Жидкостная межконтинентальная баллистическая ракета третьего поколения ракетного комплекса 15П015

polkovnik

Модератор
Сообщения
3.467
Адрес
Пермь
МР-УР-100 (15А15)
Жидкостная межконтинентальная баллистическая ракета третьего поколения ракетного комплекса 15П015.

- краткое обозначение: МР-УР-100
- индекс заказчика: 15А15
– код US DIA: SS-17 Mod 1, SS-17 Mod 2
- код NATO: "Spanker"
- код по договору СНВ-1: РС-16А / RS-16A (Ракета Стратегическая - модель 16 модификация А)

Ракета МР-УР-100 (15А15) разработана в КБ "Южное" и производилась на Южном Машиностроительном Заводе (ЮМЗ).

В конце 60-х годов в связи с моральным старением большого количества развернутых МБР УР-100 (8К84) возникла необходимость установить в существующие шахтные сооружения новые, более современные и эффективные межконтинентальные ракеты. Ракета УР-100 (8К84) легкого класса была разработана ЦКБМ и принята на вооружение РВСН в 1967 г. Ракета была сравнительно недорога и выпускалась в массовом количестве для скорейшего наращивания военного потенциала СССР в соревновании с США. Всего было развернуто около тысячи ракет.
Для решения этой задачи постановлением правительства СССР N 682-218 от 19 августа 1970 г. головным организациям - КБ "Южное" и ЦКБМ была задана разработка проектов модернизации стратегического ракетного комплекса с МБР УР-100 (8К84). Задача заключалась в модернизации комплекса УР-100 (8К84) с минимальными сроками и затратами. Предполагалось, что разработка на конкурсной основе будет стимулировать соперничающие организации добиваться улучшения ТТХ комплекса и форсировать темпы работ.
В соответствии с этим постановлением КБ "Южное" поручалась разработка ракетного комплекса с межконтинентальной ракетой МР-УР100 (15А15) с выходом на летно-конструкторские испытания в 1973 г.
В мае 1971 г. на территории Павлоградского механического завода (ПМЗ) начаты бросковые испытания для отработки минометного старта ракеты МР-УР100 (15А15). Летно-конструкторские испытания ракетного комплекса были начаты в декабре 1972 г.
Ракетный комплекс 15П015 с МБР МР-УР100 (15А15) был принят на вооружение 30 декабря 1975 г. постановлением правительства N 1064-355.

Ракетный комплекс 15П015 с ракетой МР-УР100 (15А15), оснащенной разделяющейся головной частью, был принят на вооружение РВСН СССР в 1975 г. 6 мая 1975 года в г. Бологое на дежурство был поставлен первый ракетный полк, вооруженный этим ракетным комплексом.
Ракетный комплекс 15П015 с ракетой МР-УР100 (15А15)находился на боевом дежурстве до 1983 г.
С 1979 года началась замена части ракет МР-УР100 (15А15), в развернутых ракетных полках, на модернизированный вариант - МР-УР100УТТХ (15А16). Во второй половине 80-х годов было принято решение о постепенном выводе из боевого состава ракет этого семейства. К моменту подписания Договора СНВ-1 на боевом дежурстве их осталось всего 47 единиц, а в 1995 году последние из них были ликвидированы.

Дальность стрельбы, км:
- вариант с РГЧ: 10250
- вариант с моноблочной ГЧ: 10320
Головная часть:
- разделяющаяся: с 4 термоядерными боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 300-750 (400) кт, район разведения боевых блоков 200х100 км
- моноблочная: термоядерная мощностью 3,4 (3,6) Мт.
Оба варианта ГЧ имеют комплекс средств преодоления систем ПРО.
Система управления: инерциальная с БЦВМ
Круговое вероятное отклонение, м: 500
Предельное отклонение, м: 1600
Стартовый вес, кг: 71100
Размеры, м:
- длина полная: 23,9
- диаметр: 2,25
Число ступеней: 2
Тип двигателей: ЖРД
Тип базирования: шахтный
Тип старта: минометный (из транспортно-пускового контейнера за счет порохового аккумулятора давления)
Гарантийный срок хранения ракеты в заправленном состоянии, лет: 10

Начало работ над комплексом 15П015 в КБ "Южное" совпало с работами по созданию стратегического ракетного комплекса «тяжелого» класса Р-36М (15П014) с ракетой 15А14. Интенсивную разработку этих двух новых комплексов третьего поколения конструкторский коллектив выполнял практически одновременно. Комплекс с ракетой МР-УР100 создавался примерно на год позже и это дало возможность заимствовать новые, перспективные конструкторские решения из комплекса Р-36М и тем самым сократить сроки его отработки. На обоих комплексах были применены схемы минометного старта из ТПК, разделяющиеся головные части (РГЧ), системы управления на основе БЦВМ, единый унифицированный боевой блок, аналогичные конструктивно-компоновочные схемы твердотопливных двигателей РГЧ.
Высокая степень преемственности способствовала ускоренным темпам отработки ракеты 15А15. Летные испытания ракет 15А14 и 15А15 начались практически одновременно.


Двухступенчатая МБР легкого класса тандемной схемы МР-УР100 была выполнена в двух диаметрах, увеличенных по сравнению с УР-100: диаметр первой ступени составлял 2,25м, второй - 2,1м. Ступени были соединены между собой коническим переходным отсеком, который при разделении ступеней разрушался удлиненным кумулятивным зарядом (УКЗ), опоясывающим переходной отсек в середине. Такая схема была применена впервые в разработках КБ «Южное». На обеих ступенях баки горючего и окислителя были объединены в единые топливные емкости, промежуточные днища в которых выполнялись из триметаллического листа (АМг6+АД1+АМг6) с вторичной герметизацией сварных швов. Для изготовления оболочек топливных баков использовались более прочные вафельные обечайки, технология изготовления которых впервые была освоена применительно к ракете Р-36М.

На ракете МР-УР100 использовался так называемый «химический» предварительный наддув топливных баков, а также заборные устройства оригинальной конструкции с дестратификаторами («мешалками»), обеспечивавшими минимальные остатки незабора топлива в баках. Топливная система ракеты была полностью ампулизирована, что исключало необходимость пневмоиспытаний в местах эксплуатации.

Торможение корпуса второй ступени при отделении ГЧ производилось газореактивной системой путем стравливания давления наддува из полостей топливного отсека. Вскрытие сопел противотяги производилось УКЗ. На ракете была применена новая система управления расходованием топлива (СУРТ) для обеспечения одновременного опорожнения топливных баков и оптимального использования запасов топлива, в результате чего была существенно повышена энергетика ракеты.

На первой ступени устанавливался маршевый однокамерный двигатель (разработки КБЭМ) второй ступени ракеты Р-36М и управляющий четырехкамерный двигатель 15Д167, разработанный КБ-4 КБЮ на базе серийных двигателей 8Д68 и 8Д612. ЖРД 15Д167, выполненный по открытой схеме без дожигания, обеспечивал для первой ступени, кроме своей основной функции также наддув бака горючего восстановительным газом, питание окислителем и горючим агрегата наддува бака окислителя и питание горючим системы гидроприводов, а для второй ступени - питание компонентами топлива систем предварительного наддува баков. Камера сгорания ЖРД 15Д167 с соплом трубчатой конструкции была спроектирована с максимальной степенью унификации с двигателем 8Д612 тормозной ДУ ОГЧ ракеты 8К69. Для размещения маршевого двигателя бак горючего первой ступени был выполнен с вогнутым днищем.

Однокамерный маршевый ЖРД второй ступени 15Д169 замкнутой схемы размещался в тороидальной полости бака горючего. Управление вектором тяги осуществлялось путем вдува генераторного газа в закритическую часть сопла. Для управления по крену использовались четыре сопла, работающих от газогенератора ТНА. ЖРД 15Д169 оббеспечивал также наддув бака окислителя второй ступени газом, вырабатываемым газогенератором наддува, и бака горючего - восстановительным генераторным газом, отбираемым после ТНА. Двигатель был разработан на базе ЖРД 15Д512 второй ступени ракеты 8К99 с некоторыми усовершенствованиями для повышения надежности и увеличения ресурса.

Для разведения ББ РГЧ использовалась твердотопливная ДУ 15Д171, разработанная КБ «Южное» и НПО «Алтай», конструктивно-компоновочная схема которой аналогична схеме ДУ 15Д161 и 15Д221 РГЧ ракеты 15А14, а отличие в основных характеристиках (рабочий запас топлива, суммарный импульс тяги, время работы) обусловлено меньшим числом ББ. Программирование тяги осуществлялось за счет выбора заряда твердого топлива торцевого горения в коническом корпусе. Уменьшение поперечного сечения горящей поверхности заряда по времени обеспечивало плавное снижение величины тяги.

Система управления автономная, инерциальная разработана на базе ЦВМ с автоматизированным измерением погрешностей командных приборов и автоматическим вводом соответствующих поправок в полетное задание за минимальное время после получения команды на пуск. Система управления позволяет производить переприцеливание в процессе предстартовой подготовки. СУ размещена в едином герметичном контейнере, отделяющемся от ракеты и обеспечивающим полет РГЧ. Это решение позволило отказаться от корпусов приборов, максимально сблизить их между собой, уменьшив их массу и массу кабельной сети, обеспечить лучшие условия для функционирования аппаратуры и существенно уменьшить габариты и массу приборного отсека. Герметичный приборный отсек стал объектом двойного использования: сначала в составе ракеты при полете первых ступеней, а затем, после отделения от ракеты совместно с РГЧ, обеспечивал ее полет и разведение ББ.

Жесткие ограничения по длине ракеты привели к необходимости еще одного новшества - был разработан специальный головной обтекатель со складывающимся наконечником из двух полуоболочек, которые после выхода ракеты из ШПУ складывались под действием пружинных приводов и образовывали острый конус.

В результате разработанная РГЧ для ракеты МР-УР-100 по уровню массового совершенства является непревзойденным образцом и поныне.

Боевое оснащение ракеты
разделяющаяся головная часть с 4 стойкими к ПФЯВ ББ с зарядом 0,4 Мт каждый;
моноблочная ГЧ со стойким к ПФЯВ ББ с зарядом 3,4 Мт

Транспортно-пусковой контейнер для ракеты 15А15 представлял собой сварной цилиндр размерами 2х20м из алюминиевого сплава АМг6 с рядом ребер по наружному диаметру. Сложность изготовления ТПК таких больших габаритов заключалась в высокой точности обработки внутренней полости для обеспечения герметичности при выходе ракеты. Первоначально его изготовление предполагалось вести на Омском авиазаводе N 166 (впоследствии НПО «Полет»), однако впоследствии был назначен новый изготовитель ТПК - Ждановский завод «Тяжмаш».

Общая сборка ракеты, загрузка в ТПК, комплексная проверка систем ракеты и наземного проверочно-пускового оборудования, установленного на ТПК, осуществляется на заводе. Перегрузка ТПК с ракетой на всех этапах эксплуатации - бескрановым способом в любых метеоусловиях. Грунтовым транспортным средством повышенной проходимости ТПК с ракетой доставляется к ПУ без проведения проверок на технической позиции. Загрузка ТПК с ракетой в ПУ - с помощью унифицированного подъемно-транспортного оборудования. Заправка ракеты топливом - с помощью унифицированных средств подвижного заправочного оборудования без присутствия личного состава в ПУ. Стыковка к ракете полностью собранной и проверенной ГЧ - с помощью унифицированного для всех видов боевого оснащения транспортно-установочного оборудования.

Летно-контсрукторские испытания ракеты МР-УР-100 начались на НИИП-5 под руководством Госкомиссии, возглавляемой генерал-полковником Ф.П.Тонких и его заместителем, Главным конструктором КБЮ В.Ф.Уткиным. Начало ЛКИ - 1972 г., окончание - 1975 г.

Всего пусков в ходе ЛКИ - 40, из них:
по району «Кура» - 32
по району»Акватория» - 7
на минимальную дальность (по району «Кзыл-Ту») - 1
количество аварийных пусков -- 3
количество частично успешных пусков - 2.

Общее количество произведенных пусков - 67, из них аварийных - 7. Успешных пусков - 89,5%.








Источник информации: сайт http://www.russianarms.ru/forum/
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Оптимист написал(а):
МР-УР-100 изображена только на первых двух картинках на остальных другая ракета
Совершенно верно. уважаемый polkovnik ошибся, поместив сюда две фото МБР УР-100
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Иногда встречается перевод "хлопальщик" или "шлепальщик".
Это просто название на английскую С, а какое - какое придумают там, у них.
Например, наше первая твердотопливная ракета у них обозначалась как "дикарь", небезызвестная Р-36М - "Сатана", УР-100Н - "Стилет", РТ-23, та, которая была на БЖРК - "Скальпель". "Тополь"- "Серп" и т.д.
 
Сверху