Концепция реформы категории солдат и сержантов, изменения в боевой подготовке и системе поощрений.
Содержание:
§1. Изменение системы званий в категориях «солдаты» и «сержанты»
§2. О прапорщиках и производстве сержантов в офицеры
§3. О подготовке младших командиров
§4. Система поощрений и боевая подготовка
§5. О военно-политической подготовке
§6. Иные виды поощрений военнослужащих
Заключение
1. Изменение системы званий в категориях «солдаты» и «сержанты».
Непосредственно перед изложением концепции хочу особо подчеркнуть, что здесь намеренно представлена общевойсковая модель и почти не берутся в расчёт должности в ВКС, ВМФ, специальных войсках и службах (связь, ЗГТ и т.д.). Сделано это с целью недопущения чрезмерной перегруженности концепции, что усложнило бы её восприятие.
Считаю, что сам факт того, что солдатские должности могут замещаться сержантами, равно как и возможность (а она имеется) получить сержантское звание во время прохождения службы по призыву, губительно влияет на армию, её боевые качества и профессиональную подготовку младших командиров. Последние фактически ничем не отличаются от солдат, ни в плане умения командовать, управлять подразделением, ни в плане сознательности.
Также полагаю, что мы имеем избыточное количество сержантских званий, в то время как солдатских званий абсолютно недостаточно. Всё это никак не соотносится с реалиями настоящего времени. Например, звание «ефрейтор» в общевойсковом понимании предполагает старшинство его обладателя над остальными солдатами, т.е. ефрейтор – это старший стрелок/разведчик. Иными словами – он командир огневой группы, состоящей из двух или трёх бойцов. Но на деле он ничем от этих бойцов не отличается, их функции практически идентичны.
Суть предложения состоит в том, чтобы путём уменьшения количества сержантских званий, повысить их значимость. Количество же званий для категории «солдаты» увеличить с учётом того, что в нашей армии применяется смешанный набор. При этом следует особо выделить в солдатской категории действительно командирское звание, для командиров огневых групп.
С учётом сказанного выше, считаю целесообразным объединить звания «ефрейтор» и «младший сержант» в одно звание – «капрал»
[1]. Именно это звание должно соответствовать должностям старших стрелков, разведчиков и т.д.
Увеличение же количества званий солдатской категории призвано, в том числе, обозначить разницу между военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и по контракту на солдатских должностях. В связи с этим предлагается ввести следующие звания: «рекрут» (для вновь прибывших до прохождения КМБ/курса интенсивной подготовки), «рекрут-рядовой» (для прошедших КМБ/курс интенсивной подготовки с общим сроком службы до трёх месяцев), «рядовой 3 класса» (для прослуживших 3 месяца и более). Звание «рядовой 2 класса» должно присваиваться прослужившим 10 месяцев службы по призыву и положительно себя зарекомендовавшим. Рядовым 1 класса может быть исключительно военнослужащий по контракту с общим сроком службы не менее 18 месяцев, положительно себя зарекомендовавший.
Гражданин, выбравший двухгодичную службу по контракту, также должен проходить через все указанные звания.
Военнослужащие категории «солдаты» до звания «рядовой 1 класса» могут замещать равнозначные должности. Замещение должностей старших стрелков, старших разведчиков и т. д. производить исключительно военнослужащими контрактной службы с присвоением звания «капрал» (при наличии соответствующей выслуги).
Как было отмечено выше, в целях повышения значимости категории «сержанты» и формирования корпуса младших командиров, количество званий в этой категории необходимо сократить до двух. Например, оставить звание «сержант» для командиров отделений и объединить звания «старший сержант» и «старшина» в одно звание – «шеф-сержант»
[2]. Это уровень заместителя командира взвода.
В таблице 1 представлены предлагаемые звания и замещаемые ими должности.
Таблица1
[1] Рабочее название
[2] Рабочее название
2. О прапорщиках и производстве сержантов в офицеры
Необходимо признать, что повышение значимости категории «сержанты» влечёт за собой отсутствие необходимости в категории «прапорщики» в существующем виде. Однако считаю целесообразным оставить звание «прапорщик» в качестве низшего офицерского звания для военнослужащих, произведённых в офицеры из числа сержантов. Это нужно для того, чтобы имелось разграничение между кадровыми офицерами и произведёнными.
Вместе с тем, практика производства сержантов в офицеры с присвоением звания «прапорщик» должна получить более широкое распространение. Это обеспечит приток на младшие офицерские должности военнослужащих, прошедших все ступени службы, что несомненно положительно отразится на работе с личным составом на уровне взводов. Такие командиры могут стать превосходными проводниками решений старших командиров. Кроме того, это послужит хорошим стимулом для солдат и сержантов
3. О подготовке младших командиров
Отдельно следует остановиться на подготовке младших командиров. Обучение сроком в 34 месяца совершенно не подходит и выглядит абсолютно непривлекательно для потенциальных кандидатов из-за его длительности, скромного денежного довольствия и условий проживания.
Считаю целесообразным создание на базе воинских частей и/или учебных центров соответствующих курсов подготовки общевойсковых младших командиров, разработку программы обучения, рассчитанную на 6 недель (для командиров огневых групп - капралов) и 12 недель (для сержантов). На эти курсы должны направляться военнослужащие, назначенные на соответствующие должности.
Вопреки устоявшейся традиции, эти курсы должны готовить не спортсменов, а именно
младших командиров, т.е. упор должен делаться прежде всего на такие командирские навыки как управление личным составам в боевой обстановке, ориентирование на местности, военную топографию, корректировку огня и т.д. Кроме того, на более высоком уровне должна проводиться военно-политическая подготовка, т.е. должны преподаваться основы геополитики.
4. Система поощрений и боевая подготовка
Я полагаю, что в нашей армии имеется серьёзный крен в сторону физической готовности в ущерб остальным элементам боевой подготовки. Достаточно вспомнить, что именно за успешную сдачу нормативов по физической подготовке военнослужащий получает наибольшую прибавку к заработной плате. Сюда можно отнести также наличие спортивных разрядов. Таким образом, возникает ситуация, при которой военнослужащий, не обладающий особыми способностями, кроме физического развития, поощряется лучше специалиста, который в свою очередь физически развит средне. Иными словами, совершенно неважно, насколько хорошо военнослужащий знает свои должностные обязанности, гораздо важнее, чтобы он хорошо бегал. Да, существуют надбавки за классность и добросовестное исполнение служебных обязанностей, но это никак проблему не решает.
Убеждён, что такая практика причиняет серьёзный вред всей идее военной службы, ставит под сомнение необходимость добросовестного обучения должностным обязанностям.
Я считаю, что поощрение должно соответствовать реальным достижениям военнослужащего во всей полноте боевой подготовки. При этом наибольшее вознаграждение должно определяться за сдачу нормативов на «отлично» и успешное овладение профильными навыками. Например, в подразделениях специального назначения это тактико-специальная, воздушно-десантная, физическая и огневая подготовка, в подразделениях связи – подготовка по связи и тактико-специальная подготовка, для водителей – вождение, автомобильная подготовка, ремонт и эксплуатация и т.д.
Разумеется, физическая подготовка является важным элементом боевой подготовки. Однако она должна перестать быть чем-то первостепенным, определяющим.
В таблице 2 представлены примеры начисления денежного вознаграждения военнослужащим в зависимости от оценок и должностных обязанностей.
Таблица 2. Полужирным шрифтом выделены оценки и надбавки за профильные элементы
5. О военно-политической подготовке
Отдельно необходимо остановиться на военно-политической подготовке. Уверен, что этот элемент боевой подготовки должен рассматриваться в качестве профильного для всех видов и родов Вооружённых Сил РФ вне зависимости от занимаемых должностей. При этом военно-политическая подготовка должна проводиться на качественно ином уровне. Для этого должен быть разработан новый курс – единый стандарт с опорой на использование возможностей медиа.
Сегодня всё ограничивается изучением истории героических сражений и в основном только времён Великой Отечественной войны с небольшими добавлениями в виде Отечественной войны 1812 года. В этот набор также входят Полтавская битва, Куликовское сражение, и Битва на Чудском озере.
Даже из такого ущербного курса выпадает целый пласт в виде Крымской войны, Русско-Японской, Первой Мировой. Таким образом, нет никакой системы, обеспечивающей сознание преемственности и целостности нашей истории. Тем более, что упомянутые в этом абзаце войны до сих пор рассматриваются тенденциозно и однобоко, как это было принято в советские времена.
Кроме того, совершенно необходимым представляется преподавание хотя бы основ геополитики и международных отношений в целом на конкретных примерах из современной истории. На сегодняшний день значительное число военнослужащих совершенно не понимают, что происходит в мире, почему мы должны присутствовать в каких-то регионах, в чём жизненные интересы нашей страны и т.д. В их представлениях всё сводится к желанию властей контролировать углеводороды и другие полезные ископаемые. В конечном итоге это приводит к недоверию властям, оппозиционным настроениям в армии.
Занятия по военно-политической подготовке должны проводиться еженедельно с обязательными видеоотчётами.
6. Иные виды поощрений военнослужащих
Здесь хотелось бы отметить совершенно ошибочный, на мой взгляд, принцип вознаграждения исключительно в денежном эквиваленте военнослужащих за различные достижения. Выше уже упоминалось о том, что единственное серьёзное денежное вознаграждение за сдачу нормативов по физической подготовке приводит к излишней концентрации военнослужащих именно на спорте в ущерб всему остальному. Однако я полагаю, что сам факт только лишь денежного вознаграждения оказывает негативное влияние на само понимание военной службы. Убеждён в том, что должен быть рассмотрен вопрос о целесообразности иных видов поощрений. В качестве примера можно предложить предоставление дополнительных дней отдыха к основному отпуску, льготное исчисление выслуги за определённый период и т.д.
Заключение
Подводя итоги, хочу отметить важность всех озвученных проблем и необходимость их своевременного решения. Нет никакого смысла надеяться на то, что раз до сих пор всё существовало в таком виде, значит это правильно и так и должно быть. Реалии меняются. И это касается всего. На мой взгляд, такие факты как неполноценность унтер-офицерского звена, отсутствие корпуса сержантов в принципе, воспитание воинов-спортсменов вместо специалистов и профессионалов – всё это приводило и будет приводить к неоправданно высоким потерям в боевой обстановке.
Отсутствие внятной военно-политической подготовки будет иметь следствием, во-первых, низкий моральный дух армии, нежелание выполнять задачи, рисковать жизнью «ради чьих-то карманов». Во-вторых, вкупе с системой поощрения, выражающейся почти исключительно в денежном эквиваленте, это приводит к отсутствию патриотизма, неприятию самой сути служения, постоянному подсчёту выплат и доплат за выполнение задач, получение медалей и т.д.
Изменения необходимы, и они должны быть не косметическими и бесполезными, вроде введения должности главного сержанта, а системными. Всё это нужно для того, чтобы армия стала армией профессионалов и патриотов на всех уровнях, особенно на самом массовом – уровне солдат и сержантов.