Приключения самолёта «Лави»: как израильский лев стал китайским драконом
Однажды в маленькой, но очень гордой ближневосточной стране — Израиле — решили сделать лучший в мире лёгкий истребитель. И таки сделали! На радость Китаю...
По три рубля, но маленькие…
Первую войну государство Израиль начало на следующий же день после своего провозглашения. Новорожденные ВВС Израиля не смогли сыграть в ней значимой роли — поскольку представляли собой коллекцию разнотипных машин, купленных ушлыми дельцами по всему миру и летающих «на честном слове и одном крыле».
Тем не менее, израильтяне прекрасно понимали значение господства в воздухе, а потому при дальнейшем строительстве ВВС старались упирать на создание качественного превосходства над арабскими соседями — как по уровню техники, так и по выучке пилотов.
Ну и по возможности начинать войну с удара по вражеским аэродромам — тоже святое дело.
Однако война 67-го и особенно 73-го очень наглядно продемонстрировали, что качество — это, конечно, хорошо, но и количеством пренебрегать тоже не стоит.
Уже во второй войне израильтянам пришлось прибегнуть к помощи «большого друга» из-за океана, чтобы срочно восполнить потери в авиатехнике. Кроме того, зависимость от иностранного поставщика «немного» нервировала — однажды Израиль из-за выкрутасов французского правительства лишился возможности закупать самолёты Мойши Блоха
Марселя Дассо, англичане надули с «чифтенами». Да и американцы тоже временами вели себя как поцы — то начнут увязывать поставки с политическими уступками, то вообще денег захотят.
В итоге израильтяне решили сделать новый самолёт самостоятельно. Денег в казне на все хотелки традиционно не хватало. Вдобавок, ВВС мечтали закупать хороший, но дорогой как сволочь F-15. При этом министр обороны Эзер Вейцман (бывший лётчик-истребитель) хотел довести число боевых самолётов до 800. В честь этого решили, что новый самолёт будет как ёжик — сильный, но лёгкий (и дешёвый). Чтобы и самим можно было закупить побольше на остатки денег, и на экспорт железка хорошо расходилась.
Пусть он даст мне миллион! У него много миллионов…
Кое-какой опыт авиастроения в Израиле уже имелся. Раньше там строились «свои» самолёты «Нешер» («Орёл») и «Кфир» («Львёнок»). «Свои» в кавычках, потому что разработка «Орла» началась с кражи Моссадом комплекта чертежей «Миража-5», а «Львёнок» в девичестве был нарисованной по заказу Израиля же модификацией «Миража-3». Правда, движок всё же пришлось поставить американский, J79 от «Фантома-2», — не потому, что хороший, а просто на его производство имелась лицензия. Увы, сейчас этот номер повторить не удалось — того, что хотели израильтяне от проекта Lavi («Молодой лев»), в мире просто не было.
В один прекрасный весенний или осенний, а может и летний день, представители самого еврейского в мире государства пришли в Пентагон и со словами «мы тут хотим-таки немножечко поменять ваши старые „Скайхоки“ на это» выложили на стол рисунок будущего Lavi.
В Пентагоне задумались. Вообще, у них были очень серьёзные планы впарить Израилю побольше
F-16, а еще лучше — флотского F-18. Большее количество заказов позволяло снизить стоимость одного самолёта в серии, а успехи на израильской службе стимулировали продажи. В том числе и сопредельным Израилю богатым арабам.
С другой стороны, израильтяне клялись на Торе, что им нужно лишь что-то вроде лёгкого штурмовика, который даже однодвигательному F-16 не будет конкурентом. Причём движок General Electric F404 возьмут как раз от F-18, так что и тот немного, но подешевеет.
Пентагоновцы на еврейскую схему не повелись до конца. Тогда Израиль пустил в ход самую тяжёлую артиллерию — Американскую ассоциацию по связям с общественностью Израиля (AIPAC). В итоге конгресс и сенат США совершенно волшебным образом одобрили использование денег FMC на проект «Лави» и передачу в рамках его лицензий запрещённых к экспорту «пентагоновских» технологий. Над «Молодым львом» пролился золотой, точнее, зелёный дождь.
Однако американские военные такой обходной манёвр не забыли и не простили — и, как показали последующие события, память у них была хорошая.
Большие, но по пять
Америка огромная страна — даже фирм, производящих авиадвигатели, там явно больше одной. Однажды к разработчикам «Лави» постучались представители фирмы «Праат-Уитни». Смысл их речей сводился к следующему: «Зачем вам брать это старьё от „Дженерал Электрик“? У вас же на F-15 и
F-16 стоят наши F100, а мы тут как раз из него собрались делать ещё более замечательный PW1120, к 85-му году как раз допилим».
«Ой-вей, — ахнули разработчики, глянув на характеристики нового движка, — ну мы сейчас такого нарисуем!».
И понеслось.
К сожалению, запустившего проект Эзера Вейцмана уже давно выперли в отставку — так что когда из дешёвого самолёта весом до десяти тонн стали рисовать вундерваффе, способное завоёвывать превосходство в воздухе и доставлять за тысячу километров чашечку кофе и тонн пять-семь бомб, остановить рисовальщиков было уже некому.
Имеющегося опыта хватило, чтобы прикинуть — расходы на разработку составят примерно 750 миллионов долларов.
Услышав эту сумму, представитель ВВС побледнел, схватился за кошелёк и сказал, что новый самолёт им, конечно, не помешает, но только если деньги найдутся где-нибудь ещё.
И они таки нашлись…
С конца 60-х годов цифры американской военной помощи Израилю начали ползти вверх, словно вьетнамский бамбук после дождя. В 1974 ежегодная цифра перевалила за миллиард и продолжала расти. Причём, если начинали янки с предоставления займов, то в дальнейшем всё больше вкусных и полезных зелёных денег поступало в Израиль под лозунгом: «Без-воз-мезд-но, то есть даром!»
Однако и в этом большом горшке заокеанского мёда нашлась ложка дёгтя. Часть денег, идущих по линии Foreign Military Sales — FMS, можно было потратить лишь на закупки… в самих США.
И тут очень удачно нарисовалась программа по созданию Lavi, для которого в Израиле не было своего подходящего двигателя, опыта в широком использовании композитов для силовых элементов, цифровой ЭДСУ (электродистанционной системы управления) и много чего ещё. Зато все это имелось или хотя бы проектировалось в США, где — вот совпадение! — в любом случае требовалось с пользой потратить кучу денег.
В общем, всё то же, что F-16 или F-20 Tigershark, только ещё лучше. При этом конкурент строился наполовину в США — на деньги американских налогоплательщиков.
Русские всего лишь противники, а настоящий враг — это флот
Кстати, о деньгах. Изначально цену программы озвучили в жалкие 750 миллионов, но когда начинаешь что-то пилить, особенно на чужие деньги… К 1986 году госконцерн Israeli Aircraft Industries (IAI) оценил общую стоимость уже в два с хвостом миллиарда. Впрочем, привлечённые Пентагоном эксперты Счётной палаты США сочли, что и тут израильтяне чего-то не договаривают, а реально и программа, и сам самолёт окажутся ещё дороже.
Кроме того, пентагоновцы начали всячески критиковать проект «Лави» в прессе. По их выкладкам получалось, что, покупая готовые F-16 или F-20, Израиль сэкономит пару миллиардов халявных долларов на что-нибудь полезное в хозяйстве. Например, на флот.
Для Израиля обновление корабельного состава в приоритетах не числилось, а из Пентагона мрачно намекали, что американцы вот-вот прекратят спонсировать «Лави» — и тогда моряки останутся без новых подводных лодок, танкисты — без
«меркав», а мацу вообще будут выдавать по карточкам и только в субботу.
В итоге судьбу израильского истребителя решила… министр здравоохранения.
На состоявшемся 30 августа 1987 года заседании правительства Израиля по первоначальным расчётам силы были примерно равными — 12 министров за продолжение работ над «Лави», 12 против. Но после «убедительных уговоров» со стороны коллег по партии — особенно Шимона Переса — министр здравоохранения Шошана Арбели-Альмозлино при голосовании воздержалась. Именно её голоса не хватило для решения о продолжения программы.
От мёртвого осла уши
Израиль остался без нового самолёта — но не в убытке. По подсчётам американцев, только прямые инвестиции США в проект «Лави», ушедшие в Израиль, составили 1,5 миллиарда долларов. Ещё примерно 400 миллионов ушли на подчистку хвостов — разрыв контрактов с американскими субподрядчиками программы.
Специалисты IAI в ходе работ получили доступ к целому ряду секретных и ранее запрещённых к экспорту технологий — в двигателестроении, авионике… Более того — настояв на закрытии совместного проекта, США фактически лишились возможности контролировать использование и дальнейшее распространение этих технологий.
Китайский дракон расправляет крылья
Проект «Лави» закрыли в 1987 году. По странному совпадению, в следующем году в Китае начались работы над новым лёгким однодвигательным истребителем, получившим название J-10 Chengdu («Стремительный дракон»). Для доработки проекта китайцы привлекли также специалистов из ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института) и
опытно-конструкторского бюро «МиГ» — благо в начале 90-х с их наймом особых проблем не было.
В 1998 году состоялся первый полёт, ещё через пять лет самолёт начали поставлять для ВВС КНР. Экспортная модификация FC-20 появилась в 2016-м — ею заинтересовались Пакистан, традиционно закупающий китайское оружие,
Иран, не любящий американцев, и… Аргентина, которой пришёлся по вкусу большой радиус действия самолёта. Однодвигательного, лёгкого и сравнительно дешёвого.
Как и мечтал Эзер Вейцман почти полвека назад.