Для интересующихся предысторией нынешней движухи в Мали: http://www.odnako.org/blogs/show_23156/
Уже в апреле прошлого года туареги заняли почти весь север Мали, провозгласили создание своего государства Азавад и обратились к мировому сообществу с просьбой признать его. Наивные. Что позволено косовским албанцам — не позволено малийским туарегам — приверженностью «общечеловеческим ценностям» не вышли. И мировое сообщество стало действовать.
Для начала «на помощь» туарегам в Мали стали стягиваться международные радикальные группировки, хотя никакой помощи уже не требовалось. Это облегчалось тем обстоятельством, что сначала местные арабские группы выступали на стороне туарегов. Но летом прибывающие в Мали боевики из группировок «Ансар-ад-Дин» и «Аль-Каида в странах исламского Магриба» уже вовсю воевали с туарегами, хотя сначала были их союзниками. Они отбили у туарегов города Гао и Тимбукту, где занялись странным для исламистов делом — разрушением древних мавзолеев и мечетей.
Странно это только на первый взгляд. Дело в том, что для «мировой общественности» очень важно показать «звериное лицо врагов демократии». Но как это сделать? Ведь «народное недовольство», которое привычно используется для этой цели, в Мали направлено совсем не против восставших туарегов, а как раз против временного режима, считающегося законным и демократическим (смотри эпизод с захватом президентского дворца). И поэтому пришлось организовать другое информационное обеспечение. Разрушение памятников культуры показалось, на чей то взгляд, подходящим. Три мечети и 16 мавзолеев с мощами суфийских праведников в Тимбукту, а также усыпальница императора Аксии Мохаммеда Первого в Гао были экстренно (28 июня) внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО — и тут же разрушены.
Вуаля! «Нечеловеческая» сущность восставших доказана! Мировые СМИ захлебнулись негодованием и озабоченностью судьбой региона, если «варвары» продолжат свое наступление. При этом большой разницы между туарегским НДОА и другими движениями в Азаваде не делалось — кто их разберёт, этих восставших. А между тем, столкновения туарегов с радикальными группировками начались после отказа кочевников принять нормы шариата. Да и то обстоятельство, что НДОА борется исключительно за отделение Азавада, а движение «Ансар-ад-Дин», напротив, стремится к захвату всего Мали — не стало большим противоречием в умах обывателей, ведь и те и другие — противники «законного» режима.
Тем врменем туареги, получившие свое государство де-факто и являющиеся основной военной силой на севере Мали, никаких активных действий не предпринимали.
Ситуация начала успокаиваться. Но обострилась она в конце прошлого года, когда радикальные группировки начали наступление на юг. Да и куда им было деваться? Они контролировали только небольшой участок территории между правительственными силами и туарегской вольницей. Пытаться взять под контроль территорию кочевников — себе дороже, уж лучше побороться за юг Мали. Тем более, что его население в большинстве своём — тоже сунниты, и они далеко не так поддерживает временный режим, как об этом говорит «Евроньюс», берущий интервью у англоязычных жителей столицы.