История ВВС Болгарии. Послевоенный период и современность.
После вступления советских войск на территорию Болгарии и сентябрьского вооруженного восстания в 1944 году ВВС Болгарии стали получать советскую авиационную технику. В марте 1945 года ВВС Болгарии получили 120 истребителей Як-9 различных модификаций (Як-9Д, Як-9ДД, Як-9М и Як-9У).
Истребитель Як-9Д ВВС Болгарии
Истребитель Як-9ДД ВВС Болгарии
Истребитель Як-9П в музее болгарских ВВС
В том же 1945 году ВВС Болгарии получили 120 штурмовиков Ил-2 и 10 учебных Ил-2У. Самолёты использовались до 1954 года.
Штурмовик Ил-2 в музее болгарских ВВС
В апреле 1945 г. Советский Союз передал Болгарии 96 пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Они прибыли туда после войны для замены состоявших до этого на вооружении болгарской авиации бомбардировщиков немецких типов. В свою очередь, в апреле-октябре 1947 г. болгары в счет репарации передали 59 "пешек" Югославии. Последний Пе-2 был снят с вооружения болгарских ВВС в 1956 г.
8 сентября 1946 года 92,72 % избирателей проголосовали за свержение монархии и провозглашение республики. 15 сентября 1946 года была провозглашена Народная Республика Болгария, первым премьер-министром которой стал Георгий Димитров — старый коммунист, друг Тито и сторонник создания единого южнославянского государства в составе Югославии и Болгарии. В связи с этим болгарские ВВС получают новый опознавательный знак:
Одновременно продолжились поставки советской авиационной техники. Так, были поставлены бомбардировщики и торпедоносцы Ту-2.
Бомбардировщик Ту-2 ВВС Болгарии
Бомбардировщик Ту-2 в музее ВВС Болгарии
Торпедоносец Ту-2Т ВВС Болгарии
В 1947 году поступили первые штурмовики Ильюшина: Ил-10 и Ил-10М. В период 1953-54 гг. в Болгарию поставлялись выпускаемые в Чехословакии по советской лицензии копии Ил-10-Avia B-33, вооруженные 4 авиационными пушками НС-23РМ (по 150 снарядов на ствол). Сколько машин за это время было передано, неизвестно.
После Второй мировой войны Болгария в счет репараций за оккупацию Македонии передает возрождающейся авиации Югославии большое число самолетов разных конструкций — 100 истребителей Messerschmitt Bf.109G-2, G-6, G-10, учебные самолеты ДАР-9 "Синигер", две дивизии бомбардировщиков Пе-2, штурмовики Ил-2, в том числе и 30 легких разведчиков-бомбардировщиков собственного производства КБ-11 "Фазан". После ремонта "Фазаны" летали в частях Югославских ВВС до 1956 г.
Наступила эра реактивной авиации. Первыми болгарскими реактивными самолетами стали советские Як-23. Первые 12 Як-23 поступили в сформированный в марте 1951 года 19-й истребительный авиаполк. За ними последовало ещё около ста Як-23, кроме того, два двухместных Jak-23DC поступили из Румынии. Всего этими истребителями было вооружено пять истребительных и истребительно-бомбардировочных авиаполков, 2-й учебный бомбардировочный авиаполк и авиаучилище "Георги Бенковски". Основной задачей Як-23 в ВВС Болгарии стал перехват нарушителей границы, преимущественно со стороны Турции, Югославии и Греции. Як-23 оставались на вооружении ВВС Болгарии до 1958 года, а последней частью, где они эксплуатировались, стал 43-й истребительный авиаполк.
Як-23 ВВС Болгарии
Реактивный истребитель Як-23 в музее болгарских ВВС
В начале 1950-х ВВС Болгарии получили 12 МиГ-15, 24 МиГ-15бис и 30 МиГ-15УТИ. В 1960 году в Болгарию прибыло 12 разведывательных истребителей МиГ-15Рбис. В 1955-ом году два болгарских МиГ-15 сбили израильский пассажирский самолёт L-149, нарушивший воздушное пространство Болгарии. Израильские пилоты проигнорировали предупреждения и даже попытались оторваться от патруля, и болгарское правительство приказало сбить самолет. Пассажирский лайнер взорвался недалеко от города Петрича. В результате погибли семь членов экипажа и 51 пассажир, в том числе трое детей.
Учебно-тренировочный МиГ-15 УТИ ВВС Болгарии
В 1955 году ВВС Болгарии было поставлено 14 разведчиков на базе бомбардировщика Ил-28-Ил-28Р и один учебный Ил-28У. Они состояли на вооружении до 1974 года.
Ил-28 в музее болгарских ВВС
В 1955-56 годах ВВС Болгарии получили 12 реактивных истребителей МиГ-17, 60 МиГ-17Ф и 12 МиГ-17ПФ. Кроме того, в последующие годы истребительный парк был пополнен самолётами Lim-5 польского производства. В 1963 было получено 10 самолётов разведчиков МиГ-17Р. В 1956 году МиГ-17 ВВС Болгарии сбили несколько автоматических дрейфующих аэростатов с разведаппаратурой. Всего МиГ-17 состояли на вооружении шести эскадрилий, пока в начале 60-х годов не стали заменяться на МиГ-19. В 1995 году в составе ВВС все еще сохранялось 60 МиГ-17, вероятно, нелетающих.
Истребитель МиГ-17Ф в музее ВВС Болгарии
Истребитель МиГ-17ПФ ВВС Болгарии
МиГ-17 ПФ с РП-1 "Изумруд" в музее ВВС Болгарии
Кроме боевых, в Болгарию из СССР поставлялись учебные истребители Як-11, транспортные самолеты Ли-2 и Ил-14 (поставлено 17 машин).
Учебный истребитель Як-11 в музее болгарских ВВС
Транспортный самолет Ли-2 в музее болгарских ВВС
Транспортный самолет Ил-14 в музее болгарских ВВС
Одновременно не прекращалась разработка собственных болгарских самолетов. Так, с 1948 года было произведено 160 учебно-тренировочных самолетов Лаз-7 конструкции инженера Ивана Лазарова. Причем, кроме использования его в качестве учебно-тренировочной машины, Лаз-7 состоял на вооружении в двух дивизиях легких ночных бомбардировщиков, созданных по примеру советских частях, вооруженных У-2 (По-2) во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
Лаз-7 второй дивизии легких ночных бомбардировщиков ВВС Болгарии
Затем было произведено 150 единиц его модернизированной версии-Лаз-7М с советским двигателем М-11ФР.
Учебно-тренировочный самолет Лаз-7М
Впрочем, это были последние болгарские самолеты. Следующие модели Лаз-8, Лаз-9 и Лаз-12, как и реактивный Лаз-14, так и остались на бумаге.
Учитывая горный характер Болгарии, большую роль в перевозках играют вертолеты. Поэтому в Болгарию были поставлены советские легкие Ми-1 (прослужил до 1971 года) и транспортные Ми-4 (прослужил до 1985 года).
Легкий вертолет Ми-1 в музее ВВС Болгарии
Транспортный вертолет Ми-4 в музее ВВС Болгарии
Следует отметить, что среди стран Варшавского договора Болгария считалась самым надежным союзником СССР. На ее территории не было советских войск, и Болгарская народная армия была единственной армией, которая должна была использоваться самостоятельно: захватить европейскую часть Турции и выйти к проливам и действовать против Греции, а в случае необходимости и против Югославии.
В начале 1958 года Болгария получила 24 сверхзвуковых истребителя МиГ-19С, которые распределили между 19-м ИАП на авиабазе Граф Игнатьеве (использовались до 1965 г.) и авиаполком на аэродроме Узундиево (до 1963 г.). Позже часть самолетов свели в отдельную эскадрилью в Узундиево, где они эксплуатировались до 1978 г. В 1966 году Болгария получила от Польши её бывшие МиГ-19П и МиГ-19ПМ. На авиабазе Доброславцы они применялись до 1975 года.
МиГ-19С 19-го иап ВВС Болгарии
Истребитель МиГ-19ПМ в музее ВВС Болгарии
В начале 60-х началась эра МиГ-21. С 1963 по 1990 годы болгары получили 226 самолетов 11 разных модификаций (Ф-13, М, МФ, ПФ, ПФМ, У, УМ, Р, бис) . В сентябре 1963 года 19-й истребительный авиаполк получил 12 МиГ-21Ф-13, впоследствии часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21Ф-13Р и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Выведены из эксплуатации в 1988 году. В январе 1965 года вторая эскадрилья 18-го авиаполка получила 12 МиГ-21ПФ, как и в случае с Ф-13, часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21ПФР и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Сняты с вооружения в 1991 году. Кроме МиГ-21ПФ, в 1965 году ВВС Болгарии получили 12 МиГ-21ПФМ. В 1977-1978 годах за ними последовало ещё 36 подержанных советских МиГ-21ПФМ и два таких истребителя в 1984 году. Все МиГ-21ПФМ стояли на вооружении 15-го авиаполка до 1992 года. В 1962 году, 26-ой рап получил шесть разведывательных МиГ-21Р. В 1969-1970 гг. в 19-й иап поступило 15 МиГ-21М, закончили службу эти самолёты в 1990 году в 21-ом иап. В 1974-1975 году в Болгария получила двадцать МиГ-21МФ, часть из которых впоследствии была переделана в разведывательный вариант МиГ-21МФР и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Данные самолёты были сняты с вооружения в 2000 году. С 1983 по 1990 годы ВВС Болгарии получили 72 МиГ-21бис. Половина из них была в варианте САУ (30 новых, 6 подержанных), эти истребители получил 19-й авиаполк, а вторая половина с системой "Лазурь". Кроме боевых МиГ-21, ВВС Болгарии получили 39 спарок в вариантах МиГ-21У (1 в 1966 году), МиГ-21УС (5 в 1969-1970 годах) и МиГ-21УМ (27 новых в 1974-1980 годах и 6 подержанных советских в 1990 году). Последние учебные МиГ-21 были сняты с вооружения в 2000 году, а до этого, в 1994 году, десять МиГ-21УМ были проданы Индии. За всё время эксплуатации в авиакатастрофах было потеряно 38 истребителей: 3 МиГ-21Ф-13, 4 МиГ-21ПФ, 7 МиГ-21ПФМ, 5 МиГ-21М, 6 МиГ-21МФ, 2 МиГ-21бис, 2 МиГ-21Р, 1 МиГ-21УС и 8 МиГ-21УМ. Из них только 10 МиГ-21бис ныне поддерживаются в летном состоянии, включая две "спарки". Оставшиеся МиГ-21бис так и летают без модернизации из-за нехватки денег.
МиГ-21ПФМ ВВС Болгарии
МиГ-21бис ВВС Болгарии в полете
Разведчик МиГ-21МФР в музее ВВС Болгарии
В качестве учебных в период 1963-1974 гг. болгарам было поставлено 102 чехословацких Aero L-29 Delfin, прослуживших до 2002 года.
L-29 Delfin в музее ВВС Болгарии
70-е годы стали временем расцвета болгарской авиации. В 1976 году на вооружение начали поступать МиГ-23. Всего болгары получили 90 МиГов этой модификации в вариантах МФ, БН, УБ, МЛА, МЛД (33 MиГ-23БН, 12 MиГ-23MФ, 1 MиГ-23MЛ, 8 MиГ-23MЛА, 21 MиГ-23MЛД, 5 из которых ВВС Болгарии получи из России в 1991 г. взамен на 3 МиГ-25РБТ и 15 MиГ-23УБ). В ВВС Болгарии МиГ-23 прослужили до 2004 года.
МиГ-23БН 25-го бап ВВС Болгарии
МиГ-23УБ в музее ВВС Болгарии
Также ВВС Болгарии получили 18 Су-22M4 и 5 Су-22УM, пролетавших также до 2004 года.
Су-22М4 в музее ВВС Болгарии
Для учебных целей было поставлено около 30 чехословацких Aero L-39 Albatros, 12 из которых, по одним сведениям, продолжают эксплуатироваться до сих пор, по другим — уже сняты с вооружения.
L-39 Albatros ВВС Болгарии
В конце 1970-х годов началось вооружение ВВС НРБ штурмовыми вертолётами. В 1979 вновь сформированная эскадрилья огневой поддержки в составе 44-го вертолётного авиаполка получила первые 4 Ми-24Д. В 1980 году полк был передислоцирован из Пловдива на аэродром Крумово, а эскадрилья огневой поддержки в Стара Загору, где она стала основой 13-го боевого вертолётного полка. Всего к 1985 году полк получил 38 Ми-24Д и 6 Ми-24В. В октябре 2000 года вертолёты были перебазированы в Крумово, где вошли в состав 2-й эскадрильи 24-й вертолётной базы. В настоящее время Ми-24 сняты с вооружения.
Пара болгарских Ми-24 в полете
В 1979-1980 годах Болгария получила из СССР 6 противолодочных вертолетов Ми-14ПЛ, один из которых разбился в январе 1986 года. В 1990 году было приобретено ещё 3 подержанных Ми-14ПЛ. В 1983 году на вооружение отдельной вертолётной эскадрильи поступило 2 вертолёта-тральщика Ми-14БТ, один из них был списан в 1985 году, со второго сняли тральное оборудование, после чего вертолёт использовался как транспортный. К 2001 году пригодными к полётам осталось четыре Ми-14ПЛ, два из которых прошли ремонт в 2000 году, с целью продления ресурса до 2007-2008 гг. В 2013 году Ми-14ПЛ были заменены на AS.565MB Panther.
Противолодочный вертолет Ми-14ПЛ в музее ВВС Болгарии
В 1982 году Болгария единственной из европейских союзников СССР получила 4 разведчика-бомбардировщика МиГ-25РБ (3 МиГ-25РБ и 1 МиГ-25РУ). Самолеты поступили в 12-й разведывательный полк. 12 апреля 1984 года один из них (б/н 736) был потерян в авиакатастрофе. Впрочем, скоростные МиГ-25РБ в условиях Болгарии оказался малопригодным самолетом, ему просто не хватало территории, чтобы разогнаться, и поэтому в мае 1991 года болгары вернули их СССР, обменяв на 5 истребителей МиГ-23МЛД.
МиГ-25РБ "красный 754" ВВС Болгарии.
В Болгарию было поставлено и 3 транспортных Ан-26, 3 из которых продолжают эксплуатироваться до сих пор.
Ан-26 ВВС Болгарии
В 1985-1991 гг. Болгария получила из Советского Союза партию транспортных вертолетов Ми-8/17. В 2000 г. на вооружении ВВС Болгарии осталось 25 вертолетов Ми-17, в 2004 г. — 18. В 1989-1990 гг. на вооружение ВВС Болгарии поступили четыре вертолета РЭБ Ми-17ПП, которые были впервые публично продемонстрированы только в 1999 г. В том же 1999 г. с трех вертолетов Ми-17ПП было демонтировано специальное радиоэлектронное оборудование и антенны. Четвертый Ми-17ПП прошел "размодернизацию" в 2000 г. В 2003-2004 гг. один из этих вертолетов был переоборудован в противопожарный путем установки в грузопассажирской кабине бока для 3 т воды.
Транспортный вертолет Ми-8 в музее истории болгарских ВВС
Ми-17. ВВС Болгарии. 2007 год.
В октябре 1986 года Болгария получила 36 Су-25К и четыре Су-25УБК. Самолеты эксплуатировались 22 ибап, где они заменили МиГ-17 и МиГ-15УТИ. Один самолет (вместе с пилотом) был потерян в катастрофе 17 апреля 1989 года. После распада Варшавского пакта поддержка самолетов в боеготовом состоянии стала головной болью для болгарского командования. 4 штурмовика в 2008 году было продано Грузии, еще 10 ей же в 2012 году. В настоящее время в составе ВВС Болгарии числится 14 Су-25.
Су-25К ВВС Болгарии в полете
Су-25УБК ВВС Болгарии
В 1990 году Болгарией получено 22 истребителя (18 истребителей, 4 учебно-боевых). Один из самолетов был потерян в катастрофе 9.09.1994 г. МиГ-29 состоят на вооружении двух истребительных авиаполков (в Равнеце и Ямболе). В марте 2006 года подписано соглашение с РСК «МиГ» о капитальном ремонте и модернизации 16 истребителей. К концу мая 2009 года контракт был полностью выполнен. В настоящее время в составе болгарских ВВС 12 МиГ-29 и 3 МиГ-29УБ.
МиГ-29 ВВС Болгарии
В 1989 г. ВВС Болгарии имели на вооружении порядка 300 истребителей. Однако снчала распалась Организация Варшавского договора, затем СССР, к власти в Болгарии пришли либералы, которые в первую очередь стали сокращать Вооруженные силы, первым делом ими был измене опозновательный знак болгарских самолетов:
Девяностые стали для Болгарской авиации тяжелым временем, не было топлива, учения не проводились, самолеты постоянно списывались. В апреле 2004 года Болгария вступила в НАТО. В рамках подготовки к вступлению в Североатлантический Союз в ВВС Болгарии в 2003 г. была проведена масштабная реструктуризация. Количество самолетов и вертолетов с 465 в 1998 г. сокращено до 218 в 2003 г. Де-факто ВВС Болгарии на рубеже XX—XXI вв. фактически утратили свою боеспособность, так как большая часть из состоящих на вооружении "по списку" самолетов была непригодной к полетам. Естественно, новые союзники потребовали от Болгарии покупать западные самолеты. В 2004 году ВВС Болгарии купили в Швейцарии 6 поршневых учебно-тренировочных самолетов Pilatus PC-9M.
Учебно-тренировочный самолет Pilatus PC-9M ВВС Болгарии
В 2004 году был заключен договор с компанией "Еврокоптер" о покупке 12 многоцелевых AS-532AL "Кугар", предназначенных для ВВС, и шесть AS-565MB "Пантера" — для ВМС.
Многоцелевой вертолет AS-532AL "Кугар" ВВС Болгарии
В 2006 году у итальянской авиакомпании Alenia было заказано 3 легких военно-транспортных самолета C-27J Spartan. Изначально соглашение предполагало поставку пяти самолетов, однако в 2010 году министерство обороны Болгарии приняло решение отказаться от последних двух. Свое решение военное ведомство обнародовало в августе прошлого года. Поводом для отказа от самолетов стал дефицит военного бюджета. Средства, сэкономленные на четвертом и пятом Spartan, Болгария планировала потратить на оплату третьего самолета.
C-27J Spartan ВВС Болгарии
В настоящее время Болгария ищет замену МиГ-29. Учитывая прозападную политику болгарского правительства, вероятнее всего, заменой станет американский F-16, или снимаемый с вооружения где-нибудь в Европе. Бельгийцы уже предлагали F-16MLU, снимаемые с вооружения своих ВВС. Американцы ответили предложением поставить истребители F-16 блок 52+, шведы традиционно предложили истребитель Saab JAS-39 "Грипен". Впрочем, денег у болгар традиционно нет. Так что посмотрим…
http://topwar.ru/60233-istoriya-vvs-bol ... nnost.html