Партизан, это для тебя. Короткая выдержка из книги.
Несмотря на значительное увеличение броневой защиты БМП-3 по отношению к предыдущим образцам, опыт использования подобных машин в последних вооруженных конфликтах показал явную недостаточность защиты экипажей в первую очередь от кумулятивных средств поражения. Тактика использования БМП рассчитана на общевойсковые виды боя, где дистанции между противоборствующими оборонами достигают 1-1,5 тыс. метров. Однако применение легкобронированной техники (БТР, БМП) в условиях города без должного прикрытия, когда процент поражаемости был очень высок и не только от применения КС, но и крупнокалиберного стрелкового оружия, подтолкнуло наших специалистов вплотную обратить внимание на повышение уровня защищенности легкой боевой техники.
Первым шагом в этом направлении был показ весной 1995 года специалистами НИИ “Стали” варианта применения навесной динамической защиты (НДЗ) на БМП-3. Для этого использовались матерчатые карманы, в которые были вложены взрывчатые элементы. Демонстрация подтвердила почти 100% защиту, в частности от выстрелов гранатометов, по отношению к незащищенному образцу БМП-3. Однако вопрос сохранения соседних элементов НД после взрыва и защита от крупнокалиберного стрелкового оружия остался открытым.
Весной 2000 года прошел испытания образец БМП-3, оснащенный усовершенствованной системой защиты как от кумулятивных средств поражения (КСП), так и от крупнокалиберного стрелкового оружия. Машина имеет комплекс динамической защиты, состоящий из:
- броневых экранов ходовой части и бортов корпуса;
- броневых экранов крыши корпуса;
- броневых экранов башни;
- блоков динамической защиты и решетчатых экранов, установленных на броневые экраны корпуса и башни.
Всего на машине установлено 84 контейнера ИМЖВ.32. Порядок размещения элементов 4С20 в контейнере обеспечивает двухразовую защиту от попадания КСП. Масса БМП-3 с этим комплексом возросла до 22,4 т, однако за счет применения двигателя УТД-32 мощностью 660 л.с. позволило сохранить подвижность на прежнем уровне по отношению к базовому варианту.
Тем не менее машина потеряла плавучесть, несколько "подросла" (7290х4070х2380 мм), на ней исключена возможность изменения клиренса, постановки дымовой завесы и системы 902 В. Увеличение массы БМП вынудило увеличить массу ведущего колеса до 102 кг. Использование броневых экранов, состоящих из семи секций на каждом борту, четырех на верхнем лобовом листе корпуса и двух на башне машины, позволило обеспечить защиту БМП-3 от бронебойных пуль Б-3 калибра 12,7 с дистанции 100 метров. Броневые экраны крыши корпуса, расположенные вокруг башни в районе десантного отделения и крышках люков механика-водителя и стрелкового десанта, позволили обеспечить 100% защиту от крупных осколков снарядов и бронебойных пуль калибра 12,7 мм с дистанции 200 метров.
Одновременно "611" и "612" проходили морские испытания в Севастопольской бухте. Условия были очень тяжелыми, волнение моря доходило до трех баллов. Однако машины показали отменную мореходность и высокую кучность стрельбы на плаву. В частности одним из условий было ведение огня с дистанции 1500 метров на плаву по береговой цели, в роли которой выступал танк Т-55. По заданию танк сняли с хранения и укомплектовали 100% ЗИПом, было решено проверить поражающие возможности новой 30-мм пушки. Как ни упрашивали испытателей танкисты не портить новую машину, эффект от увиденного поразил даже хозяев. На машине было сметено все, что крепилось снаружи, о целостности приборов наблюдения и прицела танка даже не велся разговор, 100-мм пушка была пробита в четырех местах, а на верхней лобовой детали танка появились изломы с трещинами.