-
Antropolog, по существу
#86 хоть три слова ты способен сказать?
Потому, что на самом деле процесс принятия решения по бомбардировкам Югославии произошёл не только с благословения тогдашнего генерального секретаря ООН, но даже по его просьбе, обращённой к ген. секу НАТО. (Сходу пока не могу найти документальных подтверждений).
(машинный перевод):
http://www.nato.int/kosovo/history.htm
Роль НАТО в связи
с конфликтом в Косово
12 июня 1998 года Североатлантический совет, встреча на уровне министра обороны, попросил дать оценку возможных дополнительных мер, которые НАТО может предпринять в отношении развивающегося кризиса в Косово. Это привело к рассмотрению большого числа возможных военных вариантов.
13 октября 1998 года после ухудшения ситуации, Совет НАТО уполномочил активировать предложения по воздушным ударам. Этот шаг был разработан для поддержки дипломатических усилий, чтобы заставить режим Милошевича вывести войска из Косово, сотрудничать в деле прекращения насилия и содействовать возвращению беженцев в свои дома. В последний момент, после дальнейших дипломатических инициатив, включая визиты в Белград генерального секретаря Солана НАТО, США посланников Холбруком и Хилл, председатель Военного комитета НАТО генерала Наумана, и Верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, генерал Кларк, президент Милошевич согласился выполнить требования и воздушные удары были отменены.
Резолюция Совета Безопасности ООН (СБ ООН)
1199 , среди прочего, выразила глубокую обеспокоенность по поводу чрезмерного применения силы со стороны сербских сил безопасности и югославской армии, и призвала к прекращению огня обеими сторонами в конфликте. В духе UNSCR, ограничения были установлены на ряде сербских сил в Косово, а также о масштабах их деятельности, после отдельного соглашения с генералами Науманом и Кларка.
Было решено, кроме того, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) учредит миссию по Косово (КМК) для наблюдения за соблюдением на местах и что НАТО будет установить воздушную миссию наблюдения. Создание двух миссий было одобрено резолюцией Совета Безопасности ООН
1203 .Несколько стран не являющихся членами НАТО , которые участвуют в Партнерства ради мира (ПРМ) согласились внести свой вклад в миссии наблюдения , организованной НАТО.
В поддержку ОБСЕ, Североатлантический союз создал специальную военную целевую группу для оказания помощи в экстренной эвакуации членов КМК, если возобновление конфликта должно поставить их под угрозу. Эта целевая группа была развернута в бывшей югославской Республике Македонии (
1) под общим руководством Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными НАТО силами НАТО в Европе.
Несмотря на эти шаги, ситуация в Косово вновь обострилась в начале 1999 года, после ряда провокационных действий с обеих сторон и применения чрезмерной и непропорциональной силы со стороны сербской армии и специальной полиции. Некоторые из этих инцидентов были обезврежены путем посреднических усилий верификаторами ОБСЕ, но в середине января, ситуация ухудшилась после эскалации сербского наступления против косовских албанцев.
Обновленные международные усилия были предприняты , чтобы придать новый политический импульс поиску мирного урегулирования конфликта. Шести стран контактной группы (
2) , учрежденной Лондонской конференции по бывшей Югославии 1992 года, встретились 29 января. Было решено провести срочные переговоры между сторонами в конфликте, в рамках международного посредничества.
НАТО поддерживает и усиленные действия контактной группы, согласовав 30 января по использованию воздушных ударов в случае необходимости, а также путем выдачи предупреждения обеих сторон в конфликте. Эти согласованные инициативы завершились первоначальными переговорами в Рамбуйе близ Парижа, с 6 по 23 февраля, а затем второй раунд в Париже с 15 по 18 марта. В конце второго раунда переговоров, делегация косовских албанцев подписала предложенное мирное соглашение,
но переговоры были прерваны без подписи от сербской делегации.
Сразу же после этого, сербские военные и полицейские силы усилили интенсивность своих операций против этнических албанцев в Косово, перемещение дополнительных войск и современных танков в регионе, в явное нарушение соответствии с соглашением октября. Десятки тысяч людей начали покидать свои дома в условиях этого систематического наступления.
20 марта, Контрольная миссия ОБСЕ в Косово была выведена из региона, столкнувшись с обструкцией от сербских сил до такой степени, что они больше не могли продолжать выполнять свои задачи. Посол США Холбрук затем вылетел в Белград, в последней попытке убедить президента Милошевича прекратить нападения на косовских албанцев перед лицом неминуемых воздушных ударов НАТО.
Милошевич отказался подчиниться, и 23 марта был отдан приказ начать авиационные удары (
операция Allied Force ).
10 июня 1999 года после воздушной кампании продолжительностью семьдесят семь дней, генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана заявил, что он поручил генералу Уэсли Кларку, верховному главнокомандующему ОВС НАТО в Европе, временно приостановить воздушные операции НАТО против Югославии. Такое решение было принято после консультаций с Североатлантическим советом и подтверждением от генерала Кларка о том, что полный вывод югославских войск из Косово начался.
Вывод был в соответствии с
Военно-техническим соглашением , заключенным между НАТО и Союзной Республики Югославии вечером 9 июня. Соглашение было подписано генерал-лейтенантом сэром Майклом Джексоном, от имени НАТО, и генерал-полковником Светозаром Марьяновичем югославской армии и генерал-лейтенантом Обрад Стеванович Министерства внутренних дел, от имени правительств Союзной Республики Югославии и Республики Сербия. Вывод был также в соответствии с соглашением между Союзной Республики Югославии и Европейским Союзом и российскими специальных посланниками, президентом Ахтисаари Финляндии и г-ном Виктором Черномырдином, бывший премьер-министром России, достигнут 3-го июня.
Генеральный секретарь НАТО объявил, что он написал Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций г-на Кофи Аннану и Председателю Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, информирование их об этих событиях.
Генеральный секретарь НАТО призвал все стороны в конфликте воспользоваться этой возможностью для мира и призвал их соблюдать свои обязательства по соглашениям, которые в настоящее время заключены и в рамках всех соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН.
Отдавая дань генералу Кларку и к силам, которые внесли свой вклад в операции союзныx сил, и к сплоченности и решимости всех союзников, Генеральный секретарь заявил, что НАТО был готов к выполнению своей новой миссии, чтобы привести людей обратно в свои дома и построить прочный и справедливый мир в Косово.
10 июня Совет Безопасности ООН принял резолюцию (резолюции 1244 СБ ООН) приветствуя принятие Союзной Республики Югославии принципов на политическое урегулирование кризиса в Косово, в том числе к немедленному прекращению насилия и быстрого вывода своих военных, полицейских и военизированных сил. Резолюция, принятая голосованием 14 голосами никто не голосовал против, при одном воздержавшемся (Китай), объявил о решении Совета Безопасности о развертывании международных гражданских сил и сил безопасности в Косово под эгидой Организации Объединенных Наций.
Действуя на основании главы VII Устава ООН, Совет Безопасности также постановил , что политическое решение кризиса будет основываться на
общих принципах , принятых 6 мая министрами иностранных дел Группы семи промышленно развитых стран и Российской Федерации - Группа 8 - и принципов , содержащихся в
документе , представленном в Белграде президентом Финляндии и специальным представителем Российской Федерации , который был принят правительством Союзной Республики 3 июня. Оба документа были включены вкачестве приложения к резолюции.
Эти принципы включают, помимо прочего, немедленное и поддающееся контролю прекращение насилия и репрессий в Косово; вывод военных, полицейских и военизированных сил Союзной Республики; развертывание эффективных международных сил и сил безопасности, при существенном участии НАТО в присутствии безопасности и единого командования и контроля;создание временной администрации; безопасное и свободное возвращение всех беженцев; политический процесс, предусматривающий значительную степень самоуправления, а также демилитаризацию Освободительной армии Косово (ОАК); и комплексный подход к экономическому развитию кризисного региона.
Совет Безопасности уполномочил государства-члены и соответствующие международные организации учредить международное присутствие по безопасности, и решил, что его обязанности будут включать в себя сдерживании возобновления боевых действий, демилитаризация АОК и создание безопасных условий для возвращения беженцев и в которых международное гражданское присутствие может работать , Совет Безопасности также уполномочил Генерального секретаря ООН о создании международного гражданского присутствия и просила его назначить специального представителя для контроля за ее осуществлением.
После принятия резолюции 1244 СБ ООН генерал Джексон, действуя по поручению Североатлантического совета, сделал непосредственную подготовку для быстрого развертывания сил безопасности (операция сопопечитель), санкционированной Советом Безопасности Организации Объединенных Наций.
Первые элементы вошли в Косово 12 июня. Как было согласовано в Военно-техническом соглашении, развертывание сил безопасности - СДК - был синхронизирован с уходом сербских сил безопасности из Косово. К 20 июня, сербская вывод был завершен и СДК хорошо зарекомендовали себя в Косово.
В полном составе СДК будет включать в себя около 50 000 сотрудников. Это многонациональные силы под единым командованием и контролем при существенном участии НАТО.Было достигнуто соглашение о механизмах участия Российской Федерации. Более двенадцати других стран не являющихся членами НАТО, также заявили о своем намерении внести вклад в СДК.
Также 20 июня, после подтверждения Верховным ОВС НАТО в Европе (ВГК ОВС НАТО), что сербские силы безопасности освобожденного Косово, генеральный секретарь НАТО объявил, что в соответствии с Военно-технического соглашения, он официально прекратил воздушную кампанию.
Силы НАТО были на переднем крае гуманитарных усилий , чтобы облегчить страдания многих тысяч беженцев , вынужденных бежать из Косово сербской кампании этнической чистки. В бывшей югославской Республике Македонии (
1) Войска НАТО построили лагеря беженцев, центры приема беженцев и аварийно -раздаточные пункты, а также движущиеся многие сотни тонн гуманитарной помощи нуждающимся. В Албании НАТО развернуты значительные силы ,чтобы обеспечить аналогичные формы помощи. НАТО также оказала помощь УВКБ координации полетов по оказанию гуманитарной помощи, а также дополняя эти полеты сиспользованием воздушных судов из стран - членов.Евроатлантический реагирования на стихийные бедствия координационный центр (ЕКЦРСБК) , созданный в НАТО в мае 1998 года также играет важную роль в координации поддержки операций УВКБ по оказанию помощи.
Особую озабоченность стран НАТО и международного сообщества в целом, с самого начала кризиса, было положение косовских албанцев, оставшихся в Косово, участь которых была описана беженцев, покидающих провинцию. Все признаки указывали на погромы с участием массовых казней; эксплуатация в качестве живых щитов; изнасилование; массовые высылки; поджоги и разграбление домов и деревень; уничтожение посевов и скота; подавление идентичности, происхождения и собственности путем изъятия документов; голод, голод и истощение; и многие другие нарушения прав человека и международных норм цивилизованного поведения.
Поддержка соседних стран
Альянс полностью признает огромные гуманитарные, политические и экономические проблемы, с которыми сталкиваются страны региона в результате конфликта в Косово. В частности, усилия Альянса были сосредоточены на оказании срочной практической помощи в борьбе с кризисом беженцев путем переназначения сил НАТО в регионе гуманитарных задач.
В начале апреля 1999 года НАТО командующий в бывшей югославской Республике Македонии (
1) была предоставлена полная полномочия по координации помощи НАТО в этой стране и создать передовой штаб - квартире в Албании, в координации с албанскими властями и УВКБ ООН, с целью оценки гуманитарной ситуации и оказать поддержку.Североатлантический совет также поручил военным органам НАТО провести дальнейшее планирование с этой целью. Последующая помощь включала предоставление экстренного размещения и строительство лагерей беженцев и оказание помощи организациям по оказанию гуманитарной помощи путем предоставления транспортных и других форм помощи , включая распределение продовольствия и помощи. Страны НАТО оказывают финансовую и иную поддержку Албании и бывшей югославской Республике Македонии (
1 ) и дали заверения , что они будут реагировать на любые вызовы по Югославии их безопасности, вытекающих из присутствия сил НАТО и их деятельности на их территории.
Лидеры стран, граничащих с Косово встретятся с лидерами союзников на Вашингтонском саммите, 25 апреля 1999 года (слева направо) президент Болгарии Петар Стоянов, министр иностранных дел Боснийский Ядранко Прлич и президент Албании Rexhap Мейдани.
НАТО главы государств и правительств в
Вашингтоне изложили свое видение для достижения прочного мира, стабильности и процветания в будущем, основываясь на более тесной интеграции в европейское русло, работая рука об руку с другими учреждениями поотношению к этим целям. Они создали процесс индивидуальных консультаций и переговоров между девятнадцатью странами НАТО и странами региона на 19 + 1 основе и обязались содействовать развитию регионального сотрудничества врамках Совета Евро-Атлантического партнерства (СЕАП). Они также согласились использовать ресурсы Партнерства ради мира (ПРМ) , чтобы обеспечить более прямой и целенаправленной помощи в решении их проблем в области безопасности. Альянс также приветствует соответствующие меры, принимаемые на других форумах, в том числе предложение Европейского союза о созыве конференции по Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы в конце мая 1999 года, а также о признании роли G7 группы стран и финансовых институтов, таких как Всемирный банк и Международный валютный фонд, в процессе реконструкции , которая должна была бы последовать конец кризиса в Косово.