Ракетный комплекс с МБР Р-26 (8К66)

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Стратегический ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой Р-26 (8К66)

К середине 60-х годов молодое ОКБ-586, второе по времени образования после ОКБ-1 С. П. Королева, объективно становится главным разработчиком стратегического ракетного вооружения страны. За короткое время выпущен ряд боевых ракет, достаточно простых в эксплуатации, имеющих повышенную боеготовность, обеспечивающих дальность полета вплоть до межконтинентальной. Под ракеты ОКБ-586 впервые началось строительство шахтных пусковых установок для обеспечения их защищенности от ядерного воздействия. Стремительный взлет ОКБ М. К. Янгеля основан именно на использовании в боевом ракетостроении высококипящих компонентов топлива.

Накопив в создании боевых баллистических ракет некоторый опыт, ОКБ-586 еще в процессе серийного производства созданных ракет видит дальнейшие возможности их модернизации. В проектном отделе ОКБ разрабатываются проекты усовершенствования всех находящихся в производстве ракет под новыми индексами: Р-22, Р-24, Р-26. Первая цифра здесь обозначала второй этап в разработках, а вторая — отношение к предыдущей ракете.

В это время полным ходом шла подготовка к серийному производству ракет Р-12, Р-14, Р-16 на пяти заводах страны. Поэтому правительством были отклонены предложения ОКБ-586, за исключением проекта межконтинентальной ракеты Р-26, которая должна была заменить МБР Р-16.

23 мая 1960 г. вышло постановление правительства о разработке ракеты Р-26 с выходом на летно-конструкторские испытания уже в декабре 1961 г. Главным отличием ракеты Р-26 по сравнению с Р-16 было доведение возможности нахождения ее в заправленном состоянии до одного года, то есть в 12 раз дольше, чем ракеты Р-16. Это потребовало проведения целого ряда новых поисковых работ.

В марте 1961 г. на ракету Р-26, получившую индекс 8К66, был выпущен эскизный проект. Компоновка ракеты была выполнена по обычной для ОКБ-586 тандемной схеме и содержала ряд прогрессивных решений. Это был первый в ОКБ-586 проект МБР второго поколения с ампулизированными топливными баками. В конструкции ракеты использовались прессованные панели из алюминиевого сплава с продольным силовым набором и специальные пустотелые прессованные профили для распорных шпангоутов топливных баков. Были применены "горячий" наддув баков и мембраны на топливных магистралях со свободным и принудительным прорывом при пуске, "горячее" разделение ступеней (двигатель второй ступени запускается до разрыва межступенных связей) с защитой второй ступени специальным экраном, отделение ГЧ с помощью ПРД, установленных на второй ступени. Двигательные установки аналогичны двигателям ракеты Р-16, модифицированные. В качестве управляющих органов на первой ступени применены газоструйные рули, на второй ступени — поворотные сопла выхлопа ТНА маршевого двигателя.

Ракета Р-26 изначально разрабатывалась для шахтного старта по типу ракеты Р-16.
Ракета несла заряд 1,6 Мт на дальность 11600 км, при этом система управления обеспечивала более высокую (примерно на 20 %) точность стрельбы, а время пуска из полной боевой готовности составляло 10 мин, почти вдвое меньше, чем у ракеты Р-16. В довершение ко всему, при соизмеримых характеристиках ракет Р-16 и Р-26 стартовая масса последней была в полтора раза меньше — 85 т.

Ведущим конструктором изделия 8К66 был назначен М. И. Галась, его помощником — Ю. А. Андрианов.

С марта по июнь 1962 г. в НИИ-229 были проведены огневые стендовые испытания обеих ступеней ракеты. При отработке "горячего" разделения ступеней планировался запуск ДУ второй ступени с пристыкованным к ней макетом первой ступени. Памятуя печальную судьбу стендового лотка, развороченного в 1960 г. при стендовых испытаниях первой ступени ракеты Р-16, представители НИИ-88 высказывают опасение, что упавшая при разделении первая ступень ракеты Р-26 нарушит целостность лотка, а струя двигателя второй ступени довершит дело. Чтобы спасти лоток, испытатели прикрепили к корпусу макета первой ступени в качестве своеобразного амортизатора обыкновенную шпалу. После успешного проведения испытаний шпала бережно пакуется, пломбируется представителями ОТК и Заказчика и под смех испытателей отправляется "на исследование" в НИИ-88.

На заводе № 586 было изготовлено пять ракет для летно-конструкторских испытаний, одна из них отправлена на НИИП-5, где были построены две экспериментальные шахтные ПУ. Однако до летных испытаний ракеты дело не дошло. Работы по созданию ракеты Р-26 были прекращены постановлением правительства от 9 июля 1962 г., несмотря на полностью законченную наземную отработку и готовность к летным испытаниям.
Основными причинами прекращения разработки ракеты Р-26 были недостаточность годичного срока ее хранения в заправленном состоянии и необходимость разработки более мощной ракеты под новые виды боевого оснащения.

Изготовленные образцы ракеты Р-26 демонстрировались на парадах в Москве. Западные источники долгое время ошибочно отождествляли ее с МБР Р-9А, обозначавшейся в США как SS-8 «Sasin».

Но не только этим определялась польза от разработки МБР Р-26. Целый ряд новых конструктивных решений, принятых для ракеты Р-26 и отработанных на Земле, в дальнейшем вошел в новые разработки ОКБ-586, прежде всего в следующую ракету Р-36.
 
Сверху