Вопросы Георгию Николаевичу.

Кирилл СПб

Активный участник
Сообщения
1.555
Адрес
Санкт-Петербург
Пока поместил тему в этот раздел. Пусть модераторы переместят, если считают нужным.

Уважаемый, Георгий Николаевич :-D Мой вопрос такой:

Насколько влияет на боевые возможности танка "комфортабельность", "эргономичность"?
 

Георгий Николаевич

Активный участник
Сообщения
128
Адрес
Москва
Серьезно влияет. Когда экипаж сильно устал на марше или если после марша вместо отдыха надо гусеницы натягивать, коробку перебирать, в двигателе копаться, выверку прицела проверять, потом тяжелее воевать. Мы на "Шерманах" этому часто удивлялись. Написано такой то узел работает столько часов - он работает. Лезть нельзя, пломбы стоят. Представитель завода их проверяет периодически. Сломалось - тут же новый заказывает. Быстро привозили. Бывало что дней в 10 укладывались. Не знаю, как у них были склады снабжения организованы. Из Америки или у нас где был накопительный склад, но очень быстро получалось. Некоторый запас был в ремонтной роте, но в основном все везли на заказ.
 

Кирилл СПб

Активный участник
Сообщения
1.555
Адрес
Санкт-Петербург
Георгий Николаевич

Вы можете сравнить Т-34-85 и Ваш М4 длинностволку? Я не о общеизвестных ТТХ, а о таких вещах, как обзорность, прицелы, ремонтопригодность, какие либо любимые/нелюбимые особенности конструкции.

И такой вопрос, что вам, танкистам, представлялось более опасным... пто или танки противника? Сейчас многие люди склонны (на мой дилетантский взгляд) переоценивать значение танков, как пт средств сторон и недооценивать пто.
 

Георгий Николаевич

Активный участник
Сообщения
128
Адрес
Москва
алексей с сахалина написал(а):
представитель завода - неужели американец ? :Shok:
Да. Несколько человек от фирмы изготовителя были прикомандированы к штабу части. Они консультировали наших механиков, собирали замечания и рекламации, заказывали детали.

Кирилл СПб написал(а):
Вы можете сравнить Т-34-85 и Ваш М4 длинностволку? Я не о общеизвестных ТТХ, а о таких вещах, как обзорность, прицелы, ремонтопригодность, какие либо любимые/нелюбимые особенности конструкции.
Мне тяжело их сравнивать. Я с Т-34-85 знаком лишь по рассказам друзей. Сам я с ними дела почти не имел. Прицелы у американцев были получше. Стабилизатор у "Шермана" был хорошей штукой. Его ругали часто, но это от неумения пользоваться. Он имел ограничение по скорости, не больше 12 км\ч. Но это лучше чем стоять. 34-ки ломались чаще и требовали большого количества регулировок. Взрывались 34-ки чаще чем "Шерманы".
Кирилл СПб написал(а):
И такой вопрос, что вам, танкистам, представлялось более опасным... пто или танки противника? Сейчас многие люди склонны (на мой дилетантский взгляд) переоценивать значение танков, как пт средств сторон и недооценивать пто.
Пушки противотанковые были опаснее. Их было очень трудно заметить. Низкие, маленькие (по сравнению с танком). Немцы их отлично маскировали и были терпеливые, близко подпускали. Часто мы пушки обнаруживали только после того как они стрелять начинали. Танк было легче обнаружить.
 

Кирилл СПб

Активный участник
Сообщения
1.555
Адрес
Санкт-Петербург
Георгий Николаевич

Спасибо за ответы.

Вопрос: Как Вы оцениваете уровень планирования наших операций (в которых Вам доводилось участвовать), насколько Ваши боевые коллеги (комроты, комвзводы) были подготовлены к управлению соединением в бою? С какими трудностями сталкивались, какой автономией обладали?
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
41.683
Адрес
Москва
Уважаемый, Георгий Николаевич, добрый день.
У меня такой вопрос. По разным источникам информация по КВ самая противоречивая. От "полной непробиваемости" (типа, танк могли вывести из строя только специально выделенные 88, авиация и технические неисправности) до "обыденности" (т.е. немцы справлялись с ними при помощи штатного вооружения дивизий, хотя от поддержки-усиления не отказывались). Как по Вашему опыту это выглядело на самом деле?
 

Георгий Николаевич

Активный участник
Сообщения
128
Адрес
Москва
Кирилл СПб написал(а):
Спасибо за ответы.

Вопрос: Как Вы оцениваете уровень планирования наших операций (в которых Вам доводилось участвовать), насколько Ваши боевые коллеги (комроты, комвзводы) были подготовлены к управлению соединением в бою? С какими трудностями сталкивались, какой автономией обладали?
Планирование было довольно тщательным. Качественным. В 44ом воевать научились. Насчет подготовки к управлению соединениями - это не уровень комроты и тем более комвзода. Они командуют подразделениями. ;) Уровень был разный. Короткие курсы ускоренной подготовки полного объема конечно не давали. Много познавалось в бою, дорогой ценой. Потери комсостава были очень большими. Я писал уже, под Курском у нас в полку погибли почти все командиры рот. Трудности - одним словом не скажешь. Разные бывали трудности. Перебои со снабжением, недостаточная дальность связи радиостанций, нехватка квалифицированных механиков. Автономия зависела от обстановки. Нередко случалось при прорывах, рассечении противника и глубоких рейдах подразделение уходило из зоны радиосвязи. Тогда автономность была полная. Также она зависела от характера действий. Или всей частью наступаем, или наши танки придаются другим частям для поддержки. В первом случае все завязано на командира твоей части. Во втором ты действуешь координируясь с командиром той части, которой придан, но самостоятельности больше.

студент написал(а):
Уважаемый, Георгий Николаевич, добрый день.
У меня такой вопрос. По разным источникам информация по КВ самая противоречивая. От "полной непробиваемости" (типа, танк могли вывести из строя только специально выделенные 88, авиация и технические неисправности) до "обыденности" (т.е. немцы справлялись с ними при помощи штатного вооружения дивизий, хотя от поддержки-усиления не отказывались). Как по Вашему опыту это выглядело на самом деле?
Добрый день. Про Кв-1 точно не скажу. Я про них сам больше рассказы слышал, тех кто успел повоевать на них в начале и до 43 дожил. То же все говорили разное. Могу сказать про Кв-1С. Его немцы пробивали легко. Броню на нем ослабили для скорости а получилась ерунда. И скорости почти не получили и стал он как бумажный. А числился тяжелый танк. И поступал в полки прорыва.
 

Кирилл СПб

Активный участник
Сообщения
1.555
Адрес
Санкт-Петербург

Понятно. Если достанем с вопросами- не смущайтесь, шлите куда подальше :-D Или по английски уходите..., главное потом возвращайтесь!

У меня такой вопрос:
Огромное количество споров разворачивается из-за постоянного упоминания в мемуарах отечественных военно начальников, офицеров, солдат и сводках совинформбюро... уничтожения исключительно "тигров" и "фердинандов" в огромных количествах. Вроде и ветеран пишет, неудобно сомневаться, а вроде и тигров то столько не было выпущено... С чем связано зачисление в "тигры"? Т.е. - незнание матчасти противника, престиж? Насколько часто Вы встречались с т5, т6, "фердинандами"?
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
41.683
Адрес
Москва
Георгий Николаевич
И такой еще вопрос. Слышал, что на тяжелых танках мех-воды имели офицерские звания (мл. лейтенант). С чем это было связано?
 

Георгий Николаевич

Активный участник
Сообщения
128
Адрес
Москва
Все сразу. И плохое знание матчасти, и память подводит. И редакторы книг тоже свою руку приложили к этой путанице. За "Тигров" часто принимали PzIV. "Пантеры" встречались частенько и были очень опасным противником. На "Шермане" в лоб с ней было лучше не сходиться. Даже на Исе это было опасно. "Тигры" были не так часты. "Королевских тигров" было еще меньше. Их я видел всего дважды, причем один раз уже подбитый с самом конце войны, а вот один удалось подбить самому фугасом в Берлине. "Фердинандов" я к счастью не встречал.

студент написал(а):
Георгий Николаевич
И такой еще вопрос. Слышал, что на тяжелых танках мех-воды имели офицерские звания (мл. лейтенант). С чем это было связано?
На Ис-2 механики были мл. лейтенантами. Машина была сложная, учили на нее мехводов довольно долго. Почти офицерский курс получался. Зато экипажу было хорошо. В два раза больше доппайка. ;)
 

Кий

Активный участник
Сообщения
2.452
Адрес
Киев
Георгий Николаевич написал(а):
а вот один удалось подбить самому фугасом в Берлине.
А можно поподробней узнать о вероятности подбития танков фугасом... сколько попаданий надо и куда, в общем - как это выглядело?
 

Кирилл СПб

Активный участник
Сообщения
1.555
Адрес
Санкт-Петербург
Георгий Николаевич написал(а):
Все сразу. И плохое знание матчасти, и память подводит. И редакторы книг тоже свою руку приложили к этой путанице. За "Тигров" часто принимали PzIV. "Пантеры" встречались частенько и были очень опасным противником. На "Шермане" в лоб с ней было лучше не сходиться. Даже на Исе это было опасно. "Тигры" были не так часты. "Королевских тигров" было еще меньше. Их я видел всего дважды, причем один раз уже подбитый с самом конце войны, а вот один удалось подбить самому фугасом в Берлине. "Фердинандов" я к счастью не встречал.
!!! В какую проекцию?
Возможно Вы общались с самоходчиками..., тут был спор по ису-152... Суть такова: использовали их для стрельбы с закрытых позиций как артиллерию или нет?
Какие у танкистов были отношения с самоходчиками? Дед, вроде, упоминал некоторый накал страстей между танкистами и самоходчиками (как у пилотов вмс и ввс, этому я сам был свидетелем)?
 

Георгий Николаевич

Активный участник
Сообщения
128
Адрес
Москва
Кий написал(а):
Георгий Николаевич написал(а):
а вот один удалось подбить самому фугасом в Берлине.
А можно поподробней узнать о вероятности подбития танков фугасом... сколько попаданий надо и куда, в общем - как это выглядело?
У 122мм пушки Иса был очень мощный фугас. Броню им пробить конечно очень трудно, но если попасть в катки и гусеницы то танк гарантировано лишался хода. Отрывало катки, рвало гусеницы, ломало подвеску.

Кирилл СПб написал(а):
Георгий Николаевич написал(а):
Все сразу. И плохое знание матчасти, и память подводит. И редакторы книг тоже свою руку приложили к этой путанице. За "Тигров" часто принимали PzIV. "Пантеры" встречались частенько и были очень опасным противником. На "Шермане" в лоб с ней было лучше не сходиться. Даже на Исе это было опасно. "Тигры" были не так часты. "Королевских тигров" было еще меньше. Их я видел всего дважды, причем один раз уже подбитый с самом конце войны, а вот один удалось подбить самому фугасом в Берлине. "Фердинандов" я к счастью не встречал.
!!! В какую проекцию?
Возможно Вы общались с самоходчиками..., тут был спор по ису-152... Суть такова: использовали их для стрельбы с закрытых позиций как артиллерию или нет?
Какие у танкистов были отношения с самоходчиками? Дед, вроде, упоминал некоторый накал страстей между танкистами и самоходчиками (как у пилотов вмс и ввс, этому я сам был свидетелем)?
Про "Тигр" ответил пораньше. Экипаж того "Королевского тигра" героев изображать не стал и как мы его "с колес сняли" тут же деру дал. Так резво, что пехотинцы только одного успели подстрелить остальные убежали. А может ему и двигатель заклинило после попадания. Тогда башней он вертеть не мог. Про самоходки - не слышал я чтобы ИСу-152 так использовали. Хотя это и было возможно. У Иса тоже были специальные метки в башне для стрельбы с закрытых позиций. Накал страстей - это скорее оборот речи. Соперничество некоторое было, подколки взаимные. Ревность некоторая к успехам. Но воевали вместе, в бою было некогда страсти накаливать. Самоходчики здорово нас выручали.
 

алексей с сахалина

Активный участник
Сообщения
16.716
Адрес
Россия
У 122мм пушки Иса был очень мощный фугас. Броню им пробить конечно очень трудно, но если попасть в катки и гусеницы то танк гарантировано лишался хода. Отрывало катки, рвало гусеницы, ломало подвеску.
экипаж танка тоже , нодо понимать , выходил после этого из строя?
 

Георгий Николаевич

Активный участник
Сообщения
128
Адрес
Москва
алексей с сахалина написал(а):
У 122мм пушки Иса был очень мощный фугас. Броню им пробить конечно очень трудно, но если попасть в катки и гусеницы то танк гарантировано лишался хода. Отрывало катки, рвало гусеницы, ломало подвеску.
экипаж танка тоже , нодо понимать , выходил после этого из строя?
Не всегда. Зависело от места попадания.
 

Кирилл СПб

Активный участник
Сообщения
1.555
Адрес
Санкт-Петербург

Спасибо.

Такой вопрос:
Интересно узнать на каких дистанциях происходил обычно бой. Т.е., я понимаю, что условия в городе и в поле несколько отличаются..., но тем не менее. Часто пишут о таранах и т.д., боях на предельно близких дистанциях...

И здесь же хотел узнать, если местность позволяет, а танки наступают линией, уступом, какое расстояние выдерживали между машинами. Т.е. ориентировались на устав или были свои эффективные/предпочтительные варианты?

И такой вопрос:

Какое было отношение к союзникам в общем, к спецам?

Еще, я так понял, что Вы были командированы в Египет и обучали местных. Напрашиваются вопросы :-D :
1. Чему обучали?
2. Сложно ли было поладить с египтянами?
3. Стало (да и было) хорошим тоном объяснять поражения арабов их "неусидчивостью", "тупость", "ленью", "отсталостью" и прочими чертами "культурными".
Как Вы оценивали своих учеников, офицеров, солдат?
4. Были ли в Египте какие то интересные случаи, происшествия?
5. Что думали советские военнослужащие о израильтянах, как оценивали шансы Насера и др. арабских лидеров?
 

СССР СА

Активный участник
Сообщения
5.302
Адрес
Россия, Казань
Уважаемый Георгий Николаевич вопрос вам от первой гвардейской танковой армии (1987-92)
из вашего рассказа я понял что вы воевали на ис-2 есть мнение, что ис с пушкой соткой
был более эфективен ваше мнение.
кто из танковых командармов по вашему самый- самый.
насколько оптимальна организация танковых войск нашей армии во время войны от взвода до полка-бригады.
отличались ли чем нибудь танковые части сс от обычных.
 

zdobin

Активный участник
Сообщения
4.878
Адрес
Украина, Privilegiatum oppidum Ungvar
Георгий Николаевич, как Вам ИС-2 в сравнении с Тигром, с которого растояния Тигр мог пробить лобовую броню ИС-2 и наоборот? Говорят что недостатком ИС-2 была пушка с малой скорострельностью? Это единственный существенный недостаток ИС-2? КВ в начале войны как был, что хотели Вы видеть на танке в то время? Заглянул я во внутренности Т-34-85 (башню) , с трудом себе представляю как там размещались три человека, как они там не побились?
Мне когда было 14 лет на дне Победы я возле Холма Славы у себя в городе на лавочке увидел ветерана. Присел к нему и спросил что за танки стоят на постаментах. Он мне ответил, уж не помню я сегодня из чего весь разговор начался но только помню одно он рассказал что был танкистом и воевал на КВ, котором именно КВ-1 или КВ-2 я не знаю. О что то ещё рассказывал но я все позабыл.
Если не тяжело прошу Вас ответить?
У меня к танкистам ВОВ много вопросов, сайт http://www.iremember.ru я весь прочитал (тот раздел что о танкистах) и книги А. Драбкина серии "Я дрался...", но не нашел я в них всех ответов на свои вопросы.

Замучаем мы ветерана своими вопросами, думаю что ему не в тягость отвечать молодому поколению которое имеет огромный интерес к своему прошлому. :think:
 
Сверху