Общеисторическая

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.752
Адрес
г. Пермь
Самолет оборудовался многочисленным навигационным оборудованием, имелся даже искусственный горизонт. Бортовое электрооборудование работало от генераторов, отбиравших мощность у двигателей.
Бомбардировщик оснащался приемопередающей радиостанцией была расположена по левому борту позади пилота. Радиооборудование запитывалось от отдельного 2,5-сильного бензинового генератора компании Bosch, который развивал мощность 1000 Ватт.
Для переговоров между членами экипажа применялся электрический машинный телеграф, крепившийся к крыше кабины пилотов. С помощью обозначенных лампочками заранее заданных слов могли быть переданы двадцать или более команд.

Заводские пилоты отмечают завершение постройки 25-го по счету ризенфлюгцойга, которым оказался Цеппелин-Штаакен R.XIVa

Заводские пилоты отмечают завершение постройки 25-го по счету "ризенфлюгцойга", которым оказался "Цеппелин-Штаакен" R.XIVa

В середине 1918 года была разработана модификация R.XIVa, изменения в которой должны были служить увеличению скороподъемности и эксплуатационного потолка при повышенной боевой нагрузке. Для достижения этих целей на всех двигателях снова были установлены редукторы, а вес машины был значительно снижен за счет внутренних конструктивных изменений и удаления пулеметных точек на верхнем крыле. Другим заметным изменением было то, что поверхности руля высоты были сбалансированы, что сделало R.XIVa первой машиной Staaken, в которой все поверхности управления были сбалансированы. Было начато постройкой четыре машины с номерами R.69 - R.72 из которых до конца войны успели построить только три.

R.XIVa производства фирмы Schutte-Lanz со снятой обшивкой мотогондолы

R.XIVa производства фирмы "Schutte-Lanz" со снятой обшивкой мотогондолы

Контракт на постройку трех машин R.XIVa с номерами от R.84 до R.86 получила компания Schutte-Lanz. Стоимостью машины в их исполнении составила 600 000 марок. Но ни одна из них не была завершена до конца войны.

R.43 идет на взлет, весна 1918 года. Самолет уже имеет пять двигателей.

R.43 идет на взлет, весна 1918 года. Самолет уже имеет пять двигателей.

Первый R.XIV с серийным номером R.43/17 был закончен в феврале 1918 года. Затем, как уже было сказано, последовали неудачные испытания с новыми моторами. Еще два месяца потребовалось на переделку в пятимоторный вариант. В итоге он был готов к приемке только в июле. Тогда же к испытания были готовы и ещё две машины с серийными номерами R.44 и R.45 - это все что смогла осилить страдающая от нехватки сырья и рабочих рук германская авиапромышленность. R.43 и R.45 использовались на Западном фронте в составе Rfa 501, а R.44 на Восточном. 10 августа 1918 года бомбардировщик R.43 был сбит около 23:50 капитаном Б. Юэлем из 151-й эскадрильи Королевских ВВС, на Сопвич "Кэмел". Несмотря на плотный оборонительный огонь немецких бортстрелков, англичане подожгли один из моторов немецкого самолета. Он разбился в миле к западу от маяка Талмас, недалеко от Дулланса, и все члены экипажа погибли. Вот как выглядел этот бой по воспоминаниям очевидца:
Пятимоторный "Гота" (на самом деле Staaken R.XIV) приблизился около полуночи и сбросил несколько бомб. Его засекли прожекторы, и на этот раз Джерри был удивлен, так как наши скауты поднялись в воздух, сразу заметили Фрица и направились за ним. Через несколько минут начался бой, и вскоре мы увидели большого Гота (Staaken R.XIV) в огне. Он упал, и несколько солдат побежали к горящим обломкам, когда одна из бомб взорвалась на жаре. Несколько из тех, кто был рядом, были убиты и еще больше ранено. На борту этой машины находилось восемь человек, трое были застрелены, четверо обожжены, а один штабной офицер прыгнул с парашютом, но тот не раскрылся, поэтому он тоже погиб

Приветствую вас друзья! Это был самый крупный и тяжелый аэроплан Первой Мировой войны, настоящий авиационный шедевр своей эпохи.  Для начала немного предыстории.-19


R.45 отправился на фронт 9 августа 1918 года. Во время бомбардировки Гавра 15 сентября 1918 года вместе с R.31 R.45 получил радиосообщение о том, что он не должен возвращаться на свою базу в Морвилле, которая в то время была основной базой Rfa 500, потому что из-за вражеских самолетов над летным полем невозможно включить посадочные огни. Однако из-за низкого уровня топлива командир решил, что до другого аэродрома самолет попросту не дотянет и значит, что R.45 должен был приземлиться в Морвилле. Радист сообщил о принятом решении и попросил наземный персонал подать сигнал фонариками. Первые два захода на посадку не увенчались успехом. К третьей попытке были запущены сигнальные ракеты, чтобы лучше осветить поле. R.45 приземлился, но не дотянул до начала взлетно-посадочной полосы и врезался в препятствия. На следующее утро было обнаружено, что препятствиями оказались фургон с водой, большая лестница слева, а также строительные материалы и крыша дома справа. Если бы не они, то бомбардировщик врезался бы не препятствия, бы в казарму, где спали 60 человек. Основательно разбитый самолет восстанавливать уже не стали.

R.45 после своей жесткой посадке в Морвилле

R.45 после своей жесткой посадке в Морвилле

После войны уцелевшие немецкие бывшие тяжелые бомбардировщики еще некоторое время использовались для почтовых и пассажирских перевозок. Известно, что один из "Штаакенов" (R.44) в 1918 году совершал полеты в город Каменец-Подольск для связи с правительством Украинской Народной Республики. В следующем году самолет был разобран.

Остов R.44 на аэродроме в Кельне, февраль 1919 года

Остов R.44 на аэродроме в Кельне, февраль 1919 года

Из трех построенных машин R.XIVа в том же 1919 году R.69 был зафрахтован правительством Украинской Народной Республики, но вскоре был арестован вблизи Вены и передан Италии, где вошел в состав итальянских ВВС. R.70 и R.71 так же совершали полеты из Германии на Украину. Последний 4 августа 1919 года, во время полета на Украину, потерпел крушение в лесу между Рудами и Кужней Рациборской. По неустановленным причинам самолет рухнул на землю. Никто из находившихся на борту не выжил. Это была одна из первых авиакатастроф пассажирских самолетов в Европе.
Как уже было сказано R.XIV стал самым крупным боевым самолетом Первой мировой войны. По своим размерам он чуть ли не вдвое превосходил нашего "Илью Муромца" а по величине бомбовой нагрузки вообще не имел себе равных. Дальность полета также была весьма и весьма впечатляющей.Для сравнения британский Хендли-Пейдж 0/400, также 1917 года разработки нес лишь 810 кг бомб при дальности полета в 960 км. Самая грузоподъемная модификация "Муромца" Е-1 могла нести лишь 1500 кг бомбовой нагрузки.

Русский бомбардировщик С-22 Илья Муромец серии Е-1 мог нести 1,5 тонны бомб при скорости в 130 км/ч. При этом его практический потолок составлял только 3000 метров,

Русский бомбардировщик С-22 "Илья Муромец" серии Е-1 мог нести 1,5 тонны бомб при скорости в 130 км/ч. При этом его практический потолок составлял только 3000 метров,

Но тем не менее пятимоторный R.XIV, не стал значительным достижением по сравнению с четырехдвигательным R.VI. С одной стороны установка фюзеляжного мотора повысила общую надежность силовой установки в случае отказа остальных двигателей двигателя. Однако установка переднего двигателя снова повысила вероятность пожара в случае аварийной посадки, а его вибрации повлияли на более чувствительные приборы. Отсутствие редукторов при небольшом диаметре и более высоких оборотах винтов снижали их аэродинамическую эффективность. Плюс большая чем у предшественника масса. В управлении самолет был тяжелым и пилоты буквально валились с ног от усталости после вылетов. И не удивительно, поскольку никакой гидравлики или электроприводов не было и в помине - только тросы, только хардкор. Для выполнения любого маневра обоим пилотам приходилось строго синхронно и с большим напряжением работать штурвалами. Страшно представить, каких усилий требовало управлять десятитонной махиной с размахом крыла больше сорока метров, да еще и в плохую погоду или ночью.
Но главное даже не в этом - в тех количествах в которых самолет производился, даже такой гигант не мог бы оказать существенного влияния на ход войны. А строить больше Второй Рейх уже не вывозил.
Источники: G. W. Haddow Peter M. Grosz "The German Giants. The German R-Planes 1914-1918", Jack Herris "Zeppelin-Staaken Aircraft of WWI" Volume 1 and 2 (Great War Aviation Centennial Series), А.И. Харук. "Бомбардировщики Первой Мировой войны. Более 60 типов воздушных кораблей", В. Обухович, А. Никифоров "Самолеты Первой мировой войны", материалы в открытом доступе в сети Интернет.
https://dzen.ru/a/ZkxeqZ_wOUThIu_W
 
Сверху