По мере того, как события в Ливии начинают все больше напоминать позиционную войну без видимого перевеса, трезвомыслящие политики и военные поговаривают об отмене резолюции 1973. За ненадобностью. Законодательный акт, принятый на высоком международном уровне, уже ничего изменить не может. Да и не нужен.
Как гласит поговорка, «ветры дуют не в ту сторону, куда хотят мореходы». Наряду с иракской и афганской мы получили еще и ливийскую трясину. Как из нее выбраться – это волнует сегодня всех, кто вовлечен в кампанию. Разве что только повстанцы все еще витают в облаках, охваченные революционным порывом, и наивно полагая, что они кому-то нужны. Что им предоставят современные боевые технологии, снабдят деньгами, научат воевать и вести бойцов на штурм редутов каддафистов.. Недавно бывший шеф ЦРУ признал, что падение ливийского режима очень усложнит и затруднит противостояние международному терроризму. Надежной опорой в этой борьбе в Северной Африке до сегодняшнего дня оставалась Джамахирия. Такие заявления – не обмолвка. Их не следует пропускать мимо ушей, к ним надо внимательно прислушиваться. Они – прелюдия к грядущим переломным событиям.
В беседах высокие военные чины Альянса признают: да, нам удалось подрезать крылья Каддафи, значительно снизить потенциал его батальонов, но не подорвать боевой дух. Армия еще очень боеспособна.
В прошлых кампаниях, замечаю я, силы коалиции уже через неделю владели столицами, следовательно, и самими государствами: Афганистаном, Ираком. Нынешнюю миссию вообще можно считать провалившейся: никаких целей она не достигла, говорят собеседники. Боже упаси нас всех от наземных операций, к чему призывают Саркози и другие не в меру горячие головы. Каким может быть развитие событий? Трагическим. В войну вступят ливийские племена и их приграничные соплеменники. По аналогии с Пакистаном и Афганистаном. «Аль-Каида» воспользуется возможностью ввязаться в драку, протянет руку Каддафи, если уже не протянула, и бросит свои рати по всему миру на американские и западные интересы. Регион станет полем брани и регулярных воинских частей, и боевиков, и экстремистских группировок. Невеселая перспектива.
В военных кругах государств, принявших участие в нанесении воздушных ударах по Ливии, бытует мнение, что во всем виноваты «планировщики», заранее определившие сроки ведения войны. Они, как видим, просчитались, да и боевому настрою сил коалиции это обстоятельство не способствовало. Первый промах. За ним последовали другие: до сих пор в рядах повстанцев нет военных советников. Такого история былых вторжений не знала: любое повстанческое движение цементировали, учили, «воспитывали», если хотите, офицеры профессионалы. Создается впечатление, что революционеров немного взбодрили, показав «натовские возможности», и бросили на произвол судьбы в облике полковничьих батальонов.
Каковы сегодня цели миссии, никто определенно ответить не может. Низвергнуть режим, ликвидировать Каддафи? Резолюция 1973 ничего не поясняет. Зато все громче в мире ропот, протесты, возмущения на самом высоком уровне по поводу того, что некоторые столицы берут на себя смелость решать судьбу лидера суверенного государства. Все это очень смахивает на самосуд, к которому даже в ушедших цивилизациях относились крайне осторожно.
В Конгрессе тоже раздаются предостережения, правда, зачастую на фоне «ястребиных заявлений», призывающих поторопиться и окончательно «закрыть ливийское досье». Или, в случае провала миссии Альянса, его закроет «Аль-Каида».
На «арабской улице» сегодня можно услышать, что империалистические государства не принесут избавления ливийцам, они ввергли палестинский народ в нищету, лишили его государства, они повинны в бойне в Афганистане и Ираке. Не разумно повстанцам просить кусок хлеба, потом требовать «повоевать за них» с армией Каддафи, а самого устранить.
И с каждым днем ливийского противостояния все более утверждается мнение обывателей, что «Каддафи – эмир угнетенных мусульман».