Межконтинентальная сверхзвуковая крылатая ракета "Буря"

Пастор

Активный участник
Сообщения
423
Адрес
Россия, Москва

Ввиду занятости ОКБ-1 НИИ-88 работами по созданию и развитию боевых ракет Р-5 и Р-7 после выхода Постановления Совета Министров СССР от 20 мая 1954 года тематику по крылатым ракетам дальнего действия передали в Министерство авиационной промышленности. К работам были привлечены ОКБ-301 главного конструктора СССР СА Лавочкина и ОКБ-23 главного конструктора В.М. Мясищева. Постановлением СМ СССР от 20 мая 1954 года N957-409 задавалась разработка двух типов межконтинентальных самолетов-снарядов для поражения целей на территории США. Поисковая работа конструкторских коллективов получила наименование "КРМД" - крылатая ракета межконтинентальной дальности.

Результаты темы "КРМД" были использованы при разработке комплексов с межконтинентальной крылатой ракетой "Буря" (изделие "350", В-350, Ла-350) в ОКБ-301 и с МКР "Буран" (изделие "40") - в ОКБ-23.

Научным руководителем проектов "Бури" и "Бурана" был назначен директор НИИ-1 академик, будущий президент Академии наук СССР Мстислав Всеволодович Келдыш. Он входил в состав королевского Совета Главных конструкторов, прекрасно был знаком с результатами разработки экспериментальной крылатой ракеты, был наиболее информированным ученым по всем важнейшим научно-техническим проблемам, требовавшим решения при создании носителей ядерного оружия.

Главным конструктором крылатой ракеты "Буря" у СССР СА Лавочкина был назначен Наум Семенович Черняков (позднее был главным конструктором Т-4 ОКБ П.О. Сухого). Среди наиболее важных и сложных технических проблем, решенных в процессе подготовки "Бури" и "Бурана", можно отметить создание для них СПВРД и астронавигационной системы (ее разработал филиал НИИ-1, руководимый Рубеном Чачикяном). Кроме того, на этих ракетах впервые нашел применение новый тогда для советского ракетостроения материал - титан. Этот металл, способный сохранять высокие механические свойства при значительных температурах, оказался незаменим в условиях длительного полета на больших сверхзвуковых скоростях.

Во время работы над "Бурей" в ОКБ-301 СССР СА Лавочкина впервые в Советском Союзе была разработана и внедрена технология сварки титана, а также некоторые виды механической обработки этого материала. Вместе с титаном в конструкции "Бури" использовались и другие термостойкие материалы, применявшиеся для герметизации, различных покрытий, изоляции, остекления и т.д. Большинство из них к моменту создания "Бури" были не освоены в СССР, и их внедрение шло параллельно работам над ракетой.

Эскизный проект "Бури" был выполнен в августе 1954 года. Как и предлагал Королев, ракета была составной (двухступенчатой). После рассмотрения заказчиком эскизный проект ракеты был доработан в 1955 году, вес боевого заряда увеличили с 2,1 до 2,35 тонны. Это повлекло за собой изменения в конструкции и, соответственно, отразилось на сроках подготовки машины "350". Вес МКР несколько увеличился (стартовый вес достиг 95 000 кг, вес маршевой ступени - 33000 кг). Для первой ступени ракеты "Буря" в ОКБ-2 главного конструктора А.М. Исаева с 1954 года разрабатывался четырехкамерный ракетный двигатель С2.1100 с турбонасосной системой подачи топлива. Вскоре началось изготовление стартовых ускорителей первой ступени на заводе №207.

Отработка аэродинамической схемы ракеты проводилась на экспериментальных стендах в ЦАГИ и ЛИИ в натурных условиях на сбрасываемых с самолета масштабных моделях длиной около 2 м (работы велись под руководством Е.Д.Ямпольского).

Стартовала "Буря" вертикально с лафета, затем, в соответствии с заданной программой, проходила разгонный участок траектории, на котором сначала управлялась газовыми рулями, затем они сбрасывались и управление переключалось на воздушные рули. После разгона, когда скорость полета достигала нужного значения, СПВРД выходил на режим полной тяги, и на высоте 17500 метров производилась расцепка ускорителей с маршевой ступенью. После этого полет корректировался с помощью системы автоматического астронавигационного управления типа "Земля". Система была рассчитана на дальность 8000 километров. "Буря" летела с постоянной скоростью, соответствующей М=3,1-3,2. При подходе к цели ракета должна была совершить противозенитный маневр, подняться на высоту 25 километров и оттуда резко спикировать на цель, и на этом режиме происходило сбрасывание головного конуса с боезарядом. По результатам самолетных испытаний вероятное отклонение от цели не должно было превышать 10 километров.

Техническая документация для "Бури" была завершена в 1957 году и вскоре было начато производство опытного экземпляра. Параллельно с ним на заводах в Куйбышеве была запущена серия ракет для проведения летных испытаний.

Летно-конструкторские испытания ракеты "Буря" начались 31 июля 1957 года на ГЦП-4 (Капустин Яр). Была выполнена попытка запуска. Первый же пуск с наземной наводимой по азимуту стартовой установки (восьмиосная железнодорожная платформа, установленная на поворотной конструкции) состоялся 1 сентября 1957 года. При старте произошел преждевременный сброс газовых рулей, ракета через несколько секунд упала и взорвалась. Во втором пуске ракета взорвалась в полете на 31 секунде, в третьем - на 63 секунде и в четвертом - на 81 секунде полета. Только 22 мая 1958 года в пятом пуске успешно прошла расцепка ступеней ракеты и был запушен маршевый СПВРД. Затем последовало три неудачных пуска.

Тем временем испытания продолжались. Следующие пуски (с пятнадцатого по восемнадцатый) были произведены по длинной трассе: полигон Владимировка (севернее Каспийского моря) - полуостров Камчатка. Последний пуск, при котором ракета пролетела 6500 км, состоялся 16 декабря 1960 года. СПВРД работал нормально, но расход топлива значительно превосходил расчетный. Реально полученное круговое вероятностное отклонение - 4-7 км. Проектная дальность - 8000 км достигнута не была, но результаты этих пусков позволили сделать вывод о возможности увеличения дальности ракеты. Началась подготовка к серийному производству.

Но к тому времени уже была поставлена на вооружение межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, вышла на летные испытания новая баллистическая ракета "Р-16" конструкции Михаила Янгеля на высококипящих компонентах топлива. Эти ракеты могли преодолеть любую противовоздушную оборону тех лет, имели большую скорость полета, относительно простую конструкцию и т.д. Было принято решение ограничить стратегический ракетный парк страны баллистическими ракетами и руководство СССР сочло нецелесообразным создавать еще один носитель.

Генеральный конструктор Семен Лавочкин пытался доказать, что не стоит отказываться от крылатого летательного аппарата с уникальными летно-тактическими данными. Он предлагал использовать "Бурю" как беспилотный фоторазведчик большой дальности или как ракету-мишень.
Хотя работы по фоторазведчику начались еще в 1958 году, постановление правительства № 138-48 о такой разработке появилось лишь 5 февраля 1960 года, по этому же постановлению прекращались работы над "Бурей" как стратегической ракетой. Оставшиеся 5 ракет выделялись для отработки фоторазведчика. Однако в июне 1960 года генеральный конструктор скончался. Проект разведчика просуществовал до октября, а мишени - до начала следующего года, но и их закрыли.

Было произведено 4 пуска "В-350" в интересах создания фоторазведчика и скоростной высотной мишени для комплекса ПВО "Даль". Последняя ракета была пущена с полигона Капустин Яр 16 декабря 1960 года (18-й пуск).

Всего изготовлено 19 ракет и произведено 18 (по другим данным 17) пусков, из которых 3 были аварийными.

В 1955-1957 годах в ОКБ-301 СССР СА Лавочкина велось предэскизное проектирование экспериментальной крылатой атомной ракеты (КАР) с ядерным ПВРД конструкции М.М.Бондарюка. Работы по ракете "375" не получили значительного развития - КАР получилась огромной.

На основе задела по "Буре" в ОКБ СССР СА Лавочкина и М.М.Бондарюка велись работы по созданию воздушно-космического самолета и гиперзвукового ПВРД для него, но после смерти СССР САЛавочкина программа была прекращена.

В 1956-58 в США велись испытания аналогичной разработки - сверхзвуковых крылатых ракет NAVAHO G-26 и межконтинентальной G-38. После 11 неудачных пусков программа была закрыта.

Описание
Конструкция ОКБ-301 СССР САЛавочкина
Обозначение «350» «Буря»
Тип крылатая ракета класса «поверхность-поверхность»
Первый старт 1 сентября 1957
Ускорители Маршевая ступень
Геометрические и массовые характеристики
Длина ракеты, м 19,88
Длина ступени, м 18,9 18
Диаметр корпуса, м 1,45 (1,6) 2,20
Расстояние между блоками, м 5,2
Высота ракеты, м 6,642
Размах крыла, м 7,746
Площадь крыла, м2 60
Взлетная масса, кг 97215 (130000)
Масса ступени, кг 2х 27000 40860 (33000)
Вес пустого, кг 2х 4000 13000
Масса боеголовки, кг 2190 (2350)
Силовая установка
Число двигателей 2 х 4 1
Двигатель ЖРД С2.1150 (С2.1100) ПВРД РД-012У
Тяга двигателя, кгс 2х 68400 (68610) 1х 7650
Компоненты топлива окислитель азотная кислота
горючее амины керосин
Летные данные
Скорость полета, (М=) максимальная 3,3
маршевая 3,1-3,2
Высота полета, км 18-24,5
Дальность полета, км достигнутая 6500
расчетная 8500
Точность стрельбы (КВО), км 10
По материалам: http://www.laspace.ru/
 

VOROT

Активный участник
Сообщения
282
Адрес
Вінниця
Книга "Космические крылья" - подарок для профессионалов и не только...

http://www.buran.ru/htm/space_wings.htm



Добавлено спустя 3 часа 16 минут 47 секунд:

Самое удивительное в том, что еще на рубеже 50-60-х на Экспериментальном машиностроительном заводе (в то время ОКБ-23, возглавляемое В.М. Мясищевым) велись работы по межконтинентальной крылатой ракетой (МКР) "Буран" и пилотируемым "ракетопланом" (орбитальным кораблем) "48".

МКР "Буран" под обозначением изделие "40" начала разрабатываться в ОКБ-23 по постановлениям Совмина СССР от 20 мая 1954 г. и от 11 августа 1956 г. Главным конструктором "Бурана" назначили Г.Н. Назарова.
Ракета представляла собой вертикально взлетающий беспилотный самолет "42" (маршевая ступень) классической схемы с треугольным крылом стреловидностью 70° по передней кромке и площадью 98 м2. Оперение - крестообразное, с аэродинамическими рулями. В качестве силовой установки использовался ПВРД, разрабатывавшийся в ОКБ М.М. Бондарюка с лобовым воздухозаборником, на входе которого находилось центральное многоскачковое тело. Внутри последнего размещалась боевая часть весом 3500 кг. Горючее находилось в кольцевых фюзеляжных топливных баках.
Для старта и разгона маршевой ступени "42" до скорости запуска сверхзвукового ПВРД использовались 4 ускорителя "41" с ЖРД тягой по 55 т, разработанные на базе самолетных ускорителей "СУМ". После запуска маршевого двигателя ускорители отстреливались, и самолет-снаряд должен был лететь к цели, расположенной на удалении 7500-8000 км, в автоматическом режиме со скоростью 3290 км/ч на высотах 24-25 км.
http://www.buran.ru/htm/myasi.htm





Добавлено спустя 1 час 21 минуту 50 секунд:


По "БУРЕ"
http://www.buran.ru/htm/afan.htm

Авиация и космонавтика
N 4 (апрель) 1993

"Работы прекратить. Материалы уничтожить"
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Что поделаешь, если и "Буран", и "Буря" просто "опоздали" со своим рождением
 

VOROT

Активный участник
Сообщения
282
Адрес
Вінниця
vlad2654
Не хочется повторятся, там же есть описание ситуации в КБ, но по моему просто военные потеряли интерес к Бурану, когда лопнул Полюс(лазеры) и Каскад(ракеты) в космосе
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
VOROT
Не стоит путать изделие 42 (межконтинентальную крылатую ракету "Буран" образца конца 50-х) с кораблем 11Ф35. Это две разные системы, отсоящие друг от драга на 30 лет. Поэтому потеря интереса к "Бурану" (11Ф35), а также к "Полюсу" и "Каскаду" тут не причем.
 

VOROT

Активный участник
Сообщения
282
Адрес
Вінниця
vlad2654
А я и не путаю, полезную нагрузку для энергии (кроме последнего бурана) можно посмотреть, да Вы её и так знаете. В своем первом полете ракета-носитель "Энергия" несла в качестве полезной нагрузки экспериментальный аппарат "Скиф-ДМ" (17Ф19ДМ), в открытой печати названный "Полюс".Еще в 1981 г. КБ "Салют" создало космический аппарат - станцию "Скиф", оснащаемую лазерным оружием по программе противоспутниковой обороны типа "анти-СОИ" с последующим совершенствованием - предполагалось оснастить лазерной системой поражения ядерные головные части ракет. Лазерный бортовой комплекс вооружения "Скифа" создавался в НПО "Астрофизика".
http://www.buran.ru/htm/36-3.htm
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
VOROT
Да, знаю, но вы постите данные о нереализованных проектах - крылатых ракетах "Буря" и "Буран" конца 50-х. А они просто-напросто "Родились" слишком поздно. В сравнении с той же королевской Р-7 - это было совершенно ненеобходимое оружие. Скорости и высоты у них были такие, что их можно было сбить ЗРК типа "Найк-Геркулес". А вот Р-7, несовершенную, с огромным временем подготоки - нет
 

VOROT

Активный участник
Сообщения
282
Адрес
Вінниця
vlad2654 Ну а куда деть тогда Скиф(полюс) и Каскад в тему ОРУЖИЕ?

Оба типа боевых КА разработки НПО "Энергия" было решено создать на одной конструктивной базе. Исходя из оценок массовых характеристик будущих боевых комплексов в качестве базовой платформы была выбрана орбитальная станция типа 17К ДОС. НПО "Энергия" имела уже большой опыт эксплуатации аппаратов такого класса. На основе этой базовой платформы, как уже говорилось выше, были разработаны два боевых комплекса:

17Ф19 "Скиф" - система, предусматривающая использование лазеров,

17Ф111 "Каскад" - система с ракетным оружием.

НПО "Энергия" была головной организацией по всей программе противоспутникового и противоракетного оружия космического базирования. Головной фирмой по лазерному комплексу для "Скифа" стало НПО "Астрофизика" - ведущая советская фирма по лазерам. Ракетный комплекс для "Каскада" разрабатывался в фирме А.Э.Нудельмана, известного советского конструктора оружия для самолетов и КА. Выводить на орбиту "Скифы" и "Каскады" должны были на первом (экспериментальном) этапе РН 8К82К "Протон-К", а позже - орбитальные корабли 11Ф35ОК "Буран". Для большего срока боевого дежурства каждый из типов этих КА имел возможность дозаправки, которую должны были обеспечивать корабли "Буран". Кроме того, предусматривалась возможность посещения боевых станций экипажем из двух человек сроком до 7 суток на кораблях типа "Союз".

Программа "Каскад", хотя и представляет большой интерес, не относится к теме данной статьи. Коротко можно сказать лишь то, что в НПО "Энергия" совместно с фирмой А.Э.Нудельмана были разработаны очень эффективные ракеты класса "космос-космос" для этого аппарата. Для испытаний этих ракет на орбите было решено установить их на грузовые транспортные корабли 11Ф615А15 "Прогресс". На первом этапе в 1986-88 гг. были запланированы пять полетов таких кораблей в рамках программы "Каскад
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
VOROT
Нет, не в тему оружие. Просто создать, к примеру тему "Скиф" и "Каскад". Или назвать ее как-нибудь по другому. Танная тема - о крылатой ракете конца 50-х.
Думаю, что и делить тему на две - не стоит в силу мизерной информации о них.

VOROT написал(а):
Оба типа боевых КА разработки НПО "Энергия" было решено создать на одной конструктивной базе. Исходя из оценок массовых характеристик будущих боевых комплексов в качестве базовой платформы была выбрана орбитальная станция типа 17К ДОС.
Скажем так. На основе конструктивных решений изделий 17К. Это была не полноразмерная станция, а только часть ее корпуса и ЕМНИП она должна была выводиться в отсеке полезной нагрузки "Бурана".
К сожалению ни один из прогрессов по программе "Каскад" так и не полетел. Они все впоследствии использовались в качестве грузовых. Можно скаазать, что программа "Каскад" с ракетным оружием и ее брат-близнец с лазерной установкой так и остались "Бумажными". Они должны были бы получить развитие в дпвух случаях:
1. Если бы гонка вооружений в космосе продолжилась, т.е. американцы бы начали масштабное развертывание своней программы СОИ и
2. Если бы программа "Буран" не накрылась медным тазиком.
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Пастор написал(а):
А что из СОИ было технологически осуществимо на тот момент?
наиболее осуществима была продпрограмма "Бриллиант пабблз" и "Эскалибур". Первая представляла собой блок, оснащенный уже не помню каким количеством, но большим, несколько десятков ЕМНИП ракет-перехватчиков. Вторая - лазер с ядерной накачкой. Система была честно говоря немного того, но американца проводили подхемные испытания этого изделия. разумеется и первая и вторая на то время не было отработаны на 100%, но они были более реальны, чем все это кинетическое оружие (ускорители массы), лазерные боевые станции
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
VOROT
Нет, давайте подумаем, как назвать такую тему (пишите в личку), создам я или вы, и перенесем туда эти посты
 

lis1

Активный участник
Сообщения
25
Адрес
РОССИЯ
Страна «Веселого тазика»
К 23-летию полета «Бурана»
- А почему ваш тазик веселый?
- Это же так весело – кидать в него мячик!
Разговор в ЦПКиО им. М.Горького, сентябрь 2011 г.
Из 5 "Буранов", намеченных к строительству в 1976 году, на рубеже 80-90-х годов в готовности к полету было только 2 корабля:
- изделие 1.01 (собственно слетавший в космос 15.11.1988 в автоматическом режиме ОК "Буран"); карта интерактивная - можно поиграть


- изделие 1.02 (степень готовности к полету в начале 1990 г. оценивалась в 95%, официального собственного имени не имел, неофициально назывался "Птичка" или "Буран-2")

Добавлено спустя 6 минут 55 секунд:

Пастор написал(а):
А что из СОИ было технологически осуществимо на тот момент?

В середине 70-х гг. работы по ударному космическому оружию были начаты в НПО "Энергия. Головная роль "Энергии" была оформлена специальным Постановлением ЦК КПСС и СовМина "Об исследовании возможности создания оружия для ведения боевых действий в космосе и из космоса". Этим постановлением в СССР разворачивались работы, которые в США были официально поддержаны американским Президентом лишь 7 лет спустя.
Эти работы начались несмотря на Договор об ограничении систем противоракетной обороны, подписанный в Москве 26 мая 1972 г. Согласно этому Договору стороны, среди которых был и Советский Союз, обязывались "...не создавать, не испытывать и не развертывать системы (компоненты) противоракетной обороны морского, воздушного, космического и мобильно-наземного базирования".
Многие из тех, кто готовил и подписывал этот договор, 4 года спустя готовили и подписывали Постановление, полностью противоречившее взятым на себя Союзом в 1972 г. обязательствам.
"Звездные войны", которых не было http://www.buran.ru/htm/str163.htm
Задачи, которые поручалось решить НПО "Энергия", были, практически, теми же, которые поставил Рейган в СОИ в 1983 г.
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Но по большому счету кроме "Скифа" ничего в железе не было. Более того, то, о чем обычно упоминают - лазерный и ракетный блок - вообще были "бумажными", до железа не дошли. И самое интересное, что этому лазерному блоку в СМИ присваивается название "Скиф". хотя "Скиф" это совесм другое изделие. Хотя на 100% утверждать что лазерный блок не имел тоже название "Скиф" затруднительно. В СССР могли быть и не такие еще выкрутасы
 

Бабуин382

Активный участник
Сообщения
2.536
Адрес
г.Новосибирск
Когда появились фотографии "Бури" в инете активно стал обсуждался вопрос вот этого вроде как чуждого аэродинамике наплыва\колпака? на условно верхней стороне корпуса. Слышал версию, что это типа кабина лётчика-камикадзе)).
 

TimeJedi

Активный участник
Сообщения
8.271
Адрес
Воронеж
Когда появились фотографии "Бури" в инете активно стал обсуждался вопрос вот этого вроде как чуждого аэродинамике наплыва\колпака? на условно верхней стороне корпуса. Слышал версию, что это типа кабина лётчика-камикадзе)).
Если ракета противоспутниковая, то космонавта камикадзе
 

Бабуин382

Активный участник
Сообщения
2.536
Адрес
г.Новосибирск
Если ракета противоспутниковая, то космонавта камикадзе
Это крылатая ракета с основным двигателем ПВРД - конкурент баллистической "семёрки". Концепция не нашла применения.
 
Сверху