Большой Курильский ремонт
До правительства России дошла простая, но очевидная мысль. Если страна хочет сохранить за собой какую-либо территорию, ее необходимо осваивать и обустраивать. В России таких отсталых окраинных территорий слишком много, чтобы решить эту задачу одновременно. Но постепенно положение начало меняться. После того как власти озаботились социально-экономической ситуацией в северокавказских республиках, прежде всего, в Чечне, очередь дошла и до еще одной проблемной территории - Курильских островов.
На очередном четверговом заседании правительства была одобрена федеральная целевая программа развития Курил на период с 2007 по 2015 годы. С докладом по этому вопросу выступил министр экономического развития Герман Греф. В подготовленном его ведомством проекте предусматривается выделение на эту программу почти 18 миллиардов рублей, то есть по 2 миллиарда рублей в год, что эквивалентно примерно 300 тысячам рублей на каждого жителя островов.
Это сделает Курилы одним из самых дотационно-обеспеченных регионов России. При этом Греф весьма оптимистично смотрит на будущее островов и с позиции народонаселения. По его мнению, если все задуманное удастся претворить в жизнь, то к моменту окончания программы их население вырастет на треть, с нынешних 19 до 28-30 тысяч человек.
Для этого надо всего лишь обеспечить жителям человеческие условия существования, включая социальную сферу, занятость и регулярную связь с большой землей. Четыре основных блока федеральной программы предусматривают развитие транспортной инфраструктуры, рыбообрабатывающей промышленности, социальной инфраструктуры и решение энергетических проблем. В качестве дополнительных блоков в программе выделены разведка и добыча полезных ископаемых, а также развитие туризма.
Предыдущая программа развития Курил, окончившаяся в прошлом году, фактически завершилась провалом по причине недофинансирования, пояснил Греф. Министр отвел на возрождение островов десять лет, для чего в ближайшие два года финансирование Курил будет увеличено в 20 раз. "Уровень жизни населения Курил в ближайшие годы будет доведен до среднероссийского, а затем - и до уровня сопредельных государств", - подчеркнул министр.
В настоящее время на островах действуют всего два рыбозавода, и оба - государственные. Греф предлагает создать еще 20 новых рыборазводных заводов для восполнения биоресурсов. Кроме того, федеральная программа предусматривает создание такого же количества частных рыборазводных заводов и реконструкцию одного рыбоперерабатывающего завода. По мнению Грефа, в рыбопереработку надо будет активно привлекать частные инвестиции.
На островах планируется строительство новых детсадов, школ, больниц, развитие транспортной сети, в том числе строительство современного всепогодного аэропорта. Греф отметил, что даже федеральным министрам приходилось задерживаться на островах и ждать окна хорошей погоды, чтобы вылететь оттуда. Его поддержал министр обороны Сергей Иванов, который напомнил, что курильские аэропорты "были построены еще японцами для взлeта камикадзе". По словам Иванова, летчикам, доставляющим на Курилы людей и грузы, впору присваивать звания Героев России.
Проблему дефицита электроэнергии, которая на Курилах в четыре раза дороже, чем на Сахалине, планируется решить за счет строительства электростанций, работающих на геотермальных источниках. Этот опыт уже активно используется на Камчатке и в Японии.
Между тем губернатор Сахалинской области Иван Малахов отметил, что на островах имеются подтвержденные запасы золота, титана и еще ряда стратегических полезных ископаемых, которые не разрабатываются из-за отсутствия необходимой инфраструктуры.
В целом за время выполнения программы объем промышленного производства предполагается увеличить в полтора раза, объем биоресурсов - в два раза, а доходы от рыбопереработки - в 2,5 раза. Кроме того, глава МЭРТ не исключил возможности создания на Курилах особой экономической зоны туристско-рекреационного характера.
Решение вложить значительные средства в развитие Курильских островов сразу возбудило подозрения в политической подоплеке этой инициативы. Как известно, Япония уже давно и безуспешно требует возвращения четырех южнокурильских островов, которые в Токио именуют "Северными территориями". При этом в Стране восходящего солнца не забывают и об остальных Курилах, которые также некогда входили во владения японского императора.
Однако эти подозрения развеял сам Герман Греф, заявивший, что программа развития Курильских островов не затрагивает политических вопросов. Он подтвердил, что российское правительство не рассматривает вопрос о передаче островов Японии. Принятое решение по программе развития, по крайней мере, наводит на мысль, что федеральные власти вряд ли будут инвестировать в территорию, с которой собирают в обозримом будущем расстаться.
Эти действия согласуются и с мнением большинства россиян, 73 процента из которых, согласно опросу ВЦИОМ, считают, что Курильские острова должны остаться территорией России. Лишь два процента опрошенных выступили за то, чтоб отдать острова Японии, и эта величина находится в пределах статистической погрешности.
Еще десять процентов респондентов не против компромиссного решения территориального конфликта в виде совместного российско-японского управления островами. Тем более, что такой прецедент уже был в XIX веке на Сахалине. Пять процентов предлагают поделить Южные Курилы между Японией и Россией, как это было записано в декларации 1956 года. Оставшиеся шесть процентов полагают, что будущие поколения россиян и японцев лучше разберутся в этом вопросе, чем нынешние.
Чтобы понять, почему в головах наших сограждан существуют такие противоречивые мнения по курильскому вопросу, следует вкратце вспомнить запутанную историю территориального спора.
Когда в первой половине XVIII века русские и японские промышленники впервые появились на островах, их населяли коренные жители айны. Русские и японцы продвигались по Курильской гряде навстречу друг другу соответственно с севера и с юга. В течение более ста лет юридическая принадлежность островов не была зафиксирована.
Только в 1855 году был подписан договор с Японией, по которому четыре южных острова признавались японской территорией. Тогда же Сахалин был определен совместным владением двух монархий. Затем, по договору 1875 года, Курильская гряда полностью перешла к Японии в обмен на отказ от притязаний на остров Сахалин.
Поражение царской России в войне 1904-1905 годов завершилось Портсмутским мирным договором, по которому русские потеряли южную часть Сахалина. Таким образом к концу Второй мировой войны Японии на законных основаниях принадлежали все Курилы и южная часть Сахалина.
В августе - сентябре 1945 года на эти территории высадился советский десант, и они были включены в состав Советского Союза. Договоренность об этом была достигнута на встрече Сталина, Черчилля и Рузвельта в Ялте, где главы государств антифашистской коалиции определяли будущую карту мира после разгрома нацистской Германии и ее союзников.
В 1951 году в Сан-Франциско Япония официально отказалась от прав на Курилы, но не указала, в чью пользу передаются эти территории. СССР этот договор не подписал. В 1956 году в Москве была подписана советско-японская декларация, в которой говорилось о прекращении состояния войны между СССР и Японией.
В частности, статья 9 этого документа предусматривала продолжение переговоров о заключении мирного договора между СССР и Японией и включала согласие Москвы на передачу Японии после заключения этого договора островов Хабомаи и Шикотан. Однако в 1960 году советское правительство в одностороннем порядке отказалось от выполнения принятых на себя обязательств.
В последние годы из МИД и администрации президента России происходили утечки, предполагающие возможность возвращения Японии либо двух островов, либо даже всех четырех. Вопрос о том, чтобы уладить отношения с Японией в обмен на инвестиции, также активно обсуждался в политических кругах России на протяжении всех 1990-х годов. Однако население страны политиков в этом отношении никогда не поддерживало. И если раньше для этого были в основном идеологические, иррациональные обоснования ("исконно русская земля", "политая кровью наших предков" и т.п.), то теперь россияне приводят меркантильные причины для сохранения Курил в составе России.
Так, почти половина россиян считает, что Курилы ценны большими запасами рыбы и морепродуктов. Также значительное количество наших сограждан уверены в том, что Курилы являются стратегическим форпостом России на Тихом океане. Еще 36 процентов считают достаточным сам факт, что на Курилах живут российские граждане. Шесть процентов опрошенных не видят в Курилах никакой практической пользы, но считают их сохранение за Россией делом принципа. А вот отдать острова японцам во временное пользование готовы лишь пять процентов россиян.
Учитывая, что подавляющее большинство населения Курильской гряды составляют военнослужащие и члены их семей, уровень патриотизма на самих островах еще выше, чем в среднем по России. В то же время некоторые жители островов посматривают с плохо скрываемой завистью в сторону Японии. Объяснение этому простое: доходы 40 процентов населения Южных Курил ниже официального прожиточного минимума, который в России и так невысок. В то же время цены на продукты питания в 2-3 раза превышают аналогичные цены на Сахалине, в Приморском и Хабаровском краях.
Экономисты приводят астрономические оценки общей стоимости природных ресурсов этого региона. Эта цифра только для Южных Курил с прилегающей акваторией составляет более 2,5 триллиона долларов. Показатель признан официальным и был включен в целевую программу экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья в 1996-2005 годах.
Эксперты полагают, что сейчас осваивается не более пяти процентов объемов биоресурсов, которые можно было бы добывать без ущерба для природы. Правда, это только официальные показатели, а урон, наносимый браконьерским выловом, можно оценить лишь приблизительно. В любом случае один лишь южнокурильский регион способен ежегодно зарабатывать до 4 миллиардов долларов.
Средства, которые Россия планирует вложить в развитие Курил, относительно невелики по меркам пухнущей от нефтедолларов казны. И главная задача - чтобы они не пропали впустую, как это часто случается. Если уж Россия считает, что без этих островов ей жить никак нельзя, то нужно, чтобы местные жители почувствовали это на себе. И тогда мы с полным правом сможем сказать японцам: "Как же вам такую красоту-то отдавать?".
Андрей Кузнецов
http://www.lenta.ru/articles/2006/08/03/kuriles/