Авиационные средства РЭБ

Тема в разделе "РЭБ и Радиотехническая разведка", создана пользователем ГЕРКОН32, 22 окт 2009.

  1. Supremum

    Supremum Активный участник

    Регистрация:
    21.10.11
    Сообщения:
    25.932
    Симпатии:
    24.388
    Адрес:
    Липецк
    Лень. Зачем? Я тему читаю внимательно, и на память не жалуюсь.
    Так это для вас очевидно, а я привык опираться на факты и здравый смысл.
    А по-русски? Хотя, как я понимаю, мей би, а может и не мей би.
     
  2. Breeze

    Breeze Военный лётчик

    Регистрация:
    08.02.07
    Сообщения:
    17.919
    Симпатии:
    639
    Адрес:
    Israel
    Служба:
    1969-1995, СибВО-УрВО
    - Чтобы наконец понять то, что было непонятно Вам до этого.
    - Факты я привёл в #274, вам прочесть это лень. Что касается "здравого смысла", - какое имеет отношение к конкретным изделиям Ваш здравый смысл, если вы не желаете понять работу изделий, базирующихся на совершенно других принципах и которым поэтому на этот "Витебск"т глубоко начхать?
    - А правила форума этого не требуют.
    ПРОМТ:
    http://www.translate.ru/?External=aspForms&prmtlang=ru
    и
    https://translate.google.com/
    к Вашим услугам.
     
  3. Supremum

    Supremum Активный участник

    Регистрация:
    21.10.11
    Сообщения:
    25.932
    Симпатии:
    24.388
    Адрес:
    Липецк
    Понять что вы опять врёте? Это я как бы уже.
    Нет там такого.
    Ну нет так нет. Будем считать очередной рекламной мурзилкой.
     
    Gres нравится это.
  4. Breeze

    Breeze Военный лётчик

    Регистрация:
    08.02.07
    Сообщения:
    17.919
    Симпатии:
    639
    Адрес:
    Israel
    Служба:
    1969-1995, СибВО-УрВО
    - Сколько Вы сказали у Вас научных работ? Целых две? Тогда, надеюсь, для Вас не составит труда
    в стихах и красках, но популярно для широкой публики изложить:
    1. Принцип работы системы РЭБ "Витебск"? (Попутно, обязательно, изложите принцип работы ИК ГСН "Игла"?)
    2. Принцип работы тепловизионной ГСН и его коренное отличие от ИК ГСН?

    Если Вы всё это действительно изложите, то у Вас язык будет прилипать к нёбу, когда Вам в следующий раз захочется повторить популярную здесь мантру, что "я вру".

    Итак?
     
  5. КС

    КС Модератор Команда форума

    Регистрация:
    30.03.10
    Сообщения:
    18.076
    Симпатии:
    6.139
    Адрес:
    г. Коломна МО
    Насколько я понял, что какая-то вероятность существует - или не существует?
    Короче, как обычно - дойдёт до дела или "иджис" забудут включить или "памперсы" погрузить.
     
  6. Supremum

    Supremum Активный участник

    Регистрация:
    21.10.11
    Сообщения:
    25.932
    Симпатии:
    24.388
    Адрес:
    Липецк
    Да, а у вас?
    Составит, не моя тема. Особенно в стихаха и красках.
     
  7. Breeze

    Breeze Военный лётчик

    Регистрация:
    08.02.07
    Сообщения:
    17.919
    Симпатии:
    639
    Адрес:
    Israel
    Служба:
    1969-1995, СибВО-УрВО
    - Боже упаси! Ни одной, конечно!
    - То есть: работа "Витебска" Вам непонятна, работу ГСН ИК и тепловизионных Вы не знаете (и познакомиться Вам с ними лень!), тем не менее при этом Вы нагло утверждаете, что "я вру"?!
     
  8. Supremum

    Supremum Активный участник

    Регистрация:
    21.10.11
    Сообщения:
    25.932
    Симпатии:
    24.388
    Адрес:
    Липецк
    Я так и думал.
    Работа "Витебска" мне понятна, и как ИК ГСН работает я в общих чертах представляю. Но писать мануалы квалификации не хватает.
    Да.
     
    Gres нравится это.
  9. Breeze

    Breeze Военный лётчик

    Регистрация:
    08.02.07
    Сообщения:
    17.919
    Симпатии:
    639
    Адрес:
    Israel
    Служба:
    1969-1995, СибВО-УрВО
    - Мануалы писать не надо - расскажите "в общих чертах", но так, чтобы было понятно.
     
  10. Supremum

    Supremum Активный участник

    Регистрация:
    21.10.11
    Сообщения:
    25.932
    Симпатии:
    24.388
    Адрес:
    Липецк
    Ну если уже все тематические материалы не смогли этого сделать, то я тем более тут вам не помогу. Могу лишь посоветовать ещё раз или даже несколько раз вдумчиво перечитать и пересмотреть все материалы.
     
  11. Breeze

    Breeze Военный лётчик

    Регистрация:
    08.02.07
    Сообщения:
    17.919
    Симпатии:
    639
    Адрес:
    Israel
    Служба:
    1969-1995, СибВО-УрВО
    - Да мне, блин, не "помощь нужна", я это знаю давным-давно, меня интересует, насколько Вы это понимаете, и если понимаете, то почему утверждаете, что "Витебск" может бороться и с тепловизионными ГСН??
     
  12. Supremum

    Supremum Активный участник

    Регистрация:
    21.10.11
    Сообщения:
    25.932
    Симпатии:
    24.388
    Адрес:
    Липецк
    Вам моего честного слова мало?
    Так это не я утверждаю, а производители "Витебска". А вы с ними не согласны.
     
  13. Breeze

    Breeze Военный лётчик

    Регистрация:
    08.02.07
    Сообщения:
    17.919
    Симпатии:
    639
    Адрес:
    Israel
    Служба:
    1969-1995, СибВО-УрВО
    - Минууутку! Это где это в каком месте кто-то утверждает?! Об этом просто везде молчок! Полный! Рассчитывая на то, что подавляющее большинство зрителей/читателей понятия об этом не имеет.
    Но "зуб даю на выров", что создатели "Витебска" (и его подобий) прекрасно осведомлены о том, что если любой вертолёт, оснащённый этой замечательной системой, окажется в пределах досягаемости западного истребителя, его "Витебск" абсолютно не защитит и он будет сбит.
     
  14. Supremum

    Supremum Активный участник

    Регистрация:
    21.10.11
    Сообщения:
    25.932
    Симпатии:
    24.388
    Адрес:
    Липецк
    Ну а как же?

    2:06 - "Этот купол, абсолютно непроницаемый для ракет..." Вам какое слово непонятно? "Абсолютно" или "непроницаемый"?
    Может быть. Если бы это говорил лётчик, на борту которого стоит "Витебск", и который вхож в секретку, я бы ему поверил. Но где же его такого взять?:)
     
  15. Breeze

    Breeze Военный лётчик

    Регистрация:
    08.02.07
    Сообщения:
    17.919
    Симпатии:
    639
    Адрес:
    Israel
    Служба:
    1969-1995, СибВО-УрВО
    :-DМне всё понятно! :p Вы не обратили внимания, что там даже ни полсловечка не сказали о том, что от ракет с радиолокационными головками эта система тоже никого не спасает? ;)
    - Легко! Зайдите на этот форум, бросьте клич, если найдётся смышлёный лётчик - подтвердит:
    http://www.forumavia.ru/
     
  16. Supremum

    Supremum Активный участник

    Регистрация:
    21.10.11
    Сообщения:
    25.932
    Симпатии:
    24.388
    Адрес:
    Липецк
    Ну так то речь шла о ПЗРК, а там РЛ головок вроде нет.
    Да мало ли что это за лётчик? Может вроде вас. Это же Интернет! Верить нельзя никому. Мне можно.
     
  17. Tigr

    Tigr Модератор Команда форума

    Регистрация:
    30.11.11
    Сообщения:
    24.684
    Симпатии:
    7.336
    Адрес:
    Саратов
    Служба:
    Не служил
    Применение средств РЭБ в ходе войны с Грузией в августе 2008 года.

    В недавно вышедшем в свет сборнике статей “Радиоэлектронная борьба в Вооруженных Силах Российской Федерации - 2015”.
    Опубликован материал об использовании средств РЭБ в войне с Грузией в августе 2008 года.


    В целях пресечения варварской агрессии Грузии, защиты мирного населения и предотвращения гуманитарной катастрофы Россия 9 августа ввела на территорию Ю. Осетии свои части и подразделения, тем самым начав операцию «по принуждению агрессора к миру».

    В конфликте применялись со стороны Ю. Осетии — до 3000 в/сл.; России — до 15000 в/сл.; Абхазии — до 5000 в/сл.; Грузии — до 29000 в/сл.

    В составе вооруженных сил Грузии имелись специальные формирования РЭР и РЭБ. В конфликте были задействованы отдельный батальон радиоэлектронной разведки, мобильный пункт электронной разведки, развернутый в 8 км севернее г. Цхинвали и состоящий из стандартных терминалов производства США. Входящие в его состав средства электронной разведки, комплекс радиоэлектронного контроля воздушного пространства, система передачи данных позволяли проводить общую оценку обстановки в масштабе времени, близком к реальному. Кроме того, в г. Гори, в непосредственной близости от зоны грузиноосетинского конфликта, был развернут отдельный центр РЭР и РЭБ США (ОЦ РЭР и РЭБ США). По своим возможностям этот объект способен перехватывать и регистрировать все радио- и телефонные переговоры в регионе. В центр также поступала вся развединформация, добытая подразделениями РЭБ, которая после обобщения и анализа передавалась в аппарат МО и объединенный штаб вооруженных сил Грузии. Сформированные маневренные группы РЭР и РЭБ действовали в составе подразделений военной разведки Грузии в зоне конфликта. Они были оснащены радиоприемниками типа АК-5000 и предположительно комплексом перехвата сотовых систем связи.

    В исходной группировке ВС Грузии радиолокационное обнаружение, оповещение и управление боевыми действиями сил и средств ПВО осуществлялось органами боевого управления и стационарными постами, на вооружении которых были РЛС советского и иностранного производства (преимущественно французские). Они размещались в районах городов Поти, Копитнари, Гори, Тбилиси, Марнеули. Для управления боевыми действиями использовались проводные линии связи, радиостанции, работающие в защищенном режиме передачи информации, средства связи и передачи данных гражданского назначения.

    Для выявления и вскрытия группировки войск вооруженных сил Грузии широко использовались средства радио- и радиотехнической разведки, беспилотные летательные аппараты типа «Гермес».
    Учитывая особенности рельефа местности в районе конфликта, руководство Грузии уделило особое внимание боеспособности группировки сил и средств ПВО.

    К сильным сторонам системы ПВО Грузии следует отнести:
    - высокую мобильность средств ПВО и ее эшелонирование (наличие ЗРК малой дальности и ближнего действия, ПЗРК, ЗА);
    - наличие профессионально подготовленных боевых расчетов ЗРК «Бук-М», «Оса-АКМ»;
    - несовпадение частотного диапазона РЭС ЗРК Грузии (советского производства) с рабочим диапазоном ГСН УР класса «воздух-РЛС» российской авиации (т. к. в основном они предназначены для работы по частотам РЭС ПВО НАТО);
    - наличие у ЗРК «Оса-АКМ» оптического канала наведения ракет и отсутствие у российских самолетов штатных средств РЭБ индивидуальной и групповой защиты в рабочем диапазоне частот этого ЗРК;
    - наличие пассивной системы оповещения и целеуказания от средств РТР украинского («Кольчуга») и американского («Скайнет») производства.

    К слабым сторонам следует отнести достаточно низкую помехозащищенность ЗРК «Бук-М» и «Оса-АКМ», которая не позволила им вести эффективные боевые действия в условиях активных и пассивных помех, а также относительно низкие пространственные характеристики зоны поражения ЗРК «Оса-АКМ» (дальность до 10 км, высота до 5 км).

    Кроме того, оказать противодействие нашей авиации на маршрутах полета и в районах нанесения удара могли следующие средства:
    - самолеты грузинских ВВС типа СУ-25 и Л-29, имевшие пушечное вооружение, НУРСы и ракеты класса «воздух-воздух» — Р-60С;
    - зенитные ракетные комплексы С-125 в районах городов Тбилиси, Марнеули, Поти, а также дислоцированные для прикрытия наиболее важных государственных и про- мышленных объектов и транспортных коммуникаций ЗРК, Бук;
    - ПЗРК «Стрела-2, — 3», «Игла», 57 мм орудия зенитной артиллерии С-60, 23 мм ЗСУ «Шилка» и ЗУ-23–2, которые применялись, главным образом, в тактической зоне, а также с господствующих высот на маршрутах полета.

    Тактика применения ЗРК малой и средней дальности была достаточно разнообразной и предусматривала действия из засад, попеременную работу с перемещением, использование целеуказания от комплексов РТР
    и РЛС управления воздушным движением.

    Проведенное накануне данного конфликта реформирование ВС РФ привело к тому, что к его началу ВВС оказались практически без сил оперативной радио- и радиотехнической разведки. Более того, должной помощи от ГРУ ГШ органы разведки ВВС получить не смогли. При таком положении ВВС не могли иметь достоверных данных о расположении активных средств ПВО Грузии и организации управления ими. Это явилось основной причиной боевых потерь нашей авиации.

    В этих условиях положительную роль сыграли средства радиотехнической разведки РЭБ ВВС. Уже в первый день военных действий была выявлена работа радиоэлектронных средств ЗРК «Оса» и «Бук» в районе городов Гори и Тбилиси.

    С началом военных действий в первых же вылетах силами авиации ВВС были выявлены и подавлены до пяти боевых ЗРК «Оса-АКМ», до трех боевых элементов ЗРК «Бук», а также ЗРК С-125. Все ЗРК были либо полностью подавлены, либо предпринимали безуспешные попытки наведения ЗУР, что было зафиксировано по режимам работы и параметрам сигналов РЛС ЗРК.

    Следует заметить, что летчики авиационной группировки, развернутой в этом районе, хорошо освоили район боевых действий и полеты в горных условиях. В то же время экипажи вертолетов других объединений, переброшенные в район боевых действий, не были подготовлены к выполнению полетов в условиях гористой местности, в связи с чем выполнение ими боевой задачи было сопряжено с риском потери экипажей. Кроме того, вертолеты Ми-8 СМВ-ПГ (постановщики помех) не были оснащены средствами индивидуальной защиты, в том числе от ПЗРК.

    Необходимо подчеркнуть, что средства РЭБ самолетов и вертолетов, планируемых к боевому применению на территории Грузии, не в полной мере отвечали требованиям по обеспечению защиты от средств ПВО. Более того, прикрытие самолетами (вертолетами) РЭБ боевых порядков ударной авиации из зон постановки помех на всем протяжении маршрута полета было фактически невозможно в силу особенностей гористой местности. При этом необходимо было учитывать как малое время работы самих ЗРК «Бук», так и возможное включение в их состав средств разведки и целеуказания в ИК (УФ) и оптико-электронном диапазонах.

    Наибольшую эффективность в ходе боевых действий показал бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы самолета Су-34.

    Силами РЭБ осуществлялось радиоэлектронное подавление РЛС Грузии П-36Д6, П-37, 5А87, П-18, 19Ж6, ПРВ-9, — 11, — 13, АSR-12 в районах городов Гори, Тбилиси и Марнеули. Вместе с тем в ходе РЭП РЭС противника наблюдались помехи и нашим РЛС типа A84, 5А87, П-18, П-37, размещенным на удалении 100 – 120 км от зон постановки помех самолетами АН-12ПП.

    Анализ боевого применения авиации в первые дни военных действий на югоосетинском и абхазском направлениях показал, что первичное планирование обеспечения боевых действий осуществлялось без должного учета возможностей ПВО Грузии и особенностей применения своих авиационных средств РЭБ по их подавлению. Результаты данного анализа позволяют выделить следующие существенные недостатки в обеспечении живучести авиации:
    - отсутствие самолетов — разведчиков, способных вести детальную радиотехническую разведку в реальном времени с высокой точностью определения координат РЛС;
    - несовпадение диапазонов частот РГС ракет класса «воздух-РЛС» и РЛС ЗРК ПВО советского производства, отсутствие аппаратуры управления и целеуказания;
    - недостаточное количество постановщиков помех;
    - малый потолок полета вертолетов-постановщиков помех, вследствие чего применение их в условиях гористой местности Южной Осетии было затруднено;
    - отсутствие средств РЭП групповой защиты авиации из боевых порядков.

    Важно учесть, что к планированию действий авиации недостаточно привлекались специалисты служб РЭБ. Радиотехническая разведка велась нерегулярно и не всеми имеющимися силами, без необходимой постановки пассивных и активных помех для уточнения радиоэлектронной обстановки, состояния системы связи и управления, дислокации РЛС РТВ и ЗРК, аэродромов базирования авиации грузинских ВВС.

    Космический контроль районов ведения боевых действий, командных пунктов и пунктов управления, выявленных позиций РЛС, ЗРК ВС Грузии должным образом не осуществлялся.

    Перечисленные недостатки потребовали незамедлительного вмешательства в руководство действиями авиации представителей Главного командования ВВС, принятия неотложных мер к снижению боевых потерь нашей авиации (в конфликте было потеряно 6 самолетов). К основным из них были отнесены:
    - исключение участия в ударах самолетов, не имеющих средств индивидуальной защиты;
    - выход из атаки самолетов Су-25 при массированном отстреле тепловых ловушек и минимуме времени работы на максимальных тепловых режимах;
    - применение ударной авиации только под прикрытием групповых средств защиты из зон самолетами и вертолетами РЭБ (Ан-12ПП, Ми-8ППА, Ми-8 СМВ-ПГ) и из боевых порядков самолетами Су-34 с комплексами РЭБ;
    - осуществление выполнения поставленных задач боевой авиацией на максимальной скорости и на высотах, исключающих применение ПЗРК и зенитной артиллерии Грузии.

    С учетом выработанных рекомендаций полеты авиации стали осуществляться по маршрутам с обходом районов, прикрытых средствами ПВО, или над участками местности, где они были подавлены. Высота полета, как правило, более 3,5 км при скоростях, обеспечивающих оптимальные условия для преодоления противодействия средств ПВО. При этом повторные атаки проводились с разных направлений с использованием рельефа местности и дымовых завес. Часто осуществлялся такой тактический прием, как внезапный пролет через зоны обстрела с одновременным выполнением быстрого противозенитного маневра.

    Нашли достаточно широкое применение атаки цели «с ходу» в минимальное время с учетом естественного теплового фона при уходе от цели (в сторону гор, облаков, освещенных солнцем). Был освоен полет по разным маршрутам к цели и обратно с использованием демонстративных и отвлекающих групп самолетов и вертолетов. Летчики старались исключить повторный заход с того же курса и полеты по одному маршруту до цели и обратно.

    Выполнение боевых задач с использованием средств РЭБ и САБ осуществлялось, как правило, под прикрытием специально выделенных групп самолетов (вертолетов). При этом по возможности экипажи старались исключить работу двигателей на максимальном режиме и форсаже. При угрозе применения средств ПВО выполнялись противозенитный, противоракетный маневры с одновременным отстрелом расходуемых средств РЭБ в районах возможного применения ПЗРК или при обнаружении пуска ракет. Также при подходе к объекту удара и выходе из атаки широко применялся отстрел ППИ сериями из нескольких патронов с минимальным интервалом между отстрелами.

    В ходе конфликта для прикрытия ударной авиации от средств ПВО вооруженных сил Грузии применялись:
    вертолеты Ми-8ппа со станциями помех «Азалия» для подавления РЛС ОЦУ, Ми-8 СМВ-ПГ со станциями помех «Смальта — ПГ» для подавления РЛС управления оружием ЗРК «Бук-М1» и С-125. Барражирование
    самолетов РЭБ АН-12 ПП в основном осуществлялось в следующих зонах: над побережьем Черного моря на юге Абхазии, в районе главного Кавказского хребта над Северной и Южной Осетией. Над территорией самой Грузии они осуществляли постановку помех на направлениях полета нашей авиации при нанесении ею ударов по объектам.

    Интенсивность применения группировки РЭБ ВВС была крайне высокая.
    Вертолеты- постановщики помех в воздухе дежурили практически круглосуточно, за исключением получасовых перерывов на заправку и отдых операторов, а самолеты — постановщики помех дежурили в воздухе до 12 – 16 часов в сутки.

    Усилиями этой группировки боевые возможности грузинской ПВО были существенно снижены.

    В частности, дальность обнаружения наших самолетов РЛС ОЦУ П-37, 36Д6 и АSR-12 за счет применения САП «Азалия» была снижена в 6…10 раз (с 300 км в беспомеховой обстановке до 30… 50 км в условиях помех). Зона действия РЛС наведения ракет ЗРК С-125 и «Бук- М1» при применении САП «Смальта –ПГ» уменьшилась в 1.5…2.5 раза (с 25… 30 км в беспомеховой обстановке до 10…15 км в условиях помех, что эквивалентно снижению числа пусков ракет примерно в 2 раза).

    Степень оснащенности самолетов средствами индивидуальной защиты характеризуется следующим:
    Самолет Су-34 имеет бортовой комплекс обороны (БКО) типа «Хибины». На самолетах Су-25 (штурмовая авиация) были установлены автоматы отстрела ложных тепловых целей АСО-2 В. Самолеты Су-24М
    (самолеты БА) и разведывательные — Су-24МР имели как БКО «Карпаты», так и автоматы отстрела расходуемых средств АПП-50 м. Самолеты дальней авиации Ту-23 М3 были вооружены БКО «Урал-М», теплопеленгаторами «Мак-УТ» и автоматами отстрела расходуемых средств АПП — 50А (в том числе на одном из них была САП «Сирень).

    Объективно следует отметить, что в целом тактико-технические характеристики бортовых средств РЭБ оставляли желать лучшего. Были также недостаточными и возможности имевшихся самолетов-разведчиков Су-24МР по ведению радиотехнической и оптической разведки. В то же время бортовой комплекс обороны «Хибины» на самолете Су-34 показал высокую эффективность по ведению РТР, обеспечив вскрытие значительной части РЭС группировки ПВО Грузии.

    Имели место недостатки в организации взаимодействия. Так, с момента передачи управления сводной эскадрильей РЭБ на аэродром «Гудаута» в оперативную группу «Сухуми» перестала поступать информация о выявленных и подавленных РЭС группировки ПВО Грузии на абхазском направлении в штаб 4А ВВС и ПВО.

    К сожалению, в ходе конфликта непрерывного создания помех РЛС ПВО Грузии достичь не удалось. Низок был и уровень эффективности групповой защиты авиации.

    В данном конфликте на силы и средства РЭБ Сухопутных войск возлагались следующие задачи: вскрытие (выявление) радиоэлектронной обстановки в зоне боевых действий; радиоэлектронное подавление систем и средств управления войсками, оружием, разведки и РЭБ вооруженных сил Грузии; снижение эффективности применения противником средств радиоэлектронного подавления; ведение комплексного технического контроля состояния защиты вооружения, военной техники и военных объектов от технических средств разведки противника и противодействие им; обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств.

    Применением наземных средств РЭБ в тактическом звене удалось снизить эффективность работы передовых авианаводчиков и корректировщиков артиллерийского огня противника.

    Успешно действовал в вооруженном конфликте 1077-й отдельный батальон РЭБ. При проходе Рокского тоннеля его средствами РЭБ были подавлены радиолинии управления БПЛА с потерей грузинами трех аппаратов.

    Обе стороны активно использовали системы РЭБ, в результате связь часто просто отсутствовала. При этом грузины оказались в более выгодном положении — у них частично работала спутниковая связь. Доходило до того, что переговоры шли по мобильным телефонам, причем такой связью пользовались обе стороны. И прослушивали тоже.

    Противодействие техническим средствам разведки противника обеспечивалось:
    - путем радиоэлектронного поражения выявленных средств воздушной радиолокационной и радиотехнической разведки Грузии, уничтожением БЛА «Гермес»;
    - поддержанием в местах дислокации войск и аэродромах базирования авиации повседневного режима работы радиоэлектронных средств при подготовке и проведении операции;
    - введением ограничений на работу РЭС с излучением в новых районах;
    - радиоподавлением средствами частей РЭБ СКВО каналов передачи
    разведданных, радиосвязи и управления Грузии;
    - специальной защитой технических средств передачи и обработки информации;
    - выявлением технических каналов утечки информации и проведением мероприятий по их устранению.

    Анализ эффективности действий сил и средств РЭБ в ходе конфликта вскрыл и ряд недостатков в их организации, основными из которых являются:
    - отсутствие исходной разведывательной информации о группировке вооруженных сил Грузии до начала боевых действий;
    - недостаточные возможности имевшихся станций помех по ведению
    разведки РЭС производства ведущих стран НАТО, состоящих на оснащении вооруженных сил Грузии и, как следствие, низкая степень вскрытия (выявления) РЭО в ходе боевых действий;
    - отсутствие защиты объектов автомобильной техники на марше (при движении в колоннах или индивидуально), а также личного состава при его нахождении в местах применения радиоуправляемых взрывных устройств;
    - размещение РЭС группировки ВС РФ с нарушением требований по ЭМС.

    Частые выходы из строя техники РЭП нового парка в условиях воздействия высоких температур (Р-330 и Р- 934 УМ);
    - отсутствие надежного прикрытия своих войск и наиболее важных объектов от воздушной радиолокационной разведки и прицельных ударов авиации вооруженных сил Грузии;
    - слабая организация восстановления и ремонта вышедшей из строя техники РЭП;
    - низкие маневренные возможности техники РЭП в условиях скоротечности боя;
    - состоящая на вооружении техника РЭБ не имела возможности эффективного ведения радиоразведки и РЭП в движении;
    - отсутствие на начальном этапе конфликта средств РЭП аппаратуры спутниковой радионавигации, установленной на разведывательных БЛА вооруженных сил Грузии.

    Комплексной оценкой результатов ведения РЭБ в данном конфликте может служить высказывание заместителя Главнокомандующего ВВС генерал-полковника Ноговицина А. А.: «Мы применяли системы РЭБ, но они у нас советского образца. Грузинские войска для борьбы с российской авиацией применяли ЗРК «Бук» и «Тор». При вскрытии их позиций как целей (а это наши советские образцы) наша авиация испытывала определенные сложности. При этом сначала мы понесли потери и только потом сделали соответствующие выводы».

    В целом организацию радиоэлектронной борьбы и эффективность средств РЭБ, применяемых в ходе операции по принуждению к миру, можно признать удовлетворительными. Хотя и запоздалые, но принятые дополнительные меры позволили исключить дальнейшие потери авиации и способствовали обеспечению господства в воздухе нашей авиации.

    http://eagle-rost.livejournal.com/477881.html
     
    Supremum нравится это.
  18. экс майор

    экс майор Активный участник

    Регистрация:
    20.10.09
    Сообщения:
    6.346
    Симпатии:
    2.062
    Самолёты-долгожители: Ил-20М и Ил-20РТ
    • Сегодня, 05:27
    Ил-20 (по натовской кодификации Coot — «Лысуха») — самолет радиоэлектронной разведки и РЭБ, который был создан на базе авиалайнера Ил-18. Самолет оборудован РЛС бокового обзора, ИК-сканером и другими датчиками. Представляет собой еще один удачный пример использования гражданской платформы под создание военного самолета. При этом гражданский вариант Ил-18 совершил свой первый полет еще в 1957 году. Самолеты Ил-20 в СССР производились с 1968 по 1976 годы. На 2012 год в России на вооружении оставалось около 20 различных самолетов Ил-20.

    При этом стоит отметить, что самолеты Ил-20 часто окрашивались под принятый в те годы стандарт окраски «Аэрофлота» и носили гражданские регистрационные номера. Более того, на борту самолета в районе кабины, как и на пассажирском варианте, была нанесена надпись «Ил-18». Лишь некоторые из военных самолетов получили шаровый (серый) цвет окраски, как на самолетах Ил-38. Самолет Ил-20РТ в составе ВМФ России по-прежнему несет на себе практически гражданский вариант окраски, в этом можно убедиться, посмотрев на фотографии машины, в том числе сделанные в 2015 году.

    Самолет Ил-20М


    Самолет радиотехнической разведки Ил-20М предназначен для вскрытия радиолокационных средств вероятного противника в прифронтовой полосе, перехвата открытых переговоров, перспективной радиолокационной съемки местности. Начиная с конца 1950-х годов, в СССР самолет Ил-18 стал своего рода «визиткой» отечественной гражданской авиации, представляя нашу страну не только в аэропортах по всему миру, но и на международных авиасалонах. При этом мало кто отдает себе отчет, что некоторое количество Ил-18 нашло приют на военных аэродромах. В данном случае речь идет о специальных модернизациях самолета, которые разрабатывались в военных целях. Внешне данные самолеты мало отличались от гражданских лайнеров и очень часто несли на борту те же надписи, оставаясь одними из самых секретных самолетов в СССР.

    [​IMG]
    Ил-18


    Сведения об этих машинах сохранялись даже более тщательно, чем, к примеру, информация о новых боевых самолетах — бомбардировщиках и истребителях. Машины использовались для ведения радиоэлектронной разведки, в качестве ретрансляторов и воздушных командных пунктов, для передачи телеметрической информации. Самолеты Ил-20 продолжали производить уже после того, как серийное производство авиалайнеров Ил-18 было свернуто.

    Самолет Ил-18Д представлял собой последнюю и, как следствие, наиболее совершенную модификацию семейства самолетов Ил-18, выпускающихся серийно с 1957 года. В отличие от модели предшественника Ил-18В, самолет оснащался более экономичными и мощными двигателями АИ-20М VI-серии и установкой дополнительных топливных баков, что обеспечивало самолету увеличение дальности полета. Этот гражданский авиалайнер с максимальным запасом топлива мог преодолеть практически 6400 км (для Ил-18В — 4850 км). Летные испытания самолета начались 26 июля 1965 года, в том же году самолет был отправлен в серийное производство. Его выпуском занимался московский завод «Знамя труда», в цехах завода он сменил Ил-18В. Всего до 1969 года было изготовлено 122 таких самолета, которые стали последними гражданскими авиалайнерами данного типа. Именно машина Ил-18Д стала основой для проектирования всех последующих «военных» вариантов пассажирского самолета.

    Самолет-разведчик, созданный на базе Ил-18Д, получил обозначение Ил-20 или «изделие 20». Главным средством разведки на этом самолете была радиолокационная станция бокового обзора «Игла», по этой причине машину нередко именовали просто Ил-18Д «Игла». Некогерентная радиолокационная станция бокового обзора «Игла-1» создавалась в СКБ-1 ленинградского НИИ-131, вскоре преобразованного во Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем, впоследствии вошедший в состав НПО «Ленинец». Главным конструктором РЛС стал В. М. Глушков. Помимо непосредственно радиолокационной станции, комплекс находящегося на борту самолета Ил-20 радиолокационного оборудования «Игла-1» включал в себя средства радиотехнической и фоторазведки, которые были сопряжены с навигационным оборудованием летательного аппарата. Данный комплекс позволял получить на выходе детальное радиолокационное изображение, которое по качеству было близко к аэрофотосъемке, но в любых метеорологических условиях, и, помимо всего прочего, вести аэрофотосъемку и радиотехническую разведку.

    [​IMG]
    Ил-20М


    Антенна РЛС «Игла» была расположена в большой (длина — примерно 8 метров) подфюзеляжной гондоле, обладающей сигарообразной формой. Она была установлена между шпангоутами №8 и №27. При этом нижняя часть подфюзеляжной гондолы была изготовлена радиопрозрачной. Блоки РЛС были установлены в переднем багажном отсеке фюзеляжа. Самолет Ил-20 помимо перспективной радиолокационной разведки местности при помощи установленной на борту аппаратуры «Игла» мог осуществлять и традиционную аэрофотосъемку местности. Для этого на борту имелся комплект аэрофотоаппаратов А-87П, которые находились по обоим бортам передней части фюзеляжа самолета в зоне передней пары иллюминаторов. Объективы фотоаппаратов находились под специальными сдвижными шторками на двух боковых обтекателях, которые были другой характерной внешней особенностью самолета Ил-20, отличающей его от гражданской версии. В задней части этих боковых обтекателей устанавливались антенны системы общей радиотехнической разведки «Ромб», предназначенные для обнаружения радиолокационных средств вероятного противника, определения частоты и направления на источник излучения.

    Состав спецоборудования Ил-20 перечисленными системами не ограничивался. В нижней части фюзеляжа самолета за крылом были смонтированы антенны станции детальной радиотехнической разведки «Квадрат», которые позволяли, в отличие от системы «Ромб», получать более развернутую информацию об обнаруженных радиоизлучающих объектах противника. Над передней частью фюзеляжа самолета находились антенны системы перехвата открытых радиопереговоров под названием «Вишня». Специальное разведывательное оборудование, которое было установлено на борту самолета Ил-20, должен был обслуживать тактический экипаж, состоящий из 6 операторов, которые сидели в передней и средней кабинах самолета. Помимо всего прочего, как и на всех гражданских Ил-18, в состав экипажа самолета Ил-20 входили: два пилота (командир и второй пилот), штурман, бортрадист и бортинженер. Стандартное для авиалайнера Ил-18 пассажирское оборудование салона было упразднено, но в задней кабине самолета Ил-20 была организована специальная комната, предназначенная для полноценного отдыха экипажа, здесь имелись буфет и кресла, также здесь были помещения туалета и гардероба. Для аварийного покидания Ил-20 членами экипажа с парашютами был предусмотрен аварийный люк, расположенный в правом борту в задней части фюзеляжа.

    Самолеты-разведчики Ил-20, а также последовавшие за ними модернизированные версии Ил-20М и Ил-20М1, оснащенные более совершенным оборудованием, не входили в состав разведывательных эскадрилий или авиационных полков ВВС СССР. Они подчинялись непосредственно командованию военных округов (при этом в каждом из округов имелось по несколько самолетов Ил-20).

    [​IMG]
    Ил-20М


    Самолет Ил-20РТ

    В начале 1970-х годов стало окончательно ясно, что для работы по теме самолетных измерительных пунктов (СИП) самолет Ил-18 требует большого объем переоборудования. Совместить на летающей лаборатории Ил-18 с номером 201 две большие темы представлялось затруднительным. По этой причине в период с 1971 по 1974 годы в ЛИИ состоялись испытания уникального СИП, построенного на базе Ил-18 СССР-27220. Данная машина получила обозначение Ил-18РТЛ и фактически стала прототипом для будущего самолетного измерительного пункта на базе Ил-20.

    На самолете Ил-18РТЛ с просто огромным по тем временам обтекателем длиной примерно 11 метров и высотой порядка одного метра исследовались различные летно-технические характеристики. С учетом возможных условий использования СИП проверки осуществлялись в разных климатических зонах Советского Союза с аэродромов Владимировка, Раменское, Ташкент, Андижан, Фергана, Самарканд, Новосибирск, Омск. Комплекс проведенных испытаний позволил выработать необходимые рекомендации по технике пилотирования, а также методике использования СИП Ил-20РТ на любых трассах и испытательных полигонах страны.

    На самолетах Ил-18РТЛ отрабатывались конструкции совершенно новых более высокоэффективных антенн. Первоначально на самолетах Ил-20РТ не монтировали хвостовые антенны с полутораметровым обтекателем, однако после проведения первого цикла испытаний головного СИП под номером 480 было принято решение об их монтаже на всех самолетах серии. Руководство испытаниями самолета производила межведомственная комиссия под руководством космонавта номер два Германа Титова. Самолетные измерительные пункты Ил-20РТ поступили в эксплуатацию в 1980 году, первоначально они базировались на аэродроме Ленинск (Байконур). Оттуда данные самолеты использовались при проведении запусков ракет самого различного назначения.

    [​IMG]
    Ил-20РТ


    В состав экипажа каждого СИПа входило 6 специалистов летного состава — правый и левый летчики, радист, бортинженер, борттехник, а также инженер, который отвечал за выдачу токов для установленной на борту измерительной аппаратуры, а также 5 человек, занимавшихся эксплуатацией бортового измерительного комплекса — начальник СИПа, оператор АФУ, оператор СЕВ, инженер по МА-9 МКТС и инженер по системе БРС-4С.

    В первое время для работы самолетов Ил-20РТ на космодром из Москвы выдавались ограниченные данные по целеуказанию. Позднее приходящая информация стала более полной: стали указывать не только высоту полета ракеты, но и широту и долготу цели через определенные промежутки времени. По этой информации на вычислительном центре космодрома Байконур выбиралась исходная точка полета Ил-20РТ и строилась дальнейшая траектория полета самолетного измерительного пункта для получения максимального объема телеметрической информации на интересующем участке полета ракеты.

    Со временем сложилась уникальная методика работы самолетов, которая позволяла достаточно эффективно проводить необходимые измерения. Примерно за час до работы один или два самолета Ил-20РТ выходили в исходный район, где барражировали в небе, ожидая запуска ракеты. При пуске ракеты они сопровождали ее по курсу полета, пролетая в стороне от ракеты на расстоянии в 50-100 километров. При этом выбор антенн, на которые осуществлялся прием телеметрической информации, зависел от высоты полета самой ракеты. При полете ракеты, головной части или спускаемого аппарата на нисходящем участке траектории производился маневр отворота, после чего прием осуществлялся хвостовой антенной. Вместе с тем, как боевые расчеты СИПов осваивали новые методы измерений в разнообразных условиях, происходило увеличение номенклатуры изделий, которые обслуживали самолеты Ил-20РТ.

    [​IMG]
    Ил-20РТ


    В первую очередь самолеты Ил-20РТ обеспечивали телеметрическими измерениями запуски, осуществляемые с космодрома Байконур, ракет космического назначения по «необорудованным трассам», когда самолеты становились единственным средством получения необходимой информации на некоторых участках полета ракеты. Самолетные пункты на базе Ил-20 оказались эффективным средством при обеспечении посадки спускаемых аппаратов и капсул с советских спутников фоторазведки. Получая сигнал с капсулы, операторы самолета Ил-20РТ передавали затем информацию авиационным и наземным поисковым командам, что значительно увеличивало оперативность доставки разведывательной информации.

    Очень часто Тихоокеанский и Северный флот заказывали самолеты Ил-20РТ для обслуживания собственных запусков. На флоте самолетные измерительные пункты в основном «работали» при осуществлении запусков различных крылатых ракет. При проведении опытно-исследовательских работ и учебно-боевых пусков ракет с боевых позиций ракетных полков из-под Костромы и Татищева самолеты Ил-20РТ становились единственным источником получения телеметрической информации. Редко байконурские самолеты применялись в районе ракетного военного полигона Капустин Яр, обслуживая пуски беспилотных самолетов-разведчиков и ракет класса «воздух-земля». Иногда ракетами с ракетного военного полигона стреляли на достаточно большую дальность — до Балхаша. В этом случае Ил-20РТ базировались во Владимировке, фиксируя развороты летящей ракеты, устойчивость работы ее двигателей, работу рулей и т.д. В свое время все имеющиеся СИПы Ил-20РТ были переданы в состав авиации ВМФ.

    Летно-технические характеристики Ил-20РТ:
    Габаритные размеры: длина — 35,9 м, высота — 10,17 м, размах крыла — 37,42 м, площадь крыла — 140 кв. м.
    Масса пустого самолета — 33 760 кг.
    Масса максимальная взлетная — 61 400 кг.
    Силовая установка — 4 ТВД АИ-20М, мощностью по 4х4252 л.с.
    Максимальная скорость полета — 685 км/ч.
    Крейсерская скорость полета — 550 км/ч.
    Практическая дальность полета — 5400 км.
    Практический потолок — 8800 м.
    Экипаж — 11 человек.

    Источники информации:
    http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/404-samolet-radiotehnich.html
    http://www.airwiki.org/enc/spy/il20rt.html
    http://avia.pro/blog/il-20
    http://bastion-karpenko.ru/il-20

    Автор Юферев Сергей
    http://topwar.ru/79467-samolety-dolgozhiteli-il-20m-i-il-20rt.html
     
    Fencer, Supremum и Rand0m нравится это.
  19. экс майор

    экс майор Активный участник

    Регистрация:
    20.10.09
    Сообщения:
    6.346
    Симпатии:
    2.062
    "Сателлит": Шапка-невидимка для самолетов
    Тема: Новые разработки
    [​IMG]
    Контейнер с аппаратурой РЭБ "Сателлит" / Фото rus.smugmug

    Комплект радиоэлектронных средств создает ложные цели и уводит управляемую ракету от реального самолета.

    Защита самолетов от поражения управляемыми высокоточными средствами противника является сегодня одним из самых проблемных вопросов. Один из путей его решения был предложен 558 авиаремонтным заводом (АРЗ) из Белоруссии. На военно-техническом форуме Минобороны России предприятие продемонстрировало индивидуальный комплект бортовой радиотехнической аппаратуры "Сателлит", который обеспечивает защиту летательных аппаратов всех типов от поражения высокоточными авиационными ракетами и ракетами наземных (надводных) средств противовоздушной обороны.

    [​IMG]
    Индивидуальный бортовой комплект РЭБ "Сателлит" / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Соколов

    Работа аппаратуры комплекса основана на принципе Cross-Eye, который предполагает создание помех средствам и системам управления оружием. Суть этого принципа заключается в создании маскирующих помех радиоэлектронным средствам противника по дальности и угловым координатам. При работе в режиме поиска на индикаторах обзора противника наблюдается множество отметок от ложных целей, среди которых отметка от реальной теряется или вообще не видна.
    В режиме сопровождения аппаратура "Сателлита" создает знакопеременные ошибки в следящих системах ракеты, что приводит к сопровождению ложной маневрирующей цели. Отработка значительных ложных угловых команд управления приводит к потере скорости, уменьшению дальности полета и, как результат, не поражению цели.

    [​IMG]
    Принцип работы комплекта РЭБ "Сателлит" / Схема: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Соколов

    Аппаратура "Сателлит" работает постоянно в автоматическом режиме, не создает помех собственным радиоэлектронным средствам и не требует внимания пилота. Комплекс отличается малым весом и габаритами, не требует отдельной точки подвески и может быть установлена на летательном аппарате с минимальными доработками. Кроме того, аппаратура проста в эксплуатации и не требует специальных средств наземного обслуживания.
    По информации разработчиков, аппаратура "Сателлит" не имеет аналогов в мире и может быть установлена как на военных, так и на гражданских летательных аппаратах.

    http://www.arms-expo.ru/news/novye_razrabotki/satellit_shapka_nevidimka_dlya_samoletov/
     
  20. Tigr

    Tigr Модератор Команда форума

    Регистрация:
    30.11.11
    Сообщения:
    24.684
    Симпатии:
    7.336
    Адрес:
    Саратов
    Служба:
    Не служил
    Supremum нравится это.
Загрузка...

Поделиться этой страницей