Нет, реального нарушения границы при мне ни разу не было. В 1978 году, когда в Карелии сбили Боинг - я служил в Туношне на Су-9; когда на Дальнем Востоке над о. Монерон (возле Сахалина) завалили ещё один корейский Боинг - я служил в Амдерме на Ту-128.
Был ещё один случай нарушения воздушной границы СССР с посадкой нарушителя на аэродроме Небит-Даг, может слышали? Если нет, то я сейчас расскажу.
В этом позорнейшем случае пострадал мой однокашник Володя П...в. В тот день он заступил дежурным по приёму и выпуску самолётов. Погода была прекрасная и оба дежурящих на Су-15 лётчиков выползли из дежурного домика и разлеглись на капонире, ловить солнышко для загара. А Володя уселся у телевизора и смотрел "Утреннюю почту". В это время в ДЗ приехал нач. ОДС РТО, проверить своих связистов, т.к. этот день у него был парко-хозяйственный. Зашёл на СКП и вдруг случайно увидел, подлетающий к дальнему кокой-то двухмоторный самолёт. Никакие средства связи не включены, РСП не работает, ни РП, ни дежурного по приёму и выпуску нет - почему? Он по громкой запрашивает оперативного дежурного на КП - Кто это к нам на Ан-24 летит? А с оперативным дежурным (ОД) они были в добрых, приятельских отношениях, вместе прослужили кучу лет. ОД ему отвечает, что никто к нам не запрашивался и никто к нам не летит. А самолёт уже прошёл дальний и снижается. Нач.ОДС РТО опять на КП - Да у нас самолёт уже дальний прошёл, садиться сейчас будет. ОД ему: - Ты, наверное, вчера немного перебрал, вот тебе всё и кажется. А самолёт уже сел и катится по ВПП. В это время ребята на капонире подняли головы, увидели самолёт, похожий на Ан-24 и говорят: - Вот, чёрт несёт каких-то проверяющих! И ОД нам ничего не сообщил! И ведь точно - первых проверять придут нас, в ДЗ. А Володя, услышав звук прилетевшего самолёта, оторвался от телевизора, выглянул в окно, увидел самолёт и сразу начал по громкой вызывать ОД: - Что это за самолёт к нам прилетел, почему меня не предупредили, я ведь даже не на СКП, а в ДЗ! Вот теперь и ОД засуетился: - Что это за самолёт, как он сел, кто ему разрешил, что он сейчас делает, куда рулит? Володя побежал на СКП, а дежурящие лётчики, неспеша одеваясь, пошли в ДЗ. А самолёт стоит на ВПП, гудит и никуда не рулит. Володя прибежал на СКП, включил средства связи и запрашивает прилетевший борт. Но в ответ тишина. Прилетевший вдруг увеличивает обороты, разворачивается на ВПП, выводит на взлётный режим, и побежал. Вот тут только разглядели, что он весь расписан. как петух и всё по иностранному, явно не Аэрофлот! Сразу передали на КП, экипажам - Готовность №1. Но, пока то, да сё - борт взлетел, отвернул в сторону границы и пропал из виду на малой высоте. Подняли пару Су-15, те ходили, искали на малой высоте, но... Борт незасечённый радарами, благополучно перелетел гос.границу на малой высоте, однако был замечен пограничным нарядом, который тут же доложил об этом на заставу, а те - ещё выше, и так до Москвы. И вот тут-то всё и началось для всех дежурящих в тот день! "Белым и пушистым" оказался только один нач. ОДС РТО, который проявил большую ответственность, бдительность, засёк нарушителя гос.границы и поднял тревогу. Всем остальным - "отрубили головы" - поснимали с должностей, отстранили с лётной работы, поувольняли в запас. Некоторым "к папахам пришили уши", некоторым - спороли со штанов лампасы. Роздали "всем сестрам по серьгам!" Никого не пожалели. Володя год отсидел на РСП, потом его посадили на Ми-8 на правое кресло. Летал над полигоном возле о. Балхаш, возил бригаду, которая собирала в пустыне обломни мишеней и остатки ракет.
Вот такая это история, как мне рассказал её сам Володя.
Олег