"..Черноморский флот топил собственные корабли не единожды. Впервые ему пришлось это сделать в 1854 году — во время обороны Севастополя были затоплены пять линейных кораблей и два фрегата, чтобы перекрыть вход в Севастопольскую бухту враждебным войскам Англии, Франции и Турции. Спустя несколько месяцев, когда эта преграда оказалась частично разрушена штормами, пришлось затопить еще два корабля. Позже на дно отправились также шесть кораблей Михайловского флота...
В 1905 году в Севастополе был установлен Памятник затопленным кораблям — девятиметровая гранитная скала с выступающим из нее пьедесталом, на котором установлена триумфальная семиметровая колонна. В 2016 году памятник был выбран как символ новой российской купюры в 200 рублей.
3 марта 1918 года правительство Ленина и Центральные державы (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя и Болгарское царство) подписали Брестский мир — договор, согласно которому Россия выходила из Первой мировой войны...
..Вице-адмирал Михаил Саблин, принявший командование Черноморским флотом, рассчитывал спасти его, подняв украинские флаги.
Однако большинство экипажей наотрез отказались это делать и предпочли покинуть бухту Севастополя, отправившись в Новороссийск...
..В начале июня в Новороссийск прибыл матрос с пакетом секретных документов, в том числе — с требованиями Льва
Троцкого затопить флот, чтобы тот не достался немцам. Саблин отправится в Москву, чтобы попытаться добиться отмены приказа.
10 июня флот получил от правительства несколько телеграмм. В них сообщалось, что в ходе переговоров немцы поставили ультиматум вернуть корабли в Севастополь до 19 июня, иначе они продолжат наступление вглубь России. Согласно указаниям правительства, корабли Черноморского флота нужно было передать немцам.
Однако одна из телеграмм, шифрованная, повторяла приказ Троцкого: затопить флот.
Среди команд кораблей было проведено голосование — отправляться ли в Севастополь или затопить корабли. За затопление проголосовало около 450 моряков, за сдачу флота немцам — 900. Однако около 1000 моряков выбрало вариант, который не предлагался — посмотреть, как будут развиваться события и при необходимости пойти в атаку.
В итоге часть кораблей отправилась в Севастополь, остальные же — всего 16 судов — были затоплены 18 июня 1918 года при помощи торпед. Взятый на буксир эсминец «Гаджибей», поднявший флаговый сигнал «Погибаю, но не сдаюсь», произвел неизгладимое впечатление на старшего лейтенанта Владимира Кукеля, командира эсминца «Керчь», участвовавшего в потоплении.
«Тяжелую и величественную картину представлял из себя Новороссийский рейд на котором одновременно корабли медленно погружаясь один за другим переворачивались. Корабли тонули от 25 до 45 минут», — вспоминал он.
По окончании задания была потоплена и сама «Керчь». Кукель передал в Новороссийск сообщение по радио:
«Всем, всем. Погиб, уничтожив те корабли Черноморского флота, которые предпочли гибель позорной сдаче Германии — эскадренный миноносец «Керчь»..." -
https://www.gazeta.ru/science/2018/06/18_a_11806051.shtml