Мои истории со службы в ВВС

Тема в разделе "Свободное общение", создана пользователем Ринат, 17 ноя 2011.

  1. tankman

    tankman Активный участник

    Регистрация:
    02.08.17
    Сообщения:
    566
    Симпатии:
    49
    Адрес:
    г.Огре, Латвийская Республика.
    Служба:
    1979-1981 гг. части и подразделения ГО и БТВ МО СССР.
    "Роджер !" Однако, я не утверждаю, что там были морские разведчики именно на базе "Ту-16", - сами понимаете, что одно дело рассказывать о том, как самолёты НАТО их сопровождали и пытались им мешать выполнять задачу, а другое дело, - это рассказывать о боевом составе, типе ЛА, их ТТХ и прочем ихней в./части. Но, какие советские самолёты могли контролировать акваторию Атлантики, Средиземноморья, совершая "челночные" рейсы на Кубу и в Ливию. Даже с дозаправкой в воздухе ?
     
  2. Ринат

    Ринат Военный лётчик

    Регистрация:
    06.05.07
    Сообщения:
    4.632
    Симпатии:
    2.182
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Служба:
    Центр боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации
    Разговор ни о чем.
     
  3. tankman

    tankman Активный участник

    Регистрация:
    02.08.17
    Сообщения:
    566
    Симпатии:
    49
    Адрес:
    г.Огре, Латвийская Республика.
    Служба:
    1979-1981 гг. части и подразделения ГО и БТВ МО СССР.
    Вы про КТОФ ? Зря, наверное, не знаете про операцию США под кодовым название "Потянуть за бороду" ! И про то. как АДД "потеряля" два спец.боеприпаса, а янки их нашли и утащили. Вообщем, не всё так легко было, как можно сделать вывод из ваших рассказов. Вроде, как у Юлия Цезаря : " Пришёл, увидел, победил". Увы, не так всё было и на Балтике. Вам ли не знать ? Например, атака БПК "Сторожевой" в которой принимали участие немало самолётов - от истребителей до стратегических бомбардировщиков. Причём, и корабль и самолёты были советские, которые потопить его не смогли, несмотря на приказ "самого-самого" - генсека и Маршала Советского Союза Л.И.Брежнева. Зато повредили гражданское судно, тоже советское. А по некоторым данным и потопили рыболовный бот типа "Скулте" одного из латвийских рыб.колохозов.
     
    Последнее редактирование: 17 авг 2017
  4. Ринат

    Ринат Военный лётчик

    Регистрация:
    06.05.07
    Сообщения:
    4.632
    Симпатии:
    2.182
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Служба:
    Центр боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации
    Мне ли не знать.
    Заканчиваем.
     
  5. tankman

    tankman Активный участник

    Регистрация:
    02.08.17
    Сообщения:
    566
    Симпатии:
    49
    Адрес:
    г.Огре, Латвийская Республика.
    Служба:
    1979-1981 гг. части и подразделения ГО и БТВ МО СССР.
    Якши.
     
  6. Пушкарь

    Пушкарь Новый участник

    Регистрация:
    06.12.17
    Сообщения:
    1
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    РФ Моск. обл. г.Апрелевка ул.Августовская 36-37
    Служба:
    1966-1988 Авиация Войск ПВО Страны
    Спасибо, Ринат. Будто нюхнул опять запах кабины самолёта.
     
  7. Ринат

    Ринат Военный лётчик

    Регистрация:
    06.05.07
    Сообщения:
    4.632
    Симпатии:
    2.182
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Служба:
    Центр боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации
    Долго ничего не размещал здесь, так как накрылся жесткий диск компа, и все записи были утеряны. Сейчас повторно пишу по памяти рассказы, что были написаны давно. Один из них:

    Пожар.

    Готовимся к полетам. Инженеры проверяют и гоняют системы самолетов. Командиры кораблей и штурманы уехали на предполетные указания. Остальной летный состав уже закончил осмотр и приемку самолетов перед полетами и заняты кто чем. Экипажи, летающие сразу с разлета, остаются на стоянках, как только автобус привезет командира со штурманом, экипаж построится под самолетом, командир даст крайние указания и в небо.
    Остальной летный состав собирается к эскадрильскому домику, там центр жизни на время полетов, там базируется наш тех. состав, находится необходимое для обслуживания самолетов оборудование и документация. В дальнем конце домика мы храним свои шлемофоны, кислородные маски, оставляем между полетами планшеты и портфели. Там класс, в котором летный состав отдыхает между полетами, играет в шахматы, нарды, забивает козла в домино, травит анекдоты и делает все то, что делают молодые, веселые, очень здоровые и уверенные в себе люди.

    Домик укрылся чуть в стороне от магистральной рулежной дорожки, по сторонам от него, по обе стороны рулежки, стоянки самолетов. Все стоянки, кроме ближней к домику, защищены капонирами с устроенными в них бетонными укрытиями для личного состава. Между стоянками самолетов огромными штабелями сложены бомбы на случай боевой тревоги. Случись тревога, пока ракетчики будут тянуть «подкрыльевые» ракеты со складов к стоянкам, бомбы уже подвесят в бомболюки самолетов.
    Кто-то остается на стоянке и травит байки, кто-то мастерит что-то в своих машинах и мотоциклах, кто-то рыбачит. За эскадрильским домиком есть небольшой пожарный водоем. Зимой на нем идут хоккейные баталии, летом народ ловит карасиков.

    Курилка у домика полна народу. В ней демократия. Матросы, допущенные к обслуживанию самолетов, прослужившие год, входят в неё не спрашивая разрешения, как равные. Это особая категория личного состава. Сначала, когда приходит очередной призыв, их пропускают через стоянку, проверяют «на вшивость», и сразу разделяют на тех, кто соображает, и будет работать на технике, и на тех, кто будет вечным дневальным-караульным и пр. Проработав на технике год, такие матросы уже на равных с техниками «гоняют электроны» по размотанным на весь класс огромным рулонам электронных схем, выискивая неисправности. Это уже состоявшиеся специалисты, и потому уважаемы и в курилку входят как равные. Понятно, что своих сигарет у них часто не бывает, им молча протягивают пачки. Все происходит как должное. Все как всегда.

    Автобус привез командиров и штурманов с предполетных указаний.
    На ближней стоянке загудела АПА - источник электропитания самолета на автомобильном шасси. Это экипаж Паши Порублева запускает двигатели. У него спецзадание, обеспечение кораблей флота. Он вылетает до начала летной смены, по своему плану.
    Процесс запуска двигателей в то время был организован достаточно просто. Экипаж занимал свои места, старший техник самолета поднимался в кабину самолета и вставал между креслами летчиков. После положенных процедур командир по согласованию со старшим техником начинал запуск и по приборам контролировал весь процесс запуска. Двигатели запускались, старший техник еще раз проверял, что чеки катапульт извлечены, выходил из самолета и закрывал входной люк. Механики самолета в это время просто находились на стоянке. Как правило, на каждом запуске двигателей самолета старался присутствовать начальник ТЭЧ отряда, в подчинении которого находился технический экипаж, обслуживающий этот самолет. В процессе запуска он еще раз обходил самолет, осматривая все детали, проверяя еще раз закрытие всех лючков и люков, внешнюю работу всех систем.
    Народ, не занятый сначала летной смены, отовсюду снимается и тянется к своим командирам узнать, «где пельмени разлепить, где дым обратно загонять в трубу», это конечно шутка из гражданского анекдота, на деле узнать возможные изменения в вариантах планов полетов, и просто пообщаться. Все оживленно общаются, обсуждая предстоящие полеты и дела.
    И вдруг!
    Со стороны запускающего двигатели самолета раздался хлопок и пошел громкий треск, как от огромного костра. Оттуда понеслись крики, «пожар, самолет горит».
    Все сразу рванули к самолету.
    Двигатели еще работали, пламя разгоралось.
    Сверху, из горловины бака, расположенного прямо перед двигателями, хлестал метровый фонтан керосина. Керосин засасывало в воздухозаборники двигателей, один из них загорелся и все еще работая выплевывал на бетон горящий керосин. С бьющим из бака фонтаном керосина тщетно боролся начальник ТЭЧ отряда, пытаясь его заглушить. Но напор был слишком сильным, керосин растекался по бетону стоянки, и разгорался.
    Весь этот процесс происходил очень быстро. Экипаж еще не был в курсе того, что горит, один двигатель уже был запущен, и они, ожидая выхода второго двигателя на рабочие обороты сосредоточили все внимание на приборах в кабине. За шумом работающего двигателя и шумом систем самолета летчики не слышали ничего подозрительного, приборы о пожаре еще ничего не сигнализировали.
    Механики, ожидая что экипаж сейчас сам выскочит из самолета занялись тушением пожара. Никто даже не подумал подбежать к люку, и крикнуть экипажу "пожар".
    Командир огневых установок - КОУ с радистом в задних кабинах сначала не поняли, почему вдруг все забегали вокруг самолета, ведь экипаж нормально продолжал запуск. Левый двигатель уже запустился, его генераторы включились, и стрелок-радист начал устанавливать дальнюю связь. А когда полыхнуло, они быстро выскочили из самолета, считая очевидным, что все в курсе, что самолет горит.
    Самолет разгорался с громким треском, экипаж самолета и старший техник оставались в кабине, дожидаясь окончания запуска.
    Понятно, что все, кто был у домика, тут же бросились к самолету. Средств пожаротушения под самолетом хватает, но быстро стало ясно, что, растекающаяся по стоянке огромная лужа керосина не даст погасить пламя, а фонтан, бьющий из бака, меньше не становился. Керосиновая лужа растеклась уже вокруг носа самолета горела уже и передняя стойка самолета, спрыгивая на которую экипаж выходит из самолета, и только тут экипаж увидел языки пламени, уже облизывающие фонарь кабины.
    Среди огня, в полыхающей луже керосина стоял Володя Теплинский и, чтобы экипаж мог выбраться из кабины, заливал из огнетушителя керосин вокруг себя и люк кабины с передней стойкой. Одного огнетушителя не хватило, и он схватил другой. Экипаж Павла ошарашенный выскакивал из самолета.
    Так получилось, что горящий самолет стоял почти крыло в крыло с другим самолетом, а между ними, под консолями крыльев на бетоне был сложен огромный штабель фугасных бомб. Самолет разгорался. Напротив горящего самолета, через рулежку, в капонирах тоже стояли самолеты. Кто-то бросился к ним и стал их запускать и отруливать в безопасное место.
    Лужа с горящим керосином растекалась все шире и быстро приближалась к бомбам. Все бросились вручную разбирать штабель и катить бомбы в ближайший капонир. Торопить никого не было нужды, так как на самолете начал взрываться боекомплект. Снаряды из пушечных установок взрываясь разлетались в разные стороны. Причем эти снаряды не то, чтобы рвались все сразу, взрывы то разгорались, то притихали. Взрывались или прямо в снарядной ленте, или разлетались по округе и рвались уже при падении на землю. Пока снаряды рвались в ленте, на это почти не обращали внимания, а вот когда они пачками разлетались вокруг самолета и рвались на земле - становилось страшно.
    Катая бомбы все следили за разрывами. Когда снаряды начинали рваться поблизости, народ рыбкой нырял каждый за свою бомбу, которую катил, и лежа за ней вжимался в неё сильнее, чем в минуты близости к родной жене. В Ту-16 около трех тысяч снарядов, ассортимент известный; от противорадиолокационных и противоинфракрасных до бронебойных, осколочных и зажигательных, с вариациями, типа осколочно-фугасно-зажигательных. Одно попадание какого-то незадачливого снаряда, и мог сдетонировать весь штабель, примерно двадцать пять - тридцать тонн фугасных бомб. Лежа за своими бомбами и вжимаясь в них каждый понимал, что укрытие «особенное», с «сюрпризом», прилети снаряд «точно», то ныряние за бомбу будет последним для него, и всех, кто находился в радиусе полукилометра.
    Однако никто от такого укрытия не в силах был отказаться.
    Иногда серии разрывов тянулись долго, и народ пережидал это действо в таком, очень своеобразном положении. Количество и ассортимент снарядов предполагал длительный пушечный концерт на весь процесс катания бомб и надолго после него. Как только разрывы стихали, народ вскакивал и катил бомбы дальше.
    Не берусь судить, какое действие было бы правильным, раскатывать бомбы под сыплющимися с неба, разлетающимися снарядами или просто откатить подальше остальные самолеты и увести личный состав в безопасное место. Но почему-то никто не давал никаких команд, все просто не сговариваясь, помогая друг другу делали свое дело. Командование эскадрильи в момент начала пожара было в домике. И когда они прибежали на стоянку, процесс шел своим ходом, и что-то командовать не было никакого смысла.
    Всевышний никогда не покидает нас. Он бережет нас всегда, но видимо в первую очередь тех, кто не теряет головы и извините, не ссыт. Хотя были и такие, кто спрятался за домиком, и пережидал, покуривая сигареты. Никого не осуждаю, у каждого своя истина.
    В небе самолет горит до пары десятков секунд, на земле дольше. Если разгорелся, то тушить бесполезно. Для летчиков и техников нет картины тяжелее. Через десять минут самолет догорая лежал на земле.
    Бомбы укатили в укрытие, как не удивительно, никто серьезно не пострадал. Стоявшие поблизости самолеты отрулили в безопасное место.
    Оперативно приехала аэродромная пожарная служба. Её начальник отважно влез на верх капонира и с высоты дал команду заливать пожар. Советам инженеров, что тушить водой – это разжигать пламя, он не внял. Понятно, что стоило расчету ливануть воды в пламя, как огонь и разрывы начались с утроенной силой. Пожарный расчет и его начальника с капонира как водой смыло. Попыток тушить он больше не предпринимал. Пены, которой сейчас тушат самолеты, тогда в войсках еще не было.

    Приехала комиссия.
    Высокие профессионалы.
    Через две недели расследования нашли причину. Эксперимент подтвердил выводы комиссии.
    Когда самолет был обесточен, кто-то оставил во включенном положении выключатель топливного насоса, который перекачивает топливо из одного бака в другой. Потом самолет поставили под ток, а тумблер не проверили.
    Насос стал перекачивать топливо, заполнил бак, но продолжал качать. Бак резиновый, и в своем отсеке раздулся и переполнился.
    Топливо под большим давлением стало просачиваться из бака наружу через уплотнение пробки в заливной горловине и стекать по поверхности фюзеляжа на землю.
    Увидев течь, начальник ТЭЧ отряда решил, что просто неплотно закрыта пробка заливной горловины, это иногда случалось, и открыл замок запирания пробки, чтобы перезакрыть её.
    Керосин под большим давлением выбил пробку и стал фонтанировать из бака. Его всосало в двигатель, и двигатель загорелся, потом загорелось все остальное.

    Жизнь и время идут своим чередом. Многих из моих сослуживцев и друзей уже нет в живых. Но, до сих пор, когда я вспоминаю об этом происшествии в глазах, стоят мои товарищи, прыгающие за бомбы от разрывов снарядов, и Теплинский, заливающий пламя вокруг себя и на входном люке горящего самолета, чтобы экипаж мог выскочить из огненной западни.
     
    Последнее редактирование: 1 июл 2018
    студент, Atass, Supremum и 2 другим нравится это.
  8. Бабуин382

    Бабуин382 Активный участник

    Регистрация:
    29.10.15
    Сообщения:
    1.037
    Симпатии:
    505
    Адрес:
    г.Новосибирск
    Служба:
    1980-2002 Рига-Новосибирск
    Ринат, а в баке нет датчиков уровня, или если он резиновый, каких-то датчиков давления?
    И ещё: если обесточить борт - это помогло бы или нет? Или насос уже работал от генератора двигателя?
     
  9. Ринат

    Ринат Военный лётчик

    Регистрация:
    06.05.07
    Сообщения:
    4.632
    Симпатии:
    2.182
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Служба:
    Центр боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации
    На этом баке нет указателя уровня топлива. Бак специальный, предназначен для весовой компенсации центровки при подвешенных под крыло ракетах.
    А вообще, на самолете очень много баков. Они поделены на группы, топливомеры измеряют количество топлива в группах. Нет смысла измерять топливо в каждом баке.

    Это уже не могло помочь. Если топливо нагнетать в бак длительное время, бак заполнится, потом начнет переполнятся, резина бака способна в пределах отсека этого бака раздуваться. И если открыть замок, запирающий пробку топливного бака, то керосин естественно выдавит под большим давлением пробку, и начнет вытекать.
    Если бы начальник ТЭЧ отряда относился к своим обязанностям халатно, и не стал бы осматривать самолет в процессе запуска, то ничего бы не случилось. Ну посочилось бы оно из бака чуть-чуть, двигатели выработали бы это топливо в ходе полета.
    Но наши техники, и начальник ТЭЧ отряда народ дотошный и очень добросовестный.
     
    Бабуин382 нравится это.
Загрузка...

Поделиться этой страницей