«Каирская инициатива» по ливийскому урегулированию неубедительна и неискренна, считает глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу.
В субботу в Каире состоялась встреча президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси с командующим Ливийской национальной армией Халифой Хафтаром и главой заседающей на востоке Ливии Палаты представителей Акилой Салехом. По итогам встречи глава Египта объявил о «каирской инициативе», которая включает в себя прекращение огня на всей территории Ливии с 8 июня и условия политического урегулирования.
«Это неубедительно и неискренне. Усилия в Каире по прекращению огня были мертворожденными. Соглашение о перемирии должно было быть подписано на таких площадках, как Москва или Берлин, где (участники конфликта) собрались вместе. Призыв к прекращению огня для спасения Хафтара не кажется нам искренним и заслуживающим доверия», — заявил турецкий Чавушоглу в интервью газете Hürriyet.
По его словам, Хафтар не только уклонился от подписания соглашения о прекращении огня в Москве и Берлине, но и «усилил свою агрессивность». Теперь же, после недавних военных успехов сил Правительства национального согласия Ливии, он начал призывать к прекращению огня, добавил глава МИД Турции.
«В ближайшие дни мы проведем переговоры с россиянами по Ливии… Если будет достигнут консенсус на платформе под эгидой ООН, то такое прекращение огня будет заслуживающим доверия и постоянным», — сказал турецкий министр.
Восточное Средиземноморье остается «горячей точкой», но ни Греция, ни Турция не хотят «горячего инцидента», заявил заместитель советника премьер-министра Греции по национальной безопасности Танос Докос, выступая на дискуссии на 5-м Дельфийском экономическом форуме. Форум проходит в онлайн-режиме.
В последние месяцы растет напряженность в греко-турецких отношениях. Последним примером стала публикация в турецкой правительственной газете заявок Турецкой нефтяной корпорации (TPAO) о проведении исследований в районах греческого континентального шельфа. Советник премьер-министра Греции по национальной безопасности, а затем и министр национальной обороны Греции Никос Панайотопулос заявили в последние дни о готовности, если потребуется, дать военный ответ Турции.
«Греция, как и Турция, в последнюю очередь хотела бы, чтобы этим летом произошел «горячий инцидент», — сказал Докос, выступая на дискуссии «Новый порядок вещей в Восточном Средиземноморье II», организованной форумом совместно с Греческим фондом европейской и внешней политики Hellenic Foundation for European & Foreign Policy (ELIAMEP).
Докос добавил, что Восточное Средиземноморье остается горячей точкой и назвал его G0, нулевой точкой.
По его словам, есть много игроков, но никто не контролирует ситуацию, ЕС является простым наблюдателем, а у США много внутренних проблем. В Ливии ситуация вышла из-под контроля, Сирия остается проблемой, и единственный положительный момент заключается в том, что, к счастью, потоки беженцев значительно сократились, сказал Докос.
По его словам, Восточное Средиземноморье все еще находится в «текучем состоянии», и ЕС должен придумать новые способы возобновления сотрудничества с Турцией.
Синан Ульген, генеральный директор стамбульского Центра экономических и внешнеполитических исследований EDAM, высказался в таком же тоне, указав, что ЕС больше не имеет никакого влияния в Турции.
Турция превратилась в «жесткую силу», отказавшись от мягкой политики предыдущих лет, и в то время как Анкара рассматривает Европу исключительно как источник денег для беженцев, отметил он.
Если Европа останется на этой позиции, то позиция Турции в регионе будет укрепляться, сказал Синан Ульген. Он также сказал, что кризис пандемии — это прекрасная возможность для Европы восстановить мосты с Турцией, потому что ей потребуются страны по соседству, где она сможет инвестировать в производство продуктов, которые до сих пор она импортировала из Китая или других дальних направлений.
Исполнительный вице-президент Атлантического совета Atlantic Council Деймон Уилсон сказал, что Соединенные Штаты будут держаться на расстоянии от региона, однако не покидая Грецию и Кипр. Он сослался на союз между Грецией, Кипром, Израилем и Соединенными Штатами, а также на соглашение о взаимном оборонном сотрудничестве.
США не имеют в настоящий момент стратегии на Ближнем Востоке, и регион не является приоритетом для Вашингтона, но было бы неправильно их исключать из него, сказал Уилсон.
Натали Точчи из Института международных исследований в Риме, почетный профессор Тюбингенского университета, сказала, что стратегия ЕС в отношении Турции провалилась, в то время как Соединенные Штаты Америки игнорируют в битве. Что касается Китая, то, по ее оценке, его будут видеть все реже в регионе.