Последние слова за несколько мгновений до .....

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
Радиообмен над полигоном, стрельбы по земле (заходящий на стрельбу получился ретранслятором. Прямой связи с полигоном не было).
Руководитель Полётов (аэродром взлёта) лётчику : "Передай РП на полигоне, что ты заключительный, пусть ждёт автомобиль, за ним приедут."
лётчик заходящий на стрельбу :"Сейчас, я сделаю залп и за тобой приедет машина и тебя увезут".

Добавлено спустя 9 часов 37 минут 18 секунд:

Пилот одного истребителя - пилоту другого:
- Посмотри-ка, за мной тянется инверсионный след?
- Никак нет.
- Значит, приятель, ты горишь...
 

Kodein

Активный участник
Сообщения
40
Адрес
born in USSR
Очень впечатлило мою сухопутную душу.. как и ваши посты про вертолетчиков.
 

Reflected sound

Активный участник
Сообщения
1.752
Адрес
Казахстан
МиГ-31
Аварии, катастрофы и боевые потери


Добавлю - лето 2005 года , аэродром Сары-Арка (Казахстан):
МиГ-31 при посадке получил повреждения .
Вероятно промахнулся по оси ВПП и одна из стоек зацепила фонарь освещения либо вообще выскочила на зелёнку .
Самолёт развернуло и шасси подломилось .
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
Году этак в 70-м, мой отец приземлился в Астрахани, выгрузил пассажиров (Ту-124), экипаж вышел, тут подламывается носовая опора шасси и стеклом о бетон. Нос всмятку. А коллега , где-то в 1973, после отпуска ходил по кругу с заходом, и, чтобы сирена не выла, выключил датчик сближения с землей при убранном шасси. Так и сел.Хотели снять с летной работы, да АНТ золотые часы подарил, он давно хотел испытать самоль на посадку на брюхо, желающих не нашлось.
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
Ту-128. Север. Рассказывает штурман :
"....................
Выруливаем, взлетаем-время 17.10.Убрали
шасси,закрылки,набрали заданную высоту,отошли по маршруту.
Маршрут:Архангельск/аэр Талаги/-мыс Микулкин/п-ов Канин нос/-о.Новая
Земля/аэр Рогачево/-аэр Амдерма. Время полета 2.15. По маршруту прошли
нормально. С а/э Рогачево взяли курс на Амдерму, в расчетную точку/40
км от аэр/. Вышли в расчетную точку, Н=2000 м.Посадочный курс на аэр. Амдерма
254гр.-74гр.,заходили с курсом 254гр.перешли на связь с РП,запросили условия посадки. Пока летели по маршруту,погода в р-не
аэр. Амдерма резко ухудшилась. Усилился ветер в приземном слое:8-10
м/с, поровы до 12 м/с..слева под 90гр к посадочному курсу. Со стороны
тундры вынесло низкую облачность около 8 баллов. Т,е. были разрывы
обл., в которых земля ,береговая черта просматривалась. А с удалением 12
км. сплошная обл., с нижним краем 180м.
Приступили к снижению. Включил посадочный канал,планки
зашевелились,вошли в глиссаду снижения. На удалении 24км выпустили
шасси, остаток 2 тонны. В разрывах обл. просматривается земля. Спрашиваю
Валеева:"Саша,полосу наблюдаешь?" "Не наблюдаю"-ответил напряженным
голосом. Снижаемся дальше,планки выдерживаем по нулям. по курсу
глиссады заходим нормально. На удалении 18км "вижу полосу".Мне стало
на душе легче. НА удалении 12км входим всплошную облачность,выпускаем
закрылки в посадочное положение. 10км-курсовая планка пошла влево от
центра ,указывая на необходимость доворота влево. Дал команду "Доверни
влево 6гр". Молчит. 8км -чуть довернул. А тут и глиссадная планка пошла
вниз. Идем правее и выше относительно траектории посадки. Курсовая
уходит дальше влево. " Саня,-кричу-Доверни влево 15гр. Сносит
вправо." Молчит. И все молчат:РП.РСП.
6км-скорость 480,высота 350м. Видать заклинело командира. Думаю
как-то из этого состояния его надо вывести. Спокойно
говорю:"Саня,смотри где планки, доворачивай, не на тренажере."
Стрелка АРК пошла влево, проходим дальний привод. Тут ожило РСП.
« Правее 250, влево на посадочный». Молчит, но стал доворачивать влево.
Вывалились из облаков над правой стороной поселка. Еще один характерный визуальный ориентир- склады ГСМ /большие круглые емкости/. Если заход нормальный по курсу и глиссаде,они просматриваются слева под углом 45гр.
А тут смотрю где -то под 70гр слева. Самолет заваливает крен под 45гр. влево
/Валеев увидел полосу/. Как только все дошло до моего сознания, даю команду
«Выводи обороты- уходим на второй круг! Не попадем!» Молчит,крутит. Тут проснулся РП на СКП. Руководил в тот день полетами подполковник Садовников Г,Н,
-«. . . Уходите на второй круг.».
До полосы 2 км. Подходим к посадочному курсу, Валеев доворотом вправо пытается
выйти в створ полосы, на БПРМ. Мажет, проскакиваем посадочный. Дублирую команду РП « Уходим на второй» .
Валеев – РП: « Полосу наблюдаю. Разрешите сесть?»
РП : « Заход надо уточнять заранее, ну садись». ????!!!
На ближний привод / БПРМ / выходим левее и выше на повышенной скорости.
Скорость 450, высота 70м. Понял,что большая высота и скорость,выключил один двигатель,чтобы на снижении не разогнать скорость, довернул вправо на полосу.
Всё. Каждый за себя. Все молчат. Валеев пытается посадить машину. Перед полосой доворот влево, штурвал полностью на себя. Поздно. Удар передней стойкой в полосу, затем основными. Чувствую тупую боль в области поясницы.
«Козлим» с большим тангажем. / должно быть стойка передняя отвалилась/.
От полосы отошли выше лучей прожекторов, метров 15 и несемся.
В левом блистере мелькнуло здание аэропорта, самолет стал опускать нос, снижаемся под лучи . Ну думаю « все». Но инстинкт самосохранения крепко сидит в каждом из нас и в определенный момент срабатывает, плюс определенная подготовка.
Прыгать с парашютом любил всегда, когда была такая возможность и разрешали командиры / парашютист-инструктор, 150 прыжков/. Во всех полках оставался за нач.ПДС , когда те отсутствовали /Котлас, Амдерма, Архангельск/. Все это и помогло. Изготовочную позу принять не успел, правую ногу поставил на подножку катапультного кресла, а левую нет. Нажал ручки
кресла КТ-1 вверх до упора / ушли фонари кабин / и вниз – ушел сам.
Спасибо конструкторам. Кресло сработало как часы. Практически прыгал с земли
/ по данным комиссии катапультировался за 0,5сек. до второго удара о полосу/.
Пороховые ускорители, установленные на кресле, вынесли на высоту метров 80.
Сошел чехол с основного купола. Он хлопнул,наполнился набегающим потоком воздуха / прыгал на скорости 280 км/час /. Парашют гасит скорость, отходит вниз кресло. В это время гаснут прожектора и освещение на полосе и на ЦЗ. Стало темно.
Секунд пять болтаюсь под куполом и на земле. Ветер, дующий с тундры , отнес меня правее полосы 20 м, да пока отцепился от привязной системы , протащило еще 10 метров по снегу. Встал. Смотрю - стою в одном правом ботинке, а левого нет, стою в носке. Сообразил, что когда прыгал , то левую ногу на подножку кресла не поставил, вот его / ботинок / и сорвало перегрузкой с ноги. Спина ноет. Глаза стали привыкать к темноте. Вижу ближе к полосе лежит НАЗ /носимый аварийный запас/.
Как только кресло отделяется, он на 15 метровом фале / шнуре / выпадает вниз и первым касается земли, гася вертикальную скорость приземления. я до него потихоньку дошел, поставил на него в носке ногу. Стою. Жду. Темно. Холодный ветер дует с тундры. Время 19.20.
А события после того, как я прыгнул развивались следующим образом / по материалам комиссии, рассказам очевидцев/.
Второй удар о полосу. Валеев добирает штурвал на себя, он бьет его по грудной клетке, ломая ребра. Удар был настолько сильным, что ручка пистолета ПМ согнулась, пружина обоймы выскочила, патроны высыпались в карман куртки, где
был пристегнут пистолет. Он теряет сознание. Уверен, если было бы не так, он прыгнул бы сразу за мной . Перегрузка разламывает центроплан самолета по средине. Носовая часть, без передней стойки и задняя бьются о полосу. Самолет сходит вправо с ВПП в снежный бруствер, поднимая в воздух пласт снега, его окутывает облако снега и пара. Отламывается обтекатель прицела, с правой плоскости срывает ракету с пилона. самолет несется, оставляя за собой след из обломков. рвет по ходу силовой кабель, отчего гаснут прожектора, освещения полосы и свет на ЦЗ. Самолет начинает тормозиться, т.к. носом без обтекателя, как плугом пашет снежный наст спереди, а плоскостями стабилизатора – сзади. Его начинает разворачивать вправо и наконец он останавливается под углом 120гр. к полосе, в 30 м от РСП.
Видимо за несколько мгновений до этого Валеев приходит в себя и видит , что его несет на РСП, катапультируется. Но скорости нет. Падает рядом с самолетом прямо в кресле. Чехол с основного купола стянут, но сам купол в сложенном виде лежит на снегу. КТ-1 спасает с нуля высоты, но при скорости больше 130 км/час / по наполнению купола набегающим потоком воздуха/. При вскрытии тела осколками грудных ребер были поражены все жизненно-важные органы .
В какой момент это произошло ? При втором ударе о полосу, когда сломало штурвалом грудь или когда с высоты 80-100м после катапультирования упал в кресле на землю,остаться только предполагать.
Меня минут через 10 подобрали, на пожарке отвезли в метео-класс, куда ребята и принесли ,нашедший левый ботинок и сообщили о гибели Валеева.
Затем на санитарке отвезли в местный госпиталь, где определили компрессионный перелом двух позвонков в поясничном отделе позвоночника и сильный ушиб мягких тканей левой ноги. В последствии внутренняя часть ноги долго еще переливалась
всеми цветами радуги / в основном черно-сине-желтого цвета/.В госпитале меня и оставили.
На следующий день, из столицы прилетела комиссия во главе с командующим авиацией ПВО генерал-полковником Москвителевым Н.И. . Большой группой зашли ко мне в палату. Николай Иваныч задал первый вопрос:
- Ну, сынок, расскажи нам всю правду, что случилось?
Рассказал. (пытали минут 40 ) И последний вопрос (исконно русский ):
- Кто виноват?
Сами виноваты – отвечаю – я, что не смог угнать его на второй круг, а Валеев, то что не выполнил подаваемые команды. Недостаточный уровень лётной подготовки.
Ладно – говорит – разберемся.
И уходя сказал:
-Ты, сынок, не переживай, считаю что ты всё сделал правильно, выздоравливай, завтра заберу тебя с собой в Москву, в госпиталь.

Но до Москвы не довезли, долетели до Архангельска, где меня и положили в местный военный госпиталь. Пролежал почти три долгих месяца.
Надо сказать спасибо лечащему врачу, очень приятная женщина, кандидат медицинских наук, операцию провела по своей разработанной методики, спина практически не беспокоит до сих пор.
Вот такой грустный у меня получился День Рожденья, а заодно и крайний полет и крайний прыжок. А для Саши Валеева последний. Судьба.
Моя дальнейшая жизнь и служба продолжались, но эта уже другая история.

Эпилог.

В 1993 году, не дожив нескольких дней до своего 50-ти летия, трагически погиб инспектор-летчик 14 ОА ПВО, полковник Фищенко В.С. . При выполнении захода на посадку, после разведки погоды, на аэродроме Хатанга, Миг-31, пилотируемый им, взорвался в воздухе унеся с собой две жизни. Причина катастрофы КПД. Судьба.

Мне часто снится один и тот же сон, как мы с Саней заходим на посадку и я стараюсь угнать его на второй круг, а он всё не уходит и пытается посадить машину и я прыгаю. Часто сон прерывает жена «Ну хватит толкаться, дай поспать!»
 

Настенька

Новый участник
Сообщения
1
Диничка Федотов, командир МиГ-31, ты навсегда останешься в моей памяти :( ! Ты очень хороший человечек, жаль, что тебя уже нет! Я очень скучаю! Я знаю, ты не умер, ты просто улетел в небо…..
 

viktorko

Активный участник
Сообщения
2.421
Адрес
Москва
В середине 80-х купил книжку "Black Box" (запись последних минут переговоров экипажа/диспетчеров порядка 20 авиакатастроф). Наших не было - только амеры, турки, кто-то из европейцев.

Сильное впечатление произвела (тем более, я тогда как раз на АН-12 в Эфиопии летал, так что смысл того, что происходил на борту был в основном понятен). Поразило мужество экипажей (включая стюардесс) перед смертью (хотя, кто знает, может и подлакировали что).
 
Сверху