Дела былые...

devi7

Активный участник
Сообщения
252
КАК ИЗРАИЛЬТЯНЕ У ЕГИПТЯН РАДАР УКРАЛИ
НЕВЫДУМАННАЯ ИСТОРИЯ
Из воспоминаний военного переводчика
Игорь Куликов
журнал «Солдат удачи» № 1 / 2000 г.


Это невероятное событие произошло в конце 1969 года в Египте, в разгар так называемой «войны на истощение». В ночь с 26 на 27 декабря на побережье Красного моря группа израильских коммандос сумела захватить египетскую радиолокационную станцию советского производства и при помощи вертолетов переправить ее на Синайский полуостров. Тридцать лет спустя редакции удалось найти одного из непосредственных свидетелей этого чрезвычайного происшествия...

На фронт

Для меня, слушателя Военного института иностранных языков, командированного в Египет в качестве военного переводчика, эта арабо-израильская война началась 30 ноября 1969 года. В тот день ранним утром вместе с майором Тарасом Панченко, советником из 3-й механизированной дивизии, мы выехали из Каира на фронт. Путь наш лежал в далекий, как казалось, романтичный Красноморский военный округ* [* – в ВС Египта территория также делилась по округам]. Как и Суэцкий канал, он также считался зоной боевых действий, хотя и менее активных.
К вечеру, преодолев почти 300 км, мы благополучно добрались до расположения 19-й отдельной пехотной бригады, дислоцированной на побережье Суэцкого залива. Своими оборонительными позициями она перекрывала широкую Заафаранскую долину, протянувшуюся в глубь Аравийской пустыни почти до самого Нила.
В сентябре – начале октября бригаду жестоко бомбили. Во время одного из налетов погиб наш советник. Сейчас же здесь было относительно спокойно. О трагических событиях тех дней напоминали лишь остовы сгоревшей техники да огромные воронки от тысячефунтовых израильских бомб. Этот отдаленный район, как и все побережье Красного моря, не прикрывался египетскими ПВО, и израильские летчики чувствовали себя здесь очень уверенно, как на полигоне.
Рассматривая полуметровой длины и в палец толщиной саблевидные осколки от бомб, я понял, что купаться, загорать и ломать кораллы на сувениры, видимо, не придется. Спокойная каирская жизнь со всей экзотикой большого восточного города как-то сразу осталась в прошлом, а ближайшие перспективы нашей новой жизни уже не представлялись столь радужными.

504-й батальон

В штабе бригады выяснилось, что 504-й пехотный батальон, где нам предстояло работать, переброшен на 145 км южнее, в район Рас-Гариба – небольшого поселка египетских нефтяников.
Прибыв на место и выслушав энергичный инструктаж старшего советника бригады, мы остановились на ночевку в «хабирской» землянке* [* – хабирами египтяне называли всех советских советников и специалистов]. С утра стали готовиться к отъезду.
Для работы нам выделили видавший виды грузовик ГАЗ-63. В его крытый кузов, весь посеченный осколками, поставили две простые солдатские кровати с матрасами, полными клопов. Таким образом на первое время у нас имелись и транспортное средство, и даже крыша над головой. Отведав на дорожку кваса, изготовленного из сухих египетских лепешек, и тепло распрощавшись с бригадными советниками, мы отправились в путь.
Честно говоря, наблюдая в пути дорожные пейзажи совершенно дикой, но по-своему красивой природы красноморского побережья, мрачных предчувствий мы не испытывали. Однако и особой радости от пребывания на этом «курорте», куда ныне завлекают российских туристов, тоже не ощущали. Батальону предстояло действовать в отрыве от главных сил, в случае резкого ухудшения оперативно-тактической обстановки на помощь бригады рассчитывать не приходилось.
Вдоль пути у обочин стояли черно-бурые корпуса сгоревшей техники. Особенно запомнился египетский БТР-152. Он стоял, уткнувшись в придорожную скалу. В заднем борту зияла большая рваная дыра от израильского НУРСа, выпущенного самолетом типа «Скайхок» или «Мираж». Было видно, что «работал» летчик-профессионал. Вспомнилось напутствие одного из наших заафаранских коллег: «В случае чего, бросайте машину и бегите в разные стороны в пустыню. По отдельному человеку они ракеты пускать не будут».
Командир батальона подполковник Мустафа Зибиб и другие египетские офицеры встретили нас радушно. Батальон лишь недавно пришел в Рас-Гариб и теперь занимался инженерным оборудованием позиций. Землянок здесь, как в Заафаранеу. еще не было – ж просто не успели вырыть. Поэтому какое-то время нам предстояло ночевать под тентом, снятым с нашего грузовика. Сверху тент мы прикрыли маскировочной сетью. Сразу же выяснилось, что у нас нет многих вещей, крайне необходимых для жизни в полевых условиях. В этом плане египтяне очень помогли нам на первых порах. Другой Неожиданностью для нас стал начавшийся тогда Рамадан* [* – в дни Рамадана мусульманам запрещено принимать пищу от восхода до захода солнца].
Завтрак привозили лишь поздно вечером. Уже в темноте, сидя на кроватях под своим тентом, мы ели непривычную арабскую пищу, которая к тому же была изрядно сдобрена песком. Что же касается обеда и ужина, то ради сна мы предпочли от них и вовсе отказаться. Так что пришлось нам невольно поститься, как всем правоверным мусульманам.
На второй день начали детально знакомиться с обстановкой, силами и средствами, имевшимися в нашем распоряжении, а также районом, в котором предстояло действовать 504-му батальону.
Батальон отвечал за прикрытие участка побережья – 120 км по фронту и 80 км в глубину, что не укладывалось ни в какие тактические нормативы. Согласно боевой задаче, эта египетская часть предназначалась для предотвращения возможной высадки морского десанта противника на побережье и обеспечения безопасности «важных объектов» в секторе. Особое внимание уделялось обеспечению безопасности радиолокационной станции. На усиление батальона из состава бригады придали дополнительные силы: роту танков Т-34, батарею 120-мм минометов и смешанную противотанковую батарею 57-мм пушек и безоткатных орудий Б-11. Однако для отражения налетов авиации противника имелось всего три пулемета ДШК.
Помимо нашего пехотного батальона, в районе Рас-Гариба стоял батальон «Народной обороны», укомплектованный солдатами предпенсионного возраста. Эта своеобразная «вохра» занималась охраной объектов местной нефтяной компании, и реальной пользы от таких бойцов, честно говоря, было немного.
Нефть и все связанное с ней у нас особого беспокойства не вызывало. По нашей информации, между Египтом и Израилем существовала негласная договоренность – не трогать подобные объекты. Тем более что рядом, в Шукейре, та же египетская компания добывала нефть совместно с американцами.
Настоящей же «головной болью» для нас явилась радиотехническая рота. Точнее, не сама рота, а ее радиолокационная станция, которую арабы называли просто – «радар».
Расположенная на холмах в 8 км от побережья и в 5–6 км от нашего батальона, РЛС вела разведку воздушных целей в центральном секторе Суэцкого залива. Охрана станции – десяток солдат, для которых не было даже отрыто окопов. Сам же командир роты находился на позиции так называемого «ложного радара», ближе к побережью, примерно в 2 км от настоящей станции.
Ложный радар представлял собой насыпной бугор с какой-то воткнутой в него железкой, изображавшей, видимо, радиолокационную антенну. Прикрывали объект ряды колючей проволоки с сигнальными минами и пять батарей спаренных зенитных пулеметных установок советского и американского производства.
На этой позиции размещалось более 400 человек личного состава. Считалось, что подобным образом противник будет введен в заблуждение относительно истинного расположения РЛС.
Столь «мудрый» замысел командира роты был соответствующим образом оформлен на большом листе ватмана и утвержден витиеватой росписью командующего египетскими радиотехническими войсками. Естественно, что мы сразу же сообщили о своем категорическом несогласии с этой ситуацией старшему советнику бригады, который обещал разобраться.
К тому времени практически вся территория Красноморского военного округа являлась зоной активных действий не только израильской истребительно-бомбардировочной авиации, но и вертолетов. Именно вертолеты представляли реальную угрозу, так как летали на низкой высоте, вне зоны видимости РЛС.
Надо сказать, что в Заафаране, в районе расположения бригады, находилась вторая подобная радиолокационная станция. Израильтяне бомбили ее неоднократно, но так и не смогли уничтожить – египетская зенитная артиллерия заставляла израильских летчиков подниматься до двух-трех тысяч метров, из-за чего точность бомбардировки резко снижалась. Нас же авиация противника пока не беспокоила. Но с некоторых пор с наступлением темноты и особенно в лунные ночи в нашем секторе начали появляться вертолеты.
Заходя со стороны моря, между Заафараной и Рас-Гарибом, они родили в глубь пустыни и возвращались обратно на Синай только к трем-четырем часам утра. О цели их появления у нас и характере возможных действий можно было только догадываться. Считали вполне вероятной высадку вертолетного десанта противника в районе расположения РЛС с целью ее уничтожения. Чтобы не допустить проведения такой операции, мы предусмотрели возможность выдвижения одной из рот батальона к позиции «радара». Вскоре в присутствии начальника штаба бригады даже провели тренировку с личным составом роты.
С утра и до позднего вечера мы занимались так называемой организацией боя: проводили рекогносцировки, уточняли задачи подразделениям на местности, определяли огневые позиции для орудий и минометов. Ночами же, при очередном появлении вертолетов противника, сидели в землянке комбата и с тревогой ожидали сообщений об их действиях. С рассветом, убедившись, что вертолеты покинули наш район, усталые, шли спать под свой тент.
В течение нескольких недель обстановка в секторе практически не менялась. В ночное время приходилось думать не только о возможном отражении десанта, но и о собственной безопасности. Для нас уже подготовили землянку. Правда, дверь в ней не запиралась, к тому же отсутствовала и охрана. Каждую ночь мне приходилось на всякий случай брать автомат у нашего шофера Сулеймана. Забавно было вспоминать, как еще в Каире перед отъездом на Красное море какой-то важный чин из политработников стращал нас своим напутствием: «Только попробуйте попасть в плен к евреям – партбилеты на стол положите...»
Через некоторое время в небе довольно часто стал появляться самолет-разведчик. Все говорило о том, что израильтяне тщательно изучают район. Однако обстановка на побережье оставалась спокойной.
Вечером 26 декабря, после ужина, как всегда пришли в землянку комбата. Предстояло обсудить план работы на следующий день. Около двадцати двух часов поступила телефонограмма о том, что в 50 км севернее расположения батальона в глубь нашей территории проникли два вертолета противника. Подобное бывало и раньше, так что особого значения этому сообщению мы, к сожалению, не придали. В ходе разговора о текущих делах майор Панченко неожиданно предложил комбату поднять первую роту по тревоге и провести ночную тренировку по выдвижению к предполагаемому месту высадки условного десанта противника.
Честно говоря, даже сегодня, тридцать лет спустя, мне трудно с полной уверенностью сказать, что тогда было лучшим для нас: проводить или не проводить эту тренировку. Если бы такое учение действительно состоялось, мы, вероятно, сорвали бы операцию противнику. Другой вопрос: «Какие последствия ожидали бы нас?» Наверняка на следующий день израильтяне ударами своей авиации смешали бы батальон с песком.
В таком предположении нет преувеличения. Знакомый батальонный советник, участник Великой Отечественной войны, реально познавший на практике всю мощь
израильских бомбардировок на Суэцком канале, как-то сравнил обмен ударами египетских и израильских войск: «Если араб из рогатки выбивает еврею стекло в окне, то еврей берет дубину и вышибает в доме араба оконную раму».
Позже я убедился, что ответ израильтян действительно всегда был мощнее и масштабнее по своим последствиям. Мы, конечно, были готовы выполнить свой воинский долг и решить задачи, поставленные командованием, но и умирать в этих диких красноморских песках никому не хотелось.
Так или иначе, но судьба распорядилась по-своему. Подполковник Зибиб, узнав о наших намерениях провести тренировку, высказал свое недовольство.
Думаю, комбату просто не хотелось заниматься этим: тренировка закончилась бы лишь к утру.
Дискуссия завершилась тем, что нам показали официальную инструкцию, запрещавшую проведение каких-либо занятий в случае объявления той или иной степени боевой готовности. Батальон же тогда действительно находился во второй степени такой готовности. Новых сообщений о появлении вертолетов противника больше не поступало, и все успокоились.

Налет

Еще до полуночи комбат предложил всем идти спать, что мы и сделали. Сам же Зибиб с начальником штаба остался дежурить в землянке.
Устав за день, я сразу заснул. Тарас же, как выяснилось, не спал. Позже он рассказал, что тогда у него появилось какое-то нехорошее предчувствие. Среди ночи он неожиданно разбудил меня: «Игорь! Слышишь? Гул самолета. Выйди наружу. Посмотри, что там?»
Полусонный, я нехотя поднялся с кровати, сунул нога в ботинки и в одних трусах и майке вышел из землянки. Было зябко. С моря дул холодный ветер. Ярко светила полная луна. Вдалеке действительно послышался необычно сильный гул реактивных двигателей нескольких самолетов.
– Это, наверное, разведчик! – прокричал я, даже не подумав: «Какая такая воздушная разведка может быть ночью?».
Гул становился все сильнее. Один из самолетов находился где-то совсем близко, хотя его и не было видно. Когда я уже собирался спускаться по ступенькам вниз, в двухстах метрах от меня раздался сильный взрыв, а через секунду – второй. Яркие вспышки обозначили места разрывов.
Начался воздушный налет. Часы показывали двадцать пять минут первого.
– Тревога, бомбят, – заорал я и кубарем скатился вниз в землянку.
Быстро одевшись и выскочив наружу, побежали в сторону землянки комбата, до которой было метров триста. Рев реактивных двигателей терзал воздух. Справа и слева рвались авиабомбы и выпущенные с самолета ракеты.
В землянке, где, кроме комбата, находились начальник штаба, офицер разведки и офицер связи, мы первым делом попросили сообщить об обстановке.
– Какая может быть обстановка, – нервно ответил подполковник Зибиб. – Вы разве не видите, что нас бомбят?
– Что сообщают с «радара»? – спросил Тарас.
– Их тоже бомбят.
О том, что радиотехническую роту бомбят, мы знали и сами, поскольку видели красные нитки трассеров зенитных снарядов – батареи ложного радара вели огонь. Наш же пулеметный взвод молчал. Комбат объяснил это тем, что самолетов в темноте все равно не видно и вести огонь нецелесообразно.
– Если же откроем огонь, то противник будет бомбить еще сильней, – заметил Зибиб.
Арабы, опасаясь, что свет в землянке могут заметить с воздуха, погасили лампы. По телефону связались с ротами и командиром радиотехнической роты. По радио попытались установить связь и с нашим «засадным» взводом, который еще до налета, в двадцать два часа, должен был занять назначенную ему позицию вблизи РЛС.
Выяснилось, что все это время взвод в нарушение приказа находился не в засаде, а на позиции ложного радара. Командир взвода, как мы узнали позже, распивал чай с командиром роты. К настоящей же РЛС взвод начал выдвигаться лишь с началом воздушного налета. Последнее сообщение командира взвода: «Дальше двигаться не могу. Меня бомбят». В дальнейшем на наши вызовы старший лейтенант не отвечал.
Через пару дней во время тщательного обследования района на маршруте выдвижения взвода мы не обнаружили ни одной воронки.
Интенсивность авианалета нарастала. В какие-то моменты казалось, что до утра мы просто не дотянем. Одна из бомб разорвалась между землянкой комбата и пунктом связи батальона. Где-то в половине второго ночи на связь с нами вышел командир радиотехнической роты. Он сообщил, что видит пожар на позиции РЛС. По его словам, «сама станция, видимо, уничтожена попаданием бомбы, так как с ней нет связи». После этого связь прервалась. Вскоре прекратилась проводная связь и со всеми остальными ротами. Послать связистов комбат отказался: «Солдаты могут погибнуть».
В половине пятого утра один из рядовых, выставленный комбатом для наблюдения, сообщил о странном звуке. Выбежав наверх, мы услышали очень мощный и характерный рокот работы двигателей вертолетов. Первое предположение: «Противник под прикрытием авиации намеревается высадить десант!» Бегом поднялись на вершину ближайшего холма, откуда на какие-то секунды заметили темные силуэты, удалявшиеся в сторону пустыни. Тогда мы так и не узнали, почему же рота не открыла огонь по этим вертолетам...
Вскоре наступила тишина. Слышен только одиночный гул приближающегося самолета. Стоя на вершине холма, мы даже не успели обсудить увиденное. Все произошло неожиданно. С каким-то шипением и свистом выпущенные с самолета ракеты пролетели над нами, когда мы сломя голову уже неслись прочь.
Выпустив боезапас и включив форсаж, самолет ушел в сторону Синайского полуострова. Вновь наступила тишина.
С трудом передвигая ноги от усталости, мы поплелись в свою землянку. Там сидел наш водитель.
– Ну как, Сулейман, страшно было? – как можно веселее спросил я. В ответ солдат лишь как-то криво улыбнулся:
– Страшно.
Не раздеваясь прилег на кровати. Минут через тридцать – сорок раздался телефонный звонок.
– Мистер Игорь, – обратился ко мне комбат. – Евреи украли радар.
От неожиданности я даже не сразу понял.
– Как украли? Что конкретно украли? Ответ был невразумительным: украли то ли какую-то важную часть, то ли блок РЛС, то ли еще что-то...
Через несколько минут мы вновь были в землянке подполковника Зибиба. Дела обстояли очень скверно. Это мы поняли сразу, едва увидели расстроенное лицо комбата. Из сбивчивых объяснений Зибиба следовало, что «на позиции радиолокационной станции больше нет». Она просто исчезла! Об этом сообщил по радио командир взвода, который лишь теперь наконец добрался до места своей «засады».
Решили, что с рассветом съездим на радар и посмотрим сами. Узнали, что в результате налета в батальоне погибли два солдата, более десятка получили ранения.
Договорившись, что комбат сообщит нам о времени отъезда, мы вернулись к себе в землянку. Немного вздремнули. Однако часов в девять утра нас разбудил майор, прибывший из штаба бригады на разбор происшествия.
Расследованием произошедшего занимались до нового года. Абсолютно точной картины проведенной израильтянами операции мы так и не получили, но выяснились некоторые подробности.
Вспомнили частые появления израильских вертолетов и самолетов-разведчиков – противник тщательно готовился к операции. Интересно, что дней за десять до случившегося в батальон по каналам военной разведки пришло шифрованное сообщение о тренировках израильских десантников на Синае – они отрабатывали захват какого-то объекта. Комбат тогда нам об этой шифротелеграмме ничего не сообщил.
Выяснилось, что перед началом авиаудара, около двадцати трех часов или несколько позже, в район позиции РЛС прилетели два тяжелых вертолета французского производства «Супер Фрелон» (самый грузоподъемный вертолет в израильских ВВС того времени) с группой захвата. Именно об этих вертолетах и сообщил нам пост воздушного наблюдения. Следы колес одного из них мы обнаружили в месте посадки, в глубокой лощине в 300 м от станции. По специфическим следам на песке и был определен тип вертолета.
Радиолокационная станция в тот момент не работала, а сам расчет занимался техническим обслуживанием в аппаратной, так что приближение вертолетов противника осталось незамеченным. Позже от сержанта нашего хозвзвода я случайно узнал, что тот лично видел пролет двух вертолетов еще до начала бомбежки и даже сообщил об этом по телефону комбату. Но тот сказал ему: «Тебе все померещилось. Ты просто трус». До сих пор не знаю, почему Зибиб не рассказал нам тогда о своем разговоре с сержантом.
Так или иначе, но к полуночи позиция РЛС была уже захвачена противником. По следам десантных ботинок израильтян на песке удалось установить маршруты их выдвижения к станции. Неподалеку нашли и позиции пулеметчиков, прикрывавших действия десантников. Два солдата охраны РЛС были убиты, оставшиеся в живых убежали в пустыню.
Основная часть операции проводилась уже под прикрытием ракетно-бомбовых ударов авиации. Противник, видимо, допускал обнаружение высадки десанта и поэтому предпринял авианалет: прижать батальон к земле, не дать ему возможность выдвинуться к радару. На всякий случай израильтяне бомбили даже выход из Заафаранской долины на дорогу в Рас-Гариб. Всего же в эту ночь израильская авиация совершила 36 самолетовылетов.
После захвата позиции РЛС туда прибыли еще три тяжелых вертолета. Их появление также было замечено постами воздушного наблюдения. Разрезав автогеном крепежные скобы, израильтяне очень профессионально демонтировали обе части радиолокационной станции: аппаратную и антенно-мачтовое устройство РЛС – и на внешней подвеске двух «Супер Фрелонов» перебросили их на Синайский полуостров. На позиции сиротливо остались лишь шасси двух автомобилей ЗИЛ-157.
Дизель-генератор, запитывающий РЛС, десантники взорвали. Вот этот горевший дизель-генератор и увидел командир роты с ложного радара.
Вместе со станцией был захвачен в плен и похищен ее расчет. Прежде чем улететь на Синай, израильтяне тщательно заминировали позицию: здесь были и фугасы замедленного действия, и обычные противопехотные мины. В кабинах ЗИЛов саперы обнаружили мины-«сюрпризы».
Вся эта мрачная эпопея с кражей радара наделала много шума. Среди наших советников и специалистов в Каире только и разговоров было о том, «как на Красном море евреи украли радар».
Позже с большим удивлением мы узнавали все новые и новые подробности той израильской операции. Один из таких «знатоков» всех событий поучал нас: «Раз вы знали, что высадился десант противника, то надо было сесть на танк и лично возглавить выдвижение роты к радару. Уничтожив десант, вы могли бы заработать по «Красной звезде»...»
Позже, как бы отвечая на этот монолог, Тарас раздраженно заметил: «Лучше вообще не иметь этих «звезд», нежели получить их на алых подушечках».
Слишком серьезными были последствия произошедшего. Противнику удалось похитить вполне современную радиолокационную станцию П-12ПМ, стоявшую в то время на вооружении не только египетских, но и советских ПВО. Станция работала в метровом диапазоне и имела дальность обнаружения около 200 км. В войсках она использовалась не только для обнаружения воздушных целей и выдачи целеуказаний различным средствам ПВО, но и для сопряжения с комплексами автоматизированного управления ЗРК войск ПВО страны «Воздух».
С захватом станции противник получил возможность детально ознакомиться с нашей системой опознавания государственной принадлежности самолетов «Кремний-1», установленной на РЛС.

КОМУ НУЖНА СТАНЦИЯ?

Проведенную операцию сами израильтяне предпочли не афишировать. Во всяком случае, «Голос Израиля» из Иерусалима на русском языке, любивший комментировать новости об успехах израильской армии, по этому поводу упорно молчал. Лишь спустя пару месяцев радио «Би-би-си» сообщило, что «в Израиле находится группа американских специалистов, которая занимается изучением советской радиолокационной станции, похищенной израильскими десантниками на побережье Красного моря». Таким образом, свое подтверждение получило предположение, которое высказывали наши специалисты из радиотехнических войск: «Станция была нужна не столько израильтянам, сколько американцам».

ЭПИЛОГ

Тем временем над нашими головами продолжали сгущаться тучи. Говорили, что дело якобы находится под контролем самого президента Насера. И выводы действительно вскоре последовали. Все главные участники событий – командир нашего 504-го батальона, командир радиотехнической роты, командир взвода «засады», командующий РТВ, командир радиотехнического батальона, в состав которого входила рота, и восемь солдат-беглецов были отданы под суд. С треском с должности был снят и уволен из армии командующий военным округом.
По личному указанию Насера новым командующим округом был назначен один из лучших египетских генералов того времени – генерал-майор Саад эд-Дин Шазли, участник «шестидневной войны» 1967 года и боевых действий в Йемене. В составе египетского экспедиционного корпуса он командовал специальными войсками и считался большим знатоком тактики действий израильских десантников. Позже, накануне октябрьской войны 1973 года, его назначат начальником Генерального штаба.
Заседание военного трибунала состоялось уже в январе. Оно проходило в одном из помещений штаба «Красноморского военного округа» в Эль-Гардаке. Мы с Тарасом также были там. Комбат взял нас с собой в качестве свидетелей. Однако на суд нас так и не пригласили, лишь на беседу с одним из штабных чинов.
Сначала мы думали, что все обойдется и приговоры не будут слишком суровыми. Однако все оказалось гораздо хуже, прежде всего для Зибиба. До сих пор я помню, как этот уже немолодой подполковник в последнюю встречу с нами, еще до окончания суда и объявления приговора, заплакал навзрыд, повторяя лишь одно слово: «иадам» (смертная казнь). Видимо, он уже знал свою судьбу.
Действительно, на следующий день трибунал приговорил подполковника Зибиба и двух других рас-гарибских офицеров к расстрелу. Командующий радиотехнических войск и командир радиотехнического батальона получили по двадцать пять лет тюрьмы. Столь суровое решение суда вызвало тогда большой резонанс среди египетских офицеров, которые в целом с сочувствием отнеслись к осужденным. В связи со случившимся в Рас-Гарибе военный министр издал специальный приказ, который был доведен до всего офицерского состава египетских вооруженных сил.
Через месяц в Рас-Гариб привезли новую радиолокационную станцию. Теперь ее окружили не только колючей проволокой и зенитными батареями, но и подготовили к взрыву, хотя вторично «красть» такую же станцию, думаю, израильтяне вряд ли собирались.
Спустя два года во время уже второй командировки в Египет я случайно встретил в Каире бывшего командира пулеметной роты из нашего батальона. От него я узнал, что новый египетский президент Анвар Садат помиловал осужденных и подполковник Зибиб находится в добром здравии. К тому времени в Союзе станции этого типа модернизировали, еще с десяток лет простояли они на вооружении внутренних округов ПВО.
 

Kaa

Активный участник
Сообщения
5.545
Да, уж, больших развиздяев, чем арабы найти очень сложно.
Побывав в Египте, могу подтвердить - с охраной и выполнением своих обязанностей у них туго. Ленивые и расслабленные.
 

Kaa

Активный участник
Сообщения
5.545
marinel написал(а):
Kaa написал(а):
Ленивые и расслабленные.
За что постоянно "платят".
У меня есть фото их военной базы - ПВО. Спокойно фотографировал детально, под видом туриста, как из окон отеля, так и в упор. Хотя висят запрещающие таблички.
Хоть бы одна сволочь остановила и спросила, что это я фотографию на военном объекте :grin:
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
- Сирийцы всегда отличались от египтян в лучшую сторону. Там было меньше коррупции и протекционизма, учитывались личные качества кандидатов на самые различные командные должности...
 

Kaa

Активный участник
Сообщения
5.545
Менталитет арабов это не отменяет. У каждой национальности есть свои особенности.
Хотя сирийцы могут действительно отличаться. Там собственно замешаны и тюрки, и ассирийцы и еще куча кровей.
 

Haker

Активный участник
Сообщения
9.958
Адрес
Россия
Kaa написал(а):
Да, уж, больших развиздяев, чем арабы найти очень сложно.
Побывав в Египте, могу подтвердить - с охраной и выполнением своих обязанностей у них туго. Ленивые и расслабленные.
Чёт навеяло былое... :???:
Вспомнил как в Азербайджане Народный фронт угнал нахаляву прям с позиции С125 в Карабах. И даже разок промазал по Як-40 вроде как с миссией ООН. :think:
 

sd

Активный участник
Сообщения
405
Адрес
Украина
Есть описание события и со стороны евреев.Интересно сравнивать...

Операция "Петух-53"

Это была одна из самых смелых и сложных операций АОИ за все время Войны на истощение. Генерал-лейтенант Хаим Бар-Лев, бывший в то время начальником генштаба, сказал о ней, что "всё прошло как в кино". В декабре 1969 г. израильтянам удалось захватить в Египте советский локатор П-12.


С 1955 г. египетская армия стала получать новейшие самолёты, танки, артиллерию и другие системы вооружений производства СССР. Среди прочего с начала 60-х г.г. египетские силы ПВО получили ЗРК С-75 (западное обозначение SA-2 Guideline). Для выдачи целеуказания этим комплексам (как и зенитной артиллерии и истребительной авиации) использовались локаторы дальнего обнаружения П-12 "Енесей" (западное обозначение Spoon Rest; дальность обнаружения целей - до 250 км, высота обнаружения - до 25 км). Эти радары представляли собой мобильные РЛС метрового диапазона, принятые на вооружение в 1956 г.

Батареи ПВО египтян в районе Канала неоднократно подвергались бомбардировкам израильских ВВС. Бывали периоды, когда на Канале не оставалось вообще целых ракетных комплексов ПВО, но это длилось недолго - египтяне быстро восстанавливали разрушенные позиции и ставили на них новые советские ракеты.

В Шестидневную войну АОИ захватил несколько советский локаторов (в т.ч. типа П-10 - западное обозначение Knife Rest B), они были тщательно изучены и с их помощью разработаны средства электронной защиты самолетов. В начальный период Войны на истощение израильская авиация столкнулась с относительно слабыми возможностями ПВО египтян - самолеты без труда уничтожили их батареи, оставшись незамеченными. Но постепенно картина стала меняться. Электронные средства защиты и тактика летчиков становились неэффективными и самолеты "засвечивались" уже на ранних стадиях полета, даже на малых высотах. В штабе ВВС пришли к заключению, что египтяне поменяли радары на более эффективные. Разведка выяснила, что, по всей вероятности, речь идет об одном единственном радаре, тщательно спрятанном где-то к западу от Канала. Египтяне, кстати, даже могли контролировать воздушное пространство западной части Синайского полуострова. Какое-то время израильтянам не удавалось выяснить местонахождение РЛС.

22 декабря самолеты "Вотур" [1] обнаружили подозрительный объект в 10-ти км к западу от Рас-Аарб, на западном берегу Суэцкого залива. На первый взгляд казалось, что на снимке два бедуинских шатра в пустыне, но после дополнительной проверки оказалось, что это искомый локатор.

Установку спрятали очень профессионально: вокруг неё не было никакой наземной или противовоздушной обороны, не было видно никакого движения людей или автотранспорта, дороги к "шатрам" были похожи на козьи тропы. При сильном увеличении обнаружились антенна локатора и генератор. В тот же день сержант Рами Шалев и ст. лейтенант Ехиэль Хальор из отдела расшифровки аэрофотоснимков предложили смелую идею: зачем бомбить локатор, когда можно его вывезти в Израиль и, таким образом, узнать его секреты. Предложение было с энтузиазмом поддержано руководством израильских ВВС.

Кроме двух вагончиков, обнаружены были два генератора, бункер, палатка и бочонки с бензином. На месте находилось предположительно 20 человек - 8 из них обслуживали сам локатор, 12 - подсобные рабочие. Разведка сообщала о возможности нахождения вооруженной охраны в нескольких километрах от цели - египетский пехотный батальон занимал позиции неподалеку (6-7 км) и в его распоряжении были замечены двенадцать 120-мм минометов и множество автотранспорта. Около "ложного" локатора была батарея ПВО - 6 37-мм орудий, 6 23-мм орудий, 25 зенитных пулеметов. И, наконец, разведка сообщила о повышении боеготовности египетских частей в этом районе - после обнаружения ими активности израильской разведывательной авиации.

Предварительный план операции был разработан начальником оперативного отдела штаба ВВС генерал-майором Давидом Иври. Операция получила кодовое название "Тарнеголь-53" ("тарнеголь" - "петух"). Точно неизвестно происхождение этого названия. Существует версия, что оно связано с десантными вертолетами "Ясъур" (CH-53) [3]. К плану летчиков в генштабе отнеслись с осторожностью, - надо было убедиться, что задача технически осуществима. Важные детали, такие, как точный вес вагончиков (предположительно 7 тонн оба) - не были известны до самого начала операции, а для "Тарнеголь-53" успех логистики имел решающее значение. Все зависело от способности вертолетов быстро и безопасно перевезти локатор через Суэцкий залив на Синай.

Локатор увидели еще во время полета. Сразу по приземлении отряд начал движение в его сторону. Ночь стояла ясная, и видимость была идеальной.

В качестве ориентира использовали нефтяную вышку, расположенную к северу от локатора. Отряд шел двумя колоннами, впереди был авангард - "отделение Моти". Через 300 метров достигли вади, пройдя по дну которого достигли точки, где была выставлена прикрывающая группа. От этого места до локатора оставалось 1,300 метров, но антенна была уже видна, и она оказалась точно не муляжом. К востоку от радара были замечены двое охранников. Прикрывающая группа заняла выход из вади - к северу от радара. Остальной отряд продолжил движение. Отличная видимость плюс господствующее положение радара на местности вынудило израильтян немного изменить маршрут - чтобы как можно ближе подойти незамеченными к месту. Еще 4 бойца для прикрытия были оставлены в 250 метрах от радара - под командованием лейтенанта Шауля. В их распоряжении были пулемёт MAG и гранатомет. "Группа Нехемии", которая должна была взять вагончики и генератор, подползла к цели. В это время, группа прикрытия, оставленная у входа в вади, заминировала русло на всем его протяжении. Оставив двух солдат для наблюдения за вади, группа прикрытия вернулась к вертолетам и вылетела на базу.

Вторая группа прикрытия (лейтенанта Шауля) заняла позицию в 50 метрах от бункера и выжидала до момента, пока не началась перестрелка. Услышав выстрелы, группа Шауля увидела 12 египтян, бегущих в поисках убежища. Сразу поступила команда открыть огонь и группа Шауля обстреляла палатку, где и пытались скрыться египтяне. Затем около палатки появились десантники, и прикрытие остановило обстрел.

Как уже было сказано, основной атакующий отряд разделялся на три группы: "группа Моти", "группа Исраэля" и "группа Нехемии". Каждая имела свою конкретную задачу при штурме. "Моти" - бункер, "Исраэль" - палатка, "Нехемия" - генератор и вагончики.

Подавив сопротивление египтян, часть группы Нехемии приступила к отсоединению вагончиков от ЗиЛов. Это заняло больше времени, чем планировалось - основную трудность представляла собой высокая антенна, не разобрав которую невозможно было принять вертолёты.

Демонтаж РЛС по плану должен был закончиться в 01:45, однако закончился он в 02:43 - только тогда вертолётам было послано сообщение о готовности локатора к погрузке. Между тем, отделение Шамира заминировало генератор и успешно его взорвало.

"Группа Моти" в это время захватила упоминавшихся трёх пленных в бункере. Ими оказались - "начальник смены", "дежурный по дисплею" и "охранник". Этот "охранник", после более детального допроса, оказался дежурным техническим специалистом. После настойчивой и аргументированной просьбы, он согласился передать израильтянам всю имевшуюся в его распоряжении техническую документацию.

В 02:55 первый "Ясъур" связался с десантом и приземлился в установленном месте. Вагончик был прикреплен и первый вертолет вылетел на Синай. Выяснилось, что вес вагончика на 400 кг больше, чем предполагалось. Кроме того, из-за технических неполадок первый вертолет не смог подняться на заданную высоту (2,500 м) и был вынужден, изменив маршрут, приземлить груз в ближайшей точке Синая - около Рас-Шартуб на западном берегу Суэцкого залива. Оттуда вагончик был доставлен в Абу-Родес другим вертолетом.

"Тарнеголь-53" стала моральной, военной и технологической победой АОИ. Престижу Египта был нанесен непоправимый урон. Десантники не понесли потерь убитыми и серьёзно раненными в ходе рейда, невзирая на всю сложность задачи.

Советская РЛС П-12 без каких-либо повреждений была доставлена в Израиль и подверглась тщательному изучению в лабораториях ВВС, что позволило яснее понять советскую техническую концепцию ПВО и создать необходимые средства электронной защиты самолетов. Позже локатор был предоставлен американцам, как впрочем, и другие трофеи, доставшиеся Израилю после до и во время Шестидневной войны, в т.ч. истребитель МиГ-21 и ЗРК С-75 советского производства.

Несколько недель результаты операции не оглашались в СМИ. Израильские газеты сообщали лишь о факте рейда, но ничего о похищении советского локатора. Западная пресса первая сообщила о захвате локатора, назвав действия десантников "like in the movies". Карикатуры в европейских газетах показывали вертолеты, поднимающие египетский президентский дворец и пирамиды.
http://www.waronline.org/IDF/Articles/history/attrition-war/tarnegol-53/index.html

s80399947.jpg


s85954192.jpg


s35371388.jpg


История имела ещё одно продолжение. На РЛС стояла система свой-чужой «Кремний-1», после кражи в СССР её заменили на «Кремний-2»- а в Египте оставили прежнюю. Когда в 1970 в Египет прибыли советские зенитчики с новой системой, египетские вамолёты стали сбивать свои же.

http://www.hubara-rus.ru/kavkaz2.html
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
67.824
Адрес
г. Пермь
Какими видели войны будущего наши предки: техника-молодежи 1937 год.
"...Минные поля в воздухе..."
Опасность воздушного нападения со стороны фашистской Германии не перестаёт тревожить умы англичан и побуждает изобретательскую мысль выдвигать все новые и новые песни
проекты' ПВО.
Вот один из таких проектов.
Выпущенные при приближении вражеских эскадрилий ракеты взвиваются на высоту в десяток километров и выбрасывают по 20 небольших бомб с парашютам и на длинных стальных тросах.
Тучи плывущих в воздухе бомб образуют
своеобразные " «воздушные минные поля».
Достаточно самолету зацепить крылом или иной частью за
трос, как бомба ударяется о него и взрывается.
Выпущенные сзади нападающих эскадрилий ракеты отрезают им путь к отступлению.
Все бомбы снабжены автоматически действующими предохранителями, предупреждающими взрыв при падении на землю.
Корпус ракеты также спускается на своем парашюте. Таким образом, и ракета и невзорвавшиеся бомбы могут быть использованы повторно.

o3UDzgaf_nc.jpg

https://vk.com/ognestrelny_mir?w=wall-144875262_97459
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
67.824
Адрес
г. Пермь
Япония к концу Второй мировой войны разработало серию зенитных управляемых ракет, однако, капитуляция Японии закрыла проект. Было создано и испытано несколько образцов ЗУР «Фунрю», которые, вместе в с наработками, были уничтожены.

eIwf16T_K1I.jpg

https://vk.com/ognestrelny_mir?w=wall-144875262_109338
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
67.824
Адрес
г. Пермь

ЗСУ-37: долгий путь к первой серийной гусеничной​

Приветствую вас друзья! СССР смог обзавестись зенитной самоходной установкой на гусеничном шасси только в самом конце войны. Как говорится: долго запрягали!

Приветствую вас друзья! СССР смог обзавестись зенитной самоходной установкой на гусеничном шасси только в самом конце войны. Как говорится: долго запрягали!


С зенитными самоходными установками наша армия была знакома еще со времен первой мировой. Тогда на частично бронированное шасси грузовика "Руссо-Балт" устанавливались 76,2-мм противоаэропланные пушки системы Лендера-Тарнавского. Помимо этого из Англии было поставлено некоторое количество зенитных бронеатомобилей "Пирлесс", вооруженных 40-мм автоматической пушкой Виккерса. Однако все это были машины на колесном ходу, проходимость которых была сильно ограниченной.

Зенитные бронеавтомобили Пирлесс, зима 1916-1917 гг. Был создан по заказу Главного артиллерийского управления Русской армии британской фирмой Vickers с использованием шасси 3-тонного американского грузовика Peerless. Всего русская армия получила 16 таких машин, которые поучаствовали в боях первой мировой, а затем и гражданской войн

Зенитные бронеавтомобили "Пирлесс", зима 1916-1917 гг.

Был создан по заказу Главного артиллерийского управления Русской армии британской фирмой Vickers с использованием шасси 3-тонного американского грузовика Peerless. Всего русская армия получила 16 таких машин, которые поучаствовали в боях первой мировой, а затем и гражданской войн
В 1930-х годах уже в Советском Союзе прорабатывался вопрос создания ЗСУ на гусеничном ходу. Так, в 1934 году, на Опытном заводе Спецмаштреста на базе легкого танка Т-26 была разработана самоходная зенитка СУ-6 с вооружением из 76,2-мм зенитной пушки ЗК, установленной в открытой сверху рубке. В 1935 году опытный образец СУ-6 был изготовлен и прошёл испытания, в ходе которых были отмечены многочисленные поломки и перегруженность установки, а также недостаточная устойчивость при стрельбе. В результате, на вооружение она принята не была.

Зенитная самоходная установка СУ-6 в походном и боевом (справа) положениях. В качестве базового шасси использовался легкий танк Т-26

Зенитная самоходная установка СУ-6 в походном и боевом (справа) положениях. В качестве базового шасси использовался легкий танк Т-26

Аналогично сложилась судьба и СУ-8, которую создавали сначала на шасси танка Т-24, а затем Т-28 - единственный недостроенный прототип был в конце 1934 года разобран и переделан обратно в танк.

Проект зенитной самоходной установки СУ-8 на шасси танка Т-28

Проект зенитной самоходной установки СУ-8 на шасси танка Т-28

В результате начало Великой Отечественной войны Красная армия встретила имея на вооружении войсковой ПВО в основной массе грузовики ГАЗ, в кузовах которых были смонтированы счетверенные зенитные 7,62-мм пулеметные установки М4 или же одноствольные 25-мм или 37-мм зенитные автоматы.

Основа советской войсковой ПВО в начальный период войны

Основа советской войсковой ПВО в начальный период войны

Возможности подобных ЗСУ были довольно ограниченными, да и большое количество этих машин было потеряно в начальный период боевых действий. А защита войскам от авиации противника на марше и в бою была нужна как воздух. Причем особенно требовались машины вооруженные скорострельными автоматическими пушками, способные поставить надежную огневую завесу перед штурмовиками и пикировщиками люфтваффе. В армиях наших союзников подобные образцы были, но поставки их в СССР начались только во второй половине войны и не покрывали всех потребностей Красной Армии. Наиболее похвальными были отзывы об американских зенитных самоходных установках М15 и М17.

Американские полугусеничные ЗСУ М15 (слева) и М17, поставлявшиеся по ленд-лизу в СССР

Американские полугусеничные ЗСУ М15 (слева) и М17, поставлявшиеся по ленд-лизу в СССР

Обе использовали шасси полугусеничных бронетранспортеров соответственно М3 и М5 и вооружены комбинированной установкой 37-мм автоматической пушки М1А2 и двух 12,7-мм пулеметов Browning М2, либо счетверенной установкой 12,7-мм пулеметов Browning М2 соответственно. Эти САУ показали себя очень эффективным средством защиты танковых частей и соединений на марше от воздушного нападения, а так же успешно использовались в ходе уличных боев, ведя плотный огонь по верхним этажам зданий. Кстати попытка создать ЗСУ на полугусеничной базе была предпринята и у нас. В ноябре 1942 года автомобильный завод имени Сталина (ЗИС) спроектировал, изготовил и передал на испытания зенитную самоходную установку ЗИС-43, представлявшую собой установку автомата 61-К в кузове полугусеничного автомобиля ЗИС-42 с забронированной кабиной. Но в серию данная модель не пошла.

Опытная ЗСУ ЗИС-43 во время полигонных испытаний. В серию наш ответ американским полугуслям не пошел, т.к было принято решение в пользу чисто гусеничного шасси

Опытная ЗСУ ЗИС-43 во время полигонных испытаний. В серию наш ответ американским "полугуслям" не пошел, т.к было принято решение в пользу чисто гусеничного шасси

Понимая всю важность создания подобных машин советское военное руководство санкционировало разработку зенитных самоходок, вооруженных автоматическими пушками. Точкой отсчета можно считать решение пленума Apтиллерийского комитета PKKA от 15 апреля 1942 года в котором участвовали как военные, так и представители промышленности и наркомата вооружения. Пленум признал желательным разработать для борьбы с авиацией противника самоходную зенитную установку вооруженную автоматической пушкой калибра 37-мм. Уже концу весны конструкторским бюро УЗТМ в сотрудничестве с коллегами из КБ завода №37 был разработан проект 37-мм ЗСУ на базе легкого танка Т-60 и летом был построен и испытан ее опытный образец. В ходе испытаний выявились частые разрывы гусеничных лент и проблемы с системой охлаждения двигателя. А тут еще и постановление ГКО от 03 июля 1942 года № 1958сс о прекращении выпуска Т-60 вышло. В итоге дорабатывать машину не стали и в серию она не пошла. 19 октября 1942 года Государственный комитет обороны принял постановление №2429сс согласно одному из пунктов которого к 1 декабря требовалось изготовить и подать на полигонные испытания образцы самоходных зенитных установок с 37-мм пушками на базе агрегатов нового легкого танка Т-70.

Опытные ЗСУ: слева ГАЗ-72, справа СУ-11. Последняя сохранилась в до наших дней в качестве экспоната музея в Кубинке

Опытные ЗСУ: слева ГАЗ-72, справа СУ-11. Последняя сохранилась в до наших дней в качестве экспоната музея в Кубинке

Но созданные КБ завода №37 опытная СУ-72 и схожая с ней СУ-11, построенная по проекту КБ завода №38 под руководством главного конструктора М.Н. Щукина, не смогли пойти в серию по ряду причин, главными из которых стали недостаточная прочность конструкции и острая нехватка 37-мм автоматов 61-К. Однако если СУ-72 так и канула в Лету, то СУ-11, единственный экземпляр которой уже почти год как простаивал на полигоне НИИБТ в Кубинке, выпал второй шанс. И когда в ноябре 1943 года, после уроков Курской битвы, где немецкие штурмовики наносили немалые потери нашим танковым и механизированным частям, ГБТУ и ГАУ РККА вернулись к теме создания ЗСУ с 37-мм автоматом и выдали заводу № 38 задание на разработку машины, конструкторам оставалось лишь внести необходимые доработки в существующий проект.

Приветствую вас друзья! СССР смог обзавестись зенитной самоходной установкой на гусеничном шасси только в самом конце войны. Как говорится: долго запрягали!-9


Самоходная установка ЗСУ-37 относилась к типу полуоткрытых самоходных установок. В качестве базы было выбрано шасси самоходной артиллерийской установки СУ-76М. Компоновка машины также не изменилась: место механика водителя, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины, причем двигатель располагался по правому борту а место мехвода и бензобаки по левому. Вооружение и боекомплект размещались в кормовой части в открытой сверху башне.

ЗСУ-37 Вид спереди сверху. В задней части башни видны стопки ящиков с боекомплектом.

ЗСУ-37 Вид спереди сверху. В задней части башни видны стопки ящиков с боекомплектом.

Корпус машины сваривался из катанных броневых листов толщиной 6, 10, 15 и 35 мм. На верхнем лобовом листе корпуса находились люк механика-водителя
и люк для монтажа главной передачи трансмиссии. В нижнем наклонном лобовом листе имелся лючок для заводной рукоятки, закрывавшийся броневой
крышкой на болтах, а также были установлены два буксирных крюка. В кормовом листе корпуса был предусмотрен люк для удаления стреляных гильз. В правом борту корпуса имелся лючок для установки лампы пускового подогревателя. Крыша корпуса состояла из подбашенного листа, съемного листа и воздухопритока расположенного над моторным отсеком. В днище корпуса имелись лючки для доступа к сливным пробкам узлов и агрегатов силовой установки и трансмиссии, закрывавшихся броневыми крышками на петлях. Броневая башня не имела крыши и могла в случае необходимости закрываться брезентом. Слева и справа от пушки в башне имелись откидные бронещитки на петлях с амбразурами для стрельбы из личного оружия. В заднем вертикальном листе башни был круглый лючок для чистки канала ствола орудия.

Приветствую вас друзья! СССР смог обзавестись зенитной самоходной установкой на гусеничном шасси только в самом конце войны. Как говорится: долго запрягали!-11


Силовая установка включала два карбюраторных 6-цилиндровых автомобильных двигателя мощностью по 70 лошадиных сил, причем оба двигателя соединены последовательно. Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения, четырехступенчатой коробки передач, главной передачи, двух многодисковых бортовых фрикционов сухого трения и двух однорядных бортовых передач. Приводы управления – механические. Емкость двух топливных баков составляла 412 литров.

Продольный разрез и план компоновки ЗСУ-37

Продольный разрез и план компоновки ЗСУ-37

Подвеска индивидуальная торсионная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Самоходка могла преодолевать вертикальные препятствия высотой 0,67 м, траншеи шириной до 2 м, водные преграды глубиной 0,9 м и подъем крутизной 25 °.

Схема устройства качающейся части 37-мм пушки 61-К

Схема устройства качающейся части 37-мм пушки 61-К

Основным вооружением была 37-мм зенитная автоматическая пушка 61-К образца 1939 года, установленная в башне с круговым вращением. Её автоматика работала на основе использования энергии отдачи при коротком ходе ствола. Запирание ствола производилось вертикально-клиновым затвором. Питание боеприпасами производилось из обойм. Орудие имело углы вертикального наведения в диапазоне от -5 ° до + 85 °. Предельная вертикальная досягаемость 61-К при угле возвышения ствола 85⁰ составляет 6700 метров. Практическая скорострельность составляла около 50-60 выстрелов в минуту. Орудие 61-К могло могло использовать следующие типы боеприпасов:
  • УО-167 - осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд (с самоликвидатором).
  • БР-167 - бронебойный трассирующий снаряд.
  • БР-167П - бронебойный подкалиберный трассирующий снаряд.

Приветствую вас друзья! СССР смог обзавестись зенитной самоходной установкой на гусеничном шасси только в самом конце войны. Как говорится: долго запрягали!-14


Боекомплект состоял из 320 выстрелов. Из них 130 выстрелов было в обоймах по 5 патронов, а остальные 190 патронов размещались в ящиках. Начальная скорость снаряда составляла от 890 до 920 м/с в зависимости от типа снаряда, бронебойный снаряд весил 0,785 кг, осколочный - 0,732 кг.
Для наведения на цель пушка была оснащена автоматическим прицелом дальномерного типа с двумя коллиматорами, стереодальномером с базой 1 метр. Для самообороны в боевом отделении имелись два пистолета пулемета ППШ-41 с 16 дисковыми магазинами (1136 патронов).
ЗСУ оснащалась для внешней связи радиостанцией 10РК-12М. Для внутренней связи члены экипажа использовали переговорное устройство 10РТ-3.

Для пущей наглядности - трехмерная схема расположения основных узлов и агрегатов и экипажа ЗСУ-37

Для пущей наглядности - трехмерная схема расположения основных узлов и агрегатов и экипажа ЗСУ-37

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной
схеме. Напряжение бортовой сети - 12 В. В качестве источников электроэнергии служили две последовательно соединенные аккумуляторные батареи 3СТЭ-112 общей емкостыо 112 А/ч и генератор Г-64 мощностью 250 Вт с реле-регуятором РРК-ГТ-500.
Экипаж состоял из шести человек: командира, механика-водителя, дальномерщика-наводчика по азимуту, дальномерщика-наводчика по углу возвышения, заряжающего, радиста.

Первый опытный образец, еще под индексом СУ-17

Первый опытный образец, еще под индексом СУ-17

В феврале 1944 года изготовленный опытный образец зенитной САУ, получивший обозначение СУ-17, прошел заводские испытания, которые выявили ряд незначительных дефектов. Машина была рекомендована для принятия на вооружение с учетом внесения необходимых доработок.

Серийная ЗСУ-37 с орудием в походном положении

Серийная ЗСУ-37 с орудием в походном положении

Поскольку мощности завода не позволяли обеспечить параллельный выпуск новой ЗСУ с самоходками СУ-76 вся конструкторско-технологическая документация по машине была передана на завод № 40 в Мытищи, который также выпускал СУ-76. Здесь чертежи были доработаны коллективом конструкторов под руководством Л.Ф. Попова, поскольку заводское КБ выступило с инициативой по упрощению конструкции ЗСУ с целью увеличения объемов выпуска и снижения себестоимости.

2-й опытный образец

2-й опытный образец

В апреле 1944 года в Мытищах был изготовлен новый опытный образец самоходной установки, отличавшийся от исходного уменьшенной массой, измененной конструкцией орудийной башни, а также карбюраторным двигателем ЗИС-80МФ (ЗИС-МФ) мощностью 99 л.с. Хоть ЗСУ и "похудела" почти на 1,2 тонны, мощности двигателя с имеющейся КПП не хватало для обеспечения необходимой подвижности и проходимости. Испытания, проведенные в июле месяце, были признаны неудавшимися и КБ вернулось к силовой установке СУ-76М – сдвоенному моторному агрегату типа ГАЗ-203. К началу 1945 года был форсирован до мощности в 160 л.с. Прочие отличия, введенные в конструкции второго опытного образца, были в целом сохранены в третьем, так как в основном отвечали поставленной цели.

3-й опытный образец

3-й опытный образец

После инспекции группы зенитного вооружения танков третий образец в октябре поступил на испытания сначала в НИБТ полигон, затем на Научно-испытательный зенитный полигон и по их завершении, в ноябре 1944 года был рекомендован для принятия на вооружение с минимальным перечнем требуемых доработок. В серию машина пошла уже под индексом ЗСУ-37.

Серийная ЗСУ-37 вид сзади

Серийная ЗСУ-37 вид сзади

В феврале 1945 года завод начал подготовку к запуску машины в серию. Однако процесс шел не быстро и до окончания войны было изготовлено лишь несколько экземпляров (по разным данным от 4 до 8), по временной технологии. В боевых действиях Великой Отечественной войны машина не успела принять участия.

ЗСУ-37 на параде на Красной площади, 7 ноября 1946 года

ЗСУ-37 на параде на Красной площади, 7 ноября 1946 года

Ближе к концу 1945 года был сформирован опытный самоходный зенитный дивизион ЗСУ-37 в количестве 12 машин. Всего за время производства с марта 1944 по 1948 год, было построено 75 машин. На момент своего создания ЗСУ-37 была вполне адекватной системой, сопоставимой с зарубежными аналогами, такими как британская Crusader III AA Mk I или немецкий Flakpanzer Ostwind. Последняя была наиболее близким по составу вооружения аналогом, но превосходила и нашу и британскую машины по возимому боекомплекту (1100 выстрелов против 320 у ЗСУ-37 и 160 у "крестоносца"). Правда немецкая ЗСУ была выполнена на базе среднего, а не легкого танка, что и обеспечивало ей большие возможности.

Немецкая зенитная САУ Flakpanzer IV «Ostwind» на базе среднего танка PzKpfw IV.

Немецкая зенитная САУ Flakpanzer IV «Ostwind» на базе среднего танка PzKpfw IV.

Но главное не в этом. Если бы производство ЗСУ-37 было налажено хотя бы года на полтора раньше, то она смогла бы ощутимо усилить войсковую ПВО. А в конце Второй мировой войны техника устаревала быстро и век советского первенца гусеничных ЗСУ оказался недолгим. Наступала эпоха реактивной боевой авиации. Стало ясно, что низкая скорострельность и огневая мощь одной 37-мм зенитной пушки неэффективны против высокоскоростных целей на малой высоте. Ручное наведение не позволяло расчетам быстро наводить орудие на скоростные движущиеся цели. ЗСУ на базе легкого танка также обладали недостаточной маневренностью на пересеченной местности, низкой скоростью и запасом хода по бездорожью по сравнению со средними танками и самоходными орудиями (САУ), для защиты которых собственно и предназначались. Два тандемных двигателя, используемых на шасси СУ-76М, требовали бензинового топлива, что создавало проблемы со снабжением, поскольку в танковых подразделениях Советской Армии состояли на вооружении машины с дизельными двигателями. По этим причинам ЗСУ-37 была снята с вооружения вскоре после прекращения серийного производства.

В завершении еще одно парадное фото ЗСУ-37. В некоторых источниках попадалась информация, что мол их общее количество не превышало 20 штук. Однако даже на этом фото их можно насчитать больше

В завершении еще одно "парадное" фото ЗСУ-37.

В некоторых источниках попадалась информация, что мол их общее количество не превышало 20 штук. Однако даже на этом фото их можно насчитать больше
Источники: А. Г. Солянкин, М. В.Павлов, И. В. Павлов, И. Г. Желтов "Отечественные бронированные машины. XX век. Т. 2. 1941–1945", Свирин М. Н. "Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945", Сайт "Президентская библиотека", материалы в открытом доступе в сети Интернет.
https://dzen.ru/a/ZiYbsZBBAlRIt1zH
 
Сверху