Всё о катапультированиях...

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
Первым живым существом, совершившим катапультирование на сверхзвуковой скорости, стал бурый медведь : мишку выкинули на высоте более 10.000м и скорости почти 1.400 км/час , а спустя 7 минут и 49 секунд он благополучно приземлился. (США).
Тема катапультирования интересна по многим причинам...
Гагарин катапультировался, а не приземлился в спускаемом аппарате.
Капитан Елисеев таранил на сверхзвуке в 70-х. Англичане в 50-х потеряли много лётчиков после катапультирования - по здоровью (позвоночник). Наши боевые лётчики после катапультирований уходили с лётной работы.(можно спорить). После катапультирований менялось здоровье- открывался диабет, позвоночник...сердечно -сосудистая система... Интересны ощущения при катапультировании - удар подушкой по "морде"и раздевании потоком воздуха. В 70-х и 80-х было много разных катапульт и действия лётчика были разные при катапультировании. Будет всё интересно по этой теме !
 

акулыч

Активный участник
Сообщения
8.951
Адрес
Москва
Из того ,что читал про системы катапультирования, самые жуткие впечатления оставила система на первых Ту-22, когда пилоты катапультировались спиной ВНИЗ...Мрак....
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
Наземные катапультирования. 12 крат. Тренировки. Сам. Хлопок...-и ты сидишь на высоте 10м. Промежутка времени между хлопком и движением по рельсам НЕТ.
 

Бывалый

Активный участник
Сообщения
2.714
Наши конструкторы спасают пилотов в небе

Российские конструкторы разработали уникальное средство спасения - катапультное кресло К-36Д-3,5. Когда самолет падает, и кажется, что спасения нет, у пилота есть еще один шанс.

Конструкторы делают упор на то, что квалифицированных пилотов надо беречь. По словам генерального конструктора НПП «Звезда» Гая Северина, они решили не просто спасать пилота любой ценой, как это делают на Западе, а спасать без травм, чтобы он в дальнейшем мог вернуться в строй. После катапультирования с помощью наших кресел 97% пилотов продолжают летать, отметил он.

К-36 ДМ - чрезвычайно сложная система, ей нет аналогов в мире. Характеристики наших средств аварийного покидания полностью соответствует возможностям самолетов. Кресло может спасти пилота на скорости 1400 км в час. Тогда как все катапультные кресла срабатывают на скорости 800 км в час.

К тому же кресло - это рабочее место летчика, где он проводит многие часы, и оно должно быть максимально удобным, уверены пилоты. Поэтому спинки кресла должны быть особым образом профилированы, по росту пилота, наклону спинки.

Когда летчик вынужден катапультироваться, ослабленные ремни могут привести к повреждению позвоночника. Чтобы минимизировать риск такой травмы, пилот должен принять правильное положение. Поэтому механизм кресла должен в первую очередь притягивать плечи пилота к спинке. Пиропритяг плеч есть на всех современных катапультных креслах, и даже в последних моделях автомобилей, но К-36 притягивает еще и поясной ремень. У К-36 есть еще одна степень фиксации – боковые ограничители рук. Они обеспечивают дополнительную защиту и боковую поддержку пилота.

Специалисты отмечают еще один опасный фактор при эксплуатации средств спасения - это воздушный поток после выхода из кабины. На любые выступающие части тела пилота действуют гигантские нагрузки. Например, ноги воздушным потоком может просто сломать. Поэтому на всех современных креслах голени фиксируются специальными петлями, но только К-36 оснащен еще и системой подъема ног. Благодаря ей кресло как бы «группирует» летчика: риск увечья снижается. Кроме того, К-36 оснащен выдвижным дефлектором, защищающим грудь и голову летчика от воздушного потока при катапультировании на высоких скоростях. Все эти защитные факторы действуют без участия пилота и занимают всего 0,2 секунды.

62fa2a4a37d5.jpg


Уникальность конструкции в том, что креслу не нужно придавать вертикальное положение, после того как его покинул пилот. Это делается автоматически. Вертикальное положение кресла обеспечивает возможность максимально использовать импульс ракетного двигателя и набрать высоту, а также обеспечить защиту от воздушного потока с помощью уже упомянутого дефлектора. Кроме того, именно такое положение летчика дает ему возможность выдержать большие перегрузки торможения.

Западные катапультные кресла позволяют раскрывать парашют при 400 км в час. Парашют К-36 может вводиться на скорости до 650 км в час, за счет этого катапультирования получается менее безопасным. По статистике 90% катапультирований происходит на малых высотах и скоростях менее 700 км в час.

Парашют расположен в заголовнике, при его отстреливании кресло получает противоположный импульс и отделяется. А целый и невредимый летчик на парашюте плавно опускается на землю.

Наше превосходство в воздухе

Американские специалисты после проведения экспериментов признали, что К-36Д-3,5 не имеет аналогов в мире. Это кресло удовлетворяет американским военным стандартам. Но пока вопрос о зарубежном производстве кресел решается на высшем уровне. Кстати, именно на базе К-36 в 1980-х годах впервые в мире была разработана система автоматического катапультирования для палубных истребителей Як-38.

При вертикальном взлете и посадке аварийная ситуация может возникнуть так быстро, что пилот не успеет среагировать. Как отмечают специалисты, эта система оказывает психологическое давление на летчика, поэтому ее сделали отключаемой. За всю историю эксплуатации системы было лишь одно ложное срабатывание, но она спасла 19 человек.

Хронология катапультирования К-36Д-3,5

0 секунд. Летчик дергает поручни. Подается команда на сброс фонаря, начинается работа автоматики. Происходит инициация системы фиксации: начинается притягивание ремней, фиксация и подъем ног, опускаются и сводятся боковые ограничители рук.

0,2 секунды. Фиксация заканчивается. Если сброшен фонарь - подается команда на катапультирование. На высоких скоростях вводится защитный дефлектор.

0,35–0,4 секунды. Стреляющий механизм двигает кресло по направляющим. Начинается ввод стабилизирующих штанг.

0,45 секунды. Кресло выходит из кабины. Включаются реактивные двигатели. При необходимости включаются двигатели коррекции.

0,8 секунды. На малых скоростях происходит разделение заголовника от кресла и ввод парашюта. На больших скоростях это происходит после торможения. Летчик спускается на специальном сидении, под которым расположена кислородная система и ящик с носимым аварийным запасом (НАЗ, около 10 кг). Через 4 секунды после разделения с креслом НАЗ отделяется и повисает снизу на тросе.

Историческая справка

Первые катапульты появились в 1939 году в Германии. Экспериментальный летательный аппарат Heinkel He 176 с ракетным двигателем был оснащен сбрасываемой носовой частью. Вскоре катапульты стали серийными: их устанавливали на турбореактивный Heinkel He 280 и винтовой Heinkel He 219. 13 января 1942 года пилот He 280 Гельмут Шенк выполнил первое в мире катапультирование. К концу войны на счету немецких пилотов насчитывалось уже более 60 катапультирований.

Катапультные кресла тех времен, их принято относить к первому поколению, выполняли единственную задачу - выбросить человека из кабины. Отлетев от самолета, пилот должен был по-прежнему самостоятельно отстегнуть ремни, оттолкнуть кресло и раскрыть парашют.

Второе поколение катапультных кресел появилось в 1950-х годах. Процесс покидания был уже частично автоматизирован: достаточно было дернуть рычаг, пиротехнический стреляющий механизм выбрасывал кресло из самолета, вводился парашютный каскад (стабилизирующий, затем тормозной и основной). Простейшая автоматика обеспечивала только задержку по времени и блокировку по высоте. На большой высоте парашют открывался не сразу.

Кресла третьего поколения появились в 1960-х годах, их начали оснащать твердотопливным ракетным двигателем, работающим после выхода кресла из кабины. Они были снабжены более совершенной автоматикой. На первых креслах этого поколения, разработанных НПП «Звезда», парашютный автомат КПА соединялся с самолетом двумя пневмотрубками и таким образом настраивался на скорость и высоту.

С тех пор техника шагнула далеко вперед. Но все современные серийные катапультные кресла все-равно относятся к третьему поколению. Это британское Martin Baker Mk 14, американские McDonnell Douglas ACES II и Stencil S4S, а также знаменитое российское К-36ДМ.

На рынке сегодня остались британская компания Martin Baker и американские McDonnell Douglas и Stencil. В нашей стране катапультные кресла, как и другое полетное снаряжение, с 1960-х годов делает только НПП «Звезда».

Источник информации: http://business.km.ru/magazin/view.asp? ... 04EC373237
 

Reflected sound

Активный участник
Сообщения
1.752
Адрес
Казахстан
Слышал "за рюмкой чаю" мнение , что катапультирование - гарантированый компресняк с последующей инвалидностью .
"Нутром чую" , что мнение ошибочное , но есть у кого статистика вернувшихся в строй после катапультирования ?
 

aviator

Активный участник
Сообщения
1.069
Вообщем у нас в МАИ есть кафедра ЖОПА - жизнеобеспечение Пилотируемых аппаратов :-D 1 катупультирование = 10 прыжков с парашютом
 

LEO

Военный лётчик
Сообщения
592
Адрес
Алтайский край
Reflected sound
если нет автоматического поясного притяга, и в ручную летчик не притянулся, а катапультироваться будет с отрицательной перегрузкой, тогда точно можно получить декомпрессионный перелом позвоночника, если же задница крепко прижата к креслу и зазора между ней и седушкой нет, то ничего не случится :)
Вообще то большинство погибщих, как раз не при катапультировании а в результате неграмотных действий после приземления (приводнения) :Shok:
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
Из-за несовершенства кресла - невозможность противостоять постоянным вибрациям в полёте все лётчики, ушедшие с лётной работы на пенсию, имеют отклонения в позвоночнике. Радикулиты. Остеохондрозы. Искривления. И даже замена суставов (ссылка на инф.Гарнаева).

Добавлено спустя 8 минут 3 секунды:

Летал на нескольких катапультах. Самое удачное по эргономике - на МиГ-31. Действие одно - тяни, и при этом вынужден прижать локти. Самое неудачное кресло на Ту-128. Устанавливаешь ноги. Тянешь на себя боковые ручки и опускаешь их вниз. При этом сбоков ограничители "отсекают" локти от борта. В полёте у меня самостоятельно сработала левая "отсечка" и "отсекла" руку от РУДов. РУДы есть, рука есть, а управлять невозможно.
 

белый

Активный участник
Сообщения
1.951
Адрес
Владивосток
А мне случай один летун рассказывал, незнаю правда или нет. Вобщем самолет выкатывался на рулёжку и пилот молодой как-то умудрился катапультироваться, а катапульты отстреливались вниз, результат печальный. Как думаете такое могло быть, а то меня сомнения мучают.
 

акулыч

Активный участник
Сообщения
8.951
Адрес
Москва
На первых Ту-22 - могло. Правда для этого должны были быть сорваны стопора катапульты. Вообщем, должна была быть цепочка нарушений эксплуатации техники и порядка проведения предполетной подготовки и осмотра самолета. На истребителях у нас, насколько я знаю, все системы катапультирования работали вверх.
 

акулыч

Активный участник
Сообщения
8.951
Адрес
Москва
Угу....Если найду фото одного из первых Ту-22 - выложу, там на фотографии во время ТО на земле опущены все три катапультных кресла в позицию перед катапультированием и очень хорошо видно, как оно должно происходить. Жуть....
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
У них были ограничения по высоте катапультирования. Катапультироваться с земли на других типах можно, но при скорости не менее 140. Прыгали и меньше по V с летальным исходом (Ту-128...)
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
отл пилотажная группа капитан США просадка.jpg здесь прыгает капитан из пилотажной группы США. У него "просадка" ..ещё мгновение и "полный рот земли". На выводе из переворота , пикирования нужно учитывать , что самолёт будет "плашмя" приближаться к земле. Он не учёл.
 

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
здесь тоже "просадка" . Два испытателя показывают самолёт за рубежом. Бьют об ВПП и пытаются полететь дальше....
просадка1.png просадка 2.png просадка 3.png первый пошёл!просадка 4.png
 

Supremum

Активный участник
Сообщения
28.545
Адрес
Липецк
здесь тоже "просадка" . Два испытателя показывают самолёт за рубежом. Бьют об ВПП и пытаются полететь дальше....
Посмотреть вложение 8096 Посмотреть вложение 8097 Посмотреть вложение 8098 первый пошёл!Посмотреть вложение 8099
Ле Бурже 1999 год.
 
Сверху