Военно-морские истории

Тема в разделе "Кают-компания", создана пользователем Kaa, 15 сен 2009.

  1. tankman

    tankman Заблокирован

    Регистрация:
    02.08.17
    Сообщения:
    1.113
    Симпатии:
    213
    Адрес:
    г.Огре, Латвийская Республика.
    Служба:
    1979-1981 гг. части и подразделения ГО и БТВ МО СССР.
    Это частные причины, т.к. всегда есть причины общего характера, которые оказывают влияние на состояние дисциплины личного состава экипажей отдельных кораблей и ВМФ в целом.

    "Как разгильдяи утопили подводную лодку" : "Это случилось в те времена, когда Февральская революция уже кончилась, а Октябрьская ещё и не думала начинаться. Фронты держались на честном слове: с освобождённых от присяги царю солдат и офицеров брали честное слово, что они довоюют до конца войны. Флот же пока ещё действовал. Однако расхлябанность и разгильдяйство начали проникать уже и туда. Одним из следствий этого разгильдяйства и стало потопление подводной лодки АГ-15...
    8 июня 1917 года от борта плавбазы «Оланд» отшвартовалась подводная лодка АГ-15 и направилась в западный район для выполнения учебного погружения. Лодка была построена в Ванкувере и была приобретена Судостроительным Акционерным обществом «Ноблесснер» по заказу Морведа России, Лодка была получена ещё в 1915 году, но два года её доводили до ума и обучали экипаж.

    Придя в район погружения, командир лодки лейтенант Максимович решил произвести срочное погружение с хода. Экипаж минного заградителя видел как лодка начала погружаться с увеличивающимся дифферентом и вскоре ушла под воду. На поверхности осталось четыре человека. Трое из них – командир, боцман и рулевой – были подобраны с минного заградителя, а четвертый – штурман, не умевший плавать, утонул. Через час после аварии к месту гибели лодки прибыли водолазы, которые зафиксировали, что лодка лежит на грунте на глубине 27 метров без крена и дифферента с открытыми кормовым и рубочным люками и. что в носовом и кормовом отсеках находятся подводники, отвечающие на стук по корпусу лодки. Через три часа после аварии из лодки была выпущена учебная торпеда, в которой лежала записка, сообщающая о нахождении в носовом отсеке 11 человек и просьбу о помощи. Помощь могла быть оказана только путем подъема лодки, а подъем мог быть произведен только спасательным судном «Волхов», вошедшим в строй 1 июля 1915 г. Однако, на момент аварии «Волхов» находился в Ревеле «Волхов» тут же вышел в море, но его приход к месту аварии был возможен только на следующий день. Не дождавшись помощи подводники первого отсека решились на самостоятельный выход. Под руководством старшего офицера лейтенанта Матыевича-Мацеевича подводники, проведя около 10 часов в полузатопленном отсеке, подняли давление, открыли люк и вместе с пузырем воздуха выбросились на поверхность. Последним покинул лодку старший офицер. На поверхность выбросило шестерых подводников, пятеро из которых всплыли живыми. 18 же подводников так и остались в затопленной лодке. Как выяснилось впоследствии, судовой кок, готовивший на лодке обед, незадолго до погружения открыл для проветривания кормовой люк. Капитан же. Давая команду на погружение, не удостоверился в том, что все люки задраены. Когда «Волхов» прибыл, лодку быстро подняли, и в день Октябрьской революции она снова вступила в строй. Но уже 3 апреля 1918 года АГ-15 была взорвана экипажем, чтобы не досталась немцам."(с) - https://anaga.ru/ag-15.html
     
  2. tankman

    tankman Заблокирован

    Регистрация:
    02.08.17
    Сообщения:
    1.113
    Симпатии:
    213
    Адрес:
    г.Огре, Латвийская Республика.
    Служба:
    1979-1981 гг. части и подразделения ГО и БТВ МО СССР.
    "Еще до этого случая из-за сходных грубых ошибок личного состава затонули (правда, без трагических последствий) две подводные лодки : английская А-4 и русская «Минога».
    А-4 проводила 16 октября 1905 г. учения совместно с надводными кораблями. Лодка находилась в позиционном положении и принимала сигналы с движущегося миноносца. О приеме сигналов она должна была сообщать подъемом и опусканием флага, фал которого пропустили внутрь прочного корпуса через… вентиляционную шахту. При погружении об этом как-то забыли, и в отсеки лодки начала поступать вода. Из-за наличия фала закрыть клапан вентиляционной шахты не удалось, и лодка затонула на глубине около 30 м. Четкие и быстрые действия команды (запуск осушительного насоса, удаление балласта и т.п.) позволили лодке всплыть на поверхность, где команда ее покинула. На оставленной лодке произошел взрыв выделившегося гремучего газа, а затем еще два взрыва, после чего лодка вновь затонула, но уже на мелководье, куда ее успели отбуксировать. Состоявшийся суд признал виновным в гибели лодки ее командира, однако, учитывая его мужество и хладнокровие в момент аварии, счел возможным ограничиться дисциплинарным взысканием.

    В марте 1913 г. при сходных обстоятельствах близ Либавы погибла подводная лодка «Минога». Незадолго до этого на лодку был назначен новый командир – лейтенант Гарсоев, командовавший ранее подводной лодкой «Почтовый», которая относилась к кораблям совершенно другого типа. Гарсоев перевел на «Миногу» весь экипаж «Почтового», состоявший из сверхсрочнослужащих. Последние, полагаясь на свой большой опыт, новую лодку практически не изучали и плохо знали ее конструкцию и особенности.

    В 14.00 23 марта «Минога» отошла от пирса для первого практического плавания после зимнего отстоя. Уже в этот момент случилось небольшое происшествие: Гарсоев не рассчитал выбега лодки при движении задним ходом, и «Минога» ударилась кормой о борт стоявшей у пирса угольной баржи. При этом раскололся укрепленный на ахтерштевне золоченый двуглавый орел – обе его головы утонули.

    Лодка при столкновении, однако, не пострадала и продолжала свой путь в сопровождении портового буксира. Около 16.00 оба судна подошли к Либавскому маяку, и Гарсоев приказал боцману Гордееву передать на буксир флажным семафором сообщение о намерении погрузиться и далее следовать под водой заранее согласованным курсом. Выполнив приказ, Гордеев свернул сигнальные флажки и сунул их, как ему казалось, под решетчатый настил мостика, а на самом деле – под тарелку клапана вентиляционной шахты.

    Перед погружением никто не обратил внимания на ненормально закрытый клапан, и сразу же после ухода под воду в лодку стала поступать вода. В результате она получила отрицательную плавучесть и затонула на глубине 30 м. С продуванием цистерн главного балласта командир опоздал. Поэтому он приказал отдать аварийный буй и попытаться заглушить трубу вентиляции, так как закрыть клапан из-за злополучных флажков не представлялось возможным.

    Всплывший на поверхность буй заметили на буксире. Моряки с буксира подошли на шлюпке к бую и после достаточно длительного изучения (команда буксира не была знакома с подобными устройствами и перед выходом в море соответствующих инструкций не получила) обнаружили внутри него телефон. Выяснив по телефону, что «Минога» терпит бедствие, буксир полным ходом направился в Либаву, подавая при этом тревожные гудки.

    Либавская база к тому времени уже завершила работу, и поэтому выход в море спасателей удалось организовать лишь после 19.00.

    Положение в отсеках затонувшей лодки между тем ухудшалось с каждой минутой. Поступление воды внутрь корпуса удалось замедлить, но не прекратить полностью. Воздух в отсеках постепенно становился непригодным для дыхания. Поступающая вода подходила к аккумуляторам, что грозило выделением хлора и полным отравлением атмосферы.

    В этой обстановке Гарсоев принял единственно правильное решение: он приказал продуть кормовую дифферентную цистерну. Корма лодки оторвалась от грунта и всплыла на поверхность, а находившаяся в корпусе вода потоком перелилась в носовые отсеки и толстым слоем мгновенно залила аккумуляторную батарею, что существенно уменьшило выделение хлора.

    Подошедшие к месту катастрофы спасательные суда (подъемный кран, килектор, буксиры, водолазные боты) очень скоро обнаружили кормовую оконечность погибшей лодки, на флагштоке которой развевался андреевский флаг (лодки в те годы уходили под воду, не спуская флага). Под нее подвели стропы и приподняли, пока из воды не показался кормовой входной люк. Дальнейшая эвакуация из лодки людей, большинство из которых уже не могли двигаться самостоятельно, была делом техники. Всех спасенных немедленно отправили в госпиталь, однако среди них не обнаружили виновника аварии – Гордеева.

    Последнего удалось найти в прочной рубке по стуку, которым он давал о себе знать. Лодку подняли еще выше. Наконец из воды показался рубочный люк, и Гордеев вышел из рубки живым и невредимым, просидев там около 12 ч. Оказалось, что объем воздуха в прочной рубке вполне достаточен для дыхания одного человека в течение длительного времени.

    Успешному спасению экипажа и последующему подъему «Миноги» на поверхность способствовала отличная погода. Окажись судьба менее благосклонной к подводникам, ошибка Гордеева могла бы иметь трагические последствия."(с) - http://flibusta.site/b/291667/read
     
Загрузка...

Поделиться этой страницей