Блумберг: Кончина изготовителя Mercedes Star показывает, как ударяет автоболь по поставщикам
Немецкая Gerhardi Kunststofftechnik GmbH пережила вторжение Наполеона, Великую депрессию и две мировые войны. Но нынешний спад в автомобильной промышленности Европы поставил производителя пластика на колени.
Основанная в 1796 году, компания Gerhardi начала с производства металлических изделий, прежде чем оседлать послевоенный автомобильный бум в Германии. Ее мастерство литья под давлением и горячей штамповки сделало ее надежным поставщиком решеток, ручек и хромированных накладок для Mercedes-Benz Group AG . Но в прошлом месяце, после длительного периода роста затрат и увядающего спроса, компания объявила о банкротстве, погрузив 1 500 своих сотрудников в неопределенное будущее.
Gerhardi — которая производит пластиковую звезду, устанавливаемую на решетку седанов Mercedes — один из сотен мелких производителей в европейской цепочке поставок автомобилей, которые изо всех сил пытаются удержаться на плаву, поскольку автопроизводители сокращают производство, чтобы справиться со слабыми продажами и сложным переходом на электромобили. С болезненными сокращениями, запланированными в Volkswagen AG, Stellantis NV и Ford Motor Co., их положение может ухудшиться.
Французская компания Forvia SE, которая производит компоненты для Stellantis и Volkswagen, сокращает тысячи рабочих мест, поскольку переход на электромобили делает традиционные продукты, такие как трансмиссии и выхлопные системы, устаревшими. Но поставщики, связанные с электромобилями, такие как шведский производитель аккумуляторов Northvolt AB, также страдают после того, как правительства отменили субсидии и продажи упали.
В этом году европейские производители автозапчастей объявили о 53 300 сокращениях рабочих мест, большинство из которых в Германии, согласно данным отраслевого лобби CLEPA. Это больше, чем во время пандемии коронавируса, когда заводы и выставочные залы были закрыты на несколько месяцев. А с высокими ценами на энергоносители на континенте, бюрократией и угрозой ухудшения торговых связей с США следующий год выглядит таким же мрачным, сказал Маттиас Цинк, президент группы.
«Это идеальный шторм», — сказал Цинк в интервью. «Компании вложили значительные средства в ожидание всплеска продаж электромобилей, которого не произошло».
Поставщики автомобильных деталей нанимают около 1,7 млн работников по всему Европейскому союзу и тратят около €30 млрд ($31,2 млрд) ежегодно на исследования и разработки. Они варьируются от крупных конгломератов, таких как немецкая Robert Bosch GmbH, до сотен более мелких скрытых чемпионов (
скрытый чемпион — сравнительно небольшая, но очень успешная, компания, которая играет ключевую роль в мировой экономике и, несмотря на это, неизвестна широкой публике), которые часто являются экономической основой своих сообществ.
По данным консалтинговой компании McKinsey, каждый пятый поставщик автозапчастей ожидает убытков в следующем году, поскольку две трети из них сообщили о марже в 5% или ниже в 2024 году.
Замедление спроса на электромобили давит на компании, которые переоснастили производство, чтобы обслуживать сегмент, который, как они ожидали, должен был стать стабильно растущим. Немецкая компания Webasto SE, которая производит такие детали, как крыши автомобилей и системы отопления, сталкивается с потенциальной реструктуризацией долга в размере более 1 млрд евро после значительных расходов на новые продукты. И хотя заявление о банкротстве Northvolt в США стало самой громкой неудачей, последствия распространяются: 11 из 16 запланированных европейских заводов по производству аккумуляторов были отложены или отменены, согласно анализу Bloomberg News.
«Автомобильная промышленность — один из самых разрушенных секторов в мире», — сказал Эндрю Бергбаум, глобальный соруководитель автомобильной и промышленной практики AlixPartners. «Производители замедляют и останавливают производственные линии, что оказывает глубокое влияние на базу поставок».
В Фридрихсхафене, на юге Германии, над головой регулярно пролетает цеппелин с названием ZF Friedrichshafen — крупного производителя автомобильных трансмиссий, которые не нужны в электромобилях. Будучи крупнейшим работодателем города, ZF поддерживает целый ряд местных предприятий от логистических фирм до пекарен и ресторанов. Все это поставлено под угрозу планом компании сократить численность своих немецких сотрудников почти вдвое, до 14 000 человек.
«Многочисленные поставщики и вся структура розничной торговли и услуг напрямую или косвенно зависят от того, сможет ли компания преодолеть кризис и занять надежную позицию в будущем», — заявили в местном отделении профсоюза IG Metall.
В Италии решение Stellantis остановить производство на своем заводе в Мирафиори отражается на цепочке поставок. Stellantis пришлось неоднократно останавливать выпуск электрической версии Fiat 500, представленной четыре года назад, поскольку клиенты недовольны ее высокой ценой. Чтобы перейти на электромобиль, покупателям нужно выложить сумму, в два раза превышающую стоимость более крупного Dacia Sandero, автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, который становится все более популярным среди домохозяйств с ограниченными доходами.
Delgrosso, производитель фильтров, поставляющий продукцию на завод Fiat, обанкротился в начале этого года, уволив сотни рабочих. CLN-Coils Lamiere Nastri SpA, которая производит колеса и стальные кузовные детали для Stellantis, работает с PricewaterhouseCoopers над планом реструктуризации из-за остановки. Производители электроники и литых деталей прибегли к итальянской версии увольнений, поскольку заказы иссякают.
Чтобы переломить ситуацию, поставщики рассчитывают на восстановление автомобильного рынка, которое, похоже, не произойдет в ближайшее время. Ford Motor Co. объявила в прошлом месяце о планах сократить еще 4 000 рабочих мест в регионе, в то время как Volkswagen находится в процессе исторической реструктуризации своего одноименного бренда, чтобы справиться с усиливающейся конкуренцией и высокими издержками.
«Это вызывает глубокую обеспокоенность», — заявил в интервью президент Промышленного союза Турина Марко Гей, имея в виду трудности, с которыми сталкиваются поставщики, пострадавшие от сбоев в Мирафиори. «Мы подвергаемся высокому риску потерять то, что давало рабочие места, престиж и формировало историю нашего региона».