я не очень хорошо понимаю, было бы здорово, если бы Бриз выделил ключевые моменты, и перевел.
 

Арсений

Активный участник
Сообщения
1.413
Адрес
Санкт-Петербург
Про РЛС и радиолокацию

1.
Реалист написал(а):
Крошка Цахес написал(а):
Реалист
Когда вы говорите, что дальность пропорциональна корню четвертой степени, там же коэффициент какой-то перед корнем, да? Почему вы думаете, что этот коэффициент одинаков для Барсика и APG-77?
Основное уравнение радиолокации гласит:

РRX = (РTX * G^2 * λ^2 * s)/((4*π)^3 * R^4)

где:

РRX --- мощность отражённого сигнала, пришедшая на вход приёмника (в случае определения предельной дистанции --- пороговая чувствительность приёмника), Вт. Пороговая чувствительность реального приёмника отличается от пороговой чувствительности идеального приёмника на величину коэффициента шума (NF).

РTX --- мощность, излучаемая передатчиком, Вт

G --- коэффициент усиления антенны (в разах по мощности, по отношению к изотропному излучателю) --- если величина G для приёма и для передачи не совпадают (например, передающая антенна одна, а приёмная другая), то вместо G^2 следует использовать произведение GTX*GRX

λ --- длина волны сигнала, м

s --- ЭПР цели, м2

R --- расстояние до цели

π --- число "пи" (3,14) (сорри, не знаю, как тут вставить правильную закрючку)

--- так что где какие тут коэффициенты, судите сами :-D .

Крошка Цахес написал(а):
Что я хочу сказать, это, значит, с радиолокатора приходит, грубо говоря, прямоугольный массив со значениями мощности принятого сигнала с разных направлений, сырые данные с шумом. Нельзя ли их обработать? К примеру, за единицу времени приходит несколько таких картинок, в которых шум, разумеется, декоррелирован. Можно сделать какой-нибудь калмановский фильтр и отрезать декоррелированный шум. Мне кажется, многое зависит от алгоритмов обработки поступающих данных, которые могут сильно влиять на коэффициент перед вашим корнем четвертой степени, нет?
Правильнее сказать "обработка сигнала". Да, имеет место. Цифровая (и у нас, и у них). Да, используя хитрые сигналы и хитрые методы их обработки, можно при худшей антенне и меньшей мощности иметь не худшие показатели дальности --- и наоборот, при лучшей антенне и большей мощности иметь разрыв по дальности по сравнению с более примитивным сигналом больше, чем по сравнению с навороченным. Расплата за это --- время обработки сигнала (рост энергетики сигнала прямо пропорционален длительности зондирующей посылки) --- которое, в свою очередь, ограничено маневрированием цели (зондирующая посылка должна отразиться от цели полностью, потеря хотя бы одного импульса из пачки приводит к полной потере информации из-за многократного ухудшения отношения Сигнал/Шум, происходящего в этом случае).

Возвращаясь к нашим баранам --- для APG-77 заявлена максимальная дальность 230 км по цели с ЭПР = 1м2. Для Барсика заявлена дальность (в среднем) 130 км по "цели типа истребитель" (по старым нашим стандартам это соответствовало 5м2, по нынешним, вроде как 3м2) ( http://airbase.ru/alpha/rus/b/bars/ ) --- применительно к цели с ЭПР 1м2 это соответствует дальности 87км либо 98 км (в зависимости от того, что понимать под "истребителем" --- 5м2 или 3м2). Соответственно, по цели с одинаковой ЭПР имеем выигрыш у APG-77, равный 2,3...2,6 разам. А по моей прикидке касаемо энергетики получался выигрыш APG-77, равный 2,8 разам. Мораль какая? Да простая --- обработка сигнала у наших как минимум не хуже --- т.к. по дальности Барсик уступает даже меньше, чем уступал бы "при прочих равных условиях" (т.е. при одинаковой обработке сигнала). Так что вот так-то... То, что янки преподносят сейчас как некие ноу-хау в сигналах (типа LPI), нашим студентам радиотехнических и авиационных ВУЗов читалось ещё лет 20 с гаком назад на лекциях по замусоленным методичкам хрен знает каких мохнатых годов --- в которые поди всё это ещё на лампах делалось или на транзисторах П416 и МП39 :p --- и, соответственно, в габаритах, скорей всего отнюдь не самолётных...

Автор: Реалист
Ссылка


2.
Цифровой антенной решёткой называют АФАР, в которой формирование диаграммы направленности в приёмном канале реализуется в цифровом виде. Т.е. отсутствует аналоговый фазовращатель в каждом модуле, но зато стоит АЦП. Сигналы с АЦП всех модулей поступают в схему, где складываются с домножением каждого на комплексный коэффициент для получения нужной ДНА. Таких схем формирования ДНА может быть много, т.к. размножить цифровой сигнал от модулей - не проблема.
Не совсем корректно противопоставлять термины ЦАР и АФАР, потому что ЦАР это АФАР, а АФАР может быть и ЦАР. Но для упрощения давайте договоримся, что АФАР без ЦАР будем называть просто АФАР, а ЦАР - ЦАР :)
Автор: Mixalych
Ссылка


3. ТТХ зарубежных БРЛС (по материалам Breeze)



4. Дальность действия РЛС
Дальность действия РЛС, использующих отражённые сигналы (в отсутствии пассивных помех), при расположении передатчика и приёмника в одном месте определяется согласно основному уравнению:



где R — дальность действия; Р — средняя мощность зондирующих сигналов; Т — время, в течение которого должно быть произведено обнаружение объекта или определение его местоположения; Sэ — эффективная площадь приёмной антенны; σ - эффективная поверхность рассеяния; Q — телесный угол, внутри которого ведётся наблюдение; Еп — энергия отражённого сигнала, которая необходима для обнаружения объекта с заданной достоверностью или определения его местоположения с заданной точностью; L — коэффициент потерь, обусловленных отличием реальной системы от идеальной.
Автор: Бен-Ицхак
Ссылка
 

Арсений

Активный участник
Сообщения
1.413
Адрес
Санкт-Петербург
О состоянии Российских ВВС

1. Исследование журнала "коммерсант-власть" о том, что представляли собой ВВС РФ до реформы 2008 года.
Для истории полезно, да и вообще, "без прошлого - нет будущего".

2. "Сатурн" выходит из-за туч". Интервью с Виктором Чепкиным.

Очень много интересного про двигателестроение в нашей стране.

3. Мы переходим к АФАР Интервью с ген. директором НИИП Тихомирова Ю.Белым. Много интересного про текущую ситуацию в БРЛСостроении.
 

Marik

Активный участник
Сообщения
724
Адрес
Германия
Инфа по USAF:

Виды вооружений
Самолеты
БПЛА и др.

+ цены на все это добро
 

GOLEM

Активный участник
Сообщения
4.026
Адрес
Киев
http://www.aph.gov.au/house/committee/jfadt/adfair/subs/sub20.pdf
Официальный отчет Коппа правительсву Австралии. Оценка рисков, боевых возможностей ВВС в регионе. Сравнительные характеристики БРЛС и много другой интересной инфы (английский).
PS сайт парламента Австралии :grin:
 

Арсений

Активный участник
Сообщения
1.413
Адрес
Санкт-Петербург
a1tra написал(а):
paralay написал(а):
Так чем отличается мидель от вида спереди?

А тем, что вид спереди у тебя будет иметь одну постоянную площадь, а сечений можно нарезать сколь угодно много.

d2ae2833b921.png


На рисунке сверху, миделевое сечение отмечено красным. Как видим, его площадь самая высокая - 3,97 квадратных метра. Сечение с самой большой площадью называется миделевым.

Если сделать ещё несколько сечений, отмеченных зеленым, то можно построить график площадей сечений.

Распределение площадей поперечного сечения самолета вдоль его строительной оси должно быть подобно распределению площадей для тела вращения с минимальным лобовым сопротивлением, при условии конечно, что мидели у них совпадают. Это и есть правило площадей.

220px-Sears-Haack.png

тело вращения с минимальным лобовым сопротивлением

Автор: a1tra
Ссылка
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Ну вот таки искомые табллицы по БРЛС нескольких современных истребителей.
Разобраны варианты максимум, т.к. ни радара S диапазона, ни радаров бокового обзора, ни механического доворота АФАР реализованно так и не было. Съэкономили... :-D прочем на хар-ки основной АФАР это никоим образом не влияет.

Красненьким специально отмеченны дистанции и условия в сноске внизу, при которых она - эта дистанция - достигается (п.1 - это штатный поисковый режим, п.2 работа по цели всеми каналами БРЛС с накоплением в узком секторе 10 гр.)
Надеюсь это наконец то утихомирит тутошнии дебаты и поставит точку в опросе о немыслимых дистанциях обнаружения этих радаров. Если вчитаться - все вполне обычно и укладывается в законы физики и тех. возможности современной схемотехники.
Издание выпущено недавно (2005г) под редколегией 16 профессоров, докторов тех. наук и академиков, почти все связаны с оборонкой. На мой взгляд это более весомый аргумент чем ссылки на варолайн и ф-16.нет...)


 

scout

Активный участник
Сообщения
3.181
Адрес
Athens
mayak
В твоей схеме имеется ошибка:

Мираж-2000 это поколение 4 а не 3 как нарисовано здесь.
 

Арсений

Активный участник
Сообщения
1.413
Адрес
Санкт-Петербург
Образец сравнения маневренных возможностей от Breeze (Су-27 против F-22):


- Итак, начнём потихоньку. Возникнут по ходу вопросы - задавайте.

Манёвренность - способность летательного аппарата с максимальной скоростью изменять положение центра масс в пространстве, а так же разворачиваться с максимальной угловой скоростью относительно связанных с самолётом координатных осей.

Манёвренность самолёта определяют следующие факторы:
1. Максимальная тяговооружённость.

Тяговооружённостью называется отношение тяги двигателей самолёта на данном режиме полёта к его текущему полётному весу. Для сравнения боевых возможностей самолётов берут обычно вес со стандартным боекомплектом и половинной заправкой топливом.
http://en.wikipedia.org/wiki/Sukhoi_Su- ... Su-27SK.29
http://www.airwar.ru/enc/fighter/su27sk.html
http://www.airwar.ru/weapon/avv/r27.html
http://www.airwar.ru/weapon/avv/r73.html
Су-27: 16,380+9,400:2+6х253+2х105+100=22,908 кг
Двигатель АЛ-31Ф, тяга у земли на месте на макс. форсаже - 12,500 кг
Тяговооружённость μ=12,500х2/22,908=1.09

http://en.wikipedia.org/wiki/Lockheed_M ... ifications
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f22.html
http://www.designation-systems.net/dusrm/m-120.html
http://www.designation-systems.net/dusrm/m-9.html
F-22: 19,700+4,125+6х157+2х85+100=25,037 кг
Двигатель F119, тяга у земли на месте на макс. форсаже - 15,890 кг
Тяговооружённость μ=15,890х2/25,037=1.27

Теперь рассмотрим, как меняется тяга двигателей в зависимости от высоты и скорости. Для АЛ-31Ф у нас есть готовый график его высотно-скоростных характеристик:
http://paralay.iboards.ru/download/file ... &mode=view

Для F119 нас нет готового графика, но нам известна его степень двухконтурности, она весьма мала и составляет всего лишь 0.2, тогда как у АЛ-31Ф она 0.57:
http://www.airwar.ru/enc/engines/al31f.html
Поэтому будет справедливым для того, чтобы посмотреть, как протекает изменение тяги в зависимости от высоты и скорости, возьмём "за основу" график от двигателя Р-35 с последних модификаций самолёта МиГ-23, он вообще одноконтурный, т.е. степень двухконтурности 0.0:
http://paralay.iboards.ru/download/file ... &mode=view
http://www.airwar.ru/enc/engines/r35.html

И мы отчётливо видим, что на двигателе с степенью двухконтурности 0.0 графики изменения тяги по скорости существенно круче, чем на двигателе со степенью двухконтурности 0.57. В полном соответствии с теорией реактивных двигателей.
Отсюда мы можем совершенно определённо сделать вывод, что на одной и той же скорости прирост тяги для F119 будет больше, нежели прирост тяги для АЛ-31Ф. Поэтому тяговооружённость самолёта F-22 по сравнению с тяговооружённостью самолёта Су-27 с ростом скорости станет возрастать, а преимущество в тяговооружённости - увеличиваться.

По п.1, тяговооружённости: F-22 имеет преимущество над Су-27 на 16.5% изначально, затем, во всём диапазоне скоростей, с ростом скорости это преимущество только возрастает.

2. Минимальная удельная нагрузка на крыло.

Су-27 - площадь крыла - S=62 м2; G/S=22,908/62=369.5 кг/м2
F-22 - площадь крыла - S=78 м2; G/S=25,037/78=321 кг/м2

По п.2, по удельной нагрузке на крыло мы совершенно ясно видим, что у F-22 она на 15% меньше, чем у Су-27, снова явное преимущество за F-22.
3. Максимальное аэродинамическое качество.
- Мне vovan22 приводил данные, что качество максимальное F-22 порядка 12.5-12,7, тогда как у Су-27 Кmax=11.6.
Однако: у F-22 ракет упрятаны вовнутрь и на его качество никак не влияет их наличие или отсутствие. Тогда как у самолёта Су-27, при внешней подвеске 8 УРВВ, неизбежно увеличивается сопротивление, сиречь - падает аэродинамическое качество.
Ориентируясь по книжке "Практическая аэродинамика самолёта МиГ-29" (она есть в сети, любой желающий может её скачать), по тамошнем рис.2.4, рис.2.6 и рис.2.13, я прикинул, что подвеска восьми ракет на Су-27 приведёт к увеличению его коэффициента лобового сопротивления на ~0.0067, что приведёт падению его Кmax с 11.6 до 10.2-10.4, то есть:
по п.3 разрыв в Кmax увеличится с 9% до 22% в пользу F-22.

4. Максимальная располагаемая перегрузка во всём диапазоне скоростей.

У Су-27 максимальная перегрузка 8g на М до 0.85, 6.5g на М от 0.85 до 1.25 и 7g на М>1.25.
У F-22 в боевой обстановке максимальная перегрузка 9.5g, и поскольку его система автоматического управления работает через компьютер, ИМХО, она таковой и остаётся во всём его диапазоне скоростей, от минимальной до максимальной, разумеется, с учётом возможностей, обусловленных ограничениями по критическому углу атаки в зависимости от текущей приборной скорости, что опять же САУ выполняется автоматически и разгружает лётчика от необходимости строгого контроля параметров по критическому углу атаки и не требует запаса по углу на собственное время реакции.

Рассмотрим дополнительно несущие свойства крыльев Су-27 и F-22/
От vovan'a22:
Располагаемая перегрузка:
nу расп=1g на V=89КЕАS, т.е. минимальная приборная скорость горизонтального полёта при взлётном весе 27 тонн будет 89 узлов = 165 км/час.
nу расп=8g на V=252КЕАS, т.е. минимальная приборная скорость, на которой он может выполнять манёвр с перегрузкой 8g - 252 узла = 467 км/час.

У Су-27СК, по его РЛЭ (есть в сети), стр.9, минимальная скорость горизонтального полёта 200 км/час.

У Су-27, по рис.1 в Приложении к вот этой книжке:
http://www.airwar.ru/other/bibl/su27mh.html
на той же скорости 467 км/час максимально допустимая перегрузка будет не 8g, а всего лишь 5.4g.

По п.4 у F-22 в ближнем бою по перегрузкам и максимальным углам атаки безусловное преимущество над Cу-27.

5. Максимальные коэффициенты аэродинамических моментов по всем осям.

6. Минимальные моменты инерции по осям.
- По этим пунктам у меня нет данных.

От vovan'a22 ещё кое-что по F-22:

Н=4500м
Макс. углoвая скорость неустановившегося виража 18град/сек М=0,78
Установившегося 15 град/сек
Минимальный радиус 312 м

Для F-22 с управлением вектором тяги:
угол атаки градусы....2-4...10...20...30.....40....60
макс. угл. ск. крена...196..179..105..64..18-20..11 гр/сек

F-22 без управления вектором тяги:
На углах атаки 10гр - 150 гр/сек, 20гр - 50 гр/сек

Для F-15
угол атаки градусы...2.....10...20..30
макс. угл. ск. крена..206..107..37..9 гр/сек

Для F-16
угол атаки градусы...до 6...20....25
макс. угл. ск. крена...190..150..~70 гр/сек

7. Наилучшая САУ.

8. Наилучшая адаптивная механизация крыла.
По п.7 и п.8 просто априори сомнений быть не должно.

Итак: мы видим, что и в ближнем воздушном бою у Су-27 нет никаких преимуществ перед F-22, но наоборот, все абсолютно явные преимущества в руках лётчика последнего (даже не принимая во внимание наличие УВТ).
 

sivuch

Активный участник
Сообщения
2.789
Адрес
Питер
И для AIM-120С7 дал мне один канадец Р=0.97 со всех дальностей, вплоть до 120 км на больших высотах и встречных курсах по неманеврирующей цели, Р=0.7 - по маневрирующей с максимальной перегрузкой с дальностей от максимальной до Д гарантированной (no escape zone), далее - вероятность близкая к единице
http://waronline.org/fora/index.php?thr ... 52/page-88
особо можно отметить источник информации
А это по буре в стакане,статистика
http://csis.org/files/media/csis/pubs/9 ... chap07.pdf
 
Сверху