АПЛ проекта 671РТМК

Тема в разделе "Подводные силы", создана пользователем Tigr, 21 дек 2015.

  1. Tigr

    Tigr Модератор Команда форума

    Регистрация:
    30.11.11
    Сообщения:
    24.686
    Симпатии:
    7.296
    Адрес:
    Саратов
    Служба:
    Не служил
    О лодках проекта 671РТМК Северного Флота

    Как сообщает ресурс в ВК "Подводники России" подводная лодка Б-138 "Обнинск" на днях вернулась с морей после выполнения задач Боевой Службы.

    [​IMG]
    фото из этого сообщества

    Одновременно появился тендер на утилизацию подводной лодки этого же проекта Б-388 "Петрозаводск". 14 декабря 2015 Росатом объявил тендер на утилизацию большой атомной подводной лодки проекта 671РТМ. По информации, размещенной на сайте RosTender.info, утилизации подлежит выведенная из эксплуатации в 2013 году АПЛ проекта 671РТМ заводской номер 657. Подводная лодка находится в акватории пункта базирования в губе Западная Лица Мурманской области, где и должна быть утилизирована до декабря 2017 года. Согласно конкурсной документации тендера, отработавшее ядерное топливо в реакторах будет доставлено сначала в пункт временного хранения радиоактивных отходов, а после переработки размещено в центре кондиционирования и долговременного хранения Северо-западного региона в губе Сайда. На выполнение работ выделяется 367 млн рублей.
    Т.о. в строю Северного Флота в 7 и 11 дивизиях в настоящее время насчитывается всего три подводные лодки проекта 671РТМК Б-138 "Обнинск", Б-414 "Даниил Московский" и Б-488 "Тамбов".
    Данные лодки были сданы ВМФ в 1990-1992 годах. При этом лодка "Тамбов" находится в ремонте на СРЗ "Нерпа".

    http://eagle-rost.livejournal.com/588985.html
     
  2. Tigr

    Tigr Модератор Команда форума

    Регистрация:
    30.11.11
    Сообщения:
    24.686
    Симпатии:
    7.296
    Адрес:
    Саратов
    Служба:
    Не служил
    Автономка "Обнинска": факты и предположения

    О возвращении с боевой службы большой атомной подводной лодки Б-138 "Обнинск" ("Полярные зори") (*) неделю назад сообщила на своей странице ВКонтакте группа "Подводники России" (ссылку 1 любезно предоставил Mikhail Bushuev). Могу ошибаться, но не будь этого, не было бы и официального сообщения Военного ведомства, последовавшего трое суток спустя (ссылка 2) (точно так же, в режиме "эха", вела себя пресс-служба Минобороны во время неожиданного захода Б-237 в Кронштадт и в целом ряде аналогичных случаев).. Как бы то ни было,. но заурядная на первый взгляд автономка многоцелевого атомохода в контексте многократно поднимавшейся в блоге темы острого дефицита корабельного состава атомных подводных сил приобретает черты значимого события.

    [​IMG]
    Швартовка ПЛАБ Б-138 "Обнинск" – возможно, после БС, но не сейчас, а 23.04.2005 (фото от Mihazol, forums.airbase.ru)

    "Где тебя носило?"

    О продолжительности и географии боевой службы Б-138, разумеется, ничего не известно, однако есть основания полагать, что развёртывание "Обнинска" было связано с военной операцией РФ в Сирии. Информация к размышлению: в 2011-2014 г.г. лодка прошла ВТГ в СРЗ "Нерпа"; крайнее (перед возвращением в ППБ) появление на публике датировано 26.07.2015 (погружение-всплытие в День ВМФ); проектная автономность ПЛАБ пр. 671РТМК – 80 суток; первый авиаудар ВКС РФ по ДАИШ – 30.09; время в пути от Заозёрска до Тартуса (немногим более 5000 миль вокруг Ирландии) в подводном положении на более-менее малошумном (и экономическом по ресурсу ГТЗА) 12-узловом ходу – 17 суток.

    На основе приведённых данных можно составить возможный график возможного дальнего похода "Обнинска": 13.09 – выход из Заозёрска, 30.09 – прибытие в восточную часть Средиземного моря, 30.11 – убытие из восточной части СЗМ, 17.12 – прибытие в Заозёрск. Если дело было действительно так (или почти так), лодка прошла в подводном положении не менее 10000 миль только по маршруту перехода с превышением автономности на 15 суток (с пополнением запасов в Тартусе или в открытом море). При этом, она должна была так или иначе пересечься с "Трумэном" (находился в Средиземке с 29.11 по 15.12) и "Ростовом-на-Дону" (19?.11-13.12).

    Новый взгляд на ноябрьские пуски

    17 ноября газета LeMonde со ссылкой на источник в минобороны Франции сообщила, что "утром русские произвели пуски крылатых ракет со своих кораблей в Средиземном море по целям в Ракке" (ссылка 3). В тот же день агентство Reuters, ссылаясь на официального представителя Пентагона, фактически подтвердило эту информацию, опубликовав короткое сообщение:.'согласно взаимным договорённостям, Москва заранее (ahead of the attacks) уведомила Вашингтон о том, что удары по целям на территории Сирии (в том числе и по Ракке) будут произведены как со стратегических бомбардировщиков,так и крылатыми ракетами морского базирования(sea-launched cruise missiles)'(ссылка 4). Добросовестно процитировав своих зарубежных коллег, РБК решил добавить конкретики (ссылка 5) и сел в лужу.

    ДЭПЛ Б-237 "Ростов-на-Дону", с лёгкой руки РБК ставшая 17 ноября героем дня, на тот момент ещё даже не прошла Гибралтарский пролив (скорее всегоссылка 6), а других кораблей ВМФ РФ, вооружённых ракетами 3М14, в Средиземном море не было и быть не могло. Точнее – надводных кораблей, т. к. крайне малочисленные на сегодняшний день атомные подводные силы располагали-таки четырьмя (всего четырьмя) подходящими лодками, которые теоретически могли оказаться в нужное время в нужном месте:"Пантера", "Нижний Новгород", "Даниил Московский" (маловероятно) и "Обнинск" (ссылка 7), причём последний был единственным, гарантированно вооружённым "Калибром-ПЛ" и имевшим не столь давний опыт учебно-боевого применения КР 3М14 (ссылка 8)..Другими словами,. если в нашумевшем сообщении ИА "РосБизнесКонсалтинг" заменить Б-237 на Б-138, всё встаёт на свои места (**).

    В бой идут одни "старики"

    Факт пребывания и активного использования "Обнинска" в составе сил постоянной готовности СФ (ВМФ РФ) безусловно радует, однако есть в этой радости и толика грусти, которую никак не получится оставить за кадром (спрятать в подсознании). Как уже говорилось, Б-138 принадлежит к проекту 671РТМК "Щука" – самому старому в наших атомных подводных силах, разработанному в середине 1974 г. и являющемуся переходным от второго к третьему поколениям отечественных АПЛ. Как известно, революционным по части снижения шумности стал пр. 971 ("Щука-Б") с двухкаскадной системой амортизации (подробнее – по ссылке 9), по сравнению с которыми лодки пр. 671РТМК – не то, чтобы "ревущие коровы", но почти. Вот что пишет по этому поводу Илья Курганов ([​IMG]ruspodplav), который знает, о чём говорит:

    "[Разрыв] по шумности ... по отдельным диапазонам и дискретам – в разы. Помню, в 1998 отрабатывались вместе с "Западной Лицей" (Б-524 – А.Ш.), она тогда ещё была в хорошем техническом состоянии. Гоняли её как слепого котёнка по комнате. Только после демаскирующих посылок она нас ("Вепрь") обнаруживала. Может, против НК ртмки ещё и пойдут, но вот для противолодочных задач они не годятся" (ссылка 11). И ещё:"При использовании ... приставки к штатному ГАК дальность "выпаски" ртмок, соответсвенно, увеличивается в разы. Нужно понимать, что с началом применения нештатной приставки "Рица-2000" мы по возможностям своих ГАК лишь достигли тех возможностей, которые уже были у "Лосей" [АПЛ типа "Лос-Анджелес" – А.Ш.] в штатной комплектации акустики. И что будет делать ртмка при встрече с 3-й серией "лося", не говоря уже о последующих "си вулфах" и прочих "вирджиниях"..." (ссылка 12).

    Разбираться в причинах сложившегося положения вещей с целью назначения виновных – бессмысленно и контрпродуктивно, поэтому ограничимся констатацией факта:российским подводникам приходится выходить в море и выполнять боевые задачи на морально и физически устаревших кораблях (эпитеты "древних" или "ветхих" тут, конечно же, не к месту), в то время как гораздо более современные АПЛ третьего поколения толпятся в акваториях судоремонтных предприятий и прикованы к причалам в своих базах в ожидании ВТГ, а единственный многоцелевой АПКР четвёртого поколения вот уже два года (!) не может стать полноценной боевой единицей. Будем надеяться, что с недавно переданного флоту "Гепарда" начнётся наконец ломка неприемлемого более статус-кво – путём ритмичного перевода "Щук-Б" из резерва 2-й категории в состав СПГ СФ и ТОФ (оригинал).

    (*) В атомном подводном флоте ВМФ СССР и РФ с целью повышения КОН практиковалась и, насколько известно автору, практикуется ротация экипажей подводных лодок за счёт формирования основного и нескольких сменных номерных экипажей, обученных управлению АПЛ определённого проекта .(в частности: 322-й, 485-й, 505-й, 603-й – пр. 671РТМ(К) .и 266-й, 281-й, 608-й – пр. 971). В тяжёлые для флота 1990-е 505-й и 603-й экипажи, наладившие шефские связи с Ленинградской и Кольской АЭС соответственно, стали неофициально именовать себя "Сосновым Бором" и "Полярными Зорями". Когда эти экипажи принимали и "держали" какую-либо лодку, они вывешивали на сходнях (трапах) брезентовые обвесы со своими наименованиями (ссылка 13), откуда (как правило, с фото) .и пошли недоразумения с действительными наименованиями АПЛ, перекочевавшие в СМИ и некоторые справочники по ВМФ РФ.

    (**) Отсутствие каких-либо официальных сообщений о возможных пусках КРБД 3М14 из подводного положения 17.11.15 могло быть вызвано по крайней мере тремя причинами: 1) обеспечением секретности развёртывания атомной подводной лодки в Средиземном море; 2) неудовлетворительными результатами пусков; 3) возможностью достижения большего военно-политического и военно-экономического (ВТС) эффекта в случае широкого (показного) освещения в СМИ уже запланированного боевого применения 3М14 с борта "Ростова-на-Дону".

    http://navy-korabel.livejournal.com/119026.html
     
Загрузка...

Поделиться этой страницей