Redav написал(а):
http://www.ingushetiya.ru/article/62.html ССЫЛКА битая :-(
Действительно. Правда, зашёл на тот же сайт ещё раз - открылась с тем же адресом...
Малгобекская оборонительная операция
Ахмет БОКОВ, 23.12.2002 01:32
Когда обращаются к событиям Великой Отечественной войны, обычно утверждается: никто не забыт, ничто не забыто. Хочу рассказать об операции, которая, можно сказать, вычеркнута из истории той войны.
Осенью 1942 года наши войска в районе Малгобека против превосходящих сил немецко-фашистских захватчиков вели тяжелые оборонительные бои, которые имели решающее значение не только для обороны Кавказа, но и для всего хода войны. В Большой Советской Энциклопедии выпуска 1954 года имеется справка, свидетельствующая об этом. Приведу ее полностью.
“Малгобекская оборонительная операция 1942 г.
Оборонительная операция войск Закавказского фронта в районе г. Малгобека в сентябре 1942 года в период битвы за Кавказ во время Великой Отечественной войны 1941-45 годов.
В конце августа 1942 года войска Закавказского фронта, организовав оборону по рр. Терек, Малка, Баксан в полосе от г. Кизляра до Гунделена, вели ожесточенные бои с превосходившими их силами немецко-фашистских войск. Для захвата нефтяных районов Кавказа немецко-фашистское командование решило нанести удар в направлении Грозный, Махачкала, Баку и частью сил через Владикавказ (ныне Дзауджикау) на Тбилиси: с этой целью оно сосредоточило 1-ю танковую армию в составе трех танковых и одного армейского корпусов. Наступление противника (5 дивизий) началось 1 сентября на узком участке фронта между гг. Моздоком и Прохладным.
В связи с продвижением противника в сторону Кавказа, Ставка Верховного Главнокомандования поставила перед войсками Закавказского фронта задачу – организовать прочную, глубоко эшелонированную оборону по рекам Терек, Малка, Баксан и остановить наступление врага на Кавказе. Весь сентябрь войска Закавказского фронта отражали многочисленные танковые атаки противника юго-западнее Моздока. Были дни, когда враг бросал против советских войск, оборонявших подступы к г. Грозному и Владикавказу, до 300 самолетов и до 150 танков, но несмотря на это, советские войска упорным сопротивлением остановили наступление врага, преградили ему путь к нефтяным районам Кавказа и сорвали захватнические планы немецко-фашистского командования, намечавшего к 25 сентября овладеть г. Баку. Контратаками и мощным огнем советские войска вынудили противника перейти к обороне. За 28 дней наступления гитлеровцы ценой больших потерь только вклинились в оборону советских войск и захватили незначительный тактический плацдарм на правом берегу р. Терек, который расширить им не удалось.
В период этих боев немецко-фашистское командование не могло усилить резервами свою кавказскую группировку, так как они необходимы были под Сталинградом, где немецко-фашистские войска еще пытались овладеть городом. В то же время враг не имел возможности ослабить группировку войск на Кавказском направлении и за счет ее усилить свои войска под Сталинградом, т. к. он был скован активной обороной советских войск на всем 1000-километровом фронте. В ходе Малгобекской оборонительной операции войска Закавказского фронта активной и упорной обороной не только сорвали захватнические планы врага на Кавказе, но и не позволили ему осуществить переброску сил с Кавказа под Сталинград, что явилось одним из условий для последующего полного разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве”.
Напрасно искать эту справку в Большой Советской Энциклопедии выпуска семидесятых годов. Что же послужило исключению ее? Ведь это же исключены значительные события из истории Великой Отечественной войны. Может быть наличие двух крупных решающих операций в обороне Кавказа: Малгобекской и Новороссийской раздваивало внимание, которое нужно было сосредоточить целиком на Новороссийской? В ней принимал участие Л. И. Брежнев, к чьей книге “Малая земля” требовалось приковать внимание всей страны. Новороссийская оборонительная операция, безусловно, заслуживает большого внимания, но нельзя предавать забвению и Малгобекскую оборонительную операцию, о значении которой сказано выше.
На Терском хребте у Малгобека были остановлены победно наступавшие по Северному Кавказу немецко-фашистские захватчики.
После упорных боев, овладев частью Малгобека, они рвались в Алхан-Чуртскую долину, чтобы по ней продвигаться на Грозный. Но Малгобек стал непреодолимой преградой для врага. В Малгобекском парке у мемориала, посвященного победе над фашистской Германией, значатся надписи: “Героически защищали Малгобек воины 9-й Армии”, “Неувядаемой славой покрыли себя на малгобекской земле воины 44-й Армии”, воздается слава воинам 37-й и 58-й Армий. Надо сказать, 9-я армия всем своим составом обороняла Малгобек и Алхан-Чуртскую долину. Стойко сдерживали натиск врага 337-я и 317-я стрелковые дивизии, Армянская и Грузинская дивизии, 52-я танковая бригада, морские пехотинцы капитан-лейтенанта Б. Цаллагова. В малгобекской операции советские воины проявили храбрость и отвагу. Бывший начальник штаба 188-го истребительно-противотанкового дивизиона 176-й стрелковой дивизии Ю. Коваленко в статье “Малгобек защищал Грозный” пишет:
“В боях под городом в декабре 1942 года сержант комсомолец Никита Уличный добровольно вызвался уничтожить вражескую пулеметную точку… В решающий момент схватки он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота. И взвод, штурмуя высоту, сломил сопротивление врага и пошел вперед”.
Добровольцам ингушам и чеченцам не пришлось сражаться под Малгобеком. По всей республике прошел тогда призыв патриотов-добровольцев к молодежи. Из всех районов республики парни шли в военкоматы. Их было более двух тысяч. Но они были направлены не под Малгобек, где разворачивались сражения, а на другой участок фронта. Военный Совет Закавказского фронта возглавлял Л. П. Берия, который вынашивал планы выселения нашего народа.
Добровольцы ингуши и чеченцы на том участке фронта, куда они были посланы, показывали образцы героизма. Командир 4-го Кубанского кавалерийского корпуса, куда они влились, генерал Кириченко писал Чечено-Ингушскому обкому и Совнаркому республики:
“Ваши люди, представители Чечено-Ингушетии, дерутся в боях замечательно, показывая пример и мужество настоящих сынов вашего народа”.
Когда прорыв на Грозный провалился, враг в конце октября направил свою мощь на Орджоникидзе, преследуя цель захватить его и продвигаться на Тбилиси. Но и здесь немецко-фашистские войска были остановлены и разгромлены.
Большой вклад в оборону Малгобека и Алхан-Чуртской долины внесли жители города и прифронтовых районов.
Маршал Советского Союза А. А. Гречко в своей книге “Битва за Кавказ” пишет:
“Оборонительные работы пришлось вести в крайне тяжелых условиях: в расположении фронта и армий было мало инженерных и саперных частей. А Совинформбюро сообщало, что немецко-фашистские войска вторглись в пределы Северного Кавказа, наши войска ведут тяжелые бои, чтобы остановить врага. Необходимы были надежные оборонительные сооружения”.
Сказанное А.А. Гречко дополняет Командующий Закавказским фронтом генерал армии И. В. Тюленов:
“Кавказский театр военных действий к началу боев не был в достаточной степени оборудован оборонительными сооружениями”. Далее он пишет, что десятки тысяч людей вышли на их строительство. В числе тех строителей укреплений были и жители Малгобека и селений тогдашних Пседахского и Ачалукского районов (теперь они входят в Малгобекский район).
Предстояло прорыть противотанковый ров от Терского хребта до Сунженского, длиной несколько километров, нужно было подготовить множество дотов, траншей, различных огневых точек. И все это вручную. На огромной стройке всех механизмов – лопаты да кирка.
Совинформбюро уже сообщало, что наши войска ведут упорные бои с противником в районе Прохладного. Над стройкой появлялась фашистская “рама”, которая сбрасывала листовки с обращением не создавать против армии, несущей свободу укрепления. Когда листовки не возымели желаемого действия, фашистский самолет сбросил бомбы в расчете на то, что люди покинут стройку.
Газета писала тогда о тех событиях:
“Около 2000 колхозников Пседахского и Ачалукского районов сооружали противотанковый ров, эскарпы, траншеи южнее Малгобека под обстрелом дальнобойной артиллерии и авиации.
Но никто не оставлял ответственного участка”.
Люди бескорыстно отдавали свои силы и энергию укреплению обороны Малгобека. Сооружения, подготовленные ими, дали возможность нашим войскам закрепиться на важном стратегическом плацдарме. Они явились непреодолимой преградой гитлеровским войскам, которые, овладев Прохладным, не смогли пойти по Алхан-Чуртской долине, на восток, на Грозный, скорейшего захвата которого требовал Гитлер, а вынуждены были направить свою мощь на Моздок. Вслед за Моздоком враг, рассчитывал овладеть Малгобеком и войти в Алхан-Чуртскую, чтобы по ней двинуться на Грозный. Это и значительный круг и потери фашистов в живой силе и технике. А они были немалые: более 18 тысяч солдат и офицеров, несколько сот танков.
О важности плацдарма, явившегося для фашистов преградой на пути в Алхан-Чуртскую долину со стороны Прохладного говорил тот факт, что Гитлер дал указание командующему группой армий “А” фельдмаршалу Листу, всеми имеющимися силами, и прежде всего подвижными, продолжать в этом месте наступление на Грозный, чтобы наложить лапу на район нефтепромыслов. Но задача оказалась для фашистов невыполнимой.
Жители Малгобека и тогдашних прифронтовых Пседахского и Ачалукского районов, подготовив сложные инженерные укрепления для наших войск, внесли важную лепту в оборону Малгобека и всей Алхан-Чуртской долины.
Лет пятнадцать назад приезжал в Малгобек на празднование Дня Победы генерал-лейтенант в отставке В. И. Филиппов, командовавший в 1942 году танковой бригадой, которая отбила атаку 120 танков у села Сагопши, что расположено рядом с Малгобеком. Этот бой упоминается в книге А. А. Гречко “Битва за Кавказ”.
Вот что он пишет:
“Большую помощь пехоте в оборонительных боях на Малгобекском направлении сыграли танки. Среди танковых боев особенной жестокостью отличался бой в долине (Алхан-Чуртской - А. Б.), длившийся десять с половиной часов. События развертывались так:
Командованию стало известно, что немцы концентрируют танки неподалеку от долины с очевидным намерением прорваться по ней на восток. Вход в долину охраняла 52-я танковая бригада майора В. И. Филиппова, артиллеристы майора Ф. Долинского. Танкам отводилась в этой обороне главная роль. До наступления темноты майоры Филиппов и Долинский договорились о взаимодействии. Ввиду того, что вход в долину в самом узком месте не превышал 7 км, решено было создать ряд противотанковых опорных пунктов (ПТОПов), способных к самостоятельной обороне. Эти пункты эшелонировались по долине на достаточную глубину. Каждый из них состоял из танковой засады, усиленной на флангах противотанковыми пушками и автоматами…
На рассвете, после продолжительного артиллерийского и минометного огня по нашим боевым порядкам, гитлеровцы бросили в атаку 120 танков, сотни автоматчиков-десантников и свыше полка пехоты в пешем строю. Танки двигались на предельной скорости двумя группами в 50 и 70 танков (севернее и южнее с. Сагопши – А. Б.)…
Лишь только танки врага приблизились к нашей обороне на 700-800 метров артиллерия и минометы открыли по ним сильный огонь. Первыми очередями с фашистских танков были сметены автоматчики. Тотчас артиллерия перенесла огонь на пехоту, следовавшую в 300 метрах за танками. Одновременно произвели несколько точных залпов гвардейские минометы.
Их снаряды разорвались в гуще фашистской пехоты. Потеряв до половины состава, фашисты стали отходить. Между тем танки продолжали упорно идти вперед…
Когда немецкие танки подошли вплотную к первой линии ПТОПов, весь огонь обрушился на них. Через минуту на поле боя уже пылали шесть немецких танков и около десяти остановились подбитые снарядами.
Благодаря согласованным действиям танкистов, артиллеристов и пехотинцев, мужеству и героизму воинов к ночи на поле боя осталось 53 танка. Было подбито также около 10 орудий различного калибра, уничтожено 800 вражеских солдат и офицеров. Наши танкисты потеряли всего десять машин, пять из которых вскоре снова вступили в строй”.
В память об этом сражении на окраине с. Сагопши установлен танк.
Исход Малгобекской оборонительной операции, как пишет А. А. Гречко, оказал серьезное влияние на боевые действия под Новороссийском. В самый напряженный момент боевых действий на этом направлении противник был вынужден перебросить под Малгобек дивизию СС “Викинг”, ослабив тем самым 17-ю армию Германии, действующую под Новороссийском.
Выступая на митинге в Малгобекском городском Дворце культуры В. И. Филиппов говорил:
“Мы благодарны тем, кто показывал нам тропинки к фашистским позициям, никогда не забудем тех, кто приводил нам овец, приносил мед, чтобы подкрепить ослабевших бойцов”.
В Малгобекском музее хранится воспоминания В. И. Филиппова. Он пишет:
“Граждане населенных пунктов Сагопши, Пседах, Кескем помогали воинам бригады в сооружении противотанковых препятствий, окопов, траншей. Они зачастую сами первыми предлагали такую помощь. Сохранился в моей памяти и такой случай проявления патриотизма со стороны местного населения. Как-то, войдя в блиндаж, адъютант доложил, что ко мне просятся двое пожилых мужчин из местных жителей.
Велел впустить их. Они сказали:
- Мы знаем, что сейчас трудно снабжать войска продовольствием, потому что дороги перерезаны врагами. Хотим отдать вам небольшую отару овец, принадлежащую жителям, которая пасется в лесной балке. Их оказалось голов триста”.
На окраине села Средние Ачалуки в 1942 году находился медсанбат. Помню рассказ бывшего санинструктора того медсанбата Елены Васильевны Пивоваровой, которая приехала на праздник Победы в Малгобек из далекой Тюмени:
“Однажды перед зданием медсанбата кормили мы раненых. День был солнечный, теплый. Ну чем мы могли подкрепить раненых бойцов?
Солдатский паек – и все. Подошли два старика из местных жителей, сели недалеко от нас и молча наблюдали за ними. Посидели так некоторое время, покачали головами и, ничего не сказав ушли. А вскоре к нам пришли женщины и принесли свежеиспеченные кукурузные чуреки, глиняные черепки с маслом, круги домашнего сыра. А на следующий день и кур варенных принесли. И сколько мы находились в этом селе, ачалукские женщины поставляли нам продукты, кто что мог. Мы остались им навсегда благодарны”.
Есть определение военного времени: фронт и тыл едины. Это единство фронта и тыла явились залогом победы над фашизмом. Оно было наглядно продемонстрировано в Малгобеке и в прифронтовых районах Чечено-Ингушетии в суровом 1942 году.
Малгобекская оборонительная операция является важной вехой в истории Великой Отечественной войны. В Малгобеке были остановлены немецко-фашистские войска, здесь с сентября по декабрь 1942 года наши войска сдерживали натиск врага, отсюда 3 января 1943 года началось освобождение Кавказа.
Мне хочется закончить свою статью строками из стихотворения московского поэта, участника боев в Малгобеке Михаила Владимова:
Под Малгобеком,
Малгобеком
Не отступили мы назад,
Он стал такой же
вечной вехой,
Как на Волге
Сталинград.