Сегодня прошло последнее заседание Совета по правам человека под руководством Дмитрия Медведева. Президент подвел итоги работы за последние четыре года и призвал Совет быть «ближе к народу и заниматься не только рассмотрением резонансных дел».
Что сделали и чего не смогли, как проработали последние четыре года — это заседание Совета по правам человека при президенте Дмитрий Медведев в должности главы государства проводил в последний раз. Итоги работы президент оценил скорее положительно. Хотя и не без некоторых оговорок. Очевидно, что и члены совета, и сам Медведев не всегда были довольны тем, как реагировали государственный структуры на реализацию принятых решений.
«Я всегда предельно внимательно и лично изучал каждое ваше обращение, каждое ваше письмо. Давал поручение государственным структурам. У меня после встречи с вами всегда такая кипа была на столе. И я все это досконально смотрел, давал необходимые инструкции. Но, вы сами понимаете, в ряде случаев, естественно, просто в результате проверки государственные структуры предлагали другую позицию, — сказал глава государства. — Но в ряде случаев сам государственный аппарат не показывал лучших своих качеств. Это громоздкий механизм, который работает, мы сами знаем, как. Мягко говоря, не спеша. И далеко не всегда подчиняясь соображениям содержательным. Скажем, подчиняясь соображениям бюрократическим».
Впрочем, Медведев отметил, что совет сделал многое. Из последнего — решение о создании общественного телевидения. Совет ведь принимал участие в разработке его концепции. Продолжая разговор об итогах работы, его глава Михаил Федотов сказал: «Мне не стыдно за все то, что сделали, но стыдно за то, что не сделали или не сумели довести до конца». Совет защищал всех, кому нужна была помощь — военных при проведении армейской реформы, невинно-осужденных, свободу прессы.
«Некоторые из наших предложений уже стали законами. Вы сегодня сказали об отмене трехлетнего испытательного срока для впервые назначенных судей. Добавлю о введении апелляционных судов, о распределении дел между судьями с помощью генератора случайных чисел и так далее. Не будем забывать и меры, направленные на защиту свободы прессы, декриминализацию клеветы и оскорблений», — отметил Федотов.
Наконец, именно по инициативе Совета был введен запрет на использование заключения под стражу в качестве меры пресечения по экономическим преступлениям. И сразу же количество возбужденных дел по некоторым статьям Уголовного кодекса в сфере предпринимательства сократилось на 70-80%. То есть, деятельность Совета, по оценке самого Федотова, приносила очевидный антикоррупционный эффект.
Вообще, в последние три года Совет стал одной из площадок, где открыто обсуждались сложные и не всегда приятные для власти вопросы. Например, дела Михаила Ходорковского и Сергея Магнитского.
«Мы очень часто возвращались к резонансным, но единичным случаям. Ну за примерами далеко ходить не надо: это случаи или уголовные дела Ходорковского, Магнитского. В ряде случаев это вполне может быть оправдано. Но в целом это иногда создавало ощущение, что Совет заинтересован только в решении проблем по высокорезонансным раскрученным делам. Я хотел бы заметить в связи с этим следующее: количество лиц, в отношении которых возникают сомнения в их вине, в совершении преступления или в иных обстоятельствах дела, существенно больше. И мы с вами это прекрасно понимаем», — сказал Дмитрий Медведев.
«Я получал обращения из очень разных мест, в том числе, естественно, из мест лишения свободы. И там был один вопрос — почему вы занимаетесь только несколькими известными делами? А кто позаботится о нас, о других заключенных, о тех, кто, допустим, считает, что он пострадал от органов правопорядка?» — добавил президент.
Дмитрий Медведев заметил, что сегодняшнее заседание — это подведение всего лишь промежуточных итогов работы. Президент в России будет другой, но сам Совет никуда не денется и деятельность свою будет продолжать. Главное, чтобы был учтен предыдущий опыт и были поставлены четкие задачи на будущее. Потому что, как показала практика, даже президентской власти порой недостаточно, чтобы решить все накопившиеся проблемы.