Высшим рангом является первый, к нему относятся в основном крупные надводные корабли (
авианосцы,
ракетные и
противолодочные крейсера, ранее также
линейные корабли,
лёгкие и
тяжёлые крейсера) и
атомные подводные лодки. Корабли 1 ранга имеют старшинство над кораблями и судами
ВМФ других рангов в вопросах снабжения, комплектования и в церемониальных процедурах
[3]. Как правило, требуют командира в звании
капитан 1-го ранга.
Ко второму рангу кораблей в ВМФ России относят большие и средние дизельные подводные лодки,
большие ракетные и
противолодочные корабли,
эскадренные миноносцы,
сторожевые корабли дальней морской зоны,
большие десантные корабли[3] (но есть отдельные исключения — так,
эскадренные миноносцы проекта 956 относят к 1-му рангу кораблей). Как правило, требуют командира в звании
капитан 2-го ранга.
К третьему рангу кораблей относят
малые ракетные корабли,
малые противолодочные корабли,
сторожевые корабли ближней морской зоны,
средние десантные корабли, морские тральщики
[3]. Как правило, требуют командира в звании
капитан 3-го ранга.
К четвёртому рангу кораблей относят малые десантные корабли и катера,
ракетные,
артиллерийские,
противолодочные и
торпедные катера, рейдовые и базовые
тральщики[3]. Как правило ими командуют командиры в звании от
лейтенанта до
капитан-лейтенанта.
В отличие от кораблей 3-го и 4-го рангов корабли 1-го и 2-го ранга, при стоянке на
якоре, бочке или
швартовах одновременно с
Военно-Морским Флагом России поднимают
гюйс[3].