Противокорабельные ракеты. Часть ВТОРАЯ

КС

Модератор
Команда форума
Сообщения
18.076
Адрес
г. Коломна МО
Он более чем годный для того, чтобы сбивать межконтинентальные баллистические ракеты и их ББ, - именно для уничтожения оных он и был создан.
Собственно, как и большинство амеровских вундервафель ни одного ББ от МБР не сбил, как и "хряпчик" много лет "душил" пилотов, пока тупо баллон с кислородом не поставили, как и "всё сбивающий" "Фланкс" тихо-по-тихому отправлен в утиль, как и GBI ни разу ББ МБР не перехватил, как и "Иджис" регулярно "забывает включить робота".:-D
 

Ринат

Военный лётчик
Сообщения
8.466
Адрес
Санкт-Петербург
По поводу "потопления" французами авианосца - вы с ушей лапшу снимайте иногда. Ничем не правдивее эта PR-кампания, чем поиски у берегов Швеции подводной лодки

Ну вот не надо выдавать проститутку за девственницу.
Шведы не лодку искали, а участвовали в нагнетании истерии против России, заодно и тренировали свои ВМС.
И лодка там была воображаемая.

А французы:
"французская подводная лодка сумела прорвать противолодочную оборону авианосной группы, проникнув в центр боевого построения, и, оставшись незамеченной, установить контакт с авианосцем. Утром последнего дня учений полученный приказ позволил французской субмарине условно «потопить» авианосец и часть его эскорта, состоявшего из ракетного крейсера «Нормандия» (CG-60) и эсминцев «Форест Шерман» (DDG-98), «Уинстон Черчилль» (DDG-81) и «Фаррагут» (DDG-99)."
http://lenta.ru/news/2015/03/10/carriersunk/

Так что Вы себе льстите.
Ваша лапша на наших ушах не задерживается.

Но полностью соглашусь с Вами, и тут Вы абсолютно правы:
но инженеры обязаны разговаривать на своем языке в таких случаях, желательно на языке сухих фактов.

Лучше переоценить противника, чем недооценить. Чем больше мы будем знать о достоинствах техники противника, тем лучше будем готовы преодолевать его противодействие.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.407
Адрес
Саратов
Старт "Брамоса"

xbhxvx.gif
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.407
Адрес
Саратов
Статья не про противокорабельную ракету, но более подходящей темы не нашел.

Крылатая ракета 3М14 комплекса "Калибр" - наш "Томагавк" или второе пришествие "Граната".

Широко освещаемые в СМИ испытательные пуски новейших российских крылатых ракет большой дальности (КРБД) комплекса "Калибр-НК", производимые из акватории Каспийского моря с борта ракетных кораблей пр. 11661К и 21631, вызывают к этим ракетам повышенный интерес. Причина понятна: Россия получила то, чего у неё не было никогда - действенный инструмент неядерного сдерживания, который уже завтра может быть применён на Ближнем Востоке и в Средиземноморье, а через несколько лет (в 2017-2018 г.г. - после вступления в строй "Иркутска" и "Адмирала Нахимова") - в любом регионе Земного шара.

0_10ab39_9190c01d_orig

Пуск ракеты комплекса "Калибр-НК" с МРК "Град Свияжск" пр. 21631, 09.2013 ("Национальная оборона" №3/2014)

Учитывая сказанное, легко понять, насколько засекречены разработки екатеринбургского ОКБ "Новатор" (теперь - суперзвезды отечественного ОПК). Имеющиеся данные относятся исключительно к экспортному варианту ракеты 3М-14Э (в отличие от индексов УРАВ ВМФ пишется с дефисом), который нельзя считать даже близким подобием КРБД "Калибра". Тем не менее, попробуем получить о нашем новом оружии хоть какое-то внятное представление.

Первым делом, не особенно углубляясь в историю, обозначим причинно-следственные связи, которые, выражаясь библейским языком, можно охарактеризовать так: "Томагавк" родил "Гранат", "Гранат" родил "Калибр". Начнём с американского "прототипа".

Mark 14 – бабушка "Томагавка"

Заглянуть в историю всё-таки придётся, т. к. без этого будет сложно понять происхождение ТТХ (прежде всего - габаритных размеров) не только легендарной BGM-109, из которой в прямом смысле слова выросли "Гранат" и "Калибр", но и ракеты 3М-14Э семейства Club.

Возвращаясь в начале 1970-х к разработке КРБД (после 20-летнего перерыва со времён "Регулусов"), американцы руководствовались двумя мотивами: сократить (ликвидировать) отставание от СССР в области ударного управляемого ракетного оружия корабельного базирования и найти применение ПЛАРБ, подлежащих исключению из состава флота в соответствии с договором ОСВ-1. Отказавшись от КРБД в габаритах "Полариса" и "Посейдона" (чтобы не терять доверия партнёров по договору), а затем и от размещения в каждой шахте ПЛАРБ нескольких КР, остановились на торпедном типоразмере [1].

Современный "торпедный стандарт", действующий в странах НАТО, берёт своё начало в 1931 г., когда на вооружение ВМС США была принята 533-мм лодочная противокорабельная торпеда Mark 14, сменившая Mark 10 (1915 г., длина 4,95 м) и ставшая основным оружием американского подводного флота в годы Второй мировой войны. Именно её габариты в точности повторяет "Томагавк" (точнее, его защитная стартовая капсула) - диаметр 21 дюйм (533 мм), длина 20 футов 6 дюймов (246 дюйм. = 6,25м). На сегодняшний день ни один вид западного подводного оружия не превышает и вряд ли скоро превысит эти размеры (несмотря на наличие в составе американского флота трёх АПЛ типа "Сивулф" с 26-дюймовыми = 660-мм ТА).

Выбор торпедного типоразмера определил основные ТТХ (ЛТХ) "Томагавка". В принятых габаритах невозможно создать скоростную высотную ракету. Прорыв ПВО можно обеспечить только за счёт скрытности: снижением ЭПР и полётом на предельно малой высоте. Дозвуковая скорость соответствует многочасовому полёту к цели, что приводит к недопустимому накапливанию погрешности гироприборов, а применение астрокоррекции несовместимо с маловысотным профилем полёта в условиях густой облачности [1]. В целом, КРБД состоялась благодаря двум выдающимся достижениям американских (а затем и советских) конструкторов: системе коррекции по рельефу местности и компактному высокоэкономичному двухконтурному турбореактивному двигателю (ТРДД).

0_10ae72_c3d31fc0_orig

Пуск ракеты "Калибра-НК" с РК "Дагестан" пр. 11661К, 17.09.2012 (фото с news.mail.ru) - очень ценный снимок, т. к. при увеличении на нём достаточно отчётливо просматриваются очертания и пропорции КРБД 3М14

"Гранат" – "Томагавк" с длинной ручкой

Так вышло, что конструкторы ОКБ "Новатор" получили перед своими коллегами из "Дженерал Дайнемикс" почти двухметровую фору. Дело в том, что торпедные аппараты советских подводных лодок при том же 533-мм калибре были значительно длиннее американских. Точных данных по внутренней длине трубы "типового" ТА автору найти не удалось, однако посетителям корабля-музея С-189 (средней ПЛ первого послевоенного 613-го проекта) говорят, что длина торпедного аппарата на этой лодке - 8 м (ссылка 1). Известно также, что габаритная длина ДТА-53, установленного на эсминцах пр. 956 - 8,44 м (ссылка 2), в целом же об интересующем нас размере можно судить по косвенным данным - габаритам 533-мм подводного оружия.

"Стандартная" отечественная противокорабельная кислородная торпеда 53-65К имеет длину 7,945 м (ссылка 3), скоростная подводная ракета (СПР) "Шквал" - 8,2 м (ссылка 4), универсальная (по целям и носителям) телеуправляемая электрическая торпеда ТЭ-2 с отделяемой (лодочной) буксируемой катушкой телеуправления - 8,3 м (ссылка 5). Приведённые данные позволяют считать, что длина ракеты комплекса "Гранат" 8,09 м, встречающаяся в большинстве источников, соответствует действительности и является стартовой (с твердотопливным ускорителем и, возможно, с защитной капсулой).

Более длинные (на 1/3) торпедные аппараты, принятые в ВМФ СССР, давали (и дают) конструкторам возможность разрабатывать более могущественные боеприпасы по сравнению с флотами стран НАТО, что проявилось, в частности, в увеличении стартовой массы ракеты 3М10 (по мнению автора - на 12%, по другим данным - на 15% [1]). Дополнительные килограммы не были растрачены впустую, а, согласно имеющимся данным, пошли на увеличение запаса топлива и, как следствие, дальности полёта (3000 км по сравнению с 2500 км у "Томагавка" TLAM-N Block I).

0_10aea8_69175915_orig

0_10ae8c_d306841_orig

0_10ae80_4beced6b_orig


Взятые из трёх разных источников проекции КР 3М10 комплекса "Гранат", которых объединяет одно - их пропорции не соответствуют оригиналу. При пересчёте по хорошо известному диаметру (0,514 м) стартовая длина получается равной 7,4 (рис.1 и 2) или 7,9 (3) вместо 8,1 м, а размах крыла - 3,0 (2) или 3,9 (3) вместо 3,3 м. Кроме того, на всех изображениях стартовые ускорители имеют разную длину - 1,2 (1), 1,0 (2) и даже 1,4 м (3)..Источники:. 1 - forum.keypublishing.com с подачи militaryrussia.ru,. 2 - "Техника и вооружение" №10/2006, 3 - "Техника - молодёжи" №12/2003.

С историей создания и устройством "Граната" можно ознакомиться в работах В. Асанина [1], А. Широкорада [2] и у dimmi_tomsk на сайте militaryrussia.ru (ссылка 6), здесь же стоит сказать лишь о том, что, рождённая в противовес ядерному "Томагавку", и, являясь его полным аналогом, ракета 3М10 так и не смогла сыграть предназначенную ей роль в гонке вооружений. В самом начале масштабного развёртывания "Граната" на атомных подводных лодках ВМФ СССР, в начале 1989 г., в соответствии с советско-американскими договорённостями с многоцелевых АПЛ было снято и складировано на береговых арсеналах всё оружие оснащённое, ядерными боевыми частями [4] (в отличие от некоторого количества лодок пр. 667АТ и 671РТМ, новейшие АПЛ 3-го поколения пр. 945А и 971 "Гранатов", по сути, так и не увидели). Впрочем, это ещё не конец истории.

Club 3М-14Э – "Гранат" на коротком поводке

После распада СССР ОКБ "Новатор", как и многим другим предприятиям ОПК, в поисках средств к существованию пришлось выходить на международный рынок. В 1993 г. в Абу-Даби и на МАКСе была представлена трёхступенчатая ПКР 3М51 "Альфа" (ссылка 7) - экспортный вариант перспективной ракеты (тогда такое было возможно) разрабатывавшегося на базе "Граната" комплекса "Бирюза". "Альфа" (трансформировавшаяся затем в 3М-54Э) положила начало широко известному теперь семейству Club, в состав которого некоторое время спустя вошла и КР 3М-14Э - прямой потомок 3М10.

От своего знаменитого предка 3М-14Э отличается двумя особенностями. Во-первых, она стала значительно короче, став по размерам меньше "Томагавка". "Обрезание" было сделано ради повышения конкурентоспособности – с расчётом на заказчиков с короткими ("натовскими") торпедными аппаратами. Во-вторых, её дальность полёта уменьшилась на порядок, сделав из стратегической КРБД в лучшем случае оперативно-тактическую ракету [5] – международное право (Режим контроля за ракетными технологиями - РКРТ, созданный в 1987 г.) запрещает торговать оружием с дальностью действия более 300 км [6]. В силу указанных различий 3М-14Э ни в коем случае нельзя отождествлять с ракетами, которыми стреляют "Дагестан" и "Град Свияжск".

0_10ae81_e4f88857_orig

0_10ae82_d0c6d03_orig

Фото макета КР 3М-14Э и штендера с её характеристиками ("фотомонтаж" автора блога), сделанные А. Карпенко на МАКС-2011 (другие фото -ссылка 10). Примечание: с 2002 г. ОПК "Новатор" входит в состав концерна "Алмаз-Антей"

Что касается реальных поставок КР 3М-14Э за рубеж, то есть достоверные данные о заключённом в 2006 г. контракте стоимостью $182 млн. на 28 ракет для ВМС Индии (ДЭПЛ пр. 877ЭКМ), 24 из которых были поставлены в 2008 г. [7]. Обращает на себя внимание высокая стоимость одной ракеты - $6,5 млн. (если в цену контракта не было включено что-то ещё). Для сравнения: средняя стоимость одного "Томагавка" мод. IV по двум последним договорам компании "Рейтеон" с ВМС США составила$1,22 млн. (ссылка 8). Кроме Индии возможными (потенциальными) обладателями 3М-14Э являются Китай, Вьетнам, Алжир и Иран, ВМС которых имеют в своём составе ДЭПЛ пр. 877ЭКМ, 08773, 636М и 06361.

КРБД комплекса "Калибр" – факты и предположения

Фактов по КРБД 3М14 всего два - их озвучили командующие Каспийской флотилией и Черноморским флотом. В первом случае была названа дальность стрельбы по береговой цели комплекса "Калибр-НК" РК "Дагестан" - до 2600 км (ссылка 9, с подачи bmpd), во втором (без указания характера цели и названия комплекса, установленного на ДЭПЛ пр. 06363) - более 1500 км (ссылка 11). Кажущееся несоответствие легко понять, если взглянуть на характеристики "Томагавка" в ядерном и "фугасном" исполнении (2500 и 1600 км соответственно) - главком КФ, без сомнения, имел в виду предельную дальность действия 3М14 в случае оснащения её СБЧ.

0_10aeaa_6e311240_orig

Боковой вид ПКР 3М-54Э1 из семейства Club - близнеца 3М-14Э ("Техника и вооружение" №6/2009)
0_10aead_bd1b103b_orig

0_10ae8f_de631b43_orig

0_10ae90_10480e34_orig

Отредактированные фрагменты фотографий пусков ракет 3М10 (опытной 3М10В2, вверху) и 3М14, свидетельствующие об их геометрическом подобии (в отличие от 3М-14Э). Источники: 1-й снимок - кадр из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет", 2004 [10]; 2-й и 3-й - фото пуска КР с РК "Дагестан", размещённое выше (нижний снимок сделан более тёмным и контрастным,. чтобы лучше обозначить .истинный диаметр ракеты, .т. к. на среднем он кажется меньше, чем есть на самом деле).

Касательно прочих ТТХ новой отечественной КРБД морского базирования можно предположить, что при её разработке за основу был взят аэродинамически выверенный планер 3М10, выполненный с применением новых конструкционных материалов, оснащённый модернизированным маршевым двигателем (назовём его ТРДД-50БМ) и системой управления на новой элементной базе, дополненной каналом спутниковой навигации. Другими словами, в отсутствие необходимости запуска из иностранных торпедных аппаратов габариты 3М14 должны быть примерно такими же, как и у ракеты "Граната" (что подтверждается снимками, размещёнными выше).

Уменьшение дальности полёта с 3000 до 2600 км (несмотря на возможный выигрыш в массе в результате внедрения инноваций) можно объяснить несколькими причинами:1) недостаточной достоверностью данных по обеим ракетам; 2) тем, что 2600 км являются боевой дальностью (с учётом горизонтального и вертикального маневрирования), а 3000 км - максимальной расчётной (строго по прямой на одной высоте); 3)отсутствием целесообразности иметь такую же дальность, как у"Граната", с точки зрения географического расположения. потенциальных целей;.4).отсутствием целесообразности. (например, из-за устаревания данных) нахождения ракеты в полёте к цели более трёх часов (соответствующих дальности 2600 км и скорости 0,7 М).

0_10ae7c_12b721d6_orig

Данные по "Томагавку" BlockIV взяты с сайта ВМС США (ссылка 12) и из рекламного проспекта компании "Рейтеон" (pdf, ссылка 13)

Источники:

[1] В. Асанин "Ракеты отечественного флота", часть 1 "Впереди - вражеский берег", Техника и вооружение, №10/2006.
[2] А. Широкорад "Огненный меч российского флота", глава 4 "Ракетный комплекс "Гранат", стр. 307-317, Яуза, Эксмо, М., 2004.
[3] В. Кузин, В. Никольский "Военно-морской флот СССР 1945-1991", Историческое морское общество, СПб, 1996.
[4] В. Ильин, А. Колесников "Подводные лодки России", Астрель, АСТ, М., 2001.
[5] Д. Рогозин "Война и мир в терминах и определениях", глава 9 "Военное противостояние государств и стратегия сдерживания", ПоРог, М., 2004,http://royallib.com/book/rogozin_dmitriy/voyna_i_mir_v_terminah_i_opredeleniyah.html.
[6] "Международное право", учебник (под ред. А. Вылегжанина), 21.3 "Международно-правовые аспекты разоружения", Юрайт, М., 2011,http://www.irbis.vegu.ru/repos/11290/HTML/211.htm.
[7] Индия в структуре мирового импорта/экспорта вооружений в период 2003-2010 г.г., Аналитические материалы к выставке DefexpoIndia-2012, ЦАМТО, 2012, http://www.armstrade.org/files/analytics/135.pdf.
[8] "Штурм глубины" - сайт Санкт-Петербургского Клуба моряков-подводников, http://www.deepstorm.ru.
[9] В. Асанин "Ракеты отечественного флота", часть 4 "Удар из-под воды", Техника и вооружение, №6/2009.
[10] 3К10/С-10 "Гранат", MilitaryRussia: Отечественная военная техника (после 1945 г.), http://militaryrussia.ru/blog/topic-697.html.

Взято отсюда: http://navy-korabel.livejournal.com/86469.html?view=1067973#t1067973
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.407
Адрес
Саратов
Ну это правда Трайдентами. "Томагавк" не долетит до некоторых мест.
Никак нет - как раз наоборот. На вашей карте указаны возможные районы развертывания субмарин и их потенциальные цели для крылатых ракет "Томагавк" с ядерной боеголовкой и максимальной дальностью стрельбы в 2500 км.
 

Ирфан

Заблокирован
Сообщения
1.087
Адрес
Москва
Никак нет - как раз наоборот. На вашей карте указаны возможные районы развертывания субмарин и их потенциальные цели для крылатых ракет "Томагавк" с ядерной боеголовкой и максимальной дальностью стрельбы в 2500 км.

А разве долетят? Расстояние от Северного Ледовитого океана до Красноярска, Иркутска, Барнаула, Оренбурга?
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.407
Адрес
Саратов
А разве долетят?
Из моря Лаптева долетят... Ну, это если ледовая обстановка позволит запустить "Томагавки", в чем лично я сильно сомневаюсь, особенно если стрелять они собрались зимой. :)
Расстояние от Северного Ледовитого океана до Красноярска, Иркутска, Барнаула?

По гуглозёму укладываются в 2500 км.
 

Rand0m

Активный участник
Палубные вертолеты Ка-52К решено оснастить противокорабельными ракетами
Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) расширит характеристики палубной версии вертолета Ка-52К «Катран» за счет возможности применения противокорабельных ракет типа Х-31 и Х-35, которые ранее могли применяться только самолетами Су-30 и МиГ-29К, сообщает пресс-служба концерна.

«Интегрированный комплекс бортового оборудования, произведенный предприятиями КРЭТ, делает Ка-52К мощным, надежным и современным оружием. В перспективе вертолеты могут получить новую бортовую радиолокационную станцию, которая позволит им применять противокорабельные ракеты Х-31 и Х-35. Этот факт делает Ка-52К абсолютно уникальной боевой машиной. Дело в том, что эти противокорабельные ракеты до последнего времени могли использоваться только самолетами Су-30 и МиГ-29К», – говорится в заявлении генерального директора КРЭТ Николая Колесова, которое приводится в пресс-релизе, поступившем в газету ВЗГЛЯД.
Вертолет Ка-52К «Катран» (палубная версия вертолета Ка-52 «Аллигатор») оснащен современной авионикой и мощным наступательным вооружением, которое может конфигурироваться под различные цели. Предприятия КРЭТ производят для вертолета ключевые системы комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, благодаря которому Ка-52К способен эффективно выполнять боевые задачи при любых погодных условиях, в любое время суток. На нем установлена лазерно-лучевая система наведения управляемого оружия и система обработки видеоизображений семейства «Охотник», используемая для наведения ракет. Радиолокационный комплекс «Арбалет», произведенный КРЭТ, позволяет вертолету эффективно решать боевые задачи даже при воздействии радиоэлектронных помех.

Напомним, палубные вертолеты Ка-52К предполагается использовать на вертолетоносцах типа «Мистраль».

В прошлом году Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Сазыкина (входит в «Вертолеты России») получила от российских военных заказ на партию палубных вертолетов Ка-52К для «Мистралей». Первые три машины заказчик должен был получить до конца прошлого года.
http://vz.ru/news/2015/4/1/737607.html

 

Ирфан

Заблокирован
Сообщения
1.087
Адрес
Москва
http://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/armament/2013/1015/151011878/detail.shtml

В арсенале US NAVY есть еще один способ борьбы с низколетящими пкр. Аэростаты с радарами.

В сентябре прошлого года на полигоне в штате Нью-Мексико успешно прошли испытания JLENS, сопряженной с корабельным зенитным ракетным комплексом большой дальности Standard Missile-6 (SM-6). ЗУР, наведенная «небесным оком», уверенно поразила крылатую ракету-цель.
Наконец, 17 июля этого года на полигоне в Юте состоялись испытания JLENS и авиационных средств поражения крылатых ракет. Один из аэростатов обнаружил низколетящую противокорабельную ракету, другой в реальном масштабе времени передал, используя каналы Link 16, данные о ней истребителю F-15E. Тот засек цель и выпустил по ней ракету AIM-120C7 AMRAAM класса «воздух-воздух», которая и сбила мишень. Кстати, у ЗУР SM-6 и AMRAAM головки самонаведения идентичны. По словам того же Дейва Галла, таким образом «система JLENS дает новый способ защиты кораблей ВМС США и их союзников, а также морских коммуникаций от ударов ПКР».
 

СССР СА

Активный участник
Сообщения
5.320
Адрес
Россия, Казань
Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) расширит характеристики палубной версии вертолета Ка-52К «Катран» за счет возможности применения противокорабельных ракет типа Х-31 и Х-35, которые ранее могли применяться только самолетами Су-30 и МиГ-29К, сообщает пресс-служба концерна.

ля-ля - труля-ля чмтаем уголок неба -
Ка-32А7 - противокорабельный вертолет, разработанный в ОКБ им. Камова на базе многоцелевого вертолета Ка-32А. Представляет собой вооруженный вариант вертолета для охраны 200-мильной морской экономической зоны. Предусмотрено вооружение вертолета противокорабельными ракетами Х-35.
первый полет 1994.
 

Урий

Активный участник
Сообщения
6.284
Адрес
Украина
ля-ля - труля-ля чмтаем уголок неба -
Ка-32А7 - противокорабельный вертолет, разработанный в ОКБ им. Камова на базе многоцелевого вертолета Ка-32А. Представляет собой вооруженный вариант вертолета для охраны 200-мильной морской экономической зоны. Предусмотрено вооружение вертолета противокорабельными ракетами Х-35.
первый полет 1994.
Первый полет Х-35 с вертолета? Или все-таки не применяли ранее Х-31 и Х-35 с вертолета?
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.407
Адрес
Саратов
Индийские ракетчики придали ускорение.

Глава входящей в ОАК корпорации «Иркут» Олег Демченко заявил о намерении начать модернизацию истребителей Су-30СМ, стоящих на вооружении ВВС России, под использование новых сверхзвуковых крылатых ракет

«Сейчас в Минобороны разрабатывается план мероприятий, изыскиваются источники финансирования, будет идти модернизация», — сообщил Демченко, не назвав при этом ни типа ракеты, ни даже самых общих ее характеристик.

Между тем есть все основания полагать, что речь может идти о новом — авиационном — варианте противокорабельной ракеты «Оникс». Дело в том, что именно на базе этой разработки НПО машиностроения уже создало в Индии на мощностях российско-индийского СП «БраМос» авиационный вариант этой ракеты — BrahMos-A. Более того, на днях начались испытания первого модифицированного Су-30МКИ из состава индийских ВВС, оснащенного новой ракетой. «В конструкцию самолета внесли несколько изменений, для того чтобы перераспределить нагрузку на ключевые элементы планера. При этом саму ракету укоротили на полметра и облегчили на полтонны, — говорит управляющий директор BrahMos Aerospace Судхир Мишра. — До конца нынешнего года будет проведено еще десять испытаний. А в 2016 году ракета должна быть принята на вооружение». Предполагается, что модернизацию под BrahMos-A пройдут 42 истребителя Су-30МКИ ВВС Индии. При этом Индия в общей сложности закупит порядка 200 авиационных сверхзвуковых ракет BrahMos-A на сумму около 60 млрд рупий.

Вместе с тем индийцы не раз высказывали пожелание, чтобы совместно произведенные ракеты поступали на вооружение не только Минобороны Индии, но и России, а также третьих стран. А вот с этим-то как раз и возникают сложности. Во-первых, авиационная ракета BrahMos-A — весьма специфическое и довольно дорогое оружие. Она имеет длину 8,5 метра и стартовую массу 2,5 тонны. При этом ракета может развивать скорость до 2,5 Махов и поражать цели на земле на расстоянии до 290 км. Ее точная цена неизвестна, однако, судя по всему, речь идет о нескольких миллионах долларов. Это означает, что потенциальных покупателей BrahMos-A из третьих стран всего пять: Малайзия, Вьетнам, Алжир, Индонезия и Венесуэла (Китай не в счет, индийское оружие он покупать не станет по политическим причинам). Только эти государства располагают достаточным количеством истребителей Су-30 и могут быть заинтересованы в повышении их боевых возможностей за счет новой ракеты. Но чтобы они ее закупали, ракета должна стоять на вооружении не только индийской армии, но и в ВВС России.

Кроме того, BrahMos-A — ракета тяжелая. Конечно, Су-30 без проблем может с ней летать, но если пуск ракеты произведен не был, то для приземления самолета с таким грузом требуется особая квалификация пилота. По-видимому, именно это обстоятельство стало одной из причин того, что на вооружении наших ВВС таких ракет пока нет. Но даже когда эта проблема будет решена, Минобороны России скорее всего предпочтет авиационную сверхзвуковую ракету собственной разработки. Еще в прошлом году в России завершены ОКР и заводские испытания «Оникса» в интересах Вооруженных Сил России. При этом полученные характеристики нашего комплекса превзошли характеристики BrahMos. Новая отечественная ракета, как ожидается, будет принята на вооружение в 2016 году.

И дело отнюдь не в том, что Минобороны России проводит политику протекционизма и не хочет закупать российско-индийские ракеты. Просто пока степень локализации ракет, выпускаемых на СП «БраМос», не превышает 30%. Иными словами, индийцы пока еще просто не освоили полностью передовые российские технологии. Тем не менее у них есть все шансы не только сделать это, но кое-где и вырваться вперед. Уже известно, что в СП началась работа над уменьшенным вариантом ракеты — Mini-BrahMos. Она будет на треть меньше существующей, что позволит без особых проблем запускать ее через торпедные аппараты подводных лодок и с боевых самолетов. Более того, ее скорость будет увеличена до 3,5 Маха. Но и это не все. ВВС и ВМС Индии недавно приняли решение о совместном финансировании работ по созданию гиперзвуковой ракеты (со скоростью свыше 5 Махов) BrahMos-NG, которая должна быть передана на испытания в 2023 году. Не исключено, что как раз это оружие будет востребовано и в российской армии.

http://expert.ru/expert/2015/14/indijskie-raketchiki-pridali-uskorenie/
 
Сверху