Арсений
Активный участник
- Сообщения
- 1.413
- Адрес
- Санкт-Петербург
2. "Сатурн" выходит из-за туч". Интервью с Виктором Чепкиным.
Интереснейшее интервью про двигатели прежде всего, но есть еще много интересной инфы и про истребители 5 поколения, и про нынешнее состояние ОПК и.т.д.
Некоторые цитаты:
Ну и еще про суперджет, и про корабельные двиги.
Интереснейшее интервью про двигатели прежде всего, но есть еще много интересной инфы и про истребители 5 поколения, и про нынешнее состояние ОПК и.т.д.
Некоторые цитаты:
Но даже в таких условиях мы сохранили ядро коллектива, сохранили разработанные нами передовые технологии. И самое главное — мы делаем дело. Беда в том, что на длительный срок были приостановлены научно-исследовательские работы — одна из важнейших компонент в создании новых двигателей. Одна из моих основных задач как первого заместителя генерального директора по НИОКР и ОКР как раз и заключается в восстановлении в полном объеме этой основополагающей компоненты.
— Так что же такое сегодня НПО "Сатурн", и о каких именно шести ногах Объединения идет речь?
Итак, первая наша нога — двигатели для военных самолетов, и здесь мы в феврале подняли "Су-35" с принципиально новым нашим мотором "117С".
Следом идут двигатели для гражданских самолетов, в частности наш совместный с французами "Sam146", который поднялся недавно на самолете "СуперДжет".
За ними — двигатели для крылатых ракет.
Четвертая нога — двигатели для кораблей военно-морского флота. Сейчас у нас идет работа над выполнением первых таких контрактов по оснащению боевых кораблей.
Для прокачки газа в магистральных трубопроводах и для нагнетания его в подземные хранилища также необходимы газовые турбины — это наша пятая нога. Мы выпускаем целую линейку турбин для "Газпрома".
Наконец, газовые турбины для электростанций. Две недели тому назад в Ивановской области мы запустили первую в стране парогазовую электростанцию. Двигатель для нее имеет более двух метров в диаметре.
— На самом-то деле двигатель пятого поколения у нас есть. Он называется "АЛ 41Ф". ....То есть, двигатель-то имеется, но он оказался великоват для разрабатываемого "Сухим" самолета. (Хотя это тоже вопрос спорный)...Было проведено более 30 полетов, мы получили положительное заключение, и, наконец, мы дважды подняли самолет "1.44", для которого двигатель и разрабатывался.
Что касается "117-го", вы напрасно так снисходительно говорите о нем.
Во-первых, у нас есть прекрасный двигатель "АЛ-31Ф". Он стоит на "Су-27", "Су-30", "Су-35", других машинах, хорошо продается. За границу мы продали их уже более 800 штук. Индия купила у нас лицензию и освоила его производство…
Во-вторых, как я уже сказал, у нас есть также опыт разработки "АЛ-41". Это был действительно прорывной проект, и в рамках государственной программы разработки этого двигателя с 1982 по 1992 гг. сделано очень много. Советский Союз израсходовал на его создание гигантские деньги — многие миллиарды еще тех полновесных рублей (я владею точными цифрами, но не хочу пугать парламентариев). Работая над ним, мы накопили гигантский опыт в области аэродинамики, прочности, металлургии, в методиках расчета, а также и в автоматике. Впервые двигатель имел полностью электронную систему автоматики, так называемую ФАДЭК — систему с полной ответственностью.
Накопленный таким образом за десять лет уникальнейший опыт мы опрокинули на модернизацию "АЛ-31Ф". В итоге родился двигатель "117". Даже простое приложение имеющихся наработок дало удивительный результат — тяга двигателя возросла с 12,5 тонн до 15. Не прибавив ни грамма веса, мы увеличили тягу на 20 процентов! Для самолета это стало колоссальным рывком: в некоторых режимах превышение тяги над сопротивлением увеличилось втрое. И когда четыре года назад мы испытывали этот двигатель на "Су-27", мы увидели, что так никогда не летал ни один истребитель — по разгону, скороподъемности, по всем летным характеристикам.
Таким образом, "АЛ-31Ф" получил новое дыхание, и новый "117" будет успешно продаваться еще 20-30 лет. За счет тех денег, которые Советский Союз вложил в разработку "АЛ 41", мы обеспечили и наши ВВС (если они, конечно, захотят купить) и свой экспортный потенциал на время, пока мы будем доводить двигатель пятого поколения.
— Китайский самолет — это точная копия нашего?
— Что касается двигателя, это не точная копия. Я его видел. Китайцы использовали и свои разработки, но на 70 процентов это наш "АЛ-31Ф", автоматика вся наша.
— Кстати, вы говорите про 15 тонн, а насколько я слышал, "117С" имеет тягу 14,5 тонн…
— Этот вариант двигателя предназначен в основном на экспорт, в дальнейшем будет "российский" вариант двигателя уже без буквы "С" с тягой действительно 15 тонн. Мы его уже собираем. Именно "117-й" на первых порах будет стоять и на строящемся сейчас в Комсомольске-на-Амуре российском истребителе пятого поколения "ПАК ФА".
— Виктор Михайлович, вы хорошо ориентируетесь в области современной авиации, как вы полагаете, сможет ли новый российский "ПАК ФА" превзойти уже стоящий на вооружении США с декабря 2005 года "F-22"?
.................
Сейчас нам по карману создать боевое оружие, которое будет лучше американского.
.................
Очень важная особенность "Раптора" — это держится в секрете, и об этом мало кто знает — состоит в том, что сам он не рвется в ближний бой, где его преимущества нивелируются. Он — центр группировки, или, как говорят американцы, кластера беспилотных боевых машин. Сейчас создаются и уже есть возвращаемые беспилотные самолеты, несущие вооружение.
Так вот, "F-22" обладает возможностью одновременно управлять до 10 таких воюющих (имеющих оружие воздух-земля, воздух-воздух) беспилотников. Сам он, конечно, тоже может воевать, если того потребует боевая обстановка. И эта функция центра управления беспилотными аппаратами с каждым годом становится все важнее. А закончится все тем, что в беспилотном истребителе будет сидеть робот, который будет обладать всеми функциями живого пилота. Он будет видеть боевую обстановку, оценивать ее, будет обучаться в ходе боя, принимать соответствующие решения…
Вот к чему все идет: "F-22" становится летающей платформой, обеспечивающей работу таких роботов. Но чтобы выполнять боевую задачу самолету требуется соответствующее оборудование, причем защищенное от воздействия помех, линия связи должна быть защищена, закодирована... Эта функция — новая, и она требует веса.
— И все-таки, как обстоят дела с двигателем поколения 5+, которого с нетерпением ждут самолетостроители?
— Это следующий шаг. Как я уже сказал, мы сделали "117С", затем — настоящий "117". Он будет существенно лучше чем "117С", и уже следующий шаг — то, что мы называем двигатель поколения 5+. Новый двигатель — это продолжение линии "АЛ-41-го", но когда мы его закладывали в 1981 году, еще при участии А.М.Люльки, за это время многое изменилось даже в идеологии конструкции.
Сейчас продолжается конкурс, в ходе которого мы должны показать, что у нас есть соответствующая технология — 5-6-координатные станки для обработки роторов, и т.д., и т.п.
"Идей и проектов у нас много...."
А пока идет нормальная работа, которую, кстати, я возглавляю. Мы спроектировали детали, сейчас их изготавливаем, испытываем… Например, в стадии изготовления новейшие вентиляторные ступени компрессора низкого давления, уже изготовлена совершенно новая камера сгорания, новейшая турбина, новейшие турбинные лопатки. В целом, все идет по плану.
Есть деньги, есть пул компаний и институтов, которые работают над двигателем поколения 5+. Нужно только работать, работать и работать…
Ну и еще про суперджет, и про корабельные двиги.