Ракетный комплекс "Курьер" с МБР

polkovnik

Модератор
Сообщения
3.467
Адрес
Пермь
В конце 80-х среди ракетчиков ходило много разговоров о каком-то новом подвижном комплексе, который будет в виде автофургонов "Совтрансавто". Но , естественно, все это было на уровне слухов, истинную картину знали лишь те, кто занимался непосредственно этой темой. Вот самые достоверные данные об этом РК. Это выдержки из книги, выпущенной к 60-летию Московского института теплотехники. Книга называется "На стратегическом направлении", издательский дом "Интервестник", Москва, 2006 год.

В начале 80-х гг. в США приступили к разработке комплекса с межконтинентальной баллистической ракетой "Миджетмен"(Карлик). После проработки ряда вариантов, в 1983 г. начались широкомасштабные работы по этой программе.
… была поставлена задача разработать ракету для шахтных пусковых установок, а также для мобильных комплексов, оснащенную моноблочной ядерной головной частью, обладающую дальностью полета свыше 10000 км. При этом новая МБР должна была иметь стартовую массу не более 15-17 тонн.
… Ответной мерой советской стороны стала разработка подвижного грунтового комплекса с малогабаритной межконтинентальной баллистической ракетой "Курьер"
( 15Ж59), проводившаяся в МИТ по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 21 июля 1983 г. № 696-213. Ставилась задача повышения выживаемости группировки РВСН за счет введения в ее состав комплексов повышенной мобильности и скрытности. Ракета "Курьер" была в несколько раз легче ранее созданных межконтинентальных ракет и примерно соответствовала американской ракете "Миджетмен". Кроме того, со стороны агрегатов наземного комплекса налагались жесткие ограничения по габаритам ракеты "Курьер". Таким образом, разработка данной ракеты представляла собой крайне сложную научно-техническую задачу.
… инициатива разработки "Курьера", комплекса с малогабаритной ракетой межконтинентальной дальности 15Ж59, принадлежала Главкому РВСН В.Ф. Толубко. А.Д. Надирадзе взялся за ее реализацию после согласия на это министра обороны Д.Ф. Устинова . Перед этим была серия докладов, показов макетов и схем начальнику Генерального штаба Н.В. Огаркову. Идея разработки "Курьера" начальником Генерального штаба была одобрена.
Комплекс был, конечно, удивительный. … он умещался в кузове автомобильного трейлера типа "Совавтотранс", в любых железнодорожных вагонах, мог транспортироваться на баржах, да и в самолет входил. Может быть, он и не давал бы явного прироста в эффективности. Но в ответном ударе, конечно, смог бы принять участие, поскольку обнаружить этот комплекс было практически невозможно.
Эскизный проект был закончен в 1984 году.
"Курьер" – первая и единственная в мире малогабаритная твердотопливная ракета мобильного грунтового комплекса на колесном ходу. Стартовая масса этой межконтинентальной ракеты была всего около 15 т – почти в 20 раз меньше , чем у первой отечественной МБР Р-7! Длина "Курьера" составляла всего 11,2 м, а диаметр – 1,36 м. Конструкция ракеты нового поколения базировалась на новейших разработках в области материалов и топлив, а также новой элементной базе в системах управления и наведения и несколько иной концепции конструирования МБР. По предварительным оценкам специалистов, "Курьер" не должен был уступать по своим тактико-техническим характеристикам заокеанскому аналогу.
Для обеспечения межконтинентальной дальности стрельбы для малогабаритной ракеты в ее конструкции были реализованы наиболее совершенные технические решения, существовавшие в мировом ракетостроении к началу 80-х годов. В частности в маршевых ДУ было применено высокоплотное твердое топливо повышенной энергетики. В цельномотанных корпусах типа "кокон" и сопловых аппаратах двигателей использовались высокопрочные и высокомодульные композиционные материалы. Для сопловых аппаратов верхних ступеней впервые были установлены тонкостенные углерод-углеродные насадки. Управление по каналам тангажа и курса при работе маршевых двигателей осуществлялось отклонением частично утопленных в камеру поворотных сопл повышенного разряжения. На верхних ступенях для управления ракетой по крену были применены газодинамические органы, а на первой ступени – раскрываемые при старте решетчатые аэродинамические рули. Последние обеспечивали управление по всем каналам на баллистической "паузе" между участками работы двигателей первой и второй ступеней. Боевая ступень "Курьера" оснащалась ДУ с высоким уровнем массового совершенства. Специально для ракеты "Курьер" коллективом НПО АП была создана высокоточная бортовая аппаратура системы управления с массой , в несколько раз меньшей, чем у ранее разработанных аналогичных систем. С учетом малой нагрузки на мидель, характерной для малогабаритной ракеты, было особо важно обеспечить минимальное аэродинамическое сопротивление, что обусловило хорошо обтекаемые внешние обводы ракеты. При этом боевое оснащение располагалось под сбрасываемым в конце работы второй ступени обтекателем, а ДУ третьей ступени – внутри удлиненного конического соединительного отсека второй ступени.
Постановлением СМ СССР от 22 июля 1985 г. № 696-213 Московский институт теплотехники определялся головным по проведению опытно-конструкторских работ по комплексу "Курьер". В процессе работы практически в полном объеме была выполнена наземная отработка основных узлов, систем и агрегатов ракеты, включая ДУ и аппаратуру СУ.
Много времени и усилий было направлено на создание пусковой установки. Начали с трехосного шасси, потом оно стало четырехосным, а в конечном итоге осей стало пять. Были изготовлены в металле эти пусковые установки. С них на полигоне Капустин Яр были осуществлены испытания с реальным пуском ракеты и отработкой основных пиротехнических систем по упрощенной нештатной циклограмме при полете первой ступени с уменьшенным зарядом твердого топлива.
К 1991 г. в ЦКБ "Титан" была завершена разработка, а в ПО "Баррикады" началось изготовление опытных ПУ для комплекса "Курьер". Летные испытания натурного образца должны были начаться летом 1992 г., однако они не состоялись в силу причин политического характера, хотя основные узлы и компоненты были успешно испытаны.
В соответствии с договоренностями между политическими лидерами СССР и США 6 октября 1991 г. дальнейшие разработки малогабаритной советской МБР и ее заокеанского аналога – МБР "Миджетмен" – были прекращены.
При работе над комплексом "Курьер" коллективом института были сделаны огромные технологические и конструкторские прорывы. Эти "курьерские" достижения в дальнейшем легли в основу комплексов "Тополь-М" и "Булава", не говоря о том, что космическая ракета-носитель "Старт-1" летает сегодня с использованием систем управления "Курьера"

материалы по шасси:
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=185.0
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=193.0

Одной из причин, не позволивших разместить РК "Курьер" в фургонах "Совтрансавто" - так и не смогли в те годы создать надежную и малогабаритную систему связи, которая бы позволила осуществлять надежное боевое управление комплексом на маршрутах боевого патрулирования. То же самое было и с БЖРК, но там хоть габариты позволяли разместить аппаратуру связи, позволявшую (правда с большим напрягом) держать связь с ВЗУ.
 

экс майор

Активный участник
Сообщения
6.346
polkovnik написал(а):
… была поставлена задача разработать ракету для шахтных пусковых установок, а также для мобильных комплексов, оснащенную моноблочной ядерной головной частью, обладающую дальностью полета свыше 10000 км. При этом новая МБР должна была иметь стартовую массу не более 15-17 тонн.

polkovnik написал(а):
Курьер" – первая и единственная в мире малогабаритная твердотопливная ракета мобильного грунтового комплекса на колесном ходу. Стартовая масса этой межконтинентальной ракеты была всего около 15 т – почти в 20 раз меньше , чем у первой отечественной МБР Р-7! Длина "Курьера" составляла всего 11,2 м, а диаметр – 1,36 м. Конструкция ракеты нового поколения базировалась на новейших разработках в области материалов и топлив, а также новой элементной базе в системах управления и наведения и несколько иной концепции конструирования МБР. По предварительным оценкам специалистов, "Курьер" не должен был уступать по своим тактико-техническим характеристикам заокеанскому аналогу.
что то не понятно, почему же у Тополя и габариты и вес больше. Из статьи я понял, что ракету создали (только не испытали). У Курьера дальность меньше получилась чем у Тополя, или что? Ведь если бы тополь был размером со Скад, красота бы была. Че то я не допонял видимо. Может поясните? Если тема еще жива.. :Shok:
 

polkovnik

Модератор
Сообщения
3.467
Адрес
Пермь
Сказать что-то конкретное кроме имеющейся уже информации скорее всего будет просто невозможно.
Как видно из имеющейся информации, ракета прошла испытания частично, опытные образцы агрегатов комплекса были выполнены в металле и даже участвовали в опытном пуске, но дальше ... дальше вмешалась большая политика...
Ну а где сейчас эти разработки...кто ж его знает...
 

экс майор

Активный участник
Сообщения
6.346
Просто помню, когда нам объявили, что будем перевооружаться с Пионеров, я все мечтал, чтоб на Курьер (в варианте СОВТРАНСАВТО) или БЖРК. До такой степени задрала маскировка и ОиО. Да и из болотины натягались агрегатов. Вот думал где лафа.... А тут паравоз в 106 тонн. 547 стал жигулями казаться.. :-D
 

polkovnik

Модератор
Сообщения
3.467
Адрес
Пермь
Да уж...было такое...
Я когда после 543 и 7917 сел на Волгу...так неделю привыкал...
Теперь свою рабочую лошадку (МБУ) вспоминаю с благодарностью...большие машины приучили быстро переходить с одного типа на другой...(водителей не было, так за рулем МАЗов и АПУ ездили сами).
 

Dancomm_

Участник
Сообщения
18
Адрес
Москва
Эти шасси к Курьеру отношения не имеют.

P.S. В заголовке темы Курьер назван комплексом средней дальности. На самом деле, это, естественно, РК межконтинентальной дальности.
 

экс майор

Активный участник
Сообщения
6.346
polkovnik написал(а):
Я когда после 543 и 7917 сел на Волгу...так неделю привыкал...
Dancomm_ написал(а):
Эти шасси к Курьеру отношения не имеют.
А этого никто не утверждал.... :-read:

экс майор написал(а):
А тут паравоз в 106 тонн. 547 стал жигулями казаться..
Это про Тополь и Пионер.. :-D
 

Dancomm_

Участник
Сообщения
18
Адрес
Москва
экс майор написал(а):
Dancomm_ написал(а):
Эти шасси к Курьеру отношения не имеют.
А этого никто не утверждал.... :-read:

Как это не утверждал, когда polkovnik русским языком в первом сообщении пишет:
polkovnik написал(а):

Вот эти шасси (7909 и 7929) отношения к Курьеру не имеют.

P.S. Уж не думаете ли вы, что я 7917 и 543 к Курьеру отнёс? :-D
 

polkovnik

Модератор
Сообщения
3.467
Адрес
Пермь
Dancomm_ написал(а):
Как это не утверждал, когда polkovnik русским языком в первом сообщении пишет:

polkovnik писал(а):

материалы по шасси:

http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=185.0

http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=193.0





Вот эти шасси (7909 и 7929) отношения к Курьеру не имеют.
Извините уважаемый, если вы внимательно читали сообщения ветки, там дальше есть еще одно пояснение, данное мной же....вот это
polkovnik написал(а):
Сказать что-то конкретное кроме имеющейся уже информации скорее всего будет просто невозможно.

Как видно из имеющейся информации, ракета прошла испытания частично, опытные образцы агрегатов комплекса были выполнены в металле и даже участвовали в опытном пуске, но дальше ... дальше вмешалась большая политика...
Так что тему это я создавал как раз для обсуждения и сбора имеющейся информации, так сказать по крупицам...
То, что мне удалось найти я и выложил...если у Вас есть что-то то добавьте и дайте ссылки, а просто так что-то заявлять...многие что-то пытались сказать по Курьеру, но так и не смогли пока привести ни одной ссылки и факта...Так что уж постарайтесь дать нам что-то, кроме выше приведенных Ваших заявлений...

РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Шасси МАЗ-7909 было разработано в СКБ-1 МАЗ-а в 1987 году для самоходной пусковой установки ракетного комплекса "Курьер".


ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
- СПУ РК "Курьер" - самоходная пусковая установка ракетного комплекса "Курьер"

Это из моих предыдущих ссылок, подпись к первой ссылке и фотографии по ней...
РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Шасси МАЗ-7929 было разработано в СКБ-1 МАЗ-а в 1988 (1989 ?) году для самоходной пусковой установки ракетного комплекса "Курьер".


ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
- СПУ РК "Курьер" - самоходная пусковая установка ракетного комплекса "Курьер"

А это ко второй ссылке и второй фотографии
Если у Вас есть информация это опровергающая, то пожалуйте факты и ссылки...
Люди, которые дали мне предыдущую информацию служили как раз там, где Курьер испытывали, а фото были сделаны непосредственно на заводе...
так что еще раз оговорюсь - есть чем доказать, что это не для Курьера, прошу ссылки

Да...и еще...читайте внимательно...там везде сказано ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Так что это могло быть и не для Курьера....а может и для какого-то из опытныз вариантов Курьера....В живую никто Курьер не видел...по крайней мере на сайте, который дан в сылках. эти люди не проявились...
Если Вы знаете что-то большее по Курьеру - добро пожаловать (если есть реальная информация)...ну а если нет - то нет...

Добавлено спустя 2 минуты 58 секунд:

Ошибку в названии темы я уже исправил...
 

Dancomm_

Участник
Сообщения
18
Адрес
Москва
polkovnik
Так вам ссылки нужны, а не крупицы информации. Тогда вопрос закрыт. Открытых ссылок нет. Я информацию беру из документации на этот РК. А с неё только в прошлом месяце спецдоступ снят, сейчас она просто СС. Поэтому требование ссылок м-м-м… бессмысленно.

P.S. Эти машины в принципе не могли быть использованы для РК Курьер. Но пусть это останется моим «голословным» утверждением. Подтверждать его «ссылками» я не буду.

P.P.S. Вам фамилия Иванихин говорит что-нибудь? :-D
 

polkovnik

Модератор
Сообщения
3.467
Адрес
Пермь
Мне нужна информация...я собираю ее не только по этому комплексу (да и не только я, нас таких бывших и не бывших много), но и по другим...тем на которых служил, на которые учился, о которых слышал....и много еще чего....
Вот я и говорю, что в том документе, который мне попался (он приведен в начале ветки, это книга) о комплексе сказано мало...очень мало....сам я про него слышал в году 85-86, перед окончанием ВУЗа, нам показывали красочные картинки (не чертежи и схемы, а именно картинки) и говорили о перспективной разработке....позже я уже слышал о нем от своих друзей, попавших служить в Мирный и Капяр...однако в открытой информации по шасси мне не удалось найти ничего, кроме того, что приведено выше...
Если у вас что-то есть, то дайте...хотя бы "голословно" (но опираясь на что-то)...
Ведь не сходится и не срастается то, что сказано с тем, что демонстрировали на заводе (это я по шасси)...ведь если планировался комплекс в фургонах типа "Совтрансавто", то шассси никак не могло быть МАЗовским...ведь в качестве тягачей в "Совтрансавто" были тогда совсем другие модели...
если же разработка велась под новое шасси, тогда кто-то врал про внешний вид комплекса (фургон Совтрансавто)...
Так что помогайте...лично у меня по этому комплексу очень мало инфы
 

КС

Модератор
Команда форума
Сообщения
18.076
Адрес
г. Коломна МО
polkovnik написал(а):
ведь если планировался комплекс в фургонах типа "Совтрансавто", то шассси никак не могло быть МАЗовским...ведь в качестве тягачей в "Совтрансавто" были тогда совсем другие модели.
Насколько я помню, как раз Супер МАЗы и были в качестве седельных тягачей.
Поговорил с тестем, он немного видел ракету, тихо "сполз", на самом деле, всё похерено давно, к чему такая секретность?
 

Dancomm_

Участник
Сообщения
18
Адрес
Москва
По Курьеру большего сказать не могу. Информация до сих пор под грифом. Комплекс этот чрезвычайно революционный и в корне отличается от всех остальных ПГРК. И малогабаритность ракеты – далеко не самое главное его новшество.
По Совтрансавто вас не обманывали.
В качестве компенсации могу дать интересную открытую фотографию из книги Ю. Соломонова «Ядерная вертикаль». Сама фотография агрегата известная, а вот подпись... не думаю, что кто-то такую видел. Подпись Генерального конструктора МИТ, разработчика комплекса.
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
polkovnik написал(а):
Ведь не сходится и не срастается то, что сказано с тем, что демонстрировали на заводе (это я по шасси)...ведь если планировался комплекс в фургонах типа "Совтрансавто", то шассси никак не могло быть МАЗовским...ведь в качестве тягачей в "Совтрансавто" были тогда совсем другие модели...
То, что изначально комплекс проектировался под фургоны "совтрансавто" не вызывает сомнения. Этому есть подтврерждение и в книге, посвященной 60-летию МИТа, и в книгах Ряжского.
Вопрос в том. что трудности. возникшие при проектировании комплекса, точнее невозможности создания устойчиво работающей системы связи к чему привели? То, что изначальна комплекс проектироваля под трехоску - есть тому подтверждение в воспоминанях Ряжского. Причем параллельно с МИТом этой работой занималось и КБЮ, но только с жидкостной ракетой.

Что произошло дальше - вот на это действительно пока нет ответа. Был запланирован переход на 4-5 осное шасси или нет-неизвестно. Даже в описаниях у Ряжского показа "курьера" на полигоне в Плесецке нет никаких деталей. Только фразы типа:"Сработал ПАД и ракета встала в вертикальное положение.
Ну а то, что на дорогах нашей необъятной Родины были случае, когда заслуживающий доверия товарищ встречал нечто, напоминающее комплекс "Курьер" (контейнер на тягаче в сопровождении машин охраны) - это событие имело место быть.
Что ж, поживем-увидим

Dancomm_ написал(а):
Сама фотография агрегата известная, а вот подпись... не думаю, что кто-то такую видел. Подпись Генерального конструктора МИТ, разработчика комплекса.
Фотография действительно известная. прада я что-то на ней не нашел подписи Генерального :-D
 

Wann

Модератор
Команда форума
Сообщения
7.110
Адрес
Волгоград
vlad2654 написал(а):
Фотография действительно известная. прада я что-то на ней не нашел подписи Генерального
Может имелась ввиду не подпись, а надпись? :???: Пусковая установка ПГРК "Скороход".
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Wann
О этой книге Соломонова уже ходят легенды. Это что-то вроде художесмтвенно-документального повествования. Правда многие реальные фамилии заменены на выдуманные, хотя люди и узнаваемы. Так адмирал Куроедов стал Куропатовым. Ну и т.д. Думаю поэтому и "Скорость" стала "Скороходом". Не удивлюсь, что и "Булава" может оказаться или "Шестопером" или что-то в этом роде
 

Dancomm_

Участник
Сообщения
18
Адрес
Москва
vlad2654
Вы сначала книгу прочитайте. Все события в ней реальны. Из художественного - только фамилии изменены. Все фотографии реальны. Тополь-М - это Тополь-М, Булава-30 - это Булава-30, а Скороход - это Скороход.
 

экс майор

Активный участник
Сообщения
6.346
Dancomm_ написал(а):
а Скороход - это Скороход.
Первый раз слышу.
А где еще кроме указанной книги есть об этом информация.
skor.jpg


http://www.kapyar.ru/index.php?pg=410


P.S.
Сравните..
http://www.rusarmy.com/forum/topic5848.html

Добавлено спустя 7 минут 41 секунду:

Dancomm_ написал(а):
Информация до сих пор под грифом. Комплекс этот чрезвычайно революционный и в корне отличается от всех остальных ПГРК. И малогабаритность ракеты – далеко не самое главное его новшество.
Будем считать, что перспектива его реинкорнации не похоронена.. :think:
 

polkovnik

Модератор
Сообщения
3.467
Адрес
Пермь
прошу прощения...порылся на сайтах различных организаций (в том числе и МИТа)...Скорость, Темп, Темп-2 С, Пионер, Тополь, Тополь -М, РС-24 (ЯРЦ)...но Скороход ни разу не упоминается даже как инженерная разработка...
Зато по Скорости и Курьеру, есть упоминания, что воплощены в металле, но похоронены...
Если есть где-то ссылка на Скороход (кроме подписи под данным фото), то дайте пожалуйста для ознакомления...
 
Сверху