Авиационные происшествия.

Slovak

Активный участник
Сообщения
11.655
Адрес
Литва
Уважаемые наши лётчики, оцените, пожалуйста, насколько вероятна фатальная ошибка пилота (двух!) в стандартной ситуации взлёта.
Да и не раз было. Дискавепри Вам в помощь. Там целый цикл передачь про авиапроишесивиях
 

Haker

Активный участник
Сообщения
9.958
Адрес
Россия
Самолёт развалился в воздухе. Под водой нашли хвостовую часть.
Всего нашли 11 тел.
Среди них уже опознали командира экипажа и помощницу начальника департамента культуры Минобороны Оксана Бадрутдинова.
Странно как-то ... если командир сидел пристёгнутым в кабине за штурвалом.
http://www.mk.ru/social/2016/12/26/nazvany-imena-dvukh-opoznannykh-zhertv-krusheniya-tu154.html
:ScratchOneSHead:
 

Specter

Активный участник
Сообщения
5.465
Адрес
МО, г. Лобня
И что?



Это вообще три взаимоисключающих друг-друга утверждения.

Выход на закритические углы атаки и сваливание Ту-154 на 500+ км/ч - это нонсенс. Сваливание - это критически малая скорость.


Скорость сваливания при ISA, на уровне моря, при массе в 100 тонн:

- Механизация убрана - 315 км/ч
- Механизация выпущена (закрылки на 28°) - 235 км/ч

Свалиться можно даже при пикировании. В РЛЭ об этом специально написано в части вывода из предельных углов.
 

SkyLab

Заблокирован
Сообщения
4.240
Адрес
Москва
насколько вероятна фатальная ошибка пилота (двух!) в стандартной ситуации взлёта.


Самая большая беда - работать "на автомате". И будь ты трижды опытным, если ты делаешь действие неосознанно, без контроля со стороны мозга, машинально - ты можешь наломать дров.

Даже на 737, на котором рычаги уборки шасси и закрылков расположены на прилично удалении друг от друга, и для операций с котороми требуется не одинаковые физические действия, пилоты убирали закрылки вместо шасси.
0_174b2e_cf617b21_orig


На Ту-154, на котором рычаги рядом, и для операций с которыми требуется примерно одно и то же действие - протянуть руку, потянуть рычаг и переместить вверх - таких случаев очень много.
0_174b2d_d755b6b8_orig


Лично знаком с двумя пилотами, которые, будучи молодыми, это делали. Благо, этот "косяк" эргономики известен давно, за молодыми присматривают тщательнее, чем за опытными - штурманы махом отсекали это действие и сували закрылки обратно, попутно огревая НЛ-10 стриженые затылки новичков.

Если же проворонить этот момент, то проблем можно огрести очень много - ведь шасси убираются сразу после взлета, когда самолет еще не набрал значительную скорость, на которой последствия резкого падения подъемной силы можно компенсировать достаточно безопасно.

При уборке закрылков на недостаточной скорости самолет стремится к земле, и если это стремление пытаться парировать взятием штурвала "на себя", можно выйти на критические углы атаки. И свалиться в непосредственной близости твердой земной поверхности.

Если самолет еще и тяжелый, то есть, масса близка к предельным, то все это в совокупности очень и очень критично.
http://denokan.livejournal.com/167530.html
 

baken

Заблокирован
Сообщения
2.757
Адрес
Россия. Москва.
SkyLab, оно понятно.
Но на рычагах разные набалдашники. Рука должна осечься не на том!
И смысл второго пилота? По идее, они должны контролировать друг друга. Прямая обязанность!
 

Pernatij

Активный участник
Сообщения
4.527
Адрес
Германия
А обледенение в тех широтах могло возникнуть в это время года??? Обрабатывался самолёт "антизамерзайкой" или там это ни к чему???

При той температуре - нет.
Могло возникнуть обледенение плоскостей во время стоянки за счёт холодного остатка топлива, но оно снизу плоскостей и не критично.
 

Pernatij

Активный участник
Сообщения
4.527
Адрес
Германия
C forumavia

РАСШИФРОВКА:

— ...Скорость 300... (Неразборчиво.)

— (Неразборчиво.)

— Забрал стойки, командир.

— (Неразборчиво.)

— Ух, ё-мое!

(Звучит резкий сигнал.)

— Закрылки, сука, чё за х**ня!

— Высотометр!

— Нам... (Неразборчиво.)

(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)

— (Неразборчиво.)

— Командир, мы падаем!

КОНЕЦ ЗАПИСИ

.

Бл...
 

Pernatij

Активный участник
Сообщения
4.527
Адрес
Германия
SkyLab, оно понятно.
Но на рычагах разные набалдашники. Рука должна осечься не на том!
И смысл второго пилота? По идее, они должны контролировать друг друга. Прямая обязанность!

А Вы попробуйте. Среди ночи, не спав часиков ....цать...

Денокан, откуда цитата взята, написал там же, шутя:

Я иногда шучу, что пилот В737 только тогда может считать себя состоявшимся, если он:

1. Выключил HYD SYSTEM B вместо ENGINE ANTI ICE (переключатели расположены на соседних рядах)

2. Нажал TOGA вместо отключения автомата тяги (кнопки находятся на РУДах близко, хотя они и по-разному расположены, но иногда люди путают действия "на автомате" - наше свойство человеческое)

3. А если он еще и махнул рычаг шасси ниже нейтрального положения, еще раз выпустив шасси, а потом тут же (машинально и на автомате) поставил его на уборку - то это просто мегасостоявшийся пилот.


Обычно в последнем случае экипаж привозит превышение по скорости уборки шасси.

Почему состоявшийся? Потому что теперь, имея три больших шишки, он, наконец, начинает понимать важность соблюдения трех вышенаписанных правил.


Далее - почему:

Самая большая беда - работать "на автомате".
И будь ты трижды опытным, если ты делаешь действие неосознанно, без контроля со стороны мозга, машинально - ты можешь наломать дров.

Даже на 737, на котором рычаги уборки шасси и закрылков расположены на прилично удалении друг от друга, и для операций с котороми требуется не одинаковые физические действия, пилоты убирали закрылки вместо шасси.

Такие случаи были и у нас, и не только на 737. Чисто психологически - это нормально.
Пункт 1 и 3 Ваш покорный слуга также исполнил, второй - не пришлось.

Убрать закрылки вместо шасси, уставшим, вполне возможно.


Перевод на русский:


РАСШИФРОВКА:

— ...Скорость 300... (Неразборчиво.) (стандартное)

— (Неразборчиво.)

— Забрал стойки, командир. (второй информирует что убрал шасси, видимо различив в предидущем "неразборчиво" приказ на это.)

— (Неразборчиво.)

— Ух, ё-мое! (вероятно чувствуется просадка)

(Звучит резкий сигнал.) (очень вероятно что это про низкую скорость - выход на критические углы атаки. Скорость в этот момент не более 300-320 км/ч, что нормально при выпущёней механизации, но ниже скорости сваливания если её вдруг убрать)

— Закрылки, сука, чё за х**ня! (замечено что закрылки не в том положнении что должны быть. Они должны убиратся гораздо позже)

— Высотометр! (это указание что высота ведёт себя не так как нужно - то есть самолёт "просел")

— Нам... (Неразборчиво.)

(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)

— (Неразборчиво.)

— Командир, мы падаем!

КОНЕЦ ЗАПИСИ
 
Последнее редактирование:

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
В ночи, на фоне неосвещённого моря, по навигационным огням определить высокий тангаж или нормальный?

Это абсолютно не возможно даже специалисту.
- Непонятны все эти дурацкие заявления: есть лента самописца, по ней можно сделать совершенно замечательную компьютерную анимацию-реконструкцию, по секундам, рядом - показания соответствующих приборов в динамике, - как сделали по самолёту, упавшему под Донецком. На это требуется некоторое время, надо просто подождать...



А вот лента самописца, на основании данных с которой была выполнена реконструкция:
48610.jpg


Покажите мне подобную ленту с этого Ту-154 и я вам "в стихах" по секундам расскажу, "что было" и "кто виноват"...
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
- Увы, видимо в этом всё и дело... :Cray: Раннее утро, недосып... Перепутал...
http://russos.ru/img/avia/pt154b-rle.pdf
стр.28, (9), (10).

0_174b2d_d755b6b8_orig


wx1080.jpg


ИМХО: Если бы командир попытался немедленно дать команду на уборку шасси и выпуск закрылков, и подготовиться к выполнению посадки на воду (а вдруг бы и вытянул у самой воды, - экранный эффект там, как никак, и движки тянут!) вместо того, чтобы инстинктивно (но бессмысленно) тянуть его на закритические углы и второй режим полёта, - могло бы произойти что-то вроде "чуда на Гудзоне"... А так он на закритических углах потерял скорость и потом хлестанул всем длинным фюзеляжем, да ещё с выпущенными шасси по воде, на такой скорости - всё равно, что по бетону. Их могла убить перегрузка при ударе.

Как правило, преодолеть инстинкты и вопреки им действовать рассудочно когда счёт времени идёт на доли секунды - труднее всего...

Видать, не судьба...

У нас в полку была выработана методика: командир экипажа давал команду следующим образом, - не "Убрать шасси!", а "Шасси! (полусекундная пауза) - Убрать!" Аналогично: "Закрылки! (полусекундная пауза) Убрать!"
Борттехнику (на Ту-134Ш он это делал) нужно было сначала взглядом найти соответствующую ручку уборки/выпуска, а затем уже протянуть руку и выполнить необходимое действие с конкретной арматурой.

Аналогичная микропауза полагалась и при выпуске механизации. Соблюдение этой методики требовали и за её несоблюдение (при прослушивании старшими командирами переговоров после полётов) - "драли"...

Именно способность выкрутиться в критической ситуации, в условиях жесточайшего дефицита времени, спасти себя и спасти всех на твоём борту отличает "отличного" лётчика от "нормального" лётчика. Отличный лётчик в нестандартной ситуации, которые случаются крайне редко, способен действовать вопреки имеющимся у него стереотипам.

"Нормальные" (обычные) в таких ситуациях как правило гибнут. Вместе с экипажем и пассажирами. Это уже чисто индивидуальная особенность мозга конкретного лётчика.

Вообще-то, этот уровень, эти способности проверяются на хороших тренажёрах, где хороший инструктор может вводить совершенно нестандартные, невероятные вводные, которые в реальной жизни за 100 лет могут не случиться. А могут - ВДРУГ! - и случиться, когда их не ждёшь.
И у нормального лётчика, не самого талантливого, творческое мышление можно выработать, его можно "натаскать" на тренажёре.
Но для этого нужно желание командного состава, желание самого лётчика, время (которого всегда не хватает)...
 
Последнее редактирование:

SkyLab

Заблокирован
Сообщения
4.240
Адрес
Москва
Удивительно, что в самолёте нет "матюгальника", который бы начинал ОРАТЬ, если реализована недопустимая комбинация - закрылки убраны, а шасси нет. Даже в обычном автомобили, если ты не пристёгнут, "орёт матюгальник".
 

buterbrod2

Активный участник
Сообщения
5.945
Адрес
Казахстан
- Непонятны все эти дурацкие заявления: есть лента самописца,
Это не сам Pernatij, он комментировал наши простолюдинские обывательские воззрения. Далекие от авиации и от возможного положения тела в воздухе- если не с крыши сарая падать...
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Удивительно, что в самолёте нет "матюгальника", который бы начинал ОРАТЬ, если реализована недопустимая комбинация - закрылки убраны, а шасси нет. Даже в обычном автомобили, если ты не пристёгнут, "орёт матюгальник".
- Потому, что при заходе на посадку шасси выпускаются существенно задолго до того, как начинается выпуск закрылков.
Есть сигнализация "наоборот": при заходе на посадку при выпущенных закрылках и убранных шасси - она орёт!
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Breeze сказал:
- Непонятны все эти дурацкие заявления: есть лента самописца

Это не сам Pernatij, он комментировал наши простолюдинские обывательские воззрения. Далекие от авиации и от возможного положения тела в воздухе- если не с крыши сарая падать...
- Ну, дык, я же не его имел ввиду. А досужую болтовню, от которой рунет просто клокочет!..
 

baken

Заблокирован
Сообщения
2.757
Адрес
Россия. Москва.
Breeze, спасибо за внятное разъяснение.
Если это так и было, то ничего горше и быть не может.
Только... это не "автоматизм", о котором говорили выше, это именно "недоведение до автоматизма".
 

Specter

Активный участник
Сообщения
5.465
Адрес
МО, г. Лобня
- Потому, что при заходе на посадку шасси выпускаются существенно задолго до того, как начинается выпуск закрылков.
Есть сигнализация "наоборот": при заходе на посадку при выпущенных закрылках и убранных шасси - она орёт!

Давно уже нет такой сигнализации. Доработано для позднего выпуска шасси.
 

Slovak

Активный участник
Сообщения
11.655
Адрес
Литва
baken, давайте не будем "про полимеры", а то бедные летуны до сих пор все по "бумажке" делают.
да и на своем пепелатце передвегаясь по городу, Ваш автомат никогда не подводит ?
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Breeze, спасибо за внятное разъяснение.
Если это так и было, то ничего горше и быть не может.
Только... это не "автоматизм", о котором говорили выше, это именно "недоведение до автоматизма".
- Гм... Тут как раз ситуация совершенно нестандартная, если действительно на высоте метров 15 правый лётчик спросоня вместо шасси убрал закрылки. Данный командир с подобной не встречался ранее НИКОГДА ЗА ВСЁ ВРЕМЯ СВОЕЙ ЛЁТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Поэтому ему нужно было за полсекунды проанализировать "вводную", которую ему забубенил правак и немедленно начать грамотные действия в попытке предотвратить катастрофу. Никакого "автоматизма" здесь нет и в принципе быть не может, здесь абсолютно новая и очень творческая задача и решение зависит не от навыков, а именно от способности в кратчайшее время решать совершенно нестандартные задачи, которые не решал никогда за предшествующие десятилетия лётной работы и тысячи часов налёта.
ИМХО, здесь надо было:
1. Немедленно дать команду правому лётчику выпустить закрылки на 15° и убрать шасси (именно в такой последовательности, сначала: "Выпустить закрылки на 15!" потом: "Шасси - убрать!")
2. Ни в коем случае не увеличивать угол атаки, перевести самолёт в горизонтальный полёт с разгоном скорости, будучи готовым даже к посадке на воду. Но за счёт экранного эффекта может быть удастся избежать касания воды, скорость будет расти.
3. Бортинженеру команда: "Двигателям максимал и держать на максимале!"
4. Высоту контролировать визуально в свете фар и по радиовысотомеру малых высот.
5. Разогнав скорость, плавно перевести самолёт в набор высоты. В дальнейшем на установленной высоте и скорости дать команду: "Закрылки - убрать!" далее набор заданной высоты с выходом на маршрут полёта...

Не подумайте только, что я сам обязательно успел бы за полсекунды сообразить и организовать весь этот грамотный порядок действий. :( Может быть успел бы, может быть - нет... :Unknown: Но когда хочется жить, мозг порой начинает просто чудеса творить...

"Задним умом мы все крепки..."
 
Последнее редактирование:
Сверху