Ахтубинск с чей - то легкой руки стали называть авиационной столицей России. Здесь нет преувеличения. Такое признание исторически закономерно благодаря основанию и развитию Ахтубинской испытательной базы, основы которой были заложены первопроходцами во второй половине сороковых годов.
В 1947 году Правительство и Министерство обороны СССР принимают решение о создании в районе станции Владимировка Астраханской области полигона для испытаний и исследований беспилотного и управляемого оружия ВВС. В конце лета этого года сюда потянулись железнодорожные составы со строительными материалами, техникой, военнослужащими. Объекты полигона и жилая зона возводились одновременно.
На отчужденной территории строились подъездные пути, ангары, складские помещения, технические позиции, пусковые площадки с эстакадами, системами управления, бункерами безопасности. Размещались технические средства полигонных измерений, средства связи и управления.
В жилой зоне строились кирпичные дома, возводились целые улицы. В короткое время вырос военный городок, который практически объединил местные населенные поселки - Владимировку, Петропавловку и Ахтубу - в один населенный пункт, который в 1959 году получил статус города и был назван Ахтубинском.
Параллельно со строительством, комплектованием испытательных подразделений, решением социальных и бытовых вопросов проводились испытания авиационного вооружения. В начале испытывались трофейные самолеты-снаряды, торпеды, потом стали поступать отечественные управляемые авиабомбы, самолеты-снаряды, ракеты. База получила официальный статус "Научно-испытательного полигона Военно-Воздушных Сил номер 4".
Возглавил полигон генерал Щербаков, его потом сменил полковник Рыжаев. В это время жители Владимировки и близлежащих населенных пунктов все чаще наблюдали в небе огненные следы. Шли испытания снарядов ФАУ-1 и воздушных торпед Шеншель-136. Чуть позже стартовали отечественные разработки самолетов - снарядов 12Х, 14Х, 16Х конструкции Челомея. Функции и задачи полигона все время расширялись. Совершенствовалась его испытательная база, обновлялись кадры. На испытания стала поступать самая современная техника.
На базе НИП № 4 ВВС были проведены испытания ракет класса "Воздух-воздух" Генерального конструктора СССР САЛавочкина. В период с 1953 по 1955 годы испытывалась система перехвата воздушных целей, состоящая из двух радиоуправляемых ракет К-5 и самолета МиГ-17П с радиолокационным прицелом "Изумруд".
В 1956 году испытательная база, созданная на полигонах в районе станции Владимировка, расширяется и приобретает новый юридический статус. С целью выделения важности испытаний комплексов "Воздух-земля" НИП № 4 ВВС был реорганизован в государственный Научно - Испытательный Институт № 6 ВВС. Начальником института был назначен генерал М.С. Финогенов.
Наиболее сложной, эмоционально насыщенной, известной своей трагичностью и "полетом в никуда" была работа по испытанию "Бури" (руководитель испытаний М.И Колков, ведущий инженер по комплексным испытаниям, В.А. Федоров). В 1960 году авиационным командованием было принято решение об объединении усилий испытательных организаций в единую государственную научно-испытательную организацию - ГК НИИ ВВС с местом постоянного базирования в городе Ахтубинске. Такое решение дало дополнительный импульс для развития испытательной базы и расширения города Ахтубинска. Некогда испытательный полигон для испытания беспилотного и управляемого оружия постепенно превратился в крупнейшую научно-испытательную организацию Военно-Воздушных Сил, которой стало под силу проводить летные эксперименты и научные исследования самой высокой сложности. В 1967 году НИИ ВВС было присвоено имя Валерия Павловича Чкалова, которое испытатели несли и несут с честью.
Именно здесь получили путевку в жизнь практически все самолеты фронтовой авиации второго поколения, среди которых МиГ-19, МиГ-21, Су-9, Су-15, Су-7Б. Самолеты третьего поколения: МиГ-23, МиГ-27, Су-17, Су-17М2, Су-17МЗ, Су-17М4.
Самолеты стратегического назначения Ту-22, Ту-22М2, Ту-22МЗ, Ту-160, различные модификации Ту-95. В воздушном пространстве испытательного аэродрома прошли свою боевую отладку самолеты МиГ-31, МиГ-29, Су-27, Су-25, которые стали известны всему миру.
Широкофюзеляжные гиганты, среди которых АК РЛДН А-50, многие, самолеты специального назначения. В разное время Ахтубинскую базу неоднократно посещало руководство Советского Союза, которому специалисты демонстрировали достижения отечественного боевого авиастроения. Здесь знакомились с новой авиационной техникой руководители Министерства обороны, космонавты. Дважды встречали испытатели Президента России Б.Н.Ельцина.
Вместе с развитием лабораторно - испытательной базы, расширением фронта работ, росли и проявляли свой талант руководители базы, летчики-испытатели, инженеры, специалисты различного профиля.
Одновременно рос и хорошел город. В зоне пустыни, на берегу прекрасной реки Ахтуба вырос белокаменный красавец, утопающий в зелени великолепного оазиса, созданного руками человека. Рядом с одноэтажными постройками взметнулись ввысь необычные для этих мест высотные дома, которые просматриваются на десятки километров со стороны безбрежной астраханской степи и особенно с могучей Волги, напоминая чем-то белоснежные, сказочные корабли, уходящие по неизведанным маршрутам в будущее.
Многие улицы города носят имена людей, которые оставили в истории авиации и Летно-испытательного института свой глубокий след.
Время изменяет облик города. Но многое, сделанное руками первопроходцев, останется навечно. Так же, как будет вечно жить память о тех, кто не вернулся из испытательного полета, отдав свою жизнь делу развития отечественной авиации.
В.В.Удалец
http://www.ahtubinsk.ru/