1. Квалификация события
Российский бомбардировщик был сбит над территорией Сирии ракетой "воздух - воздух" с турецкого самолета F-16, когда находился на высоте 6 тысяч метров на удалении 1 км от турецкой границы. Такое заявление сделал президент РФ Владимир Путин на встрече с королем Иордании Абдаллой II.
Минобороны РФ: Су-24 не нарушал воздушное пространство Турции.
Минобороны РФ: отмечен факт нарушения воздушного пространства Сирии атакующим самолетом ВВС Турции.
Определение агрессии
Утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года
Статья 1
Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении.
Статья 2
Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facie свидетельством акта агрессии, хотя Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера.
Статья 3
Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, с учетом и в соответствии с положениями статьи 2, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:
а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;
с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства;
e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращению действия соглашения;
f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
Устав Организации Объединенных Наций
Статья 51
Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает
неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности.
Решение Международного Суда ООН по делу о военных действиях в Никарагуа и против Никарагуа
Какой бы ни была самооборона — индивидуальной или коллективной, она может осуществляться только в ответ на
«вооруженное нападение». По мнению Суда, под этим понимаются не просто
акции регулярных частей вооруженных сил с пересечением государственной границы, но и
засылка одним государством вооруженных групп на территорию другого государства, если такая операция из-за своего масштаба и последствий была бы классифицирована как вооруженное нападение, а не простой приграничный инцидент, в том случае, если бы она была совершено регулярными войсками.
Суд не считает, что понятие «вооруженного нападения» включает в себя помощь повстанцам в виде поставок оружия или оказания тыловой либо иной поддержки. Кроме того, Суд находит, что в международном обычном праве... не существует ни одной нормы, позволяющей осуществлять коллективную самооборону без просьбы со стороны государства, являющегося жертвой предполагаемого нападения, и эти положениея дополняется требованим о том, что государство, о котором идет речь, должно было бы прежде объявить о нападении на него.
Суд затем рассматривает следующий вопрос: если одно государство действует в отношении другого, нарушая принцип невмешательства, то может ли третье государство на законных основаниях в качестве ответных мер предпринять действия, которы могли бы быть приравнены к вмешательству во внутренние дела первого государства. Это было бы аналогично праву на самооборону в случае вооруженного нападения, но при этом действие, являющееся причиной такой реакции, носило бы менее серьезный характер и не могло бы быть названо вооруженным нападением. По мнению Суда, в соответствии с действующим в настоящее время международным правом, государства не имеют права на «коллективную» вооруженную акцию в ответ на действия, не являющиеся «вооруженным нападением».
Суд считает, что установка мин и некоторые нападения на никарагуанские порты, нефтяные установки и военно-морские базы, в чем обвиняются Соединенные Штаты, представляют собой нарушение вышеозначенного принципа [невмешательства], если они не оправданы обстоятельствами, исключающими их неправомерность. Суд также считает, что
Соединенные Штаты допустили нарушение данного принципа, вооружая и обучая контрас, если только данное действие не может быть оправдано в качестве осуществления права на самооборону.
С другой стороны,
Суд не считает, что маневры, проводимые Соединенным Штатами вблизи границ Никарагуа, равно как и финансирование контрас, может быть названо использованием силы.
Суд считает, что в международном обычном праве
поставки оружия оппозиции в другом государстве не являются вооруженным нападением на это государство.
Суд считает совершенно установленным, что Соединенные Штаты намеревались своей поддержкой сил контрас оказать давление на Никарагуа в тех вопросах, в которых каждое государство имеет право свободно принимать решение, и что сами контрас намеревались свергнуть нынешнее правительство Никарагуа. Суд считает, что
если одно государство для оказания давления на другое государство поддерживает вооруженные группировки в этом государстве и оказывает им помощь, а целью этих группировок является свержение его правительства, то это является вмешательством в его внутренние дела, независимо о того, какие политические цели преследует государство, оказывающее такую поддержку. Дале Суд находит, что поддержка Соединенными Штатами военных и военизированных действий контрас в Никарагуа путем оказания им финансовой помощи, обучения, поставки оружия, обеспечения разведданным и тылового обеспечения представляет собой прямое нарушение принципа невмешательства.
2. Ответные меры
РФ давно фиксировала поставки нефти в Турцию из районов Сирии, захваченных террористами, отметил Путин. "Мы давно фиксировали тот факт, что на территорию Турции идет большое количество нефти и нефтепродуктов с захваченных ИГИЛ территорий", - сказал он. По его словам, отсюда и шла "большая денежная подпитка бандформирований".
Решение Международного Суда ООН по делу об иранских нефтяных платформах
"...для установления юридической обоснованности нападений на иранские платформы в порядке осуществления права на индивидуальную самооборону
Соединенные Штаты должны доказать, что они стали объектом нападений, ответственность за которые несет Иран; и что
эти нападения носили такой характер, что их можно квалифицировать как «вооруженные нападения» в значении, в котором этот термин употребляется в статье 51 Устава Организации Объединенных Наций и как он понимается в международном обычном праве, касающемся применения силы. Соединенные Штаты должны также доказать,
что их действия были необходимыми и соразмерными по отношению к вооруженному нападению, совершенному на них,
и что платформы являлись законной военной целью, против которой можно применять вооруженную силу в целях самообороны.
...вопрос заключается в том, является ли этот инцидент сам по себе достаточным для оправдания действий в целях самообороны как представляющий собой «вооруженное нападение».
Суд не исключает возможности того, что минирование одного военного судна могло бы быть достаточным, чтобы воспользоваться «неотъемлемым правом на самооборону»...
Суд заявляет, что он недостаточно убежден в том, что имеющиеся доказательства подтверждают заявление Соединенных Штатов о значении военного присутствия и деятельности на нефтяных платформах комплекса «Решадат», и отмечает, что не представлены какие-либо доказательства в отношении комплексов «Салман» и «Наср». Однако, даже если согласиться с этими утверждениями в дискуссионных целях,
Суд не считает для себя возможным признать, что нападения на платформы могли быть оправданными в качестве актов самообороны. Что касается нападения на судно «Sea Isle City», а также минирования корабля Военно-морских сил Соединенных Штатов «Samuel B. Roberts», то
Суд не убедился в том, что нападения на платформы были необходимы как действия, принятые в ответ на эти инциденты.
В ответ на минирование
неустановленными лицами одного военного корабля Соединенных Штатов, который получил серьезные повреждения, но
не затонул, и на котором
не погиб ни один человек, ни операция «Praying Mantis» в целом, ни даже частичное ее осуществление, приведшее к разрушению платформ «Салман» и «Наср», не могут, с учетом обстоятельств дела, считаться соразмерным применением силы в целях самообороны".
МИД Сирии: любое военное вмешательство Турции будет рассматриваться как агрессия
БЕЙРУТ, 3 октября. /ИТАР/. Дамаск рассматривает как агрессию любое военное вмешательство Турции в Сирию, заявило министерство иностранных дел САР.
Накануне парламент Турции принял резолюцию, которая разрешает вооруженным силам проводить трансграничные операции против боевиков "Исламского государства" (ИГ) и других террористических группировок в Сирии и Ираке. В дополнение к этому Анкара сможет предоставлять свою территорию и военные базы для военных нужд международной коалиции.
"Заявленная правительством Турции политика представляет собой настоящую агрессию против страны - члена ООН", - говорится в коммюнике МИД Сирии, зачитанном по сирийскому государственному телевидению.
Коммюнике представляет собой текст письма, направленного внешнеполитическим ведомством САР генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну и Совету Безопасности ООН. "Мировое сообщество и особенно Совет Безопасности должны предпринять действия, чтобы положить конец авантюрам турецких руководителей, которые представляют угрозу безопасности и миру во всем мире", - подчеркивает МИД Сирии.
Что мы имеем в результате:
Варианты квалификации события -
А) "Приграничный инцидент";
Б) Незаконное вмешательство Турции во внутренние дела Сирии;
В) Вооруженное нападение Турции на РФ и/или Сирию.
Возможные ответные меры -
А) Требование официальных извинений и возмещения ущерба;
Б) Квалификация действий Турции по уничтожению российского самолета и поддержке НВФ на территории Сирии в качестве вмешательства во внутренние дела суверенного государства и принятие Сирией ответных мер (при военно-технической помощи РФ);
В) Квалификация действий Турции по уничтожению российского самолета и о поддержке НВФ на территории Сирии в качестве вооруженного нападения на РФ и САР, принятие мер коллективной самообороны в рамках ст.51 Устава ООН. В части, касающейся сбитого Су-24, такой мерой может стать пропорциональное уничтожение законных военных целей в ситуации необходимости (к примеру, в случае облучения самолетов ВКС турецкими средствами обнаружения и/или наведения)
3. Превентивные меры
Путин: комплекс С-400 будет переброшен на военную базу РФ в Сирии
Россия перебросит в Сирию комплексы С-300 и С-400
Группировка российской авиации в Сирии усилена Су-34 и Су-27СМ3
Генеральным штабом прорабатываются дополнительные меры по обеспечению безопасности российской авиационной базы в Сирии, сказал начальник Генштаба РФ Сергей Рудской в официальном заявлении по инциденту с российским бомбардировщиком в Сирии. По его словам, все действия ударной авиации будут осуществляться только под прикрытием самолетов-истребителей, а в целях усиления противовоздушной обороны район в прибрежной части Латакии займет крейсер "Москва", оснащенный системой ПВО "Форт". "Предупреждаем, что все цели, представляющие для нас потенциальную опасность, будут уничтожаться", — заявил Рудской.
Немного истории:
Что мы имеем в результате:
Вместо того, чтобы предпринять заблаговременные меры по защите воздушного пространства САР и российских самолетов от возможных провокаций со стороны натовцев, предпочитали отшучиваться и ждать, "когда грянет гром".
Очередной пример реактивной политики, наглядно показывающий, что нужные уроки из украинских и иных событий извлечены не были.
Впрочем, есть возможность использовать данный инцидент для продвижения российских интересов. В частности, наконец произвести давно требуемое усиление авиагруппы и наземных средств ПВО и установить "бесполетную зону" в районах операций ВКС.