Министерство сельского хозяйства не исключает сворачивания программы льготного кредитования АПК из-за резкого повышения ключевой ставки ЦБ, цитирует ТАСС министра Николая Федорова. «Если ключевая ставка такая, то, конечно, [кредитование] ниже ключевой ставки — это должно быть особое государственное решение, на которое вряд ли сейчас государство пойдет. Тогда я должен считаться с реальностью как чиновник и политик», — заявил он, отвечая на вопрос о влиянии на отрасль повышения ключевой ставки до 17% с 10,5% годовых.
С 16 декабря ЦБ поднял ключевую ставку на 6,5 п. п. до 17% годовых в связи с «необходимостью ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски». Льготное кредитование агропромышленных проектов предполагает бюджетную компенсацию части процентной ставки по кредитам в размере ключевой ставки в полном объеме или ее части. По словам Федорова, общий портфель выданных кредитов в сфере АПК в России составляет около 2 трлн руб., просроченная задолженность — 156 млрд руб.
«Это [отмена льготного кредитования] убьет сектор или они решили пройти кризис через очищение» — так прокомментировал «Ведомостям» заявление министра топ-менеджер крупного агрохолдинга. По его мнению, если такое решение будет принято, то в отрасль никто инвестировать не будет — проекты станут неокупаемыми. После перехода на погектарную государственную поддержку льготное кредитование на пополнение оборотных средств по факту отменено, поэтому данное решение, если оно будет принято, никак не отразится, в частности, на посевной, считает глава Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин. Однако долгосрочные инвестиционные проекты пострадают сильно, замечает он. Любая господдержка — вопрос окупаемости проекта, указывает председатель правления Национального союза производителей молока. По его словам, сейчас «по-хорошему Минсельхоз должен создать аварийный штаб и планировать свои действия», чтобы аграрии не поддались панике.
Даниленко считает, что для ключевых секторов государство должно выделить ресурсы по заведомо низкой ставке: «Это единственный выход для поддержания реального сектора», — заявил Даниленко.