Пусть тут будет, если что модераторы перенесут.
Переводный материал журнала Combat Aircraft: учения RED FLAG ALASKA 16-1
В учениях Red Flag Alaska обычно принимают участие подразделения ВВС США Азиатско-Тихоокеанского
региона, базирующиеся в Японии и Южной Корее, а также истребители F-22 Raptor, приписанные к
эскадрильям авиабазы Elmendorf. Учения проходят на Объединенном тихоокеанском полигонном комплексе
Аляски (Joint Pacific Alaska Range Complex, JPARC), а самолёты совершают вылеты с авиабаз Eielson и Elmendorf.
Общая площадь воздушного пространства полигона JPARC составляет более 65000 кв. миль (168000 кв.
км) и поделена на 24 зоны боевых действий (MOA).
Без сомнения, самой важной деталью последних учений стало участие в них ВВС Индии, которые до
этого посещали Red Flag всего один раз в 2008 году. В нынешних учениях Red Flag Alaska 16-1 приняли
участие 12 самолётов и 202 военнослужащих ВВС Индии (из них 71 офицер).
В группу боевых самолётов ВВС Индии на этих учениях вошли четыре истребителя Су-30МКИ из 15-й
эскадрильи Flying Lances авиабазы Sirsa в западной части Индии, а также четыре истребителя-бомбардировщика Jaguar IS из 14-й эскадрильи Bulls с авиабазы Ambala. Помимо боевых самолётов в группу ВВС Индии также вошли два самолёта-заправщика Ил-78МКИ из 78-й эскадрильи Battle Cry авиабазы Agra и два военно-транспортных самолета Boeing С-17А из 81-й эскадрильи Skylords авиабазы Hindon, которые перевозили запчасти, наземное оборудование и военнослужащих. Однако С-17А не принимали непосредственное участие в учениях и отправились обратно на родину как только ВВС Индии
прибыли на авиабазу Eielson.
ВВС Индии очень долго готовились к участию в Red Flag Alaska и долго добирались до полигона. Капитан
Devashish Kukreti, командир эскадрильи Bulls, сказал: «В ноябре, как только мы узнали, что будем принимать
участие в учениях, мы сразу созвали конференцию. Нам необходимо было обсудить отбор пилотов,
подготовку техники, боевые задания для отработки на учениях. Кроме того, команда Red Flag предоставила
нам учебные материалы, которые нужно было изучить, чтобы понять, что нас ждёт на базе Eielson.
В декабре мы начали готовиться к учениям в три этапа по 15-20 дней каждый. На первом этапе была
индивидуальная подготовка отдельных пилотов и единиц техники, а на втором и третьем этапах эскадрильи
собирались вместе для отработки манёвров».
Всего в обучении приняли участие восемь экипажей из каждой эскадрильи: 8 пилотов истребителей
Jaguar и 16 пилотов истребителей Су-30МКИ, так как там экипаж состоит из двух человек. Капитан Kukreti
рассказал, как проходил отбор: «У нас работают вместе пилоты с разным опытом и разными званиями. Мы
подобрали идеальный союз младших пилотов и пилотов среднего уровня, а я — старший пилот нашей
эскадрильи. У нас нет каких-то особых критериев отбора, в основном имеет значение то, как пилот проявляет
себя в эскадрилье. Есть группа совершенно разных людей и среди них обязательно кто-то выделяется и
имеет преимущество над другими. И именно такого человека мы и выбираем».
«Нам нужно было учитывать погоду при полёте по маршруту и непосредственно на полигоне. Именно
поэтому мы выбрали тех пилотов, у которых есть требуемый метеоминимум. У наших пилотов есть минимум
для полётов по приборам и при попадании в неблагоприятные метеоусловия пилот может с ними
справиться».
Пересечение Атлантики
После всех подготовительных этапов подразделения ВВС Индии собрались на авиабазе Jamnagar и 3
апреля под руководством капитана H. Assudani отправились в длительное путешествие до авиабазы Eielson с промежуточными посадками в Бахрейне, Египте, Франции и Португалии. Оттуда авиагруппа добралась до
Канады, совершив ещё две посадки в Трентоне и Колд Лейке и, наконец, прибыли на авиабазу Eielson 16
апреля. Такой маршрут в западном направлении длиннее чем восточный, проходящий через Тихий океан.
ВВС Индии детально изучили оба маршрута перед путешествием и решающим фактором в выборе стали
более благоприятные метеоусловия в западном направлении. Кроме того, этот маршрут уже хорошо знаком индийским ВВС, так как именно по нему в 2004 году они добирались до авиабазы Eielson и в 2008 до
полигона Nellis в США для участия в учениях Red Flag.
По прибытию на авиабазу Eielson ВВС Индии начали двухнедельное обучение по системе Distant Frontier,
которая предусматривает полёты для ознакомления с местностью, изучение местных лётных ограничений и
инструктаж по технике безопасности.
Примечательно, что в этих учениях ВВС Индии использовали два типа боевых самолётов, хотя ранее на
всех международных учениях летали только на одном. В недавнем прошлом Су-30МКИ принимали участие в
учениях во Франции и Великобритании, в то время как истребители-бомбардировщики Jaguar были на
учениях Cope Thunder на авиабазе Eielson в 2004 году, а также на других двусторонних учениях, в числе
которых Eastern Bridge в Омане в 2009 году.
Несмотря на то, что ВВС Индии пришлось обслуживать два типа ВС, никаких накладок не возникало. Все
восемь самолётов обоих типов отрабатывали все запланированные боевые задания каждый день. При этом,
в отличие от других участников, использующих запасные самолёты, по очереди «отдыхающие» на земле, у
ВВС Индии таких самолётов не было. Всего два раза понадобились запчасти: во время перелёта на Аляску и
обратно и под конец пребывания на авиабазе Eielson.
Индийская тактика
ВВС Индии планировали всего 10 боевых заданий, по одному на каждый день, и хотя вылеты во время
учений были дважды в день — утром и днём — ВВС Индии принимали участие только в одном из них. Все
участники как обычно были разделены на команды «красных» и «синих» и индийцы в основном выступали на
«синей» стороне.
Организаторы учений Red Flag предлагали различные сценарии во время учений.
Истребители-бомбардировщики Jaguar в каждом сценарии выступали за «синих» как часть группы
бомбардировщиков и обычно работали вместе с F-16C Block 40 из 80-й эскадрильи с авиабазы Kunsan,
Южная Корея. Капитан Kukreti рассказал о том, как работают вместе Jaguar и Су-30МКИ: «Мы —
бомбардировщики, а Су-30 нас спасают. Мы отлично работаем в группах, которые организует нам команда
Red Flag. Так мы учимся лучше понимать друг друга и получаем новый бесценный опыт. Мы долгое время
летали вместе в Индии, поэтому у нас нет никаких проблем в общении. Мы очень хорошо понимаем друг
друга. В некоторых боевых заданиях здесь Су-30 выступают на стороне «красных», то есть как мои
противники».
Командир эскадрильи Су-30 C.U.V. Rao тоже говорит об интеграции: «Мы — часть группы. Самолёты ВВС
Индии не действуют индивидуально. Они (Jaguars) находятся под прикрытием не только Су-30, но и F-15 и
F-22 Raptor. F-22 были той частью нашей группы, которая находилась вне прямой видимости. Они летали в
одном ряду с нами как часть группы «синих».
Команда «синих» обычно состояла из Су-30, F-15C из 67-й эскадрильи ВВС США и F-22 из 90-й эскадрильи,
которые действовали против главных агрессоров — местных F-16C из 18-й эскадрильи ВВС США. Палубные
самолёты EA-18G Growler из эскадрильи Electronic Attack VAQ 137 подавляли средства ПВО противника с
помощью противорадиолокационных ракет AGM-88 HARM. Также каждый день совершали вылет два
самолёта E-3 AWACS.
Учитывая сведения о том, что Су-30 в некоторых сценариях выступали на стороне «красных», можно
предположить, что долгожданный союз Су-30 и F-22 наконец состоялся. Однако, пилоты ВВС Индии не
сообщили никакой информации на этот счёт.
Выводы
Главной целью ВВС Индии на учениях Red Flag было получение опыта и понимание, как необходимо
встраиваться в международные силы в условиях реалистичного боевого сценария и постоянно меняющейся
окружающей среды. И такой опыт можно получить всего на нескольких полигонах, один из которых Eielson.
Как объяснил капитан Kukreti: «Все уроки, которые мы извлекли из этих учений, очень ценны. Каждый разбор
полётов, каждое боевое задание. Когда мы вернёмся в Индию, мы обязательно постараемся встроить все эти
процессы в наше обучение, чтобы повысить его эффективность. Важнейшие плюсы этого полигона в том, что у нас были очень реалистичные цели, много пространства и отличные сценарии для отработки боевых
заданий. К тому же, природа здесь невероятно красивая!»
ВВС Индии надеются, что смогут принять участие и в других учениях Red Flag в будущем. Однако, из-за
высокой стоимости участия, пока это получилось только дважды. Как сообщают индийские СМИ, ВВС Индии
собираются принимать участие в учениях Red Flag Alaska раз в пять лет.
Перевод Анны Грицай (vk.com/anna.grits)