Сверхзвуковой пульсирующий детонационный двигатель

Phaeton

Активный участник
Сообщения
4.982
Адрес
Владивосток
Сверхзвуковой пульсирующий детонационный двигатель - двигатель будущего?

Новая схема сверхзвукового пульсирующего детонационного прямоточного двигателя (СПДПД) со сверхзвуковым потоком в детонационной камере сгорания и с горением в пульсирующей детонационной волне.

Пульсирующий нестационарный процесс в СПДПД инициируется периодическими изменениями режима подачи топлива (богатая стехиометрическая смесь чередуется с более бедной), а специальный источник зажигания нужен лишь для запуска двигателя. На схему в 2000 г. получен патент РФ.

Математическая модель СПДПД. Расчеты для водородно−воздушного СПДПД показали, что при полете на высоте H = 25 км он может работать при числах Маха полета м/с от 4,5 до 7,5. По расчетному удельному импульсу Iуд = 3000 - 3500 м/с и удельной тяге Rуд = 50 - 70 с СПДПД не уступает ПВРД и ГПВРД при значительно меньшей степени торможения сверхзвукового потока и меньшей теплонапряженности тракта двигателя.

Вот что на эту тему говорит кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Жуковского (ЦАГИ) Леонид НОСАЧЕВ (интерьвью обозревателю "Времени новостей"):
...-- Наноструктуры существовали в природе всегда, и только появление зондовых сканирующих микроскопов дало возможность распознать их и через манипуляторы воздействовать на процессы, которые, собственно, эти структуры и формируют. Например, молекулы воды все время формируются в кластеры, которые существенно меняют ее свойства. Кластеры формируют условия, например, для присутствия серебра и других катализаторов. Ученые «озвучили» эти природные нанотехнологии после того, как поняли механизмы формирования наноструктур. А самое главное -- появилась возможность воздействовать на эти структуры. Мы стремимся использовать механизмы формирования наноструктур, композитных наноматериалов при создании перспективных образцов авиационно-космической техники. Практическая цель -- улучшение в разы их эксплуатационных качеств. Мы разрабатываем технологическое оборудование генерации углеродных нанокластеров для получения новых композитов, а также для борьбы с микротрещинами в конструкциях, которые со временем могут ее разрушить. С помощью нанокластеров трещины можно исключить и тем самым существенно увеличить ресурс эксплуатации этих конструкций.

-- Насколько я знаю, совсем недавно ЦАГИ получил очередной патент в области нанотехнологий...

-- Этот патент затрагивает проблемы детонационного синтеза углеродных наноматериалов, которые, в свою очередь, предполагается использовать в новых композитах для конструирования перспективных гиперзвуковых летательных аппаратов. Главным образом беспилотных и с пульсирующим детонационным двигателем. Они могут в будущем стать элементами систем противовоздушной и противоракетной обороны.


Нанотехнологии -- это не только размеры частиц в одну миллионную долю миллиметра, но и протекание процессов в наносекундном диапазоне. Сначала появилась возможность увидеть и контролировать малые размеры, а теперь -- и возможность контролировать процессы в малое время. В том числе и процесс детонации.


- В Германии еще в 40-е годы прошлого века были созданы пульсирующие детонационные двигатели. Но низкочастотные механические клапанные системы не позволили тогда добиться максимального эффекта от детонационного горения. В последние годы российскими учеными и специалистами , в первую очередь НПО «Сатурн» и ЦАГИ, выполнен ряд успешных разработок бесклапанных дозирующих систем на основе газоструйных резонаторов, ставших важнейшим элементом новых перспективных схем пульсирующего детонационного двигателя. При этом частота пульсирующей газовой детонации может увеличиться с 200 герц до 25 килогерц!

-- Что служит материалом для детонации в таком двигателе?

-- Главным образом водород. Основа для получения водорода -- металлическое топливо с высокой энергоемкостью. В первом приближении это специально подготовленный алюминий. Такое топливо при определенных реакциях выделяет не только тепло, но и водород, который и используется для сжигания в детонационном двигателе. Металлическое топливо в отличие от водорода удобно для безопасного хранения на борту летательного аппарата. Водород же обладает колоссальной проникающей способностью и разрушает конструкции.

-- Как металлическое топливо привести в действие, чтобы оно давало водород?

-- Над этим мы и работаем -- в рамках программы создания интеллектуальной собственности ЦАГИ. Цель программы проста: через нашу интеллектуальную собственность, используемую любым производителем при создании новых летательных аппаратов, институт будет иметь свою долю прибыли. На эти средства можно дальше развивать наши научные исследования, работая на опережение, приумножая научно-технический задел ЦАГИ. Кстати, патент, о котором мы говорим, получен благодаря гранту Российского фонда фундаментальных исследований. В этом году мы подали еще одну заявку -- на исследование процессов газовой детонации.

-- Возможен ли так называемый синергетический эффект -- от применения современных нанотехнологий вкупе с другими технологиями?

-- Конечно. Особенно при удачном применении нано-, гиперзвуковых и информационных технологий. В частности, для создания беспилотных мини- и микролетательных аппаратов с пульсирующим детонационным двигателем. ЦАГИ уже накопил колоссальный опыт при создании и эксплуатации космического корабля многоразового использования «Буран».

-- Это принципиально новый двигатель?

-- Высокочастотных пульсирующих детонационных двигателей с высоким КПД, да к тому же практически бесшумных, еще ни у кого нет. У американцев есть нечто подобное, но другое: с помощью механического клапана детонирующей смесью наполняют трубу, затем инициируют детонацию, которая позволяет работать двигателю. Но чтобы работать беспрерывно, нужно опять заполнить трубу, опять инициировать детонацию. Это можно делать с частотой 100 герц. Чтобы повысить частоту, американцы делают связку труб. Аппарат издает при этом не только страшный грохот, он просто опасен. Топливо должно подаваться с частотой не 100 герц, а 20 тыс. герц. На этой частоте вы вообще не слышите звука, а дозы настолько малы, что нет необходимости говорить об опасности.

-- Почему вы хотите использовать новый двигатель именно на беспилотных аппаратах?

-- Просто нанотехнологии дают возможность создавать очень компактные летательные аппараты, которые могут решать задачи без участия человека. В том числе и в космосе.

-- Ваша новинка применима в военной области? Вписывается ли она в концепцию асимметричного ответа?


-- Этот вопрос в компетенции военных. Но нанотехнологии дают возможность создать аппарат, который можно было бы назвать разумным снарядом. Его интеграция с детонационным двигателем позволит достигать гиперзвуковой скорости, и тогда не нужно никакой боевой части. Достаточно простого кинетического столкновения, чтобы уничтожить цель.

-- Из какого же орудия можно запускать этот умный снаряд?

-- С пусковых установок или орудий соответствующего калибра.

-- Какая у гиперзвукового аппарата может быть скорость?

-- 7--8 скоростей звука...
Что уважаемые форумчане думаете по поводу нового двигла? В программках, на тв, вроде "Ударной силы" в темах про самолеты 5 поколения постоянно упоминают о пульсирующих двигателях - как о новом направлении в двигателестроении.

:?: Будущее за ними?
 

Devis

Активный участник
Сообщения
408
Адрес
Германия
представляю сейчас Америка головой о стенку бьется и думает "да как же так нах**, да с нашими миллиардами на оборонку а у русских патент???.....- лох не лох лох не лох..." :) Класс!
 

Ivan_Air

Активный участник
Сообщения
365
Адрес
Беларусь, Минск
Я читал об американских разработках (правда
давно и где-то на бумаге :) ). Движки назывались PDE (Pulse Detonation Engine). Там действительно испытывался образец из 6-и трубок - камер сгорания, каждая из которых работала с частотой ~100Гц. В двигателях в качестве окислителя применялся атмосферный кислород, топливо - керосин или что-то вроде того :-D, в общем углеводородное.

Были проекты и движков для космических ракет - PDRE,
Pulse Detonation Rocket Engine.

Теперь было интересно прочитать, что американцы применили мех. системы образования нужной взрывной смеси. Тогда (вспомнил, писали в Авиации и Косм. в №10-2003) говорилось, что все решится за счет оптимальной формы трубок-камер и особых топливных фильтров.
Видно, не удалось...

Предполагалось применять PDE на гиперзвуковых
ракетах (обещалась скорость от М~4). Их даже

хотели встраивать в ТРД вместо форсажных камер.
Из преимуществ - стабильная тяга на любых
режимах от 0 до 100%. просто включают\ отключают несколько камер. Их считают реальной
альтернативой ПВРД.

Отрадно, что наши конструкторы достигли большего.
 

ddd

Активный участник
Сообщения
6.921
Адрес
Россия
Помнится в "Тайне двух океанов" (советская фантастика) у подводной лодки "Пионер" был аналогичный привод - кислород и водород подавались в камеру и поджигались :cool: :-D :Shok:
 

Phaeton

Активный участник
Сообщения
4.982
Адрес
Владивосток
(Сайт ЭЛЕМЕНТЫ)
title.gif

http://elementy.ru/news/165057
dks_engine_300.jpg

Интересное открытие сделали физики из Института теплофизики экстремальных состояний РАН и МИФИ. Оказывается, интенсивность детонации и силу взрывной волны можно повысить магнитным полем определенного направления. Таким способом ученые предлагают увеличить КПД и уменьшить размер двигателей внутреннего сгорания.

Горючую газовую смесь поджигают электрическим разрядом — «искрой». Ударная волна от разряда, движущаяся со сверхзвуковой скоростью, сжимает и нагревает газовую смесь, которая воспламеняется. Выделяющаяся энергия поддерживает ударную волну, которая и обеспечивает самораспространение процесса. Этим детонация отличается от горения. Ученые обнаружили, что если создать внешнее магнитное поле, совпадающее с полем искрового разрядника, то взрывная волна ускоряется на 50 м/с, а преддетонационное расстояние от него в газовой смеси сокращается в 5 раз. Напротив, если магнитные поля разрядника и внешнее поле противоположны по направлению, взрывная волна замедляется на 100 м/с, а детонация и вовсе не происходит, так как фронт пламени отстает от ударной волны.

Свои опыты физики поставили в детонационной камере сгорания. Это труба длиной 2,5 метра и диаметром 8 сантиметров. Вблизи одного из торцов камеры расположен искровой разрядник. Перед каждым экспериментом из камеры откачивали воздух и заполняли ее водородно-воздушной смесью. Во время испытаний скорость ударной волны в приборе фиксируют датчики давления, а распространение фронта пламени — фотодатчики, расставленные внутри по всей длине камеры.
dks.jpg

Схема экспериментальной детонационной камеры сгорания переменного сечения: 1 — коллектор подвода горючего и окислителя, 2 — блок поджига, 3 — форкамера, 4 — переходник, 5 — основная камера, 6 — узел усиления, 7 — канал пересжатой детонации, a-l — датчики (рис. с сайта ihed.ras.ru)

Внешнее магнитное поле исследователи создавали с помощью двух катушек индуктивности, расположенных вне камеры на уровне разрядника. По расчетам, если векторы внешнего и собственного магнитных полей совпадают, то магнитная индукция внутри разрядника возрастает на треть, а если противоположно направлены — на столько же уменьшается. В детонационной камере с воздухом без газовой смеси в первом случае скорость ударной волны выше на 50 м/с, а во втором — на 100 м/с ниже, чем без магнитного поля снаружи.
dks_compare.jpg

Максимальные удельные мощности энерговыделения в камерах сгорания различных двигателей (рис. с сайта ihed.ras.ru)
Ученые исследовали, как протекает взрыв под действием внешнего магнитного поля с разными векторами. Если их направления совпадают, то фронт пламени не отстает от ударной волны, в то время как без магнитного поля вовне фронт пламени в детонационной камере на 100 микросекунд отставал от ударной волны, и детонации не происходило. При разнонаправленных магнитных полях первичная ударная волна медленнее на 100 м/с, а значит, горение в камере сменится детонацией позже. Чем быстрее первичная ударная волна, тем ближе к разряднику наступит детонация. Так что если, к примеру, создать двигатель с «быстрой» первичной волной, то можно хорошо сэкономить на его размере.

Добавлено спустя 4 минуты:

Ivan_Air написал(а):
Я читал об американских разработках (правда
давно и где-то на бумаге ). Движки назывались PDE (Pulse Detonation Engine)
Вот тут написано, правда на английском:
http://aardvark.co.nz/pjet/pde.shtml

Добавлено спустя 3 минуты 14 секунд:

А вот тот самый амерский двигл:
space0903pulse_A2_525.jpg

space0903pulse_A4.jpg
 

FMM

Активный участник
Сообщения
1.536
Адрес
Москва
Devis написал(а):
представляю сейчас Америка головой о стенку бьется и думает "да как же так нах**, да с нашими миллиардами на оборонку а у русских патент???.....- лох не лох лох не лох..." :) Класс!
У General Electric и Pratt&Whitney тоже есть патенты, а также опытные образцы.

Добавлено спустя 5 минут 27 секунд:

Ivan_Air написал(а):
Отрадно, что наши конструкторы достигли большего.
У нас появились реальные образцы?

Добавлено спустя 2 минуты 4 секунды:

Ivan_Air написал(а):
Видно, не удалось...
Both Pratt & Whitney and General Electric now have active PDE research programs in an attempt to commercialize the designs.
Где написано о провале программ?
 

Devis

Активный участник
Сообщения
408
Адрес
Германия
FMM написал(а):
Ivan_Air написал(а):
Отрадно, что наши конструкторы достигли большего.
У нас появились реальные образцы?

Добавлено спустя 2 минуты 4 секунды:

Ivan_Air написал(а):
Видно, не удалось...
Both Pratt & Whitney and General Electric now have active PDE research programs in an attempt to commercialize the designs.
Где написано о провале программ?
образцов нету, но мы их можем произвести. Единственная проблема как я понял это проблема с топливом, пока не получается хранить водород.

И ещё, является ли этот движок перспективой для авиации, в том числе как движок для нашего 5 поколения, если удастся его доделать?
 

Phaeton

Активный участник
Сообщения
4.982
Адрес
Владивосток
Devis написал(а):
И ещё, является ли этот движок перспективой для авиации, в том числе как движок для нашего 5 поколения, если удастся его доделать?
Конечно! :cool:
FMM написал(а):
Где написано о провале программ?
Дело не в провале программ, а в несовершенстве двигла.
У американцев двигатель очень шумный (буквально грохочущий) и создает сильные вибрации. Наши пошли немного другим путем (см. выше) но в конечном итоге результаты проведенных работ неизвестны. Это государственная тайна и все работы по этому проекту засекречены.
 

Devis

Активный участник
Сообщения
408
Адрес
Германия
Дык,если верить графику "Максимальные удельные мощности энерго-выделения в камерах сгорания различных двигателей (рис. с сайта ihed.ras.ru)" то такой двигатель выделяет, способен выделять в два раза больше энергии чем реактивные движке на которых в свою очередь летают даже наши ракеты в космос! Значит если удастся выполнить все работы по новому движку то в принципе наши ракеты будут в два раза эффективней нынешних, особенно со стороны грузоподъёмности... Короче говоря револуционируэт всё, что летает на реактивный движках!... или нет :)??????
 

Phaeton

Активный участник
Сообщения
4.982
Адрес
Владивосток
Devis
Да, скорее всего. С эры поршневых пересели на реактивные, теперь на пульсирующие. Но до этого нужно пройти еще долгий и нелегкий путь.
Но уже что-то есть! :cool:
 

FMM

Активный участник
Сообщения
1.536
Адрес
Москва
Devis написал(а):
И ещё, является ли этот движок перспективой для авиации, в том числе как движок для нашего 5 поколения, если удастся его доделать?
К пятому поколению это не относится. Реальные образцы, если их вообще удастся создать, будут созданы еще очень не скоро.
 

FMM

Активный участник
Сообщения
1.536
Адрес
Москва
Phaeton написал(а):
FMM написал(а):
К пятому поколению это не относится
Это почему? :p :Cool:
Потому что на 5 поколении будут стоять двигатели текущего технологического уровня. А эти двигатели - дело будущего(возможно, далекого).
 

VOVICH

Новый участник
Сообщения
2
Адрес
г. Бийск, Алтайский край
я здесь новенький, поэтому если что не так, сильно не ругать :-D

думаю эти двигатели будут очень актуальными, поскольку даже современные с отклогяемым вектором тяги уже не удовлетворяют требованиям времени, ведь они не обеспечивают сверхзвуковой скорости без использования форсажей, а в штатах, насколько мне известно, такие движки уже есть, к тому же их введение существенно увеличит возможности летательных аппаратов
 

Ivan_Air

Активный участник
Сообщения
365
Адрес
Беларусь, Минск
Оно так, направление перспективное. Надо только разобраться с проблемами. Я пока вижу две:

1) как снимать часть мощности на привод всяких насосов, генераторов и т.п. Ведь турбинки в эти взрывные камеры не поставишь.

2) как подавать в двигатель атмосферный воздух, вряд ли простого воздухозаборника хватит, ведь давление в камерах сравнимо с силой возд. напора даже при больших числах М.

На опытных, наземных образцах можно и топливо, и кислород, и электричество подать от внешних систем. А дальше надо много и усердно думать :) (Хотя может уже и додумались, просто не хотят говорить).


Да, интересно было б узнать, как повлияют наши "бесшумные" движки на свой же ЛА и вообще на окружающих? 25000Гц - это же ультразвук, причем мощность его будет не маленькой. Ну да мы его не слышим. Так извините, и ту же радиацию мы не видим.
 

Диман Саныч

Активный участник
Сообщения
306
Адрес
Берлин, сам из Волгодонска
Phaeton написал(а):
Сейчас уже есть образцы. А дело к серии пойдет, я так думаю, в 20-30 годах..
Земляк, а я где-то читал что будут уже во второй половине десятых применять, причем наши, русские.
 
Сверху